МуниципЕtльное бюджетное образовательное }п{реждение дополнительного
образования городского округа Заречный
<Щентр детского творчества)
ФщБ
Рассмотрена на заседании
методического совета
МБОУ ДО ГО Заречный кIИТ>
]ф 4 ( 22_) марта 2024 г.
чный кТIЛТ)
Петунина
<<22 r>марта2024
(ЛАБОРАТОРИЯ
ПРОЕКТОВ
)
общер€ввивающая программа
технической направленности
,ЩЛя обуT ающихся: 9_1з лет
Срок реапизации: июнь (18 календарных дней)
,Щополнительная общеобр€Lзовательная
Разработчик:
Юдина Алена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Городской округ Заречный, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: ,Щополнительная общеобр€}зовательная
<<Лаборатория проектов>
по
виду программы
программа
общеразвивающая,
ознакомительного уровня, технической направленности.
Основанием для проектирования и реапизации данной программы служит
перечень следующих нормативных правовых док)aментов:
ГIлан мероприятий по ре€rлизацииКонцепции
р€lзвития
дополнительного
до 2030 года, утвержденнойРаспоряжением Правительства
Российской Федерации от Зt.OЗ.2022 N 678-р, на территории Свердловской
образования детей
области на2022 - 2024 годы
Концепция развитиrI дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства
Российской Федерации от
3L03.2022 N б78-р, на территории Свердловской области.
Комплекснаяпрограмма "Уральская инженерная школа" на 201 5-2О34 годы,
утв. Указом ГубернатораСвердловской
области от 06.10.2014 г. J\b453-YT.
ГАОУ ДО СО к!ворец молодежи) от 06.07.2015г. Jф 323Д (Об итогах проведения отбора среди муницип€шьных образовательных
Приказ директора
организациЙ дополнителъного образовани[
СО на присвоение статуса
<<Базовая
площадка ГАУЩО СО <,Щворец молодежи))
Приказ директора
СВИДеТельстВо
М
базовой площадки
ГАНоУ Со
66
<<О
<,Цворец молодежи) от 01 .|2.2020г. J\Ъ 748-д.
присвоении образовательной организации статуса
гАноУ со
ОбРаЗОвательного проекта
<,.Щворец
(ТЕХНОЗАЬ по
молодёжи),
по
реализации
направлению <Робототехника
иинновационное техническое творчество>) выдано 07.|2.20i0 года.
Постановление Администрации ГО Заречный от 20.оЗ.2о24 года J\b 425_П
(О мераХ пО организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей
городском округе Заречный в2024
в
года)>.
Акryальность: Одной из педагогических технологий, направленных на
развитие успешности ребенка, является проектно-исследовательск€UI
деятельность. В процессе проектной деятельности формируется глубокая и
содержательн€ш
мотивация к процессу об1^lения, к выбору профессионалъной
деятельности. Формируемые умения и навыки, компетенции и ценности,
являющиеся важнейшей частью опыта
обуlающегося, необходимы
для
полноценной жизни и работы в условиях информационного общества.
Отличительные
черты:
особенности данной
отличительные
дополнительной общеразвивающей программы от
закJIючаются в
ориентированности на
ее
уже существующих
пропедевтику технической
профессиональной ориентации. Работая индивидуаJIьно или в малых группах,
обучающиеQя
создадут
и защитят
технические
проекты.
Новизна:
_
программа интегрированная и
построена с
использованием
межпредметных связей. Она объединяет в себе такие направлениrI деятельности,
как техническое моделирование и конструирование, современные компьютерные
технологии. На протяжении всего курса обучающиеся работают с оборудованием
и
программным обеспечением (Hardskills)
и
приобретают навыки,
востребованные при создании в командных проектах, так и для жизни в социуме
(Softskills);
- использование в учебном процессе проектных и исследовательских
технологий способствует мотивации и приобретению нового опыта
познавательной деятельности; использование
обучении
уник€tльного
оборулов ания даёт возможностъ изготовления спроектированных моделей;
- в рамках про|раммы созданы условия для развития навыков
самообразованиrI
и
исследования, построения индивидуальной траектории
обуrения, формирования познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы об1..rающихся.
академических часов, р€Lзделенных 10-минутным перерывом. Продолжительность
1 академического часа 45
Объем
минут астрономического времени.
программы,
срок
освоения: краткосрочная программа
<<Лаборатория проектов) рассчитанана 36 учебных часов в течение 1 смены.
Уровневость:
1
уровень
-
стартовый.
Формы обучения: Обучение проходит в группах по 15 обуlающихся.
Формирование групп по интересам обl^rающихся с согласия их родителей.
Виды занятий:
1. Свободное исследование.
2. Под руководством педагога.
З. Свободное творчество.
f\ель программы: обучение основам проектной деятельности посредством
пол)цение
новых
знаний
техничеQких
и
применение для решения творческих, рацион€tпизаторских
их
моделей
и инженерных
создания
решений,
и
исследовательских задач.
Задачи программы
Обучающuе:
- об1..rение созданию проектов с r{етом технической составляющих;
- формирование навыков практической работы по созданию технических
моделей и инженерных решений.
Развuваюu4uе:
-
Р€}ЗВиТие
способности обl^rающихся
к
самостоятельной 1лlебно-
исследовательской деятелъности;
- р€lзвитие
воображения, творческого мышления.
воспumаmельные:
- формирование культурной и технически развитой личности;
-
форrирование творческой личности
с
установкой
на
активное
самообразование;
_
р€lзвитие
интереса к конструированию, моделированиюи
рацион€rлизаторству;
- воспитание взаимовырrIки и навыков коллективного труда.
Планируемые (оясидаемые) результаты освоения Программы
Гhlанируемым результатом обуlения является освоение теоретических
ЗнаниЙ и практических умениЙ и навыков, а также формирование у обуrающихся
КРеаТИВНОЙ, ценностно-смысловоЙ, личностного самосовершенствования.
В результате освоения Программы обучающиеся
буdуm знаmь:
_ правила техники безопасности при работе с р€вными
матери€Lлами,
инструментами при изготовлении технических изДелиЙ, констрУиРОВаНИИ
объемных макетов;
- терминологию технической направленности;
- основные приемы работы с опорными схемами, технологическими
картами, эскизами;
-
принципы организации и
планирования работы направления
профессиональной деятельности, соответствующие понравившемуся виду
занятии;
буdуm умеmь:
- организовывать и планировать свою работу;
- распределятъ обязанности в коллективной работе, работать при
реапизации коллективного проекта в соответствии с общим замыслом;
- конструировать модели и постройки по'схеме, образцу, собственному
плану;
- использовать ИКТ при подготовке теоретической части проектов и
моделировании макетов;
- заниматься проектной деятельностью при конструировании технических
моделей;
- оценивать свою работу относительно запланированных результатов;
-
апеплироватъ к
понятиям, характеризующим расположение
пространстве, сопоставляя со схемами, планами, чертежами.
в
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Таблица
количество часов
тllп Наименование рд}дела, темы
1
Вводное занятие. Щель и
программы.
задачи
Форма
Всего
Теория
Практика
2
1
1
аттестации/контрольная
Беседа,
опрос,
дискуссия
Стартовая диагностика.
Вводпый инструктаж по
тБ
2
2.1
Разработкатеоретической
части проекта
пояснительная
10
записк
2
записк
4
J
1
1,5
Введение
2.2
2,з
2.4
3
пояснительная
основная часть
ПояснительнtUI записка.
Портфолио
Точка KoHTpoJuI. Готовность
теоретического обоснования
проекта
Разработка практической
1
Наблюдение,
дискуссия
Наблюдение, дискуссия
Наблюдение, дискуссия
2
2
2
Итоги практической
работы
18
1
I1
2
1
1
часть
3.1
з.2
aa
J.J
4
4.|
Подготовка материалов и
средствдля изготовления
продукта
Конструирование и
моделирование из
различного матери€ша
Подготовка продукта к
защите проектов
Подготовка проекта к
защите
Подготовка защитного спова
и
I4
выполнение
практического задания
|4
выполнение
практического задания
Наблюдение
2
0
2
4
1
J
а
выполнение
практического задания
2
презентационного
материЕrла
4.2
Подготовка ршдаточного
2
Итоговая аттестация.
Защита проектов.
2
1,5
выполнение
практического задания
2
Защита проектов
маторичrла
5
Итого
36
0
Содержание учебцого плана
Раздел 1. Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Ifель и задаЧи
программы.
Теория: Инструкции по охране труда. Понятия ((проект) и ((проектная
деятельность). Основные отличия реферата и проекта. ГIланируемый результат.
Практика: Примеры проектов. Анализ,
Раздел 2. Разработка теоретической части проекта
2. 1.
ПояснительнаrI записка. Введение
Теория: Составляющие р€вдела
<<объект>>,
((предмет). (акту€UIьностъ),
<<Введение>>.
Понятия
<<проблема>>,
((цель), ((задачи)>.
Выявление проблемы. Определение актуЕLльности и цели
Практика:
проекта, постановка задач. Опредепение <<объекта)> и ((предмета>.
2.2. Пояснительн€и записка. основная часть
Теория: Составляющие рЕвдела
<<Основная часть>). Понятия
((планмероприятий>>, <<ожидаемый результат)>, <<бюджет>>, ((cMeTD>, ((риски>),
<<устойчивости).
Практика: Составление плана мероприятий. Определение ожидаемого
резулътата Определение основных статей расходов. Составленйе сметы на
ре€Lлизацию проекта.
2.3. Пояснительн€ш
записка. Портфолио
Теория : Составляющие р€вдела <Портфолио)>.
Практика: Определение наполнения р€}здела <Портфолио>.
2.4. Точка контроля N91. Готовность теоретического обоснования проекта
Практика
:
ПрезентациrI пояснителъной записки
Раздел 3. Разработка практической часть
3. 1. Подготовка матери€шов и средств для изготовления продукта
Теория: Разнообразие матери€Lлов
и средств. Возможности имеющихся
средств.
Практика: Подбор матери€Lлов и средств для изготовления в соответствии с
функцион€tлом отчуждаемого продукта. Определение необходимого количества
материЕLпов.
3.2. Конструирование и моделирование из р€tзличного
Практика:
Создание
отчуждаемого
материаJIа
продукта.
Реализация
запланированного функционала.
3.3. Подготовка продукта к защите проектов
Практика : Тестирование продукта. Отладка продукта.
Раздел 4. Подготовка проекта к защите
4.1. Подготовка защитного слова и презентационного матери€Lла
Теория: Основы успешной защиты проекта. Обязательные составляющие
защитного слова. Требования к презентационному материапу.
Практика: Составление защитного слова
с
rIетом
предъявляемых
требований. Создание и наполнение презентационного матери€Lла для защиты
проекта.
4.2. Подготовка раздаточного материаJIа
Теория: Содержание раздаточного материала.
создания раздаточного материала.
Практика: Создание рекламной листовки проекта
MS
Раздел 5. Итоговая аттестация. Защита проектов.
Практика: Защита проектов. Рефлексия деятельности
Publishcr средство
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЪНО_ТЕХНИtIЕСКОЕ
Необходимыми условиям
и
ОБЕСПЕЧШНИШ ПРОГРАММЫ
для ре€шизации
про|раммы является н€uIичие
помещения, позволяющего организовывать деятельностъ обуrающихся. В
помещение предусмотрены
:
- Шкаф-купе со стеллажами для хранения деталей конструктора
в сортировочных контейнерах;
-
Витрина для выставки готовых конструкций и моделей;
- Место для хранениrI методического
комплекта
(программа,
технологические карты) и дополнительнъIх материалов.
Материально-техническое обеспечение про|раммы представлено в таблице.
Таблица 2
MamepuallbHo - mехнuческое оснаlценuе кабuнеmа
N п/п
количество
наименование
1
Рабочее место педагога (стол, стул)
2
Проектор
1
J
Компьютер для педагога
1
4
Телевизор
1
5
Магнитно-маркернuI доска
2
6
Ноутбук
7
Конструктор
J
24
LEGO Education WeDo 2,0
45300
7
Конструктор LEGO Education MINDSTORMS ЕV3
8
Базовый набор
8
45544 Базовыйнабор
9
Конструктор LEGO Education MINDSTORMS ЕV3
8
45560 Ресурсныйнабор
10
Конструктор LEGO 9686 Набор техЕология и физика
8
N п/п
наименование
количество
11
Конструктор LEGO 968 8 Возобновляемые источники
энергии
8
I2
Конструктор LEGO 9641 Набор Пневматика
8
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
основной формой обlпrения является практическая работа,
l) виде.
- Частично-поисковый, или эвристический метод обу.lения заключается в
организации активного поиска решениrI выдвинутых в об1^lении (или
самостоятельно сформулированных) познавательных задач. Для организации
занятий необходимо следующий набор.
- учебный класс.
- наборы конструкторов;
- ноутбуки;
_
магнитно_маркерная доска.
Для организации и проведения занятий необходим дидактический
матери€lп:
- презентационныйматериал
_
примеры проектов.
;
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/ КОНТРО ЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроJIя
Содержание
Методы
Сроки KoHTpojuI
Вводный
Области интересов и
склонностей
Беседы, наблюдение
05.06.2024
Итоговый
Контропь выпопнония
поставленньIх задач,
уровень творческого
развития и
Защита проекта
27,06.2024
сап4остоятепьности
итоговыЙ
контроль
Форма проведения: защита творческого проекта.
Ребята представляют творческие проекты, созданные по собственному
замыслу.
Критерии оценки:
- каЧество исполнения (правильность сборки, прочность, завершенность
конструкции)
1
до 5 баллов;
- сЛожность конструкции (количество использованных дет€LпеЙ)
баллов;
-работоспособнос 0,2или5
баллов:
- программа написана самостоятельно и без ошибок
- программа написана, но с помощью
- программа не написана
- самостоятельность
-
l
-
педагога
-
5 баллов;
2 балла;
0 баллов;
или3 балла:
- проект выполнен самостоятелъно
-
- проект создан с помощью педагога
- ответы надополнительные
3 балла;
-1
ба-гlл;
вопросы
Максимагlьное количество баллов
-
2L
0 до 3 баллов.
ба.гrл.
-
от 0 до
5
Критерии уровня освоения матери€tлы:
-
- высокий уровень
от 17 баллов и более;
- средний уровень- от 1 1 до 16 баллов;
- низкий уровень
-
до 10 баллов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Н орм
1.
аm uвн
bl ed о
tyM енmы :
Федералъный закон от 24.07.1998 Ns 124-ФЗ <Об основных гарантиrIх
прав ребёнка в РФ>;
2. Федеральный закон от 29 декабря 20112 г. }lЪ 27З-ФЗ <Об образовании в
Российской Федерации);
3. Распоряжение Правительства
РФ от 3|.03.2022 j\b678-p кОб утверждении
Концепции р€ввитиrI дополнительного образования детей до 2030 года);
РФ от 29.05.201-5 N 996-р <Об утверждении
Стратегии р€ввития Ьоспитания в Российской Федерации на период до 2025
4. Распоряжение Правительства
года).
5.
Приказ Министерства Просвещения РФ от
утверждении Порядка организации и
27.07
.2022 г. Jф 629 (Об
осуществления образовательной
деятелъности по дополнительньiм общеобразовательным процраммам);
6. Приказ Министерства Просвещениf, Российской Федерации от 03.09.20|9
г. NЬ 467 (Об утверждении
Щелевой модели р€tзвитиrl
дополнительного образования детей>;
7.
Приказ Министерства труда
Федерации
от
22.09.202I
г. J\b
652Tl
и
регион€lJIьных
систем
социальной защиты Российской
(Об
утверждении профессион€tльного
стандарта <<Педагог дополнителъного образования детей и взрослыю);
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача
28.09.2020
г.
Ns 28 (Об утверждении СанПиН
<<Санитарноэпидемиопогические требования
РФ
от
2.4.3648--20
к организациям воспитаниrI
и
об1.,rения, отдыха и оздоровлениrI детей и молодежи);
9.
З242.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. Jф 09-
(О
направлении Методических рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневых)>>;
10.
2б.10.2018
Распоряжение Правительства Свердловской области J\Ъ 646-РП от
кО создании в
Свердповской области целевоЙ модели развитиrI
регионЕlльной системы дополнитепъного образования детей;
11.
Комплекснаяпро|рамма "УральскЕuя инженерн€rя школа" на 20|5-20З4
годы, утв. Указом ГубернатораСвердловской
|2.
о
Положение
области от 06.10.2014 г.
N
453-УТ.
общеобр€}зовательных
дополнительных
ГАНОУ СО
<,.Щворец
молодежи), утвержденное
Приказ директора ГАОУ ДО СО
<<.Щворец
молодежи)) от 06.07.2015г.
общеразвивающих программах
прикЕlзом от 14.05.2020 J\b 269-д;
13.
Jф 323-д <Об итогах проведения отбора среди муницип€lJIъных
образовательных
организаций дополнительного образования СО на шрисвоение статуса
<<Базовая
площадка ГАУЩО СО <,Щворец молодежи>;
14.
Приказ директора ГАНОУ СО <,Щворец молодежи) от 01.12.2020г.
J\Гs
15.
Постановление Администрации
ГО Заречный от 20.03.2024 года
}lb
748-д;
425-П <О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровлениrI детей в
городском округе Заречный в 2024
С п е цuал ьн ая
1.
л
umер аmур
АвтайкинаТ.
а
годa>).
:
О., Власова О. С. Метод проектов как
у
младших школьников:
формирования универс€tльных
1^rебных действий
Учебнометодическое пособие.
М.: АПКиППРО, 2013. 5б с.
Байбородова
-
Л. В.
средство
Проектная деятельнос,iь школъников в
рЕвновозрастных группах: пособие для 1^rителей общеобрч}зовательных
организаций / Л. В. БаЙбородова, Л. Н. Серебренников.
М.: Просвещение,
2.
2013. |75 с.
3. Белиовская, Л.Г. Использование LEGO-p060TOB в инженерных проектах
ШКОЛЬНИКОв. ОтраслевоЙ подход [Текст] / Л.
Г. Белиовская, Н.А. Белиовский.
М.: ДДК Пресс, 2016.
4.
Копосов
д. г.
Первый шаг
в
робототехнику: практикум для
классов.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
-
286 с.
5
-6
5. Рындак
школьника
В. Г.,
в
.Щженжер
В. О.,
,,Щенисова
Л. В. Проектная деятельность
среде программирования Scratch. Оренбург: Оренб.
гос.
инст.менеджмента, 201'9.
Элекmр
1.
ресурс].
о
нн
bI
ер
есур
с ь,
:
LEGO Education WeDo 2.0. Комплект уrебных проектов [Электронный
-
URL:
https://le-www-live-s.legocdn.com/wedo/pdfslteacherguide/teacherguiderlJ-rU-
......'.;...'#
V
1 .pdf (.Щата обращения: 03.03 .2024).
2.
Как наr{ить программировать LEGO WeDo 2 с помощью блок-схем.
Статья для r{ителей- не информатиков [Электронный ресурс].
http://edurobots.ru/2 02OlO4lwedo-programming-blocks/
-
URL:
(.Щата обращения:
06.04.2022).
Л umер аmур а dля о бучаю uluхся :
l.
Аллан Бедфорд: Бопьшая книга LEGO. Манн, Иванов и Фербер ,2О!4.
2. Аллан. Бедфорд:
LEGO. Секретная инструкция. Эком, 20LЗ.
3. Голиков .Щ4. <, <БХВ-Петербург>,
Санкт-Петербург, 20
4.
Филиппов
17
С., Уроки
Управление [Текст] l С.
5.
.
робототехники. Конструкция.
Филиппо
М.: Лаборатория знаний, 20L7.
Филиппов С.А., Робототехника дJuI детей
С.Филиппов.
-
СПб.: Наука, 2013
.Щвижение.
. 3 19 с.
и
родителей [Текст]
l