ДООП. Лаборатория проектов (технический отряд) (1)

МуниципЕtльное бюджетное образовательное }п{реждение дополнительного
образования городского округа Заречный
<Щентр детского творчества)

ФщБ

Рассмотрена на заседании
методического совета
МБОУ ДО ГО Заречный кIИТ>
]ф 4 ( 22_) марта 2024 г.

чный кТIЛТ)
Петунина
<<22 r>марта2024

(ЛАБОРАТОРИЯ

ПРОЕКТОВ

)

общер€ввивающая программа
технической направленности
,ЩЛя обуT ающихся: 9_1з лет
Срок реапизации: июнь (18 календарных дней)

,Щополнительная общеобр€Lзовательная

Разработчик:
Юдина Алена Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Городской округ Заречный, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: ,Щополнительная общеобр€}зовательная
<<Лаборатория проектов>

по

виду программы

программа

общеразвивающая,

ознакомительного уровня, технической направленности.

Основанием для проектирования и реапизации данной программы служит
перечень следующих нормативных правовых док)aментов:

ГIлан мероприятий по ре€rлизацииКонцепции

р€lзвития

дополнительного

до 2030 года, утвержденнойРаспоряжением Правительства
Российской Федерации от Зt.OЗ.2022 N 678-р, на территории Свердловской
образования детей

области на2022 - 2024 годы

Концепция развитиrI дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства

Российской Федерации от

3L03.2022 N б78-р, на территории Свердловской области.
Комплекснаяпрограмма "Уральская инженерная школа" на 201 5-2О34 годы,
утв. Указом ГубернатораСвердловской

области от 06.10.2014 г. J\b453-YT.

ГАОУ ДО СО к!ворец молодежи) от 06.07.2015г. Jф 323Д (Об итогах проведения отбора среди муницип€шьных образовательных
Приказ директора

организациЙ дополнителъного образовани[

СО на присвоение статуса

<<Базовая

площадка ГАУЩО СО <,Щворец молодежи))
Приказ директора
СВИДеТельстВо

М

базовой площадки

ГАНоУ Со
66

<<О

<,Цворец молодежи) от 01 .|2.2020г. J\Ъ 748-д.

присвоении образовательной организации статуса

гАноУ со

ОбРаЗОвательного проекта

<,.Щворец

(ТЕХНОЗАЬ по

молодёжи),

по

реализации

направлению <Робототехника

иинновационное техническое творчество>) выдано 07.|2.20i0 года.

Постановление Администрации ГО Заречный от 20.оЗ.2о24 года J\b 425_П

(О мераХ пО организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей
городском округе Заречный в2024

в

года)>.

Акryальность: Одной из педагогических технологий, направленных на
развитие успешности ребенка, является проектно-исследовательск€UI
деятельность. В процессе проектной деятельности формируется глубокая и
содержательн€ш

мотивация к процессу об1^lения, к выбору профессионалъной

деятельности. Формируемые умения и навыки, компетенции и ценности,

являющиеся важнейшей частью опыта

обуlающегося, необходимы

для

полноценной жизни и работы в условиях информационного общества.

Отличительные

черты:

особенности данной

отличительные

дополнительной общеразвивающей программы от
закJIючаются в

ориентированности на

ее

уже существующих
пропедевтику технической

профессиональной ориентации. Работая индивидуаJIьно или в малых группах,
обучающиеQя

создадут

и защитят

технические

проекты.

Новизна:

_

программа интегрированная и

построена с

использованием

межпредметных связей. Она объединяет в себе такие направлениrI деятельности,
как техническое моделирование и конструирование, современные компьютерные
технологии. На протяжении всего курса обучающиеся работают с оборудованием

и

программным обеспечением (Hardskills)

и

приобретают навыки,

востребованные при создании в командных проектах, так и для жизни в социуме

(Softskills);

- использование в учебном процессе проектных и исследовательских
технологий способствует мотивации и приобретению нового опыта
познавательной деятельности; использование

обучении

уник€tльного

оборулов ания даёт возможностъ изготовления спроектированных моделей;

- в рамках про|раммы созданы условия для развития навыков
самообразованиrI

и

исследования, построения индивидуальной траектории

обуrения, формирования познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы об1..rающихся.

академических часов, р€Lзделенных 10-минутным перерывом. Продолжительность
1 академического часа 45

Объем

минут астрономического времени.

программы,

срок

освоения: краткосрочная программа

<<Лаборатория проектов) рассчитанана 36 учебных часов в течение 1 смены.

Уровневость:

1

уровень

-

стартовый.

Формы обучения: Обучение проходит в группах по 15 обуlающихся.
Формирование групп по интересам обl^rающихся с согласия их родителей.

Виды занятий:
1. Свободное исследование.

2. Под руководством педагога.

З. Свободное творчество.

f\ель программы: обучение основам проектной деятельности посредством
пол)цение

новых

знаний

техничеQких

и

применение для решения творческих, рацион€tпизаторских

их

моделей

и инженерных

создания

решений,

и

исследовательских задач.

Задачи программы
Обучающuе:
- об1..rение созданию проектов с r{етом технической составляющих;

- формирование навыков практической работы по созданию технических
моделей и инженерных решений.
Развuваюu4uе:

-

Р€}ЗВиТие

способности обl^rающихся

к

самостоятельной 1лlебно-

исследовательской деятелъности;
- р€lзвитие

воображения, творческого мышления.

воспumаmельные:
- формирование культурной и технически развитой личности;

-

форrирование творческой личности

с

установкой

на

активное

самообразование;
_

р€lзвитие

интереса к конструированию, моделированиюи

рацион€rлизаторству;
- воспитание взаимовырrIки и навыков коллективного труда.

Планируемые (оясидаемые) результаты освоения Программы
Гhlанируемым результатом обуlения является освоение теоретических
ЗнаниЙ и практических умениЙ и навыков, а также формирование у обуrающихся
КРеаТИВНОЙ, ценностно-смысловоЙ, личностного самосовершенствования.

В результате освоения Программы обучающиеся

буdуm знаmь:

_ правила техники безопасности при работе с р€вными

матери€Lлами,

инструментами при изготовлении технических изДелиЙ, констрУиРОВаНИИ
объемных макетов;
- терминологию технической направленности;

- основные приемы работы с опорными схемами, технологическими
картами, эскизами;

-

принципы организации и

планирования работы направления
профессиональной деятельности, соответствующие понравившемуся виду
занятии;
буdуm умеmь:
- организовывать и планировать свою работу;

- распределятъ обязанности в коллективной работе, работать при
реапизации коллективного проекта в соответствии с общим замыслом;

- конструировать модели и постройки по'схеме, образцу, собственному
плану;

- использовать ИКТ при подготовке теоретической части проектов и
моделировании макетов;

- заниматься проектной деятельностью при конструировании технических
моделей;
- оценивать свою работу относительно запланированных результатов;

-

апеплироватъ к

понятиям, характеризующим расположение

пространстве, сопоставляя со схемами, планами, чертежами.

в

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Таблица
количество часов

тllп Наименование рд}дела, темы

1

Вводное занятие. Щель и
программы.
задачи

Форма

Всего

Теория

Практика

2

1

1

аттестации/контрольная

Беседа,

опрос,

дискуссия

Стартовая диагностика.
Вводпый инструктаж по

тБ
2
2.1

Разработкатеоретической
части проекта

пояснительная

10

записк

2

записк

4

J

1
1,5

Введение

2.2

2,з
2.4

3

пояснительная

основная часть
ПояснительнtUI записка.
Портфолио
Точка KoHTpoJuI. Готовность
теоретического обоснования
проекта
Разработка практической

1

Наблюдение,
дискуссия
Наблюдение, дискуссия
Наблюдение, дискуссия

2

2

2

Итоги практической
работы

18

1

I1

2

1

1

часть
3.1

з.2

aa

J.J

4

4.|

Подготовка материалов и
средствдля изготовления
продукта
Конструирование и
моделирование из
различного матери€ша
Подготовка продукта к
защите проектов

Подготовка проекта к
защите
Подготовка защитного спова

и

I4

выполнение
практического задания

|4

выполнение
практического задания
Наблюдение

2

0

2

4

1

J

а

выполнение
практического задания

2

презентационного

материЕrла
4.2

Подготовка ршдаточного

2

Итоговая аттестация.
Защита проектов.

2

1,5

выполнение
практического задания

2

Защита проектов

маторичrла
5

Итого

36

0

Содержание учебцого плана

Раздел 1. Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Ifель и задаЧи
программы.
Теория: Инструкции по охране труда. Понятия ((проект) и ((проектная
деятельность). Основные отличия реферата и проекта. ГIланируемый результат.
Практика: Примеры проектов. Анализ,
Раздел 2. Разработка теоретической части проекта
2. 1.

ПояснительнаrI записка. Введение

Теория: Составляющие р€вдела
<<объект>>,

((предмет). (акту€UIьностъ),

<<Введение>>.

Понятия

<<проблема>>,

((цель), ((задачи)>.

Выявление проблемы. Определение актуЕLльности и цели

Практика:

проекта, постановка задач. Опредепение <<объекта)> и ((предмета>.
2.2. Пояснительн€и записка. основная часть

Теория: Составляющие рЕвдела

<<Основная часть>). Понятия

((планмероприятий>>, <<ожидаемый результат)>, <<бюджет>>, ((cMeTD>, ((риски>),
<<устойчивости).

Практика: Составление плана мероприятий. Определение ожидаемого
резулътата Определение основных статей расходов. Составленйе сметы на
ре€Lлизацию проекта.
2.3. Пояснительн€ш

записка. Портфолио
Теория : Составляющие р€вдела <Портфолио)>.
Практика: Определение наполнения р€}здела <Портфолио>.
2.4. Точка контроля N91. Готовность теоретического обоснования проекта

Практика

:

ПрезентациrI пояснителъной записки

Раздел 3. Разработка практической часть
3. 1. Подготовка матери€шов и средств для изготовления продукта

Теория: Разнообразие матери€Lлов

и средств. Возможности имеющихся

средств.

Практика: Подбор матери€Lлов и средств для изготовления в соответствии с
функцион€tлом отчуждаемого продукта. Определение необходимого количества
материЕLпов.

3.2. Конструирование и моделирование из р€tзличного

Практика:

Создание

отчуждаемого

материаJIа

продукта.

Реализация

запланированного функционала.
3.3. Подготовка продукта к защите проектов
Практика : Тестирование продукта. Отладка продукта.
Раздел 4. Подготовка проекта к защите
4.1. Подготовка защитного слова и презентационного матери€Lла

Теория: Основы успешной защиты проекта. Обязательные составляющие

защитного слова. Требования к презентационному материапу.

Практика: Составление защитного слова

с

rIетом

предъявляемых
требований. Создание и наполнение презентационного матери€Lла для защиты
проекта.
4.2. Подготовка раздаточного материаJIа

Теория: Содержание раздаточного материала.
создания раздаточного материала.
Практика: Создание рекламной листовки проекта

MS

Раздел 5. Итоговая аттестация. Защита проектов.
Практика: Защита проектов. Рефлексия деятельности

Publishcr средство

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЪНО_ТЕХНИtIЕСКОЕ

Необходимыми условиям

и

ОБЕСПЕЧШНИШ ПРОГРАММЫ

для ре€шизации

про|раммы является н€uIичие

помещения, позволяющего организовывать деятельностъ обуrающихся. В
помещение предусмотрены

:

- Шкаф-купе со стеллажами для хранения деталей конструктора
 в сортировочных контейнерах;
-

Витрина для выставки готовых конструкций и моделей;

- Место для хранениrI методического

комплекта

(программа,

технологические карты) и дополнительнъIх материалов.
Материально-техническое обеспечение про|раммы представлено в таблице.
Таблица 2
MamepuallbHo - mехнuческое оснаlценuе кабuнеmа
N п/п

количество

наименование

1

Рабочее место педагога (стол, стул)

2

Проектор

1

J

Компьютер для педагога

1

4

Телевизор

1

5

Магнитно-маркернuI доска

2

6

Ноутбук

7

Конструктор

J

24

LEGO Education WeDo 2,0

45300

7

Конструктор LEGO Education MINDSTORMS ЕV3

8

Базовый набор
8

45544 Базовыйнабор
9

Конструктор LEGO Education MINDSTORMS ЕV3

8

45560 Ресурсныйнабор
10

Конструктор LEGO 9686 Набор техЕология и физика

8

N п/п

наименование

количество

11

Конструктор LEGO 968 8 Возобновляемые источники
энергии

8

I2

Конструктор LEGO 9641 Набор Пневматика

8

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

основной формой обlпrения является практическая работа,

l) виде.

- Частично-поисковый, или эвристический метод обу.lения заключается в

организации активного поиска решениrI выдвинутых в об1^lении (или
самостоятельно сформулированных) познавательных задач. Для организации
занятий необходимо следующий набор.
- учебный класс.
- наборы конструкторов;
- ноутбуки;
_

магнитно_маркерная доска.

Для организации и проведения занятий необходим дидактический
матери€lп:
- презентационныйматериал
_

примеры проектов.

;

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/ КОНТРО ЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроJIя

Содержание

Методы

Сроки KoHTpojuI

Вводный

Области интересов и
склонностей

Беседы, наблюдение

05.06.2024

Итоговый

Контропь выпопнония
поставленньIх задач,
уровень творческого
развития и

Защита проекта

27,06.2024

сап4остоятепьности

итоговыЙ

контроль

Форма проведения: защита творческого проекта.
Ребята представляют творческие проекты, созданные по собственному
замыслу.

Критерии оценки:

- каЧество исполнения (правильность сборки, прочность, завершенность

конструкции)

1

до 5 баллов;

- сЛожность конструкции (количество использованных дет€LпеЙ)
баллов;

-работоспособнос 0,2или5

баллов:

- программа написана самостоятельно и без ошибок
- программа написана, но с помощью

- программа не написана
- самостоятельность

-

l

-

педагога

-

5 баллов;

2 балла;

0 баллов;

или3 балла:

- проект выполнен самостоятелъно

-

- проект создан с помощью педагога

- ответы надополнительные

3 балла;

-1

ба-гlл;

вопросы

Максимагlьное количество баллов

-

2L

0 до 3 баллов.

ба.гrл.

-

от 0 до

5

Критерии уровня освоения матери€tлы:

-

- высокий уровень
от 17 баллов и более;
- средний уровень- от 1 1 до 16 баллов;
- низкий уровень

-

до 10 баллов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Н орм
1.

аm uвн

bl ed о

tyM енmы :

Федералъный закон от 24.07.1998 Ns 124-ФЗ <Об основных гарантиrIх

прав ребёнка в РФ>;
2. Федеральный закон от 29 декабря 20112 г. }lЪ 27З-ФЗ <Об образовании в

Российской Федерации);
3. Распоряжение Правительства

РФ от 3|.03.2022 j\b678-p кОб утверждении

Концепции р€ввитиrI дополнительного образования детей до 2030 года);

РФ от 29.05.201-5 N 996-р <Об утверждении
Стратегии р€ввития Ьоспитания в Российской Федерации на период до 2025
4. Распоряжение Правительства

года).
5.

Приказ Министерства Просвещения РФ от

утверждении Порядка организации и

27.07

.2022 г. Jф 629 (Об

осуществления образовательной

деятелъности по дополнительньiм общеобразовательным процраммам);
6. Приказ Министерства Просвещениf, Российской Федерации от 03.09.20|9

г. NЬ 467 (Об утверждении

Щелевой модели р€tзвитиrl

дополнительного образования детей>;
7.

Приказ Министерства труда

Федерации

от

22.09.202I

г. J\b

652Tl

и

регион€lJIьных

систем

социальной защиты Российской

(Об

утверждении профессион€tльного

стандарта <<Педагог дополнителъного образования детей и взрослыю);
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача

28.09.2020

г.

Ns 28 (Об утверждении СанПиН

<<Санитарноэпидемиопогические требования

РФ

от

2.4.3648--20

к организациям воспитаниrI

и

об1.,rения, отдыха и оздоровлениrI детей и молодежи);
9.

З242.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. Jф 09-

(О

направлении Методических рекомендаций

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневых)>>;

10.
2б.10.2018

Распоряжение Правительства Свердловской области J\Ъ 646-РП от

кО создании в

Свердповской области целевоЙ модели развитиrI

регионЕlльной системы дополнитепъного образования детей;

11.

Комплекснаяпро|рамма "УральскЕuя инженерн€rя школа" на 20|5-20З4

годы, утв. Указом ГубернатораСвердловской

|2.

о

Положение

области от 06.10.2014 г.

N

453-УТ.

общеобр€}зовательных

дополнительных

ГАНОУ СО

<,.Щворец

молодежи), утвержденное

Приказ директора ГАОУ ДО СО

<<.Щворец

молодежи)) от 06.07.2015г.

общеразвивающих программах
прикЕlзом от 14.05.2020 J\b 269-д;

13.

Jф 323-д <Об итогах проведения отбора среди муницип€lJIъных

образовательных

организаций дополнительного образования СО на шрисвоение статуса

<<Базовая

площадка ГАУЩО СО <,Щворец молодежи>;

14.

Приказ директора ГАНОУ СО <,Щворец молодежи) от 01.12.2020г.

J\Гs

15.

Постановление Администрации

ГО Заречный от 20.03.2024 года

}lb

748-д;

425-П <О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровлениrI детей в
городском округе Заречный в 2024
С п е цuал ьн ая
1.

л

umер аmур

АвтайкинаТ.

а

годa>).

:

О., Власова О. С. Метод проектов как

у

младших школьников:

формирования универс€tльных

1^rебных действий

Учебнометодическое пособие.

М.: АПКиППРО, 2013. 5б с.

Байбородова

-

Л. В.

средство

Проектная деятельнос,iь школъников в
рЕвновозрастных группах: пособие для 1^rителей общеобрч}зовательных
организаций / Л. В. БаЙбородова, Л. Н. Серебренников.
М.: Просвещение,
2.

2013. |75 с.

3. Белиовская, Л.Г. Использование LEGO-p060TOB в инженерных проектах
ШКОЛЬНИКОв. ОтраслевоЙ подход [Текст] / Л.

Г. Белиовская, Н.А. Белиовский.

М.: ДДК Пресс, 2016.
4.

Копосов

д. г.

Первый шаг

в

робототехнику: практикум для

классов.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

-

286 с.

5

-6

5. Рындак

школьника

В. Г.,

в

.Щженжер

В. О.,

,,Щенисова

Л. В. Проектная деятельность

среде программирования Scratch. Оренбург: Оренб.

гос.

инст.менеджмента, 201'9.
Элекmр
1.

ресурс].

о

нн

bI

ер

есур

с ь,

:

LEGO Education WeDo 2.0. Комплект уrебных проектов [Электронный

-

URL:

https://le-www-live-s.legocdn.com/wedo/pdfslteacherguide/teacherguiderlJ-rU-

......'.;...'#

V

1 .pdf (.Щата обращения: 03.03 .2024).

2.

Как наr{ить программировать LEGO WeDo 2 с помощью блок-схем.

Статья для r{ителей- не информатиков [Электронный ресурс].
http://edurobots.ru/2 02OlO4lwedo-programming-blocks/

-

URL:

(.Щата обращения:

06.04.2022).

Л umер аmур а dля о бучаю uluхся :
l.

Аллан Бедфорд: Бопьшая книга LEGO. Манн, Иванов и Фербер ,2О!4.

2. Аллан. Бедфорд:

LEGO. Секретная инструкция. Эком, 20LЗ.

3. Голиков .Щ4. <, <БХВ-Петербург>,

Санкт-Петербург, 20
4.

Филиппов

17

С., Уроки

Управление [Текст] l С.
5.

.

робототехники. Конструкция.

Филиппо

М.: Лаборатория знаний, 20L7.

Филиппов С.А., Робототехника дJuI детей

С.Филиппов.

-

СПб.: Наука, 2013

.Щвижение.

. 3 19 с.

и

родителей [Текст]

l


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».