ДООП Изо, коллаж

МуниципазIьное бюдrкетное образователыIо9 уLIрежление
дополнительного образования городского округа Заречный
KI_{eHTp

детского творчества)

Рассмотрена на заседании
меl,одического

совета

МБОУ ДО ГО Заречный (ЦДТ)
Nq б от (10) июля 202зг.

ый 
Петунина

//;

/i5-

l/ с

r\ъ

(ИЗО, КОЛЛАЖt)
ffополнительная общеобразовательная обrцеразвивающая программа
художественной направJIеIлности
!ля детей:7-11 лет
Срок реализации: 2 года

Разработчик:
Варламова Анастасця IOpbeBHa,
педагог дополнительного llбразования

Городской округ Заречный, 202З

Паспорт ДООП
полное наименование
Публичное наименование
Направленность
Профиль
Краткое описание

Тип программы
Форма обучения
Источник финансирования
Язык образования
Уровни программы
тип местности
Продолжительность
Возрастные ограничения
Размер группы, чел.
Участие программы в
значимом проекте
Оплата сертификатом:
оВЗ:
Контакты организации:

Адрес проведения
Муниципалитет
описание

Содержание программы

<<Изо, коллаж)>

полнительная о бщео бразовательная
программа "Изо, коллаж"
Изо, коллаж
f{o

о

бщеразвив

an

)щая

Худоiltественная
.Щекоративно-прикладное искусство
Программа
направлеI{а
на
ознакомление
детей
изобразительным и декоративно-прикладным искусс гвом
Общеразвивающая

с

Очная форма обуrения
Бюдхtетное (бесплатное)

Русский язык
Старто вый (ознакомительный)
Городская
2 года
7-| 1 лет

до 15
IleT
Нет
Нет
8 (34з) ]]3-14-90,8 (з4з) ]1з-12-06
cdt_zar@mail.ru
httр://чу-детство.рф

г Заречный, y;t, Островского, д. 4
Городской округ Заречный

ГIо

программе обучающиеся знакомятся с народным
декоративно прикладным творчеством, изучают виды

народI{ого искусства, знакомятся с основными приемами
изобразительного
искусства,
изучают основы
материаловедения, цветоведения и композиции, знакомятся с
искусством
народов.
разных
В программу включено изготовление декоративных изделий сувеrIиры, открытки, настенные панно, картины.
IIредлагаемая программа строится по принципу
систематиLIности И последователь}Iости от Пtrlостого к
сложному, от технологических операций к твор.lgслой работе.
Занятия предусматривают дифференциацию пс степени
сложности и в зависимости от интересов и возиоrкностей
обучающихся.
Изу.tение теоретических и освоение практических основ:

1. Изобразительного искусства (хtивопись,

композиция).

рисунок,

2. Щекоративно-прикладного искусства (смешенные техники:
Щель программы

коЛЛаж, пallbe-Marrre, мозаика, аппликация, панно. работа с
бумагой и другими природными материалами).
Развитие творческих способностей детей и формиtrование их
ценнос,гного

отношения

к природе

в процессе

техник работы с природным материалом.

изуLIения

разных

l

Ожидаемые результаты

l. Совершенствование 1ъ,rений и навыков рисования.
2. Расширение арсенала знаний по техникам, применяемым в
изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
З. Рост показателей воJtевых качеств: усидчивость,

терпеJIивость.

4.

5.

Развитие

фантазии

и

мышJIения,

память,

б, Формирование положительной мотивации к

Особые условия
Преподаватели
Материально - техническая
база

ПрофориеIIтация

воlбрахtения.
внимания,
Е осприятие.
деятельности,

Развитие познавательных способностей:

развитие творческой инициативы.
Нет

Варламова Анастасия Юрьевна
Инвентарь для рисованияi альбом, простой карандаш, ластик
карандаши,
цветные
краски.
фломастеры,
Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые,
простой карандаш, линейка, ластик. Картон (чветной) Клей
(клей-карандаlп, клей-ПВА).
Зrlания и навыки: работа руками, искусство и творче,]тво.
IIаправления профессионального развитияi исцсствr) и
культура, художественное ремесленничество.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: художественная.
Актуальность: Искусство представляет собой специфическую
область познания реальной действительности. Специфичность этого
познания заключается в том, что искусство отражает мир в особой
форме в художественных образах. Искусство - специфическая область
прекрасного.

Оно

отображает

многообразные

явления

жизни:

прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и
низменные. Действительно, чувство прекрасного, потребность к
красоте живут в человеке с начала зарождения самого человека. А
наиболее восприимчивы к проявлению прекрасного - дети.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана с учетом нормативных документов:
–

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ);
–

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
–

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
–

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
–

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 23.08.2017 г. No 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
–

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 05.05.2018 No 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
–
09.11.2018

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
г.

осуществления

No

196

«Об

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
–

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30

сентября 2020 года No 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. No 196»;
–

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

03.09.2019 No 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
–

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
–

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 No АК-2563/05 «О

методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
–

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 No ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
–

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. No 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
–

Устав МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ» от 15.02.2017

–

Лицензия на образовательную деятельность.

–

Другие локальные акты учреждения.

Программа «ИЗО, коллаж» ориентирует на одновременное решение
задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е.
рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа
раскрывает

характер

обучения

изобразительному

искусству,

как

комплексный процесс формирования у учащихся духовной культуры,
овладения ими основами художественной культуры.
Отличительные особенности программы
Отличительная

особенность

данной

дополнительной

общеобразовательной программы заключается в том, что несмотря на то, что
она хоть и рассчитана на детей разного возраста, ориентирована на то, чтобы
дать им всем базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное
на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства,
как

живопись,

рисунок,

графика.

Применение

широкого

комплекса

различного дополнительного материала по изобразительному искусству, в
том числе альтернативных техник рисования (монотипия, граттаж, набрызги,
рисование тычком, пальцами и т.д.) дает базу знаний обучающимся
перспективу

их

творческого

роста,

личностного

развития.

Новизна

программы состоит в том, что, как указано выше, расширен спектр
направления деятельности: основы рисунка, живописи, а так же –
декоративно–прикладное и традиционное народное творчество. На занятих
впервые используются не только традиционные художественные средства

(карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные
материалы для детского творчества (гелевые ручки, различные виды цветной
бумаги, картона, пленки).
Программа составлена в соответствии с современными нормативными
актами

и

государственными

дополнительному

образованию,

программными
требованиями

документами
новых

по

методических

рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ.
Адресат программы: Программа «ИЗО, коллаж» направлена на
обучение в возрасте 7 -11 лет, проявляющих интерес к художественному
творчеству.
Психолого-педагогические характеристики.
У детей 7 – 11 лет формируется нравственная сфера личности.
Эмоционально-волевая память и внимание приобретают произвольный
характер.

Формируется

конкретнодейственного

переход

мышления

от
к

наглядно-образного

теоретическому

и

мышлению.

Формируется логическая память.
Набор детей в группу осуществляется по принципу добровольности,
без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных
умений.

Главным

условием

является

желание

ребенка

заниматься

рисованием. Прием учащихся осуществляется путем заключения договоров с
родителями (законными представителями). Группа детей состоит из 12
человек
Режим занятий:
Для обучающихся первого года обучения (7- 9 лет):
Продолжительность одного академического часа - 40 минут
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 4 часа
Занятие проводится 2 раза в неделю по 2 часа

Для обучающихся второго года обучения(10-11 лет и т.д.):
Продолжительность одного академического часа - 40 минут
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 5 часов
Занятие проводится 3 раза в неделю: 2 дня по 1,5 часа и 1 день -2 часа.
Учебно-тематический план программы составлен в соответствие с
санитарно-гигиеническими

требованиями

к

режиму

образовательного

процесса, установленными Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
Объем программы:
Для обучающихся первого года обучения: 144 часа в год.
Для обучающихся второго года обучения: 180 часов в год.
Срок освоения программы:
Объем программы – 324 часов в год.
Программа рассчитано на 2 года обучения.

Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации образовательной программы:
«Стартовый» от 7 до 9 лет - использование и реализация
общедоступных
минимальную

и

универсальных

сложность

форм

предлагаемого

организации
для

освоения

материала,
содержания

общеразвивающей программы.
«Базовый уровень» от 9 до 11 лет - использование и реализация форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и

целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
общеразвивающей программы.
Перечень форм обучения, перечень видов занятий, перечень форм
подведения итогов реализации программы:
1.

Коллективные, индивидуальные, индивидуально-групповые.

2.

Тематические презентации; репродукции произведений искусства

и иных достижений культуры; наглядные пособия (схемы, рисунки, чертежи,
фото и др.), технические средства обучения.
Для реализации программы используются несколько форм организации
занятий:
−

групповые, по подгруппам (4-8 человек), индивидуальные.

Деятельность

обучающихся

может

быть

организована

с

использованием дистанционных образовательных технологий (приложение):
−

очные занятия, проводимые в режиме реального времени

−

дистанционная

подборок

передача

образовательных,

видеозаписи

заданий

просветительских

и

и

занятий,

развивающих

материалов(WhatsApp, Zoom, Skype и др.); Google формы;
Занятия по данной программе предусматривают внеаудиторные
мероприятия. Недостающие навыки и умения восполняются на занятиях в
индивидуальной форме. Занятия в индивидуальной форме также служат для
подготовки ребенка к участию в выставках. Занятия по данной программе
предусматривают посещение различных выставок и участие в конкурсах.
Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала, презентаций и подкрепляется практической работой. Отдельные
темы предваряют занятия-упражнения, связанные не только с освоением
новой техники, но и для закрепления навыков и умений в изобразительной
деятельности. При подведении итогов работы обязательное обсуждение
полученных результатов. Отчёт о работе проходит в форме выставок
(текущих, отчётных), конкурсов.

Цель

общеразвивающей

программы:

выявление

и

развитие

творческих способностей детей средствами изучения различных видов
изобразительного и декаративно- прикладного искусства, воспитание
духовно нравственно-эстетических и коммуникативных качеств детей.
создать условия для позитивной социализации и раскрытия внутреннего
мира ребенка посредством изобразительного искусства.
Образовательная программа разработана как целостная система
введения в художественную культуру и включает в себя изучение видов
искусств, таких как: изобразительных — живопись, графика, скульптура;
различных видов декоративно-прикладного искусства; народного искусства
— традиционного крестьянского и народных промыслов.
Три

способа

художественного

освоения

действительности

—

изобразительный, декоративный и конструктивный — выступают для детей
в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов
художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Задачи:
Обучающие:
–

освоить

основные виды,

жанры

и

техники

выполнения изобразительного и художественного конструирования;
–

приобретать знания и практические навыки изобразительной

грамоты;
Развивающие:
–

развивать:

эстетических

способностей

и

потребностей

восприятия учащихся; творческого потенциала личности в процессе освоения
образного языка пластических искусств и приемов художественной
деятельности

по

созданию

художественного

образа

в

различных

художественных материалах и техниках; коммуникативных качеств и
активной жизненной позиции;
–

формировать:

художественного

нравственноэмоциональной позиции;
Воспитательные:

вкуса

учащихся;

–

воспитание: интереса и любви к искусству; умения видеть,

чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность
и творческую активность;
–

прививать

учащимся

активной

жизненной

позиции,

формирование потребности в творческом самовыражении.

Учебный (тематический) план
Первый год обучения
№
п/п

Наименование тем

1

Количество часов
Общее Теория Практика
кол-во
Осень «Осень – перемен восемь»

Вводное занятие.
Волшебная осень
1.2 Цветик – семицветик(2)
1.3 Осенний вернисаж
1.4 Мы рисуем осень
1.5 Портрет осени
1.6 Осень идёт – дождь за собой
ведёт(2)
1.7 Осенний день
1.8 Техника по сырому. Фантазия
(2)
1.9 Закат
1.10 Рисование с натуры
яблока.
1.11 Лепка простых по форме
фруктов и овощей.
1.12 Моя родина Урал
1.1

II.

2

1

1

4
2
2
2
4

1.5
1
1
1
1.5

2.5
1
1
1
2.5

Беседа,
инструктажи
Викторина
Беседа
Выставка работ.
Беседа
Беседа

2
4

1
1.5

1
2.5

Викторина

2
2

1
1

1
1

2

1

1

Кроссворд

2

1

1

Выставка работ.

Зима «Береги нос в большой мороз»

Выразительные
возможности
графических материалов
2.2 Ваза с фруктами
2.3 Фантастические деревья
2.4 Осенняя береза
2.5 Хмурая осень, ветреный день
2.6 На встречу к зиме
2.7 Букет
Снежной
Коллаж. (2)
2.8 Рождество
2.9 Приглашаем на праздник
2.10 Мы украшаем ёлку
2.1

Формы аттестации
и контроля

2

1

1

2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
4 Королевы.
1.5

1
1
1
1
1
2.5

Беседа

2
2
2

1
1
1

Викторина.
Выставка работ.

1
1
1

Выставка работ.

2.27

Красавица зима
Красота снежинок
Новогодний праздник. (2)
Свободная тема
Карнавальный костюм
«Чудо-платье».
Украшение
дымковской игрушки узором.
«Сказочная птица на ветке с
золотыми
яблоками»
Оформление
изделия
Городецкой росписью.
Русские узоры
Сестрицы - матрёшки
Уральская роспись.
Рисование с натуры
комнатного растения
Рисование с натуры детских
игрушек
(грузовик,
троллейбус, автобус)
Кем я хочу быть. Чем красив
человек?
Артисты цирка(2)
23 февраля. Готовим подарок
папам и дедушкам.
В саду у «Червовой
королевы»
Свободная тема

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10

Портрет мамы
Здравствуй Весна
Красота весеннего неба
Уральская масленица
Ранняя весна
Весенняя земля
Волшебство в лесу.
Подснежники
Страна цветочных снов
Что такое космос?

2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17

2.18
2.19
2.20
2.21
2.22

2.23
2.24
2.25
2.26

3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19

2
2
4
2
2
2

1
1
1.5
1
1
1

1
1
2.5
1
1
1

Беседа
Беседа

2

1

1

Беседа

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

Викторина
Кроссворд

2

1

1

2

1

1

Беседа

4
2

1.5
1

2.5
1

Беседа, кроссворд

2

1

1

2

1

1

Весна «Матушка весна всем красна»
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1

Космическое путешествие
Кто живёт в лесу?
Птица Гамаюн
Птицы Сирин и Алконост
Там на неведанных
дорожках…(2)
Уральские самоцветы(2)
Весенняя цветущая ветка
Яблоня в цвету
Диковинные цветы

2
2
2
2
4

1
1
1
1
1.5

1
1
1
1
2.5

4
2
2
2

1.5
1
1
1

2.5
1
1
1

Беседа, кроссворд

Выставка работ

Викторина
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Кроссворд
Выставка работ
Кроссворд
Кроссворд
Беседа
Викторина
Викторина
Беседа
Беседа
Беседа

3.20 Премудрости природы(2)

4

1.5

2.5

Выставка работ

3.21 Подведение итогов
Итого

2
144

1
72

1
72

Беседа

Содержание
учебного (тематического) плана первого года обучения
I. Осень «Осень – перемен восемь»

1.1. Вводное занятие. Волшебная осень
Теория: знакомство учащихся с планом работы на учебный год. Цель и
задачи объединения. Режим работы. Демонстрация изделий. Знакомство с
основами

искусства.

История

развития

изобразительного

искусства.

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего
места.
Практика: Ролевая игра «Давайте познакомимся». Правила ПДД, ППБ,
правила охраны труда на рабочем месте. Изготовление рисунка.
1.2. Цветик - семицветик
Теория: Овладение обобщенными способами стилизации живых форм
цветов бумажными геометрическими формами. Способы разрезки бумаги.
Особенности аппликации. Техника безопасности при работе с клеем и
пластилином.
Практика: Изготовление изделия по образцу. Аппликация по замыслу
«цветы в вазе». Викторина «Чудесные цветы»
1.3. – 1.9. Осенний вернисаж. Мы рисуем осень. Портрет осени. Осень
идёт – дождь за собой ведёт. Осенний день. Техника по сырому. Фантазия.
Закат
Теория: Учить отражать в рисунке впечатления о золотой осени,
передавать ее колорит, посредством тёплой цветовой гаммы. Закреплять
умение рисовать деревья, используя различные цвета красок для стволов,

листьев. Обучение навыкам работы над многофигурной композицией с
передачей движения. Знакомство с техникой граттаж.
Практика: рисование пропорционального изображения лица человека.
Закрепление умения рисовать деревья, используя различные цвета красок для
стволов, листьев.
10.-1.11. Рисование с натуры яблока. Лепка простых по форме фруктов
и овощей.
Теория: Наблюдение за красотой природы. Знакомство с свойствами
гуаши и пластилина.
Практика: Изготовление работ. Кроссворд. Выставка работ.
1.12. Моя родина Урал.
Теория: Беседа. Знакомство с государственными символами России.
Практика:

Освоение

способов

изображения

государственными

символами России и родного края.
2. Зима «Береги нос в больной мороз»
2.1. Выразительные возможности графических материалов
Теория: Знакомство с графическим искусством. Наблюдение за
пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега
Практика: Изучение выразительные возможности линии, точки,
тёмного и белого пятен для создания художественного образа. Создание
изображения, используя графические материалы.
2.2.-2.6. Ваза с фруктами. Фантастические деревья. Осенняя береза.
Хмурая осень, ветреный день. На встречу к зиме.
Теория: Учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в
искусстве – натюрморт; учить детей самостоятельно составлять натюрморт
из предложенных предметов. Учить отражать на рисунке погодные условия.
Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение
листа. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить
художественный замысел.

Практика: Ребята закрепляют навыки рисования концом кисти тонких
изогнутых

линий;

через

загадки,

иллюстрации,

образцы

работ

и

фотокарточки. Изготовление вазы с фруктами, различных деревьев.
2.7.-2.14. Букет Снежной Королевы. Коллаж. Рождество. Приглашаем
на праздник. Мы украшаем ёлку. Красавица зима. Красота снежинок.
Новогодний праздник. Свободная тема
Теория: Знакомство с оформительской работой. Композиционное
выделение цветом и линией главного в рисунке. Работа всей палитры красок
Практика: Рисование на основе наблюдений или представлений за
красотой зимней природы. Выставка работ. Кроссворд
2.15.-2.20.

Карнавальный

костюм.

«Чудо-платье».

Украшение

дымковской игрушки узором. «Сказочная птица на ветке с золотыми
яблоками» Оформление изделия Городецкой росписью. Русские узоры.
Сестрицы – матрёшки. Уральская роспись.
Теория: Изучение смысла знаков – образов народного искусства.
Знакомство с хохломскими изделиями. Изучение русского орнамента.
Знакомство с декоративными композициями. Знакомство с уральской
росписью.
Практика: Упражнения в приемах рисования кистью простейших
узоров росписей. Викторина. Кроссворд.
2.21. -2.22. Рисование с натуры комнатного растения. Рисование с
натуры детских игрушек (грузовик, троллейбус, автобус).
Теория: Закрепление техники рисования «натюрморт».
Практика: Использовать простые формы для создания выразительных
образов. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать различные
предметы и способы рисования натюрморта
2.23.-3.1. Кем я хочу быть. Чем красив человек? Артисты цирка. 23
февраля. Готовим подарок папам и дедушкам. В саду у «Червовой королевы»
Свободная тема. Портрет мамы.

Теория: Изучение правильного построения тела человека. Развивать
художественное восприятие образа человека. Беседа о профессиях.
Практика: Создание работ с людьми.
3. Весна «Матушка весна всем красна»
3.2.-3.20. Здравствуй Весна. Красота весеннего неба. Уральская
масленица. Ранняя весна. Весенняя земля. Волшебство в лесу. Подснежники.
Страна цветочных снов. Что такое космос? Космическое путешествие. Кто
живёт в лесу? Птица Гамаюн. Птицы Сирин и Алконост. Там на неведанных
дорожках… Уральские самоцветы. Весенняя цветущая ветка. Яблоня в цвету.
Диковинные цветы. Премудрости природы.
Теория: Освоение техники мазка в подмалёвке. Формирование навыков
эмоционального владения цветом. Освоение различных техник мазка кистью.
Воспитывать умение фантазировать. Закреплять умение составлять
композицию на листе по замыслу. Освоение техники «мозайки» подбор
дополнительных цветов и оттенков к основным цветам. Закрепление умений
в использовании знакомых техник: монотипии, кляксографии, печать
пальцем, рукой, ниткографией.
Практика: Создание композиции. Создание реальных и фантастических
образов.
3.21. Подведение итогов. - Обсуждение пройденного материала.

Учебный (тематический) план
Второй год обучения
№
п/п

Наименование тем

I.
1.1
1.2
1.3
1.4

Вводное занятие. Цветомир.
Что такое коллаж?
Осень в радуге
Мир в радужном цвете
Оттиск. Веселая клумба

Осенние листья.
Понятие о монотипии
Монотипия
Чудо рамка
Краски осени
Узоры осени. Техника по
сырому.
1.11 Прогулка по лесу.
1.12 В саду у осени (2)
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

Количество часов
Общее Теория Практика
кол-во
Осень «Осень – чудная пора»

Хэллоуин
Зимний пейзаж
Портрет
Зимняя природа
Граттаж(2)

0,5

1

1,5
2
1,5

0,5
0,5
0,5

1
1,5
1

1,5
2
1,5
1,5
2
1,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1,5
1
1
1,5
1

Беседа

1,5
3,5

0,5
1

4,5
2,5

Кроссворд
Выставка работ.

2
1,5
1,5
2
3

0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1
1
1,5
2

Зимние птицы
Аппликация: сова
Рисунок попугай
Приём рисования по сырому в
акварели (2)
2.10 Создание объёмной рамки
2.11 Последний день осени

2
1,5
1,5
3,5

0,5
0,5
0,5
1

1,5
1
1
2,5

1,5
2

0,5
0,5

1
1,5

2.12 Зимняя ночь
2.13 Сказка зимы(2)

1,5
3,5

0,5
1

1
2,5

2.6
2.7
2.8
2.9

Беседа,
инструктажи
Викторина
Беседа
Выставка работ.

1,5

1.13 Объёмная рука
1,5
0,5
1
1.14 Как нарисовать голову и
1,5
0,5
1
лицо. Портрет
1.15 Арбуз
2
0,5
1,5
1.16 Пейзаж карандашом
1,5
0,5
1
1.17 Свободная тема
1,5
0,5
1
1.18 Рисуем губкой и ватными
2
0,5
1,5
палочками
1.19 Осенний пейзаж
1,5
0,5
1
1.20 Снежинки
1,5
0,5
1
Зима «Это зимушка зима весело смеется»
II.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Формы аттестации
и контроля

Викторина

Анкетирование

Загадки
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

Беседа
Выставка работ.
Кроссворд
Выставка работ.
Выставка работ.

Беседа, кроссворд.

2.14 Букет Снежной Королевы.
3
1
2
Коллаж
(2)
2.15 Рисуем ёлку
2
0,5
1,5
2.16 Новогодняя сказка. (2)
3
1
2
2.17 Весёлые снежинки
2
0,5
1,5
2.18 Новогодняя маска.
1,5
0,5
1
Оформление
2.19 Послойная работа
1,5
0,5
1
«лессировка»
2.20 Пейзаж в технике сдувания
2
0,5
1,5
2.21 Зимний пейзаж
1,5
0,5
1
2.22 Пейзаж днём
1,5
0,5
1
2.23 Пейзаж ночью
2
0,5
1,5
2.24 Пейзаж с помощью сухих
1,5
0,5
1
цветов и листьев
2.25 Мыльные пузыри
1,5
0,5
1
2.26 Мозаика из цветной бумаги(2)
3,5
1
2,5
2.27 Мозаика из круп. (3)
5
1,5
3,5
2.28 Подарок папе. Открытка
1,5
0,5
1
2.29 Народные
промыслы.
2
0,5
1,5
Дымковская игрушка. Работа
красками.
2.30 Народные
промыслы. 1,5
0,5
1
Дымковская
игрушка.
Объёмная работа
2.31 Дымковская игрушка.
1,5
0,5
1
Техника папье – маше.
Нанесение на пластилиновую
основу первого слоя бумаги.
3
Весна «Ах, проказница Весна»
3.1 Дымковская игрушка.
2
0,5
1,5
Техника папье – маше.
Нанесение на пластилиновую
основу второго слоя бумаги.
3.2 Дымковская игрушка. Техника 1,5
0,5
1
папье – маше. Работа над
деталями
3.3 Дымковская игрушка. Техника 1,5
0,5
1
папье – маше. Работа в цвете
3.4 Букет для мамы
2
0,5
1,5
3.5 Натюрморт
1,5
0,5
1
3.6 Натюрморт в тёплой и
5
1,5
3,5
холодной гамме(3)
3.7 Резерв из свечки
1,5
0,5
1
3.8 Натюрморт с помощью
2
0,5
1,5
восковых мелков
3.9 Праздничный салют в ночном
3
1
2
небе(2)
3.10 Морские глубины
2
0,5
1,5

Загадки

Викторина
Кроссворд

Беседа

Кроссворд

Беседа, кроссворд
Выставка работ
Кроссворд. Беседа
Беседа, кроссворд
Беседа, викторина

Выставка работ

Викторина

Кроссворд

Тест
Беседа
Выставка работ
Кроссворд
Выставка работ

Беседа. Кроссворд

3.11 Процарапаем картину.
«Граттаж»(2)
3.12 Аппликация. Обитатели
подводного мира. (3)
3.13 Панно «Аквариум». Работа
над эскизом.
3.14 Коллективная работа. Панно
«Аквариум». (2)
3.15 Солнечный город
3.16 Ночной город
3.17 Коллаж. Современный город.
(2)
3.18 Город будущего (2)
3.19 Черемуха(2)

Викторина

3

1

2

5

1,5

3,5

Выставка работ

2

0,5

1,5

Выставка работ

3

1

2

2
1,5
3,5

0,5
0,5
1

1,5
1
2,5

3
3,5

1
1

2
2,5

3.20 Рисование головы

1,5

0,5

1

3.21 Портрет друга
3.22 Наброски фигуры человека
3.23 Фигура человека. Изучение
пропорций
3.24 Весенняя цветущая ветка
яблони
3.25 Рисование сказочных героев

2
1,5
1,5

0,5
0,5
0,5

1,5
1
1

2

0,5

1,5

1,5

0,5

1

1,5
180ч.

0,5
18ч.

1
162ч.

3.26 Подведение итогов
Итого

Беседа. Выставка
работ
Кроссворд
Викторина

Кроссворд, беседа
Викторина
Беседа

Викторина,
Выставка работ
Беседа

Содержание учебного (тематического) плана
второго года обучения
I. Осень «Осень – чудная пора»
1.1. Вводное занятие. Цветомир. Что такое коллаж?
Теория: Знакомство учащихся с планом работы на учебный год. Цель
и задачи объединения. Режим работы. Демонстрация изделий. Повторение
правил техники безопасности учреждения.
Практика: Правила ПДД, ППБ, правила охраны труда на рабочем
месте. Изготовление рисунка.
1.2.-1.5. Осень в радуге. Мир в радужном цвете. Оттиск. Веселая
клумба. Осенние листья.
Теория: Раскрыть восприятие ребёнка к миру через цветовую гамму.
Овладение обобщенными способами стилизации живых форм цветов

бумажными геометрическими формами. Композиционное равновесие листа.
Освежить у детей знания о техники отпечатка.
Практика: Изготовление работ по темам. Викторина. Выставка работ.
1.6.-1.7. Понятие о монотипии. Монотипия.
Теория: Познакомить детей с одним из видов оформления работ –
монотипией.
Практика: применение полученных знаний для изготовления работы
1.8.-1.12. Чудо рамка. Краски осени. Узоры осени. Техника по сырому.
Прогулка по лесу. В саду у осени.
Теория: Развить умение мыслить творчески, видеть прекрасное в
обычных вещах. Повторение знаний о оформительской деятельности,
построения части тела человека, о технике по сырому. Овладение техникой
«набрызг».
Практика: Изготовление работ. Кроссворд. Выставка работ.
1.13.-1.14. Объёмная рука. Как нарисовать голову и лицо. Портрет.
Теория: Закрепление умения о том, как рисовать отдельную часть тела
человека. Учить создавать простые формы для создания образа.
Практика: Создание работ.
1.15.-1.20. Арбуз. Пейзаж карандашом. Свободная тема. Рисуем губкой
и ватными палочками. Осенний пейзаж. Снежинки.
Теория: Передача в рисунке формы, очертания и цвета предмета.
Овладевать

основами

языка

живописи.

Познакомить

учащихся

с

нетрадиционной техникой рисования. Развить видение красоты зимы.
Практика: выставка работ.
2. Зима «Это зимушка зима весело смеется»
2.1.-2.25. Зимний пейзаж. Портрет. Зимняя природа. Граттаж. Зимние
птицы. Аппликация: сова. Рисунок попугай. Приём рисования по сырому в
акварели Создание объёмной рамки. Последний день осени. Зимняя ночь.
Сказка зимы Букет Снежной Королевы. Коллаж. Рисуем ёлку. Новогодняя

сказка. Весёлые снежинки. Новогодняя маска. Оформление. Послойная
работа «лессировка» Пейзаж в технике сдувания. Зимний пейзаж Пейзаж
днём. Пейзаж ночью. Пейзаж с помощью сухих цветов и листьев. Мыльные
пузыри.
Теория:

Развивать

фантазию

и

творчество

детей.

Понимать

выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для
создания художественного образа. Повторение раннее изученной техники
рисования. Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Расширить
знания о пейзаже. Развить живописные навыки, передать настроение в
рисунке, любовь к родной природе. Обучить детей новому способу
рисования с помощью мыльных пузырей.
Практика: изготовление работ по заданным темам. Беседа, кроссворд,
выставка работ.
2.26.-2.28. Мозаика из цветной бумаги. Мозаика из круп. Подарок папе.
Открытка.
Теория: знакомство с техникой «мозаика», формирование умения
работать с природным материалом, развить конструкторское мышление,
воспитание трудолюбия и навыков культуры труда.
Практика: составление композиций, изготовление работ.
2.29.-3.3. Народные промыслы. Дымковская игрушка. Работа красками.
Народные промыслы. Дымковская игрушка. Объёмная работа. Дымковская
игрушка. Техника папье – маше. Нанесение на пластилиновую основу
первого слоя бумаги. Дымковская игрушка. Техника папье – маше.
Нанесение на пластилиновую основу второго слоя бумаги. Дымковская
игрушка. Техника папье – маше. Работа над деталями. Дымковская игрушка.
Техника папье – маше. Работа в цвете.
Теория: Познакомить детей с народными промыслами на примере
дымковской игрушки. Ознакомиться с технологическими приёмами в работе,
познакомить с техникой «Папье-маше»

Практика:

создать

работу,

роспись

изделия.

Викторина,

тест,

кроссворд.
3. Весна «Ах, проказница Весна»
3.4.-3.8. Букет для мамы. Натюрморт. Натюрморт в тёплой и холодной
гамме. Резерв из свечки. Натюрморт с помощью восковых мелков.
Теория: Познакомить учащихся с жанром «натюрморт», основами
композиции

и

правилами

постановки

натюрморта,

содействовать

формированию специальных графических умений, навыков.
Практика: изготовление изделия.
3.9.-3.14. Праздничный салют в ночном небе. Морские глубины.
Процарапаем картину. «Граттаж». Аппликация. Обитатели подводного мира.
Панно «Аквариум». Работа над эскизом. Коллективная работа. Панно
«Аквариум».
Теория: Определить цветовые отношения в разное время суток,
совершенствовать навыки работы с различными видами материалов.
Закрепить технические навыки работы восковыми мелками и техники
заливки акварелью, учить рисовать морских животных, продолжить освоение
работы в технике аппликация. Раскрыть и развить потенциальные
художественные способности.
Практика: изготовление работ, выставка, викторины, беседа.
3.15.-3.18. Солнечный город. Ночной город. Коллаж. Современный
город. Город будущего.
Теория: Развитие наблюдательности, внимания, умения выбирать
прекрасное в окружающей действительности, изучение передачи в рисунке
эпизода городской жизни. Учить придумывать композицию всего рисунка.
Практика: изготовление работ, выставка, викторины, беседа.
3.19. Черемуха.

Теория: Учить ребят рисовать цветущую ветку черемухи. Воспитывать
у воспитанников интерес к необычным техникам, творческое мышление,
эстетический вкус.
Практика: изготовление работы. Кроссворд, беседа.
3.20.-3.23. Рисование головы. Портрет друга. Наброски фигуры
человека. Фигура человека. Изучение пропорций.
Теория: Развить конструктивное мышление у ребёнка. Изучение
пропорций фигуры человека
Практика: изготовление работы. Викторина, беседа.
3.24. Весенняя цветущая ветка яблони.
Теория: Воспитывать у воспитанников интерес к необычным техникам,
творческое мышление, эстетический вкус.
Практика: изготовление работы.
3.25. Рисование сказочных героев
Теория: Развить умение сравнивать и анализировать сказочных героев с
реальными.
Практика: изготовление работы. Викторина, выставка.
3.26. Подведение итогов

Планируемые результаты
Метапредметные результаты
–

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную

педагогом;
–
работы;

планировать свои действия на отдельных этапах практической

–

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей

деятельности;
–

анализировать причины успеха/неуспеха;

–

понимать и

применять полученную

информацию при

выполнении заданий;
–

предлагать различные варианты композиций по заданию, теме;

–

проявлять индивидуальные творческие способности

при

придумывании и создании композиций разных жанров изобразительного
искусства.
–

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять

инициативу и активность, приходить к общему решению задачи;
–

работать в группе, привлекать партнера к сотрудничеству;

–

обращаться за помощью, анализировать затруднения своих

товарищей, анализировать и находить приемлемое решение;
–

формулировать свои затруднения;

–

формулировать собственное мнение и позицию, выражать

понимание иной точки зрения.
Личностные результаты
- эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе,
людям);
–

понимающим и любознательным в области изобразительного

искусства;
–

применять навыки художественного восприятия, понимание

особенностей образного языка различных видов искусства и их роли в жизни
человека и общества;
–

проявляющим фантазию и воображение в конкретных формах

творческой художественной деятельности ;
–

обладающим эстетическим вкусом, умеющим ценить прекрасное;

–

проявляющим

свои

наблюдательные

и

познавательные

способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в
природе и деятельности человека;
–

целеустремленным,

аккуратным,

трудолюбивым,

самостоятельным и инициативным, развивать в себе лучшие черты,
вырабатывать индивидуальный стиль деятельности;
–

активной творческой, социально адаптированной, нравственной

личностью, обладающей уникальной человеческой индивидуальностью.
Предметные результаты
–

понимание значения искусства в жизни человека и общества;

восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства;
–

умение различать и передавать в художественно-творческой

деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
–

умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового

искусства (в пределах изученного);
–

проявление устойчивого интереса к художественным традициям

своего народа;
–

способность

высказывать

суждения о

художественных способностях произведений, изображающих природу
и человека в различных эмоциональных состояниях;
–

умение обсуждать коллективные результаты.

–

умение

использовать

различные

материалы

и

средства

художественной выразительности для передачи замысла собственной
деятельности;
–

моделирование новых образов путем трансформации известных

(с использованием средств изобразительного искусства).

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

2 год

Дата
начала
обучения
11
сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
-

Количество Режим
учебных
занятий
часов
144
2 занятия по 2
часа в неделю

1
сентября

25 мая

36

-

108/72

2 занятия по
1,5 часа и 1
занятие по 2
часа в неделю

Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря – 09 января, 23 февраля, 8 марта, 1
мая, 9 мая

Условия реализации программы
Для успешного обучения детей, необходимо, прежде всего, владеть
знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных для
детей данного возраста.
Помещение

для

проведения

занятий

должно

быть

светлым,

соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и
после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание
помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго
соблюдать правило техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материальнотехническое обеспечение:
–

Помещение;

–

Качественное электроосвещение;

–

Магнитная доска;

–

Столы и стулья;

–

Шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

–

Инструменты и материалы (бумага для акварели, листы А4,

цветная бумага, цветные карандаши, простые карандаши, альбомы, гуашь,
акварельные краски, клей карандаш, ножницы);

–

.информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет

источники.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
имеющим опыт работы с детьми не менее года, образование – среднее
профессионального, педагогическое.
Методическое обеспечение
Взаимодействие

педагога

с

обучающимися

на

занятиях

по

изобразительной деятельности в группах и оптимизация педагогического
процесса осуществляется с применением педагогической технологии
«развития творческих способностей, начальных навыков на занятиях
изобразительной

деятельностью

в

учреждении

дополнительного

образования».
На занятиях дети обучаются методам поэтапного и последовательного
выполнения разнообразных видов работ: рисование по представлению,
воображению,

памяти

и

с

натуры.

Применение

разнообразных

композиционных схем и особенностей каждого жанра, использование
вариативного подхода к творческим заданиям и разнообразных форм
организации обучения активизирует воображение воспитанников, развивает
их пространственное мышление и творческие способности (беседы,
экскурсии, обучающие игры, коллективное выполнение заданий или участие
в творческих конкурсах). Стремление обучать детей на основе законов,
принципов и правил изобразительного искусства значительно повышает
качество

детских

работ,

что

стимулирует

воспитанников

к

самосовершенствованию и повышает мотивацию к обучению. Детские
рисунки во многом содержат элементы игры, импровизации и любопытства,
они эмоциональны, ярки и выразительны. В доброжелательной атмосфере на
занятиях

воспитанники

обмениваются

мнениями,

делятся

своими

впечатлениями, не боятся выступать перед сверстниками с сообщениями.
Метод

наглядного

обучения

раскрывает

важнейшие

стороны

художественного творчества. Процесс рисования с натуры начинается с

живого

эмоционального

изображаемых

и

предметов.

зрительного
Процесс

наблюдения,

восприятия

с

восприятия

раскрывает

перед

воспитанниками законы композиции, пластическую выразительность и
конструктивные особенности форм, подготавливает к эстетическому и
композиционному

постижению

содержания

постановки,

которая

соответствует учебным задачам занятия. Каждое занятие подкрепляется
рисунком педагога, маркером на магнитной доске и пояснительными
зарисовками, пояснениями.
Педагогические технологии:
–
обучения,

технология индивидуализации обучения, технология группового
технология

коллективного

взаимообучения,

технология

дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения,
технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения,
технология игровой деятельности, технология коллективной творческой
деятельности, здоровьесберегающая;
–

алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры

занятия и его этапов;
–

дидактические материалы;

–

раздаточные материалы, инструкционные, образцы изделий и т.п.

Алгоритм учебного занятия:
1этап – организация (организационный);
–

этап - подготовительный;

–

этап - теоретическая и практическая часть (основной); 4 этап –

окончание занятия(итоговый).
Организация занятия
Первые 5-10 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого
ряда организационных действий:
–

Сбор детей;

–

Подготовка к занятию;

–

Подготовку рабочих мест учащихся.

Педагог приветствует всех детей и по возможности каждого из них;
поинтересуется их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе
рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во
время занятия.
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и
постановкой учебных задач.
Подготовительный этап
Разминка, физические упражнения, игра.
Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
–

Изложение данных по теме занятия;

–

Устное описание объекта практической работы (раскрытие его

исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими
элементами данной деятельности);
–

Объяснение специальных терминов по теме занятия;

–

Описание и показ основных технических приемов выполнения

практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
–

Правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и
интенсивной позволяют:
–

Использование наглядного и раздаточного материала;

–

Использование технических средств обучения;

–

Использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия
Педагог должен разделить практическую работу на определенные
этапы,

каждый

из

которых

будет

выполняться

последовательно

и

представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного
материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически
правильных приемов работы.

Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
используются наглядные пособия следующих видов:
–

естественный (гербарии, образцы материалов);

–

символический (оформленные стенды);

–

картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации,

диафильмы, слайды, фотоматериалы и др.);
–

звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

–

смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и

–

дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный

т.д.);
материал, вопросы и задания для устного опроса, тесты, практические
задания и др.);
–

тематические подборки материалов, текстов песен, стихов,

сценариев, игр.
Дидактический

материал

подбирается

и

систематизируется

в

соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными
и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и
способностями.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания результатов овладения обучающемся содержания
программы используются следующие методы оценки результативности:
–

педагогическое наблюдение,

–

педагогический анализ тестирования теоретических знаний,

зачета практических умений с учётом участия воспитанника в выставочных и
конкурсных мероприятий,
–

мониторинг результатов процесса обучения, познавательной

заинтересованности (активности), уровня, творческих и личных достижений
обучающихся.
В течение учебного года осуществляется несколько видов контроля:

–

Входящий - в начале учебного года с целью определения уровня

развития детей и их творческих способностей в форме беседы, опроса,
практического задания по теме;
–

Промежуточный

- проверка

изученного

материала.

Осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом
объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность,
активность, уровень физической нагрузки;
–

Итоговый - участие обучающихся в конкурсной и выставочной

деятельности.
Характеристика оценочных материалов
Вводный вид контроля, реализуется методом наблюдения и бесед.
Проводится в начале учебного года, либо при поступлении в объединение,
проходит

оценка

стартового

уровня

образовательных

возможностей

обучающихся.
Текущий вид контроля, оценка уровня и качества освоения тем
программы и личных качеств учащихся, проводится устный опрос на
практическом занятии, обсуждение заданной проблемы и спорных вопросов
по разделу, выполнение творческих заданий; выполнение заданий по
выполнению конкретных действий; проводятся задания на установление
последовательности, где нужно описать алгоритм выполнения творческих
заданий по темам.
Итоговый вид контроля, оценивается сформированность личностных,
регулятивных,

общеучебных

познавательных,

коммуникативных

универсальных учебных действий. Педагог, в конце учебного года, на основе
наблюдений, результатов текущих работ заполняет диагностическую карту
на каждую группу, по каждому обучающемуся.
Работа предусматривает проверку содержания художественного
образования и различных видов умений и способов деятельности
обучающихся на разных уровнях сложности. В контрольном тесте
прослеживается сформированность у обучающихся различных общеучебных
умений: использовать художественную терминологию; узнавать

произведения художников и представителей искусства разных эпох;
обосновывать процессы и явления; устанавливать причинно-следственные
связи; проводить анализ, обобщение, формулировать выводы.
Итоговый мониторинг по предметным, метапредметным и личностным
показателям:
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
№
п/п

Параметры характеристики
обучающихся

I.

Особенности учебной
деятельности:
Способен сосредоточиться на
задаче и не отвлекаться в
процессе ее решения

1.

2.

Может поставить перед собой
конкретную цель и
последовательно добиваться ее
достижения

3.

Принимает требования
педагога и старается их
выполнить

4.

При возникновении трудностей
на занятии прилагает усилия
для их преодоления

5.

Сохраняет удовлетворительную
работоспособность в течение
всего занятия

6.

Реализует на занятиях свой
творческий потенциал,
индивидуальные работы
являются результатом
самовыражения,
самосовершенствования
Особенности поведения и
общения:
Активен в общении со
сверстниками, сам выбирает
себе партнеров для занятий

II.
1.

2.

Не провоцирует конфликты со
сверстниками

3.

Имеет постоянных приятелей в
группе

4.

Может обратиться с просьбой к
педагогу

Фамилия и имя обучающихся

5.

6.

Уважительно относится к
педагогу и соблюдает
необходимую дистанцию в
общении с ним
Прислушивается к замечаниям
педагога, старается их
выполнить
Соблюдает принятые в группе
правила поведения и общения

7.

Достаточно активен на занятии,
стремится проявить свои
знания,
умения,
навыки
III.
Отношение к занятиям:
8.

1.

Редко пропускает занятия

2.

Проявляет заинтересованность
в достижении успеха

3.

Усваивает теоретический и
практический материал на
занятиях
Проявляет творческие
способности

4.

Вывод

Условные обозначения: да – «+», нет – «-», иногда – «?»

Срез творческих знаний и умений группы

Средний показатель

Итого

Умение с точностью выполнять
заданное задание

Умение учитывать расположение
деталей рисовании

Выразительные средства (Творческая
сторона)

Название основных рабочих
материалов

Умение аккуратно выполнять работу

Знание правил техники безопасности
при работе с инструментами и
приспособлениями

Умения составлять композицию

Знание возникновение данного
ремесла

Умение пользоваться
инструментами и приспособлениями

Организация рабочего места

Система оценок
Фами
лия,
имя
обуча
ющег
ося

«3»-низкий
уровень(3,03,5%);
«4»-средний
уровень(3,54,5%);
«5»-Высокий
уровень(4,55,0%).

Вывод по результатам мониторинга.
Критерии оценки результативности определяется на основании
содержания образовательной программы и в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами.
Оценивание производится по пятибалльной системе:
5 – высокий уровень, усвоение полученных знаний более 70%.
4 – средний уровень, усвоение полученных знаний от 60 до 70%.
3 – низкий уровень, усвоение полученных знаний от 50 до 60 %.
2 и 1 – усвоение полученных знаний менее 50%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 No 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от

23.08.2017

организациями,

г.

No

816

«Об

утверждении

осуществляющими

Порядка

образовательную

применения
деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 No 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018

г.

осуществления

No

196

«Об

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года No 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. No 196»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 No 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 No АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 No ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. No 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».

13. Устав МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ» от 15.02.2017
14. Лицензия на образовательную деятельность.
15. Другие локальные акты учреждения.
Литература для педагога
16. Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой,
Н. Веденеевой, А. Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2006
17. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/
Под ред. А. А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2010
18.

Изобразительное

искусство.

1-8

классы:

опыт

творческой

деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. Волгоград: Учитель, 2009
19. Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. - М.:
Педагогика, 1980.
20. Кузнецова

С.Г. Программы

регионального

компонента

по специальности «Изобразительное искусство» и «Домоведение». – Чита:
Издво ЗабГПУ, 2003.
21.

Программно

–

методические

материалы.

Изобразительное

искусство. Сост. В.С.Кузин.
22. Салмина Н. Г., Глебова А. О. Графика, живопись и народные
промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.- М.:
Вентана-Граф, 2008
23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
24. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
25. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
26. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Интернет ресурсы:
27. Министерство просвещения России. - https://edu.gov.ru/.
28. Министерство науки и высшего образования российской федерации
(Минобрнауки): сайт. -https://minobrnauki.gov.ru/.

29.

Российское

образование.

Федеральный

портал.

-

http://www.edu.ru/map/do/.
30.

Федеральный

информационно-методический

портал

по

дополнительному образованию. - http://dopedu.ru/.
31. Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции,
материалы для учителей - infourok.ru
32.Уроки ИЗО Как научиться рисовать, делать оригами и поделки, азы
изобразительного искусства, современные художники - urokizo.ru
33. Российская электронная школа - resh.edu.ru
34. Образовательная социальная сеть - nsportal.ru
35. Бесплатные видео уроки рисования для детей - risuemdoma.com
36. Рисование необычными техниками. 25 описаний нетрадиционных
методов детского творчества - academy-of-curiosity.ru Для учащихся:
37. Карандаш / Под ред. Д. Льюиса; Пер. с англ. О. А. Ермоченко; Худ.
обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 144 с.: ил. – (Серия
«Техника исполнения»).
38. От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX
– начала XX века в Эрмитаже / А. Г. Костеневич. – Изд. «Аврора»,
Ленинград, 1989.
39. Смит А., Тетчел Д. Энциклопедия рисования / Пер. с англ. Т.
Покидаевой. – М.: Росмэн, 1999.
40. Сокольникова И. М. Основы композиции. – М.: Дрофа, 2000.
41. Энциклопедический словарь юного художника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».