Паспорт ДООП «Мягкая игрушка»
Полное наименование
Публичное наименование
Направленность
Профиль
Краткое описание
Тип программы
Форма обучения
Источник финансирования
Язык образования
Уровни программы
Тип местности
Продолжительность
Возрастные ограничения
Размер группы, чел.
Участие программы в значимом
проекте
Оплата сертификатом:
ОВЗ:
Контакты организации:
Адрес проведения
Муниципалитет
Описание
Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа "Мягкая игрушка"
Мягкая игрушка
Художественная
Декоративно-прикладное искусство
Программа учит технике лоскутного шитья
Общеразвивающая
Очная форма обучения
Бюджетное (бесплатное)
Русский язык
Стартовый (ознакомительный)
Городская
2 года
8-11 лет
до 15
Нет
Нет
Нет
8 (343) 773-14-90, 8 (343) 773-12-06
cdt_zar@mail.ru
http://чу-детство.рф
г Заречный, ул. Островского, д. 4
Городской округ Заречный
По средствам ручного труда обучающиеся
учатся создавать композиции из лоскутков
ткани. По принципу мозаики
сначала
формируется
образ,
подготавливаются
заготовки из лоскутков и далее сшиваются
между собой, формируя законченное изделие.
Работа
над
мягкой
игрушкой
очень
увлекательна.
Она
требует
фантазии,
изобретательности, наблюдательности, умение
подмечать характерные черты животных и
людей, видеть их образ. Вещи, сделанные
своими руками, приносят в каждый дом
ощущение
добра
и
самобытности.
На занятия обучающиеся учатся шитью, технике
обработки ткани, раскрою, изготовлению
шаблонов. Обучение ручной сборки происходит
от простого к сложному, от мелких деталей к
крупным.
1. Теоретические основы шитья (виды ткани и
их свойства, ручные швы и их применение)
2. Обучение обучающихся навыкам и приемам
шитья,
художественного
конструирования
игрушек и других изделий из ткани, меха, кожи.
2
Цель программы
Ожидаемые результаты
Особые условия
Преподаватели
Материально - техническая база
Профориентация
Создание условий для самоопределения,
саморазвития личности обучающихся, развития
творческих
способностей
средствами
декоративно прикладного искусства.
1.
Совершенствование навыка и умения
владения ниткой и иголкой. Конструирования,
моделирования и изготовления готового
изделия.
2. Освоение различных элементов рукоделия:
шитье,
вышивка,
аппликация.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, что
способствует
общему
интеллектуальному
развитию.
4.
Рост
показателей
волевых
качеств:
усидчивость,
терпеливость.
5.
Развитие
фантазии
и
воображения.
6. Развитие познавательных способностей:
внимания, мышления, память, восприятие.
7. Формирование положительной мотивации к
деятельности, развитие творческой инициативы,
повышение социальной активности.
Нет
Калугина Валентина Олеговна
Ткани:
синтетические,
флисовые,
искусственный мех, ситец, лен и др. Синтепон,
вата,
поролон.
Отделочные материалы: пуговицы, ленты,
тесьма,
кружево,
нитки.
Инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг,
клеящий пистолет, клей.
Знания и навыки: работа руками, искусство и
творчество.
Направления профессионального развития:
искусство и культура, художественное
ремесленничество.
3
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Загадочный сундучок» (мягкая
игрушка) относится к художественной направленности и рассчитана на
реализацию в учреждениях дополнительного образования детей.
Актуальность программы
Программа разработана на основе нормативных правовых актов и
государственных программных документов
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
4
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Устав МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ» утверждён Постановлением
администрации городского округа Заречный от 30.01.2017г. № 117-П,
зарегистрирован 30.01.2017г., в новой редакции от 15.02.2017г.
15.
Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим
программам. Приказ № 36-од от 22.03.2022
Адресат программы
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 8-11 лет.
Режим Занятий
Полный объем программы составляет 288 часов.
- для детей 1-го года обучения по два часа два раза в неделю, всего 144 часа;
- для детей 2-го года обучения по два часа два раза в неделю, всего 144 часа;
-для детей 2-го года обучения по два часа раз в неделю творческая группа;
Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут.
Формирование групп осуществляется в начале учебного года, согласно Устава
МБУДО «ЦДТ» и санитарно-эпидемиологических правил и требований к
наполняемости детских объединений.
Образовательный курс программы дополнительного образования детей
«Мягкая игрушка» рассчитан на 2 года обучения.
Количественный состав детских объединений: 12-15 человек.
Срок освоения (Реализации) программы
Данная образовательная программа рассчитана на 2 года.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми
изделиями. Количество часов может добавляться за счет другой темы в зависимости
от задач, которые корректируются в течение года.
5
Формы обучения и виды занятий по программе.
Обучение по программе – очное.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и
индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую
часть и
практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится
практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических
зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление
игрушек.
По программе проводятся следующие виды занятий: беседа, диспут, защита
проектов, лекция, «мозговой штурм», открытое занятие, практическое занятие.
Цель программы
Цель реализации программы - создание условий для самоопределения,
саморазвития личности воспитанников, развития творческих способностей
средствами декоративно прикладного искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
- обучение учащихся навыкам и приемам художественного конструирования
игрушек и других изделий из ткани, меха, кожи;
- закрепить и расширить знания, полученные на уроках трудового обучения и
изобразительного искусства в общеобразовательной школе;
- изучение истории и культуры России и Уральского региона, в частности
путем изучения народных ремесел, народного искусства;
- обучение умению пользоваться полученными знаниями на практике (в
самостоятельной деятельности);
- овладение практическими навыками ручной работы по изготовлению мягкой
игрушки через активизацию познавательной деятельности и творческих
способностей.
Развивающие:
- раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
- развить у детей образное, независимое, оригинальное, творческое
воображение;
- формирование художественно-эстетического вкуса.
Воспитательные:
- привить любовь к традиционному народному искусству, национальной и
региональной культуре;
- привить этику общения при совместной деятельности в детском коллективе.
- воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.
6
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
2
Теория
Практика
Форма аттестации
контроля
1.
2.
Вводное занятие
Правила поведения в ЦДТ, на
занятиях.
Правила техники безопасности.
Правила дорожного движения.
Работа с бумагой
2
-
Беседа. Инструктаж.
Педагогическое
наблюдение. Входной
контроль диагностическая
карта
4
1
3
Работа с тканью
6
2
4
4.
Плоские игрушки
18
4
14
Беседа. Опрос.
Педагогическое наблюдение.
практическое занятие
Видео урок
практическое занятие
Беседа. Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Педагогическое
наблюдение.
практическое занятие
3.
5.
Игрушки на новогоднюю елку
12
4
8
Поделки для дома в технике
пэчворг
7. Сувениры с целевым на
значением
8. Обьемные игрушки
9. Беседы,экскурсии,посещение
выставок
10. Подготовка к выставкам
12
3
9
Промежуточная
аттестациядиагностическая карта.
творческая работа
Практическое занятие
32
6
2
творческая работа
40
8
10
8
30
-
Практическое занятие
10
-
10
Видео урок
Беседа.. Педагогическое
наблюдение.
Творческая работа
педагогическое наблюдение.
Практическое занятие
ИТОГО
144
40
104
6.
Беседа,викторина
7
Содержание
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Задачи работы кружка. План работы кружка.
Теория.
Знакомство
с
изделиями,
выполненными
кружковцами-
выпускниками. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности,
необходимые для занятий. Техника безопасности при работе с ножницами,
швейными иглами и булавками, утюгом. Правила поведения на занятиях. Понятие
игрушки, виды и назначение. История игрушки.
Практическая
работа.
Просмотр
видео
материалов
и
презентаций.
Демонстрация различных видов игрушек.
Тема 2. Работа с бумагой
Теория.
Краткие сведения о бумаге, свойствах, назначении, применение.
Цветоведение, цветовой круг. Понятие о шаблонах. Ознакомление с правилами
выполнения работы с использованием шаблона. Аппликация, виды аппликации,
применение. Техника оригами, применение.
Практическая работа. Изготовление выкроек по шаблонам. Отработка
навыков обращения с ножницами. Подбор по цвету бумаги для изготовления
открытки из цветной бумаги и картона в технике аппликации и оригами.
Выполнение работы.
Тема 3. Работа с тканью
Теория. Виды тканей и материалов по волокнистому составу: натуральные и
синтетические. Краткие сведения о производстве тканей и материалов, их
назначение. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение основной и
уточной нитей.
Краткие сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного
производства.
Виды ручных швов. Назначение и приемы выполнения стежков и строчек:
прямых стежков, косых стежков.
Практическая работа. Отработка навыков заправки нитки в иголку и
выполнения узелка. Отработка техники выполнения ручных стежков и строчек.
Пришивание фурнитуры.
8
Тема 4. Плоскостные игрушки
Теория.
Целевое
назначение
плоскостных
и
примитивных
игрушек.
Последовательность выполнения плоскостных игрушек, применение прямых и
петельных стежков. Моделирование деталей игрушки по индивидуальному замыслу.
Цветовое решение и декоративное оформление игрушек.
Практическая работа. Подбор материалов для работы. Заготовка шаблонов
и выкроек игрушек. Изготовление игрушек по образцам. Использование различных
стежков и строчек. Декорирование игрушек.
Тема 5. Игрушки на новогоднюю елку
Теория. Ознакомление с традициями празднования Нового Года и украшения
елки. Разнообразие новогодних украшений, сувениров и игрушек.
Практическая работа. Подбор материалов для работы. Заготовка шаблонов
и выкроек игрушек. Изготовление игрушек по образцам. Использование различных
стежков и строчек. Декорирование игрушек.
Тема 6. Поделки для дома в технике пэчворк
Теория.
Ознакомление
с
методикой
лоскутного
шитья.
История
возникновения лоскутного шитья – пэчворка. Привила подготовки и выполнения
работы в технике пэчворк. Приемы соединения лоскутков ткани. Правила
выполнения утюжильных работ, техника безопасности при работе с утюгом.
Прихватка из лоскутков. Ткани и материалы.
Практическая работа. Просмотр презентации. Подбор материалов для
работы. Заготовка шаблонов и выкроек деталей прихватки. Изготовление прихватки
по образцу. Отработка навыков работы с утюгом.
Тема 7. Сувениры с целевым назначением.
Теория. Многообразие видов и техник исполнения сувениров: «валентинки»,
чехлы для телефонов, кошельки, закладки, коврики для «мышек». Возможность
применения материалов, которые уже были в употреблении: мех, кожа, велюр,
бархат, гипюр.
Практическая работа. Выбор готового или самостоятельная разработка вида
изделия, подбор материалов, заготовка шаблонов и выкроек. Изготовление
сувенира. Презентация готового изделия.
9
Тема 8. Объемные игрушки
Теория. Отличительные особенности объемных игрушек. Материалы для
наполнения мягких игрушек: холлофайбер, синтепон, крупа, полистироловые
гранулы.
Правила,
последовательность
выполнения
игрушек.
Декоративное
оформление игрушки.
Практическая работа. Подбор материалов для работы. Заготовка шаблонов
и выкроек игрушек. Изготовление игрушек по образцам, оформление игрушки.
Тема 9. Беседы, экскурсии, посещение выставок
Теория. Проведение бесед, посещение выставок прикладного творчества,
организация
экскурсий,
обмен
творческими
идеями.
Данная
деятельность
направлена на расширение кругозора воспитанников, нравственно-эстетическое
развитие, формирование художественного вкуса, развитие творческой активности.
Тема 10. Подготовка к выставкам
Теория. Подготовка детских работ к выставкам. Оформление выставочных
экспозиций.
10
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
2
Теория
Практика
Форма аттестации
контроля
1.
2.
Вводное занятие
Правила поведения в ЦДТ, на
занятиях.
Правила техники безопасности.
Правила дорожного движения.
Ручные стежки.
Выполнение образцов.
Виды и приемы вышивки
2
-
Беседа. Инструктаж.
Педагогическое
наблюдение. Входной
контроль диагностическая
карта
10
3
7
Украшения и аксессуары
6
2
4
Лоскутная техника, аппликации
из ткани
Новогодние игрушки, символ
года
14
4
10
Беседа. Опрос.
Педагогическое наблюдение.
Практическая работа.
Видео урок
практическое занятие
Практическое занятие
3.
4.
18
4
14
Видео-Презинтация.
Педагогическое
наблюдение. Творческая
работа
Народная кукла
Мягкая
игрушка
сложной
конструкции
8. Игрушки
из
различных
материалов
9. Беседы,экскурсии,посещение
выставок
10. Подготовка к выставкам
4
40
2
8
2
32
Практическое занятие
Практическое занятие
32
8
24
Творческая работа
8
8
-
Игра
Мозговой штурм
10
-
10
Видео урок
Беседа.
Ирга / Викторина
ИТОГО
144
41
103
5.
6.
7.
11
Содержание курса
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Задачи работы кружка на второй год обучения. Знакомство с
изделиями, выполненными кружковцами-выпускниками. Организация рабочего
места. Инструменты и принадлежности, необходимые для занятий. Техника
безопасности при работе с ножницами, швейными иглами и булавками, утюгом.
Правила поведения на занятиях.
Практическая
работа.
Просмотр
видео
материалов
и
презентаций.
Демонстрация различных видов игрушек.
Тема 2. Виды и приемы вышивки
Теория. История развития вышивки, как ремесла и как искусства.
Ознакомление с различными видами и способами выполнения вышивки.
Материалы, используемые в различных видах вышивки. Применение вышивки в
быту, одежде, интерьере, украшениях.
Практическая
работа.
Просмотр
видео
материалов
и
презентаций.
Отработка навыков приемов вышивки. Изготовление салфетки с использованием
различных стежков и строчек.
Тема 3. Украшения и аксессуары
Теория. Сведения о тканях и материалах, используемых для изготовления
украшений и аксессуаров. Ассортимент декора, отделки. Технологические приемы и
последовательность изготовления изделий.
Практическая работа. Выбор варианта и техники исполнения аксессуара.
Подбор материалов. Изготовление украшения или аксессуара в выбранной технике.
Тема 4. Лоскутная техника, аппликация из ткани
Теория. Виды аппликации. Техника выполнения аппликации. Практическое
применение аппликации. Экономный расклад выкроек на ткани. Цветоведение,
цветовой круг. Правила подбора материалов с учетом свойств ткани и цветовых
решений.
12
Практическая работа. Просмотр видео материалов и презентаций. Выбор
вида изделия: варежка-прихватка, чехол для очков, кошелек и др. Разработка
рисунка аппликации по индивидуальному замыслу. Подбор и подготовка ткани к
раскрою. Выполнение изделия с нанесением аппликации.
Тема 5. Новогодние игрушки, символ года
Теория. История празднования Нового года и Рождества, традиции и
атрибуты. Восточный календарь, как первоисточник символов года. Игра-викторина
по новогодним традициям и символике. Последовательность изготовления игрушкисимвола года.
Практическая работа. Выбор игрушки, подбор материалов, заготовка
выкройки. Пошив игрушки.
Тема 6. Народная кукла
Теория. Традиции и история народной игрушки. Материалы, используемые
для изготовления народной игрушки. Народные промыслы: Гжель, Дымковская
игрушка, Палехская миниатюра, Жостовские подносы, Павловопосадские платки,
Хохлома.
Практическая
работа.
Просмотр
видео
материалов
и
презентаций.
Изготовление народной игрушки по образцу.
Тема 7. Мягкая игрушка сложной конструкции
Теория.
Правила, последовательность выполнения игрушек. Декоративное
оформление игрушки. Раскладка выкроек на ткани. Способы крепления движущихся
частей игрушки. Ассортимент используемых тканей и материалов. Инструменты и
приспособления для работы. Демонстрация видеоматериалов по практическому
изготовлению игрушки сложной конструкции.
Практическая работа. Выбор модели игрушки, подбор материалов, способа
соединения частей. Раскрой деталей, пошив игрушки. Декоративное оформление.
Тема 8. Игрушки из различных материалов
Теория.
Ознакомление с авторскими куклами и игрушками других стран.
Например: Мишка Тедди, Тильда, Барби, амигуруми, чердачная кукла. Применение
13
различных материалов, их свойства: кожа, мех, пряжа, замша, текстиль.
Демонстрация презентации, образцов игрушек.
Практическая работа. Самостоятельный выбор игрушки, изготовление
шаблонов, подбор материалов и декора. Раскрой деталей, пошив игрушки.
Декоративное оформление.
Тема 9. Беседы, экскурсии, посещение выставок
Теория. Проведение бесед, посещение выставок прикладного творчества,
организация
экскурсий,
обмен
творческими
идеями.
Данная
деятельность
направлена на расширение кругозора воспитанников, нравственно-эстетическое
развитие, формирование художественного вкуса, развитие творческой активности.
Тема 10. Подготовка к выставкам
Теория. Подготовка детских работ к выставкам. Оформление выставочных
экспозиций.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные:
-углубить и расширить знания об изготовлении предметов декоративноприкладного творчества;
- обучить соблюдать технику безопасности при работе с разными
инструментами;
- обучить технике выполнения основных видов швов;
- обучить работать с лекалами, выкройками;
- обучить основам процесса выполнения мягкой игрушки;
- обучить ориентироваться в схемах, выкройках, в выборе ткани для игрушек;
- обучить выполнять выкройку по предложенным схемам или самостоятельно;
- обучить технологии изготовления плоских и объемных игрушек;
- обучить технологии оформления и украшения игрушек;
- обучить выполнять выкройку по предложенным схемам;
- обучить приемам изготовления текстильной куклы;
- обучить изготавливать полезные вещи для семьи и дома;
14
- расширить представление о народной традиционной кукле;
-раскрыть значимость русской народной традиционной куклы;
- обучить приемам изготовления народной традиционной куклы;
-обучить находить теоретический материал по предложенной теме;
-обучить пользоваться справочной литературой.
Метапредметные:
- научить понимать и принимать информацию из письменных и устных
источников;
- создать условия для творческого самовыражения обучающихся с помощью
изготовления игрушек сувениров;
- научить определять цели работы и видеть ее конечный результат;
- научить работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера
исполнителя);
- научить участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
- развить моторику рук, глазомер, фантазию, воображение;
- развить творческие способности: вкуса, чувство цвета, композиции решение,
выбор художественного образа;
- обучить слажено, работать в коллективе;
-обучить слушать и понимать речь других;
Личностные:
- воспитывать культуру общения;
- научить оценивать результаты своего творчества и давать им конкретные
оценки;
- воспитать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда;
- выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся;
- воспитывать чувство гордости за традиции своего народа;
- научить понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- сформировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным ценностям;
15
-
сформировать
уважительное
отношение
к
ремеслам
декоративно-
прикладного творчества;
- сформировать чувство патриотизма к истокам русской народной культуры.
- содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи,
навыков коллективного труда посредством участия в конкурсах и выставках.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Учебные пособия:
1.
Видеоматериалы, презентации.
2.
Наборы шаблонов.
3.
Образцы игрушек.
4.
Наглядные пособия: «Виды швов», «Виды вышивки», «Цветовой
круг», «Пришивание фурнитуры», «Образцы материалов».
5.
Фотоальбомы, журналы, иллюстрации, тематическая литература.
Оборудование и инструменты:
1.
Компьютер.
2.
Утюг, утюжильный стол, проутюжильник.
3.
Иглы, булавки для ручной работы.
4.
Нитки швейные различных цветов.
5.
Ножницы для бумаги и для ткани.
6.
Карандаши, мелки для раскроя.
7.
Линейки, см-лента.
Материалы:
1.
Альбом для выкроек и рисунков.
2.
Цветная бумага, картон.
3.
Фурнитура для декора.
4.
Ткани и материалы.
16
Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме. В образовательном
процессе используются следующие методы обучения:
1. Словесные методы – беседа, рассказ, диалог, объяснение, пояснение,
устный опрос, словесная инструкция, консультация.
2. Наглядные методы – демонстрация наглядных пособий, в том числе и
электронных (картины, рисунки, фотографии), показ выполнения работы
(частичный, полностью), использование наглядных материалов (картины, рисунки,
плакаты, фотографии, таблицы, схемы, образцы изделий, видеоматериалы,
презентации, диаграммы, чертежи).
3. Методы работы с информацией (книги, журналы, интернет).
4. Практическая работа с оборудованием и материалами.
5. Метод проблемного обучения - проблемное изложение материала (анализ
проблемы, выделение противоречий данной проблемы; ошибки, заблуждения,
находки, открытия); эвристическая беседа (постановка проблемных вопросов;
объяснение основных понятий, определений, терминов); создание проблемных
ситуаций (постановка проблемного вопроса, задания); самостоятельная постановка,
формулировка и поиск решения проблемы обучающимися, самостоятельный поиск
ответа обучающимися на поставленную проблему, самостоятельное изучение
определенной части учебного материала.
6. Проектно-конструкторские методы - проектирование (планирование)
деятельности; разработка проектов, создание новых способов решения задачи;
создание моделей и конструирование; создание творческих работ; создание изделий
декоративно-прикладного творчества;
7. Использование на занятиях активных форм познавательной деятельности диспут; обсуждение; викторина; мозговой штурм; вопросы-ответы; конкурс; смотр
знаний и умений; анкетирование.
Образовательный процесс строится на следующих принципах:
− Принцип научности. Его сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал
реальные знания, правильно отражающие действительность, составляющие основу
соответствующих научных понятий.
− Принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной
организации мыслительной деятельности ребёнка. Наглядность обеспечивает
понимание, прочное запоминание.
− Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей
детей в процессе обучения по программе. Предполагает соотнесение содержания,
характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности
детей. Переходить от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Но
доступность не отождествляется с лёгкостью. Обучение, оставаясь доступным,
сопряжено с приложением серьёзных усилий, что приводит к развитию личности.
− Принцип осознания процесса обучения. Данный принцип предполагает
необходимость развития у ребёнка рефлексивной позиции: как я узнал новое, как
думал раньше. Если ребёнок видит свои достижения, это укрепляет в нём веру в
собственные возможности, побуждает к новым усилиям. И если ребёнок понимает, в
17
чём и почему он ошибся, что ещё не получается, то он делает первый шаг на пути к
самовоспитанию.
− Принцип воспитывающего обучения. Обучающая деятельность педагога, как
правило, носит воспитывающий характер. Содержание обучения, формы его
организации, методы и средства оказывают влияние на формирование личности в
целом. В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
− личностно-ориентированного обучения (разноуровневого обучения);
− технология сотрудничества (обучения в малых группах);
− технология коллективного взаимообучения (работа в парах переменного
состава);
− технология модульного обучения;
− технология проблемного обучения;
− технология развивающего обучения.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ /КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Работа по педагогической диагностике направлена на изучение детей,
занимающихся в кружке, с целью сотрудничества с ними и правильного управления
педагогическим процессом. Используемые методы диагностики: наблюдения,
беседы, анкетирования детей и родителей. Диагностика проводится дважды: в
начале учебного года и в конце. Таким образом, можно определить эффективность в
воспитательной работе, что является основой для планирования работы,
корректировке действий педагога и выдвижения новых целей.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
. вводный, перед началом работы, закрепляющий знания по предыдущим темам;
. текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по данной
теме, при этом у учащихся происходит усвоение последовательности
технологических операций;
. рубежный, проводимый в период обучения и по завершению каждого блока. Он
закрепляет знания и умения, связанные с технологической характеристикой изделия;
. итоговый, проводимый после завершения всей учебной работы.
18
Приложение №1
Виды изделий.
19
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
21
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ
Министерства общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Устав МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ» утверждён Постановлением
администрации
городского
округа
Заречный
от
30.01.2017г.
№
117-П,
зарегистрирован 30.01.2017г., в новой редакции от 15.02.2017г.
15.
Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим
программам. Приказ № 36-од от 22.03.2022г.
22
Литература для педагога:
1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. –
М.: ОНИКС, 2007. – 32с.: ил.
2. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные лоскутки: Пособие для
занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006. – 32с.: ил.
3. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговки: Пособие для
занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006г. – 32с.: ил.
4. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные шнурочки: Пособие для
занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006. – 32с.: ил.
5. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Праздники народов России. –
М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – 103с.: ил.
6. Волкова Н.В. Любимые мягкие игрушки: шьем для себя и детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 221с.: ил.
7. Гриднева Е. Куколки из ткани и трикотажа.Мастер-классы и выкройки.
– СПб.: Питер, 2015. – 32с.: ил.
8. Грузинцева О. Фигурки из фетра. – М.: ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»,
2014. – 31с.: ил.
9. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиция,
технология. – М.: Изд. «Культура и традиции», 2008. – 120с.
10.
Кобякова Н.К. Поделки из ткани. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
160с.: ил.
11.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. –
32с.: ил.
12.
Кулер Д. Лоскутное шитье. Покрывала, подушки, мелочи для
кухни / Пер. с англ. Ю.К. Рыбаковой. – М.: ООО «ТД «Мир книги», 2005. –
112с.: ил.
13.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. Серия «Заботы
маленькой хозяйки». – М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.
14.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. Серия
«Заботы маленькой хозяйки». – М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000.
23
15.
Мэгги МакКормик Гордон. Лоскутное шитье: мотивы, узоры,
техники. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 128с.: ил.
16.
Помела Мостек. Ослепительный квилт. Расшитые картины из
лоскутков/ Пер. с англ. У.Сапциной. – М.: Изд. «КРИСТИНА – НОВЫЙ ВЕК»,
2008. – 97с.
17.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010. –
64с.: ил.
18.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-
методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2011. – 176с.: ил.
19.
Журналы «Лена рукоделие».
20.
Журналы «Бурда пэчворк».
21.
Журналы «Ручная работа».
Литература для детей:
1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные лоскутки: Пособие для
занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006. – 32с.: ил.
2. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговки: Пособие для
занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006г. – 32с.: ил.
3. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные шнурочки: Пособие для
занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006. – 32с.: ил.
4. Волкова Н.В. Любимые мягкие игрушки: шьем для себя и детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 221с.: ил.
5. Гриднева Е. Куколки из ткани и трикотажа.Мастер-классы и выкройки.
– СПб.: Питер, 2015. – 32с.: ил.
6. Грузинцева О. Фигурки из фетра. – М.: ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»,
2014. – 31с.: ил.
7. Кобякова Н.К. Поделки из ткани. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160с.: ил.
8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. Серия «Заботы маленькой
хозяйки». – М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.
24
9. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. Серия «Заботы
маленькой хозяйки». – М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000.
ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ
1. Аппликация из ткани и фетра (Дата обращения от 15.05.24г.)
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-vesyolyeptichki.html?ysclid=lxnbnn7o5x459337747
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-klevoi-aplikaci-iz-tkani-dlja-raboty-sdetmi-4-7-let.html?ysclid=lxm1d5aj7s4726519
2. 25 Интересных фактов из жизни Павла Бажова. (Дата обращения
от
15.05.24г.)
https://faktrus.ru/25-фактов-о-павле-бажове/?ysclid=lxm0ctr3jd314557686
3. Виды ручных швов и их применение. (Дата обращения от 15.05.24г.)
https://korfiati.ru/2017/01/ruchnyie-shvi/?ysclid=lxlzvvecf576557573
4.Викторина «Путешествие по сказкам» (Дата обращения от 15.05.24г.)
https://kopilka.edu-eao.ru/literaturnaya-viktorina-puteshestvie-poskazkam/?ysclid=lxnbvst5d5259373637
5. Викторина «Сказы Бажова» (Дата обращения от 15.05.24г.)
https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/literatura/literaturnaja-viktorinadlja-shkolnikov-s-otvetami-skazy-bazhova.html?ysclid=lxm0hldhdc182359754
6. Петельный шов. Как сшить игрушку из фетра (Дата обращения от
15.05.24г.)
https://ya.ru/video/preview/6995561122644222770
25
7. Лоскутная техника (Дата обращения от 15.05.24г.)
https://www.liveinternet.ru/users/4500181/post267902069
8. Аксессуары для волос (Дата обращения от 15.05.24г.)
https://dzen.ru/video/watch/61f3a4458922077560468920?commentrequest=1&f=d2d
https://ya.ru/video/preview/7636003688611465560
9. Мишка подушка для детей 2года обучения. (Дата обращения от 15.05.24г.)
https://ya.ru/video/preview/8478732080112975278
26