Паспорт ДООП «Одежда для кукол»
Полное наименование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Одежда для кукол"
Публичное наименование
Одежда для кукол
Направленность
Художественная
Профиль
Декоративно-прикладное искусство
Краткое описание
Программа направлена на знакомство и обучение традиционному ручному шитью
Тип программы
Общеразвивающая
Форма обучения
Очная форма обучения
Источник финансирования
Бюджетное (бесплатное)
Язык образования
Русский язык
Уровни программы
Стартовый (ознакомительный)
Тип местности
Городская
Продолжительность
2 года
Возрастные ограничения
7-11 лет
Размер группы, чел.
до 15
Участие программы в значимом проекте
Нет
Оплата сертификатом:
Нет
ОВЗ:
Нет
Контакты организации:
8 (343) 773-14-90, 8 (343) 773-12-06
cdt_zar@mail.ru
http://чу-детство.рф
Адрес проведения
г Заречный, ул. Островского, д. 4
Муниципалитет
Городской округ Заречный
Описание
Шитьё вручную по – прежнему широко практикуется во всем мире. Искусная ручная работа характерна для профессиональных портных,
высокой моды, традиционной национальной
одежды, и ценится профессионалами и любителями как выражение творчества.
Обучение ведется частично поисковым и проблемным методами. От стихийной деятельности обучающиеся постепенно переходит к осознанной, что развивает их творческую активность, желание мыслить, создавать, трудиться.
В авторскую программу включены материалы
по приобщению к местному фольклору и
народной мудрости, выраженной в пословицах, поговорках, загадках и сказках.
Содержание программы
1. Теоретические основы шитья (сочетание
тканей, фактуры, цвета, декор).
2. Освоение техники ручного шитья.
3. Освоение основ кроя и шитья изделий для
кукол.
Цель программы
Создание условий для развития личности ребенка посредством декоративно-прикладного
творчества.
2
Ожидаемые результаты
Особые условия
Преподаватели
Материально - техническая база
Профориентация
1. Совершенствование навыка и умения владения ниткой и иголкой. Конструирования,
моделирования и изготовления готового изделия.
2. Освоение различных элементов рукоделия:
шитье, вышивка, аппликация.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, что
способствует общему интеллектуальному развитию.
4. Рост показателей волевых качеств: усидчивость, терпеливость.
5. Развитие фантазии и воображения.
6. Развитие познавательных способностей:
внимания, мышления, память, восприятие.
7. Формирование положительной мотивации к
деятельности, развитие творческой инициативы, повышение социальной активности.
Нет
Калугина Валентина Олеговна
Инвентарь для кроя: альбомы для чертежей изделий, выкройки, лекала, раскройные ножницы, сантиметровая лента, линейка, портновский мел, швейные булавки.
Швейная игла (ручная).
Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка,
ластик.
Знания и навыки: работа руками, искусство и
творчество.
Направления профессионального развития: искусство и культура, художественное ремесленничество.
3
Пояснительная записка
Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Одежда для кукол» относится к художественной направленности и рассчитана на реализацию
в учреждениях дополнительного образования детей.
Актуальность программы
Программа разработана на основе нормативных правовых актов и
государственных программных документов
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
4
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
5
14. Устав МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ» утверждён Постановлением
администрации городского округа Заречный от 30.01.2017г. № 117-П, зарегистрирован 30.01.2017г., в новой редакции от 15.02.2017г.
15.
Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим
программам. Приказ № 36-од от 22.03.2022г.
Адресат программы.
Режим занятий - Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут с 10 минутным перерывом, еженедельно 4 учебных часа.
Программа обучения рассчитана для занятий с обучающимися младшего
школьного возраста: с 7-11 лет
Занятия рекомендуется проводить для младших школьников – 4 часа в
неделю, 2 раза по 2 часа, в год – 144 часа.
Группы обучающихся школьного возраста 10- 15 человек. Допускается
смена состава группы не более 50%.
Срок обучения – 2 года. (288ч)
Цель программы:
Создание условий для развития личности ребенка посредством декоративно-прикладного творчества.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
Обучающие:
1.
Изучение истории и культуры России и Уральского региона, в част-
ности путем изучения народных ремесел, народного искусства.
2. Освоение основ кроя и шитья изделий для кукол.
3.
Обучение умению пользоваться полученными знаниями на практи-
ке (в самостоятельной деятельности).
Развивающие:
1.
Вхождение в мир народной культуры на уровне эмоционального
переживания, игры.
2.
Формирование художественно-эстетического вкуса.
6
3.
Развитие творческого мышления и способности самовыражения.
4.
Развитие
воображения,
фантазии,
творческой
активности
обучающихся.
Воспитательные:
1.
Воспитание у детей увлеченности, творчества через приобщение их
к опыту мастеров моды, авторов известных шедевров.
2.
Воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.
Содержание программы
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
2
Теория
Практика
Форма аттестации контроля
1.
2.
Вводное занятие
Правила поведения в ЦДТ, на
занятиях.
Правила техники безопасности.
Правила дорожного движения.
Ручные стежки.
Выполнение образцов.
Общие сведения о тканях.
1
1
2
1
1
Аппликация из ткани.
6
2
4
4.
Виды ручных работ
6
2
4
5.
Постельные
принадлежности
для куклы (подушечка)
Нательное белье (трусики, ночная сорочка)
Одежда для дома (халатик, пеньюар)
Нарядное платье.
4
1
3
8
2
6
8
2
6
18
2
16
6
2
4
Беседа. Инструктаж. Педагогическое
наблюдение.
Входной контроль диагностическая карта
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Видео урок
Творческая работа
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Творческая работа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Творческая работа
Промежуточная
аттестация - диа-
3.
6.
7.
8.
9.
Игрушка из ткани на новогоднюю елку
7
10. Одежда для зимних прогулок
(шапочка, накидка с мехом)
8
2
6
11. Сувенир «Валентинка»
4
1
3
12. Повседневная одежда (юбка и
блузка)
13. Сувенир к 8 Марта
14
2
12
6
2
4
14. Одежда для отдыха и спорта
(спортивный костюм)
15. Одежда для летнего отдыха
(купальник, сарафан)
16. Подготовка и оформление выставок
16
4
12
8
2
6
12
-
12
17. Тренинги
18. Тематические беседы
4
4
4
4
-
19. Учебно-познавательные экскурсии, посещение выставок
ИТОГО
8
8
-
144
44
100
8
гностическая
карта. Творческая работа
Видео урок
Беседа.. Педагогическое наблюдение.
Творческая работа педагогическое наблюдение.
Практическое
занятие
Творческая работа
Практическое
занятие
Творческая работа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Итоговый контроль - диагностическая карта
Творческая работа
Викторина/игра
Беседа, видео
урок.
Викторина/игра
Содержание курса
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Задачи работы кружка. План работы кружка. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами-выпускниками. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности, необходимые для занятий. Техника безопасности при работе с ножницами, швейными иглами и булавками. Правила
поведения на занятиях.
Практическое занятие. Разработка формы поздравительной открытки и
ее оформления. Изготовление открытки из цветной бумаги.
Диагностика. Начальная диагностика владения простейшими приемами
работы с ножницами, бумагой, клеем. Выявление наличия таких качеств, как
аккуратность, внимание, усидчивость.
Формы: Тренинг- игра «Знакомство».
Тема 2. Общие сведения о тканях.
Теория. Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей, их назначение. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение основной и уточной нитей. Краткие сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства.
Практическое занятие. Подбор образцов тканей по виду, цвету, назначению. Определение на образцах нитей основы и утка, лицевой и изнаночной
сторон.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Лабораторное занятие.
Тема 3. Аппликация из ткани.
Теория. Аппликация, как интересный вид художественной деятельности.
Инструменты, необходимые для работы. Виды аппликаций: из цветной бумаги;
9
из открыток, картинок и фантиков; из лоскутков ткани; из природного материала; из ниток. Цвет и фактура лоскутков ткани, используемых для аппликации.
Практические занятия. Изготовление картины в технике аппликации из
ткани. Выбор картинки, заготовка шаблонов деталей, подбор ткани для фона и
деталей картинки. Наклеивание бумажных шаблонов на ткань, вырезание деталей картины. Раскладка деталей на фоне, приклеивание. Оформление рамки.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Групповое задание. Игра-тренинг.
Тема 4. Виды ручных работ.
Теория. Правила выполнения ручных работ. Приемы выполнения стежков и строчек: прямых стежков (швы «вперед иголку», «за иголку», «строчной»), косых стежков (обметочные швы). Использование прямых стежков для
вышивки декоративными швами, а так же для изготовления кукольных нарядов. Пришивание пуговиц, крючков, петель. Правила безопасности труда при
работе с инструментами.
Практические занятия. Отработка навыков заправки нитки в иголку и
выполнения узелка. Изготовление декоративной салфетки с помощью прямых
строчек и декоративных швов.
Формы. Комбинированное занятие новых знаний с использованием образцов и закрепление знаний на практике.
Тема 5. Постельные принадлежности для куклы (подушечка).
Теория. Виды постельных принадлежностей. Рекомендации по выбору
ткани. Декоративное оформление с помощью тесьмы, кружев, вышивки. Использование различных наполнителей и утеплителей. Просмотр готовых изделий.
Практическое занятие. Изготовление подушечки для куклы. Подбор
ткани и отделки, раскрой деталей. Пошив и оформление подушечки.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий. Беседа «Моя любимая кукла».
10
Тема 6. Нательное белье(трусики, ночная сорочка).
Теория. Виды одежды. Рекомендуемые ткани. Детали изделий: ночной
сорочки, трусиков. Лекала и их применение. Раскладка лекал на ткани, перевод
выкройки, раскрой деталей изделия. Последовательность и приемы обработки.
Приемы влажно-тепловой обработки изделий. Просмотр готовых изделий,
оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор ткани для белья (трикотажное полотно).
Раскладка деталей и раскрой трусиков. Скалывание и соединение срезов швом
«за иголку».
Выбор ткани для ночной сорочки (шелк, легкий трикотаж, креп). Раскрой
ночной сорочки. Скалывание и соединение боковых и плечевых срезов швом
«за иголку». Обработка горловины и низа сорочки кружевом.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Игра.
Тема 7: Одежда для дома (халатик, пеньюар).
Теория. Ассортимент домашней одежды, ее назначение. Халатик для
куклы. Рекомендации по выбору ткани, фасона и оформления. Последовательность и приемы технологической обработки халатика. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор фасона (по сложности изготовления) и
ткани (шелк, ситец, легкий трикотаж) халатика. Раскрой и скалывание деталей
по срезам. Соединение деталей швом «за иголку». Оформление горловины и
низа халатика тесьмой (шов «вперед иголку»), обработка застежки (кнопка или
пуговица) или завязок. Оценка качества своей работы и обсуждение оформления: как по-другому можно было украсить домашнюю одежду.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тестирование.
11
Тема 8: Нарядное платье.
Теория. Назначение нарядной одежды. Платье для куклы с длинной юбкой и рукавами, воротником и отделкой. Рекомендации по выбору ткани, сочетании различных видов ткани (гипюра, шифона, парчи, трикотажа). Раскрой по
готовым лекалам. Последовательность и приемы технологической обработки
платья. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на платье. Раскрой по готовым лекалам. Сметывание, соединение срезов платья стачной строчкой,
утюжка швов. Заготовка воротника, оформление воротника кружевом. Соединение воротника с горловиной. Обработка рукава, застежки. Отделка платья
тесьмой и кружевом. Оценка качества своей работы.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Игра –викторина.
Тема 9. Игрушка из ткани на новогоднюю елку.
Теория. История новогодних праздников. Разные способы изготовления
игрушек. Плоскостные и объемные игрушки. Материалы, из которых выполняются игрушки: ткань, мех, бумага, фетр, пластик, природные материалы и др..
Народные куклы, традиции и назначение. Приемы изготовления игрушек на елку. Просмотр готовых образцов.
Практические занятия. Изготовление игрушки из лоскутков ткани.
Подбор материалов, наполнителя и оформления. Заготовка деталей игрушки,
изготовление и оформление игрушки.
Формы. Беседа. Игра.
Тема 10. Одежда для зимних прогулок (шапочка, накидка с мехом).
Теория. Виды сезонной одежды, ее назначение. Ассортимент зимней
одежды. Одежда для отдыха и прогулок в зимний период времени. Рекомендации ткани, фасона и оформления.
Практические занятия. Выбор ткани для шапочки (трикотаж) и накидки
(флис, драп, мех). Раскрой по лекалам и пошив шапочки (обметочным швом) и
12
накидки. Оформление с помощью меха. Обработка застежки. Оценка качества
своей работы.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Наблюдение.
Тема 11. Сувенир «Валентинка».
Теория. Различные способы изготовления «Валентинок». Сувенир в виде
объемного или плоского сердечка. Рекомендации по выбору материалов. Просмотр готовых работ.
Практические занятия. Изготовление сувенира (выполнение эскиза,
подбор ткани, раскрой, пошив).
Формы. Беседа
Тема 12. Повседневная одежда (юбка и блузка).
Теория. Виды повседневной одежды, ее назначение.
Юбка для куклы: на резинке или с поясом, прямая, расклешенная. Рекомендации по выбору ткани. Последовательность и приемы обработки. Декоративное оформление юбки. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Выбор ткани для юбки (креп, трикотаж). Раскрой по лекалам. Сметывание боковых срезов, соединение стачной строчкой.
Обработка пояса. Обработка низа юбки. ВТО срезов. Отделка изделия тесьмой
или кружевом.
Блузка с рукавами. Детали кроя. Рекомендации по выбору ткани (шелк,
ситец, креп, трикотаж), фасона и оформления блузки. Последовательность и
приемы технологической обработки и декоративного оформления блузки.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на блузку. Раскрой по готовым лекалам. Соединение деталей блузки швом «за иголку». ВТО. Декоративная отделка блузки. Пришивание застежки. Оценка качества своей работы.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тестирование.
13
Тема 13. Сувенир к 8 Марта.
Теория. Рекомендации по выбору сувенира из ткани: открытка, рамка для
фотографии, игрушка, брелок и др. Последовательность и приемы изготовления
сувенира. Рекомендации по выбору материалов для изготовления сувенира.
Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Изготовление сувенира в выбранной технике.
Формы. Беседа.
Тема 14. Одежда для отдыха и спорта (спортивный костюм).
Теория. Виды спортивной одежды по сезонам и назначению (для занятий
зимними видами спорта, для лета, для различных видов спорта).
Спортивные брюки для куклы. Рекомендации по выбору ткани. Последовательность и приемы обработки брюк. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Выбор ткани на брюки (трикотаж) раскрой по
готовым лекалам. Обработка деталей брюк швом «за иголку» или обметочным
швом. Обработка верхнего среза брюк резинкой.
Спортивная куртка для куклы. Ассортимент изделий: ветровки, толстовки, анорак. Рекомендации по выбору ткани (трикотаж, плащевая, х/б). Последовательность и приемы обработки куртки. Использование различных видов застежки. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на куртку. Детали кроя
куртки. Раскрой по лекалам. Обработка деталей брюк швом «за иголку» или
обметочным швом. Обработка застежки, воротника и низа изделия. Оценка качества своей работы.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Наблюдение.
Тема 15. Одежда для летнего отдыха (купальник, сарафан).
Теория. Ассортимент летней одежды. Одежда для отдыха. Рекомендуемые ткани для купальника (тонкий трикотаж), для сарафана (шелк, ситец, ши-
14
фон). Последовательность и приемы технологической обработки и декоративного оформления купальника и сарафана. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Изготовление купальника: сплошного или раздельного. Выбор ткани, раскрой, пошив изделия.
Выбор фасона, ткани, отделки на сарафан. Детали кроя сарафана. Раскрой
деталей по лекалам. Соединение деталей сарафана швом «за иголку». Декоративная отделка низа , бретелей пояса. Оценка качества своей работы.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тестирование.
Тема 16. Подготовка и оформление выставок.
Теория. Подготовка детских работ к выставкам. Оформление выставочных экспозиций.
Формы. Коллективная работа. Фотосессия.
Тема 17. Тренинги.
Игровые тренинги. проводятся для установления контакта с детским
коллективом, появления потребности в совместной деятельности, воспитания у
детей коммуникативных умений (общения, взаимопонимания). Здесь затрагиваются проблемы межличностного взаимодействия, понятия ребенка как личность и самопознания личности. (Темы тренингов прилагаются).
Тема 18. Тематические беседы.
Беседа. Проведение бесед направлено на расширение кругозора воспитанников, нравственно-эстетическое развитие, формирование художественного
вкуса, развитие творческой активности. (Темы бесед прилагаются).
Тема 19. Учебно-познавательные экскурсии, посещение выставок.
Учебно-познавательные экскурсии и посещение выставок прикладного
творчества проводятся для формирования творческой активности, интереса к
работам, представленным на выставке, для обмена творческими идеями с детьми, занимающимися в других творческих объединениях
15
Второго года обучения
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
2
Теория
Практика
Форма аттестации
контроля
1
1
Беседа. Инструктаж. Педагогическое наблюдение.
Входной контроль
диагностическая
карта
Беседа. Опрос. Педагогическое
наблюдение.
Видео урок
Творческая работа
Беседа. Педагогическое наблюдение.
Творческая работа
Практическое занятие
Практическое занятие
Творческая работа
Творческая работа
Промежуточная аттестация - диагностическая карта.
Творческая работа
Беседа.. Педагогическое наблюдение.
Творческая работа
педагогическое
наблюдение.
Практическое занятие
Практическая работа
Практическое занятие
Итоговый контроль
- диагностическая
карта Творческая
работа
Викторина/игра
Беседа, видео урок.
Викторина/игра
1
Вводное занятие
2
Общие сведения о синтетических тканях
4
2
2
3
Виды ручных работ
6
2
4
4
Нательное белье (комбидрес)
6
1
5
5
14
2
12
6
Повседневная одежда (брюки, блузка)
Карнавальное платье
18
2
16
7
8
9
Сувенир к Новому году
Нарядное платье
Сувенир «Валентинка»
6
10
6
2
2
2
4
8
4
10
Сувенир к 8 Марта
6
2
4
11
Сезонная одежда (пальто или
плащ)
Народный костюм
18
2
16
16
4
12
13
Подготовка и оформление
выставок
12
-
12
14
15
Тренинги
Тематические беседы
6
6
6
6
-
16
Учебно-познавательные экскурсии, посещение выставок
ИТОГО
8
8
-
144
44
100
12
16
Содержание курса
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Задачи работы кружка. План работы кружка. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами-выпускниками. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности, необходимые для занятий. Техника безопасности при работе с ножницами, швейными иглами и булавками. Правила
поведения на занятиях.
Практическое занятие. Разработка формы поздравительной открытки и
ее оформления. Изготовление открытки из цветной бумаги.
Диагностика. Начальная диагностика владения простейшими приемами
работы с ножницами, бумагой, клеем. Выявление наличия таких качеств, как
аккуратность, внимание, усидчивость.
Формы. Беседа. Тренинг-игра.
Тема 2. Общие сведения о синтетических тканях.
Теория. Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей, их назначение. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение основной и уточной нитей. Краткие сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства.
Практическое занятие. Подбор образцов тканей по виду, цвету, назначению. Определение на образцах нитей основы и утка, лицевой и изнаночной
сторон. Изготовление игольницы из картона и синтетической ткани с помощью
стиплера, клея, тесьмы.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Лабораторное занятие.
Тема 3. Виды ручных работ.
Теория. Правила выполнения ручных работ. Приемы выполнения стежков и строчек: прямых стежков (швы «вперед иголку», «за иголку», «строчной»), косых стежков (обметочные швы). Использование прямых стежков для
17
вышивки декоративными швами, а так же для изготовления кукольных нарядов. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
Практические занятия. Отработка навыков заправки нитки в иголку и
выполнения узелка. Подбор ткани для ключницы (мебельная, искусственная
кожа, плотный трикотаж), раскрой деталей, изготовление ключницы с помощью косых стежков.
Формы. Занятие-повторение. Викторина.
Тема 4. Нательное белье (комбидрес).
Теория. Рекомендуемые ткани. Лекала и их применение. Раскладка лекал
на ткани, перевод выкройки, раскрой деталей изделия. Последовательность и
приемы обработки. Приемы влажно-тепловой обработки изделий. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор ткани для белья (шелк, легкий трикотаж,
креп). Раскладка лекал и раскрой деталей комбидреса. Скалывание и соединение срезов швом «за иголку». Обработка горловины и низа кружевом.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тема 5. Повседневная одежда (брюки, блузка).
Теория. Ассортимент повседневной одежды, ее назначение.
Брюки (юбка-брюки) для куклы. Изделие на резинке или на поясе. Брюки
прямые, зауженные, расклешенные. Рекомендуемые ткани. Детали кроя брюк.
Раскладка лекал на ткани. Последовательность и приемы технологической обработки. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор ткани для брюк. Раскрой деталей, скалывание и соединение боковых, шаговых срезов, среднего среза швом «за иглу».
Обработка пояса, застежки. ВТО.
Блузка с втачным рукавом для куклы. Рекомендации по выбору ткани,
фасону, оформлению блузки. Детали кроя блузки. Последовательность и приемы технологической обработки. Просмотр готовых изделий, оценка качества
работы.
18
Практические занятия. Выбор фасона блузки. Подбор ткани и декоративной отделки на блузку. Раскрой деталей. Скалывание и соединение боковых,
плечевых срезов, срезов рукавов, соединение рукавов с проймой швом «за иглу». Обработка горловины, низа и застежки блузки. ВТО. Декоративное
оформление изделия. Пришивание пуговиц, кнопок.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий. Тестирование.
Тема 6. Карнавальное платье.
Теория. Карнавальный костюм: платье с многочисленными декоративными элементами. рекомендации по выбору фасона, ткани, декора в соответствии с темой карнавала или названием костюма. Последовательность и приемы технологической обработки. Просмотр готовых изделий, оценка качества
работы. Выбор темы творческого проекта («Снегурочки со всех частей света»,
«Белоснежка собирает гостей», «Мультфейерверк» и др.)
Практические занятия. Реализация творческого проекта по выбранной
теме. Выбор фасона и ткани платья. Раскрой по готовым лекалам. Подбор декоративного оформления платья. Сборка платья согласно технологической последовательности. ВТО. Украшение карнавального костюма с помощью тесьмы,
кружев, бисера и др.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Игра. групповая работа. Беседа. Видеопросмотр.
Тема 7. Сувенир к Новому году.
Теория. Рекомендации по выбору сувенира (Дед Мороз, ангелочек, открытки, елочные игрушки и др.). Ткани, материалы, инструменты, необходимые для выполнения работы. Последовательность изготовления сувенира. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Изготовление сувенира к новогоднему празднику. Оценка качества работы.
Формы. Беседа.
19
Тема 8. Нарядное платье
Теория. Назначение нарядной одежды. Платье для куклы с длинной юбкой и рукавами, воротником и отделкой. Рекомендации по выбору ткани, сочетании различных видов ткани (гипюра, шифона, парчи, трикотажа). Раскрой по
готовым лекалам. Последовательность и приемы технологической обработки
платья. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на платье. Раскрой по готовым лекалам. Сметывание, соединение срезов платья стачной строчкой,
утюжка швов. Заготовка воротника, оформление воротника кружевом. Соединение воротника с горловиной. Обработка рукава, застежки. Отделка платья
тесьмой и кружевом. Оценка качества своей работы.
Формы. Занятие-повторение. Тестирование.
Тема 9. Сувенир «Валентинка».
Теория. Различные способы изготовления «Валентинок». Сувенир в виде
объемного или плоского сердечка. Рекомендации по выбору материалов. Просмотр готовых работ.
Практические занятия. Изготовление сувенира (выполнение эскиза,
подбор ткани, раскрой, пошив).
Формы. Игра.
Тема 10. Сувенир к 8 Марта.
Теория. Рекомендации по выбору сувенира из ткани: открытка, рамка для
фотографии, игрушка, брелок и др. Последовательность и приемы изготовления
сувенира. Рекомендации по выбору материалов для изготовления сувенира.
Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Изготовление сувенира в выбранной технике.
Формы. Викторина. Беседа.
20
Тема 11. Сезонная одежда (пальто или плащ).
Теория. Виды сезонной одежды, ее назначение. Ассортимент демисезонной одежды. Одежда для отдыха и прогулок весенний и осенний период времени. Рекомендации по выбору ткани, фасона и оформления. Детали кроя пальто
(плаща). Последовательность и приемы технологической обработки пальто.
Способы оформления воротника, низа изделия, низа рукавов (мехом, тесьмой,
подгибкой). Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор ткани для пальто (плаща). Раскрой по лекалам. Пошив изделия в соответствии с технологической последовательностью.
Оформление воротника с помощью меха. Обработка застежки. Оценка качества
своей работы.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Наблюдение.
Тема 12. Народный костюм.
Теория. Традиции и праздники русского народа. Русский национальный
костюм (женский и мужской). Предметы одежды, головные уборы, способы декорирования, узоры и орнамент на традиционных народных костюмах. Использование украшений в русском костюме. Просмотр фотографий и иллюстраций.
Последовательность и приемы технологической обработки русского костюма.
Ткани и материалы, необходимые для изготовления национального русского
костюма.
Практические занятия. Выбор ткани для русского костюма, раскрой по
готовым лекалам и пошив рубахи и сарафана. Декорирование костюма. Изготовление головного убора.
Формы. Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий. Беседа. Групповая работа. Видеопросмотр.
21
Тема 13. Подготовка и оформление выставок.
Подготовка детских работ к выставкам. Оформление выставочных экспозиций.
Формы: Коллективная работа. Фотосессия.
Тема 14. Тренинги.
Игровые тренинги проводятся для установления контакта с детским
коллективом, появления потребности в совместной деятельности, воспитания у
детей коммуникативных умений (общения, взаимопонимания). Здесь затрагиваются проблемы межличностного взаимодействия, понятия ребенка как личность и самопознания личности. (Темы тренингов прилагаются).
Тема 15. Тематические беседы.
Беседа Проведение бесед направлено на расширение кругозора воспитанников, нравственно-эстетическое развитие, формирование художественного
вкуса, развитие творческой активности. (Темы бесед прилагаются).
Тема 16. Учебно-познавательные экскурсии, посещение выставок.
Учебно-познавательные экскурсии и посещение выставок прикладного
творчества проводятся для формирования творческой активности, интереса к
работам, представленным на выставке, для обмена творческими идеями с детьми, занимающимися в других творческих объединениях.
22
Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
- развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению
различных видов ручных работ;
- формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ;
- умение изготовления изделий для куклы собственного дизайна.
Метапредметные.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога.
Познавательные:
- умение выделять суть учебной задачи, т.е. сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные:
- умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение слушать и задавать вопросы;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям;
- воспитание культуры безопасности;
- воспитание социальных норм безопасного поведения;
- умение сотрудничать с обучающими в творческом коллективе;
- формирование доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
23
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
Оборудование:
1. Столы для занятий.
2. Утюг паровой для операций ВТО.
3. Прибор для выжигания
Инструменты и приспособления:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Ножницы.
Линейка
Ткань
Фурнитура.
Булавки английские
Прокладочный материал.
Иглы швейные.
Бумага.
Картон.
Карандаши.
Калька
Цветная бумага.
Клей.
Дублерин
24
Методические материалы
Основные термины и названия
Детали кроя: лиф (спинка, перед), юбка, рукав, воротник, задняя половинка брюк, передняя половинка брюк, оборка, волан, манжета, пояс, бретель.
Срезы: боковой плечевой, горловина, пройма, окат, средний, срез талии,
край борта, рельеф, шаговый.
Работа: сметать, сшить, пришить, заметать, обметать, длина стежка, ширина стежка, лекало, выкройка, шаблон, припуск, декор.
Стежки и строчки: прямые («назад иголку», «вперед иголку»), косые
(обметочные).
Ткани и материалы: атлас, шелк, гипюр, трикотаж, батист, парча, джинсовая, вельвет, флис, синтепон, дублерин.
Фурнитура: кружево, шитье, тесьма, бисер, блестки, крючки, кнопки,
липкая лента.
Свойства ткани: сминаемость, осыпаемость, драпируемость, воздухопроницаемость.
Примерные темы бесед
1. Сказки земли Уральской.
2. Из истории инструментов.
3. День рождения моей куклы.
4. Свет мой зеркальце скажи?
5. Что такое красота?
6. Что такое хорошо, а что такое плохо?
7. Наши руки не для скуки.
8. Новогодние приключения.
25
Тест-рисунок.
Запиши свое имя и расшифруй его.
Например:
Л- ласковая
Е – ершистая
Н – настойчивая
А - активная
Задание детям: нарисуй картину, которая показывает, чем ты любишь заниматься или нарисуй свой портрет.
Игровой тест «Формирование творческого мышления».
Детям предлагается в течение пяти минут подумать и записать или назвать
как можно больше вариантов использования обыкновенной швейной иглы (различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг
от друга).
Игровые тренинги.
Игры-тренинги помогают решать такие задачи, как:
- налаживание контакта между детьми, занимающимися в кружке;
- развитие детей во время общения;
- формирование потребности в совместной деятельности;
- воспитание у детей дружеского отношения к другим детям, чувства взаимопомощи, ответственности за свои поступки;
- развитие невербальных средств общения.
26
«Давайте познакомимся».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры: дети с педагогом встают в круг, педагог держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок
должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросает мяч, и т. д.
Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые пришли в кружок позже. Если дети совсем не знакомы, то правила игры можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока,
затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
«Ассоциации».
Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные
дети в это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий
возвращается и задает вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей
или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен
угадать, кого загадали дети.
Комментарий: в роли загаданного должен побывать каждый ребенок. С
помощью этой игры дети могут лучше узнать сами себя, а также узнают о том,
что о них думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что ассоциации не должны быть обидными.
«Придумай слова».
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки с изображением сказочных персонажей.
27
Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны придумать как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке.
Комментарий: педагог должен учитывать то, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может кардинально
меняться.
«Сиамские близнецы».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои
действия, развитие графических навыков.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги,
восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол близко друг к
другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую – другого от локтя
до запястья. Каждому в руки дается мелок. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование – 5 – 6
минут.
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно
снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех.
«Клубочек».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становиться в центре
и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о
чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопроси задает вопрос, бросая
28
клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении.
Когда все участники соединились ниточкой, педагог должен зафиксировать их
внимание на том, что все люди связаны между собой.
«Скульпторы».
Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения.
Количество играющих: четное.
Описание игры: в каждой паре детей один – «скульптор», а другой –
«натурщик». «Скульптор» становится спиной к «натурщику», который должен
принять какую-нибудь позу. Затем ведущий дает сигнал, после которого
«скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Через
5 сек. «скульптор» отворачивается, а «натурщик» изменяет позу. Затем «скульптор» вновь поворачивается и начинает «лепить», т.е. пытается вернуть
«натурщика» в то положение, в котором его запомнил.
Комментарий: игра позволяет проявить детям творчество, фантазию.
«Если бы да кабы…».
Цель: развитие воображения.
Количество играющих: один или боле.
Описание игры: взрослый говорит: «Если бы на улице было солнце, мы
бы пошли гулять». И потом предлагает детям поиграть в «если бы…», т.е. продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы». Например:
Если бы крокодилы жили в горах…
Если бы кошки умели летать… и т.д.
Комментарий: детей нужно настроить на то, что в этой игре может произойти все что угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии и
предлагать самые необычные окончания фраз.
29
«Пуговичная поляна».
Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.
Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какойнибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить угадать, что «нарисовано» друг у друга.
Комментарий: игра моет стать основой для придумывания сказок.
30
Тесты проверки знаний
Первый год обучения. Тема «Общие сведения о тканях»
1. Нужно вписать в «ступеньки» названия хлопчатобумажных тканей.
1. Б
2. Б
Ь
А
3. Б
Т
4. Б
Т
5. Б
Т
1. Ткань, необходимая для пошива белья.
2. Из этой ткани шьют зимние пижамы, детские ползунки.
3. Эта тонкая прозрачная ткань служит материалом для носовых платков,
дорогого белья.
4. Из этой ткани с ворсом шьют красивые вечерние платья.
5. Техническая ткань, используемая для пошива туристических и военных палаток, тентов, рюкзаков.
Ответы: 1. Бязь. 2. Байка. 3. Батист. 4. Бархат. 5.Брезент.
2. Укажите стрелками какие признаки относятся к лицевой стороне, а
какие – к изнаночной
1.
2.
4.
5.
Технические узелки и ворсинки на поверхности
Гладкая, блестящая поверхность ткани
Четко виден печатный рисунок
Ворс на поверхности ткани
6. Печатный рисунок на ткани виден слабо
31
Лицевая сторона
Изнаночная сторона
3. Среди букв в таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.
У
О
Л
Х
А
Т
В
О
К
Ж
С
Ь
П
О
Я
Е
Н
А
К
Р
Ч
А
К
Т
П
Вопросы:
1. Материал, изготовленный переплетением
пряжи или нитей.
2. Растение, из плодов которого получают
волокно.
3. Техника изготовления тканей.
4. Нить, выработанная из волокон путем их
скручивания, предназначенная для производства тканей.
Ответы: 1. Ткань. 2. Хлопок. 3. Ткачество. 4. Пряжа.
Второй год обучения. Тема «Повседневная одежда»
1. Проведите стрелки от термина к его определению.
1. Шов
2. Стежок
3. Строчка
а) Несколько стежков в ряд.
б) Расстояние между двумя проколами материала иглой.
в) Последовательность стежков, выполненных для соединения деталей изделия друг с другом.
2. Заполните правильно таблицу: какое назначение имеет каждый вид
одежды.
Рабочая
Спортивная
Повседневная
Нарядная
Домашняя
•
•
•
•
•
Для домашней носки
Для защиты рабочего от загрязнения
Для торжественных случаев
Для занятия спортом
Для каждого дня
32
3. Логогрифы.
1. Я дух, живу в бутылке,
Но если мне прикажут
Н в конце на СЫ сменить,
Тогда меня можно носить
2. Я очень хитрый рыжий зверь.
И лучше ты мне, друг, не верь.
Но если КУ поставить прежде,
Получиться деталь одежды.
3. Хоть одно колесо – но везет.
А с ВЫ вначале – объем одежде придает.
4. Кирпичик к кирпичику –
Строиться дом.
А С прибавим –
Юбку с отделкой сошьем.
33
2. Опорные учебно-методические материалы, обеспечивающие
образовательный процесс
Тема: «Аппликация из ткани»
Первый год обучения
Что такое аппликация
Аппликация – это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи… эти кусочки приклеиваются на бумагу или пришиваются на ткань. В результате получаются красивые картинки, которыми
можно украшать комнату, дарить друзьям, выставлять на выставках.
Три секрета аппликации.
В искусстве аппликации много секретов. Один из них заключается в
складывании бумаги. Если ее сложить гармошкой и вырезать только одну
форму, то этих форм получится несколько, и все они будут одинаковыми.
Второй секрет называется ритм формы или повторение формы. Он состоит в том, что в аппликации какая-то форма – квадратик или цветок, звездочка или овал – должны повторяться несколько раз. Эта одинаковая форма должна быть разного размера. Например, большой цветочек, маленький и средний.
Третий секрет называется ритм цвета или повторение цвета. Он состоит в том, что в аппликации один и тот же цвет должен обязательно повторяться несколько раз. Например, несколько зеленых листьев или несколько фиолетовых веточек.
Аппликация из цветной бумаги
Самая простая аппликация может быть сделана из цветной бумаги. Обрезки цветной бумаги часто имеют красивые причудливые формы. Это могут
быть кружочки, прямоугольники разных размеров, неопределенные фигуры. У
них можно увидеть ровные, волнообразные или рваные края. Из обрезков цветной бумаги получаются интересные работы, в которых форма одного цвета
находит на форму другого цвета, перекрывает ее.
34
Методические рекомендации по выполнению работ
в технике аппликации
Свет и тень.
Для выполнения аппликации нужно взять три листа одного размера. Один
лист должен быть темный – он будет изображать тень. Два других – светлые,
они будут передавать свет.
Темный лист сложить пополам, от сгиба нарисовать половинку предмета
(домика). Вырезать предмет по контуру – получиться две части: «тень» предмета и «тень» фона.
Разрезать по линии сгиба обе части. Взять светлый лист бумаги и наклеить слева одну половинку «тени» предмета, справа половинку «тени» фона. На
другом светлом листе «тени» наклеить наоборот.
Аппликации из открыток.
Найти в журнале фотографию с изображением природы. Лист необходимо расчертить на одинаковые квадратики. Разрезать лист по намеченным линиям, перемешать квадратики. Собрать вырезанные квадратики в любом порядке, приклеить на лист бумаги.
Можно использовать квадратики нескольких картинок.
Пейзаж из кусочков цветной бумаги.
Интересные картинки можно получить из разорванной бумаги – белой
или цветной (можно взять листы из журнала). Главное – у оторванного кусочка
должен быть белый кантик. Сначала оторвать от листа полоску, затем разорвать
ее на более мелкие кусочки. Из разноцветных кусочков складывать на листе задуманную картинку и сразу наклеивать кусочки.
Аппликация из природных материалов.
Прекрасным материалом для аппликации могут стать засушенные листья,
цветы, веточки. Они создают цветовые пятна, нежные по тону и изящные по
форме. При работе нужно учитывать один секрет – светлое пятно лучше видно
на темном фоне, а темное – на светлом. Это правило называется контрастом
темного и светлого.
35
Аппликация из ниток.
Аппликация – это работа с цветными кусочками из различных материалов. Цветной кусочек или цветовое пятно можно создать из шерстяных ниток.
Ими можно рисовать целые картины. На листе бумаги клеем наносится контур
изображения, а затем на клей накладывается нитка. Внутри контура располагаются нитки, приклеиваемые по кругу или петлями, или кусочками. Картину
можно оформить рамкой.
Аппликация из ткани.
При выполнении аппликации с использованием лоскутков из материи
следует провести определенную предварительную работу – лоскуты необходимо наклеить на плотную бумагу, придерживаясь следующего порядка работы:
1. На лист ватмана или плотной бумаги с помощью кисточки нанести
равномерно клей ПВА.
2. На проклеенную поверхность аккуратно прикладывается лоскут ткани,
прижимается и разглаживается руками.
3. После почти полного высыхания (10-15 минут) заготовка кладется под
пресс еще на час. После этого с тканью можно работать как с бумагой.
4. Детали рисунка переводят на ткань с помощью шаблона.
5. Первоначально все детали вырезают с припуском и следующим шагом
аккуратно вырезаются точно по контуру.
6. Заключительный этап состоит в выкладывании и приклеивании всех
деталей рисунка на плоскость из ткани или картона. Хорошо подойдет для этих
целей тонированная бумага.
При ознакомлении детей с техникой аппликации следует большое внимание уделить колористике. Сочетание цветов в лоскутной аппликации – это и
есть колорит. От сочетания цветов зависит выразительность всей композиции.
Яркие, контрастные, теплые тона вызывают радостное приподнятое настроение, как солнечные дни летом. Тусклые, серо-голубые холодные цвета, как
хмурые дождливые дни осени, наводят грусть и тоску.
Большое значение имеет выбор фона. В декоративном творчестве выбор
цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюже36
та. Работа с цветом дает большой простор для творчества, позволяет по-новому
расставить акценты, менять настроение, играть на контрастах.
37
Приложение 1.
Варианты работ аппликаций.
«Семейка»
«Букет»
«Свой домик»
«Яблонька»
38
«Грибок»
Шаблоны деталей картин, выполненных в технике аппликации.
«Паровозик»
«Уточка»
«Семейка»
39
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Анкета для детей
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на два вопроса, поставив галочку напротив
соответствующего ответа или ответов.
А) Что привело тебя в творческое объединение «Одежда для кукол»?
1. Желание найти новых друзей._______________________________
2. Возможность развить свои творческие способности.____________
3. Интерес к предмету.________________________________________
4. Так захотели родители.______________________________________
5. Заодно с друзьями. _________________________________________
6. Нечем занять свое свободное время.___________________________
Б) Приносят ли тебе пользу занятия в творческом объединении?
1. Да, я узнаю много нового.____________________________________
2. Да, мне очень интересно._____________________________________
3. Занятия дают мне возможность участвовать в конкурсах, выставках.
___________________________________________________________
4. Мне интересно общаться с друзьями. ___________________________
5. Другой ответ.________________________________________________
40
План контроля педагога доп. обр. по образовательной программе
№ гр. _______
год обучения _________
Теоретическая подготовка ребенка
Теоретические знания по
темам
Владение специальной терминологией.
Практическая подготовка ребенка
Умение пользоваться инструментами
Умение подобрать материалы для работы
Цветоведение
Знание деталей одежды и
умение разложить их на
ткани
Умение выполнять ручные
строчки
Применение декоративной
отделки
Творческие навыки
Общеучебные умения и навыки ребенка
Умение слушать и слышать
педагога.
Организация рабочего места
Навык соблюдения правил
техники безопасности
Умение аккуратно выполнять работу
Примечание:
Знаком «+» проставить сроки проведения диагностических мероприятий.
41
май
апрель
март
февраль
январь
декабрь
ноябрь
Параметры
октябрь
Месяц
сентябрь
Таблица 1
Сводная таблица диагностики
__________группа, _______год обучения
Таблица2
№
Ф.И. обучающегося
Время проведения диагностики
Вид работ
1.1 Теоретические
знания по основным разделам
учебнотематического
плана программы.
1.2 Владение специальной терминологией.
1 Теоретическая подготовка ребенка
I п/год.
Конец года
I п/год.
Конец года
2. Практическая подготовка ребенка
2.1 Умение пользо- Начало года
ваться инструментами
I п/год.
Конец года
2.2 Умение подобрать I п/год.
материалы
для
работы
Конец года
2.3 Цветоведение
I п/год.
Конец года
2.4 Знание
деталей I п/год.
одежды и умение
разложить их на Конец года
ткани
2.5 Умение
нять
строчки
выпол- I п/год.
ручные
2.6 Применение
коративной
делки
Конец года
де- I п/год.
отКонец года
2.7 Творческие навы- I п/год.
ки
Конец года
42
3 Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1 Учебнокоммуникативные
умения:
умение
слушать и слышать педагога.
3.2 3.2.1 Организация
рабочего места
Начало года
I п/год.
Конец года
Начало года
I п/год.
Конец года
3.2.2 Навык соблюдения в процессе деятельности правил техники безопасности
3.2.3 Умение аккуратно
выполнять работу
I п/год.
Конец года
Начало года
I п/год.
Конец года
Итого:
Условные обозначения:
Н – ниже среднего уровня (5 балов)
С – средний уровень (10 баллов)
В – выше среднего уровня (15 баллов)
Расчет среднего показателя (за п/годие, за год): Сумма баллов / Кол-во показателей
Выводы:
43
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
________ группа,
_______год обучения
Таблица3
№
Ф.И.обучающегося
Параметры
Время
проведения
диагностики
1 Особенности учебной деятельности
1.1 Способен сосредоточиться на задаче
и не отвлекаться в
процессе ее решения.
1.2 Может поставить
перед собой конкретную цель и последовательно добиваться ее достижения
1.3 Понимает требования педагога и старается их выполнить
1.4 При возникновении
трудностей на занятии прилагает усилия для их преодоления
1.5 Сохраняет удовлетворительную работоспособность в
течение всего занятия
1.6 Реализует на занятиях свой творческий
потенциал.
Индивидуальные
работы
являются
результатом самовыражения.
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
2 Особенности поведения и общения
2.1 Активен в общении I п/год.
со сверстниками.
Конец
Года
2.2 Не
провоцирует I п/год.
конфликты
со
44
сверстниками
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Конец
года
Имеет постоянных I п/год.
приятелей в группе
Конец
года
Может обратиться I п/год.
с возникшей проблемой к педагогу
Конец
года
Уважительно отно- I п/год.
сится к педагогу и
соблюдает необхо- Конец
димую дистанцию года
в общении с ним
Прислушивается к I п/год.
замечаниям и требованиям педагога, Конец
старается их вы- года
полнять
Соблюдает правила I п/год.
поведения и общения
Конец
года
Достаточно активен I п/год.
на занятии, стремится
проявить Конец
свои знания, уме- года
ния, навыки
3 Отношение к занятиям
3.1 Пропускает занятия I п/год.
только по уважительным причинам Конец
года
3.2 Проявляет заинте- I п/год.
ресованность в достижении успеха
Конец
года
3.3 Проявляет творче- I п/год.
ские способности
Конец
года
Выводы:
45
Практические работы обучающихся
1 год обучения
Таблица 4
№
Наименование темы
1
Вводное занятие
3
Аппликация из
ткани
Виды ручных
ебот
Постельные принадлежности
Нательное белье
4
5
6
Ф.И.
уч-ся
Вид
изделия
Открытка
Картина
Салфетка
Подушечка
Трусики
7
Одежда для дома
Ночная
сорочка
Халатик
8
Нарядное платье
Платье
Игрушка из ткани
на елку
10 Одежда для зимних прогулок
9
Игрушка
Шапочка
Накидка
11 Сувенир «Валентинка»
12 Повседневная
одежда
Сердечко
Юбка
Блузка
13 Сувенир к 8Марта
Сувенир
14 Одежда для отдыха и спорта
15 Одежда для
етнеего отдыха
Костюм
16 Подготовка и
оформление выставок
Осенняя
Купальник
Сарафан
Новогодняя
Итоговая
Выводы: __________________________________________________________________
46
Практические работы обучающихся
2 год обучения
Таблица 5
№
Наименование темы
1
Вводное занятие
2
Сведения о синтетических тканях
Виды ручных работ
Нательное белье
3
4
5
Повседневная
одежда
Ф.И.
уч-ся
Вид
изделия
Открытка
Игольница
Ключница
Комбидрес
Брюки
Блузка
6
7
8
Карнавальное
Платье
платье
Сувенир к Новому Сувенир
году
Нарядное платье
Платье
Сувенир «Валентинка»
10 Сувенир к 8 Марта
11 Сезонная одежда
Сердечко
12 Народный костюм
Нижняя
рубаха
Верхняя
одежда
Осенняя
9
13 Подготовка и
оформление выставок
Рамка
Пальто
Новогодняя
Итоговая
Выводы:
47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
48
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Устав МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ» утверждён Постановлением
администрации городского округа Заречный от 30.01.2017г. № 117-П, зарегистрирован 30.01.2017г., в новой редакции от 15.02.2017г.
15.
Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим
программам. Приказ № 36-од от 22.03.2022г.
49
Литература для педагога.
1. Вышивка в умелых руках. – М.: ООО «Изд-о АСТ»: ООО «Изд-о Астрель», 2013. - 288с.: ил. – ( Умелица).Екшурская Т. Модное платье. – С-Пб.: Лениздат, 2008.– 448с.
2. Жукова О.Г. Кожа в умелых руках. – М.: Знание ., 2016.- 194 с.
3. Журнал « Бурда ». Лоскутная техника №3, 2015. – 83с.
4. Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М., 2013.- 206 с.
5.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М., Олма-Пресс образование, 2013 г. - 191 с.
6. Мельникова Л.В. Обработка тканей. – М.: Правда, 2016. – 208 с.
7. Молотобарова О.С.. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение.– М., 2013. – 176 с.
8. Орлова Л. Азбука моды. – М:., Просвещение 2018. – 179с.
9. Цветная мозаика / Регина Бюлер ; [пер. с нем. Одинцовой С. Н.]. - М :
Мир книги Ритейл, 2012. - 63 с.
10. Технология женской и детской легкой одежды / А. Т. Труханова. - 3-е
изд., испр. и доп. - М. : Лег. и пищ. пром-сть, 2013. - 375 с.
11. Чижикова Л. Кружок конструирования и моделирования одежды. М. :
Просвещение, 2010 г. - 143 с.
Литература для обучающихся.
1. Барби – мода плюс. Журнал. М., 2007.
2. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М.: Мир книги, 2017.
– 192 с.
3. Я познаю мир. История моды : Дет. энцикл. - М. : АСТ : Астрель,
2013. - 492
4. с.Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. Серия «Развиваем творческие способности». – М.: ОНИКС, 2007г.
5. Большистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные лоскутки: Пособие для
занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006г.
50
6. Большистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми. Серия «Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006г.
7.Румянцева Е.А. Праздничные открытки. – М.: Айрис-пресс, 2005г.
8.«Ручная работа» // журнал. 2007-2009
Интернет – источники.
1. Аппликация из ткани и фетра проверено от 15.06.24г
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-vesyolyeptichki.html?ysclid=lxnbnn7o5x459337747
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-klevoi-aplikaci-iz-tkani-dljaraboty-s-detmi-4-7-let.html?ysclid=lxm1d5aj7s4726519
2. 25 Интересных фактов из жизни Павла Божова. От 15.06.24г
https://faktrus.ru/25-фактов-о-павле-бажове/?ysclid=lxm0ctr3jd314557686
3. Виды ручных швов и их применение. От 15.06.24г
https://korfiati.ru/2017/01/ruchnyie-shvi/?ysclid=lxlzvvecf576557573
4.Викторина «Путешествие по сказкам» от 15.06.24г
https://kopilka.edu-eao.ru/literaturnaya-viktorina-puteshestvie-poskazkam/?ysclid=lxnbvst5d5259373637
5. Викторина « Сказы Бажова» от 15.06.24г
https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/literatura/literaturnajaviktorina-dlja-shkolnikov-s-otvetami-skazybazhova.html?ysclid=lxm0hldhdc182359754
6. Одежда для кукол. От 15.06.24г.
https://odezhda.guru/dlya-kukol/114-svoimi-rukami7. Лоскутная техника от 15.06.24г
https://www.liveinternet.ru/users/4500181/post267902069
51