Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНА на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
Протокол №6 от «09» июня 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 - од «09» июня 2025г.
«ВОЛШЕБНЫЙ ВОЙЛОК»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст детей: 8-13 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень реализации: стартовый
Автор-составитель:
Мужева Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Городской округ Заречный, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный
войлок», художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что освоение основ валяния шерсти,
даёт возможность детям самостоятельно изготавливать шерстяные изделия разной
сложности, раскрыть свой творческий потенциал, создавая уникальные подарки для близких,
уютные вещи для своего дома и для своего собственного неповторимого образа. Кроме того,
занятия художественным валянием шерсти развивают образное и пространственное
мышление, глазомер, моторику рук обучающегося, его художественный вкус.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный войлок» разработана
с учётом нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации
и
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Валяние – это процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, обуви, фетра,
сукна), путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Это самая древняя
техника изготовления текстиля на Земле. Прочно осевший в нашем сознании в образе
валенок, войлок трудно представить в качестве декоративного материала. Но, тем не менее, в
конце XX века дизайнеры открыли потенциал войлока как материала, подходящего для
любых эстетических модификаций. Оказалось, что из войлока можно делать модные
коллекции одежды и аксессуаров, а также безумно красивые игрушки и вещи для интерьера.
На сегодняшний день валяние шерсти является очень популярным занятием, которое
подходит абсолютно всем. Работать с шерстью несложно и интересно, так как это занятие
дает простор воображению. Данный вид творческой деятельности позволяет формировать у
детей потребность самовыражения, саморазвития, самосовершенствования через творчество
и
способствует
профессиональной
ориентации,
следовательно,
поможет
облегчить
школьнику интеграцию в систему мировой и отечественной культуры; последующее его
самоопределение во взрослой жизни.
Программа
предполагает
постепенное
углубление
и
расширение
знаний,
совершенствование творческих умений и навыков. Темы учебных заданий располагается в
порядке постепенного усложнения.
Содержание данной программы ориентировано на сохранение народных традиций
валяния шерсти, создание условий для развития данного вида рукоделия в настоящее время,
а также на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественноэстетическом развитии и реализации своего творческого потенциала.
Адресат
Данная программа рассчитана для детей от 8 до 12 лет.
Индивидуальные особенности обучающихся 8 лет
Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к
учебной
деятельности
(уровнем
физиологического,
психического,
интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это
способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе
учебной мотивации младшего школьника. Занятия валянием способствует
развитию мелкой моторики рук, формирует усидчивости, развивает творческие
способности детей.
Этот
период
является
наиболее
важным
для
развития
эстетического
восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения
к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю
жизнь.
В начальной школе у младшего школьника развиваются формы
мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний,
развитие мышления.
В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности
к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят
трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и
учителем.
В
это
время
у
ребёнка
возникает
апатия,
связанная
с
невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная
поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом
учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника:
произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется
при столкновении с различными дисциплинами.
В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна
учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний,
умение решать различные задачи и др.
Индивидуальные особенности обучающихся 9-10 лет
Возраст 9-10 лет — второе детство. Относительно спокойный период в
жизни ребёнка, позволяющий вновь вернуться к игрушкам и играм. Дети
меньше конфликтуют с родителями, чаще проявляют независимость и
самостоятельность. Младшие подростки тоже любят играть, но их игры
приобретают уже другой характер — часто соревновательный. Победу и
поражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться,
переключиться. У детей этого возраста большой интерес к окружающему миру,
любознательность. Они все умеют, хотят и пытаются сделать: сочинять, петь,
рисовать и др. Ребята этого возраста с удовольствием занимаются в различных
творческих кружках, любят конкурсы, викторины, смотры и др. Дети все
больше отделяются от родителей. В этом возрасте на первый план выходит
общение со сверстниками. Большую роль в отношении к собственной
внешности в этот период играет мнение друзей и сверстников.
Отличительной чертой детей 9-10 лет является желание собирать самые
разные предметы по сериям и классифицировать их по известным только
ребёнку признакам. У детей появляется чувство ответственности, ребёнок
становится самостоятельнее. На занятиях по валянию дети учатся трудолюбию,
усидчивости и взаимопомощи.
Индивидуальные особенности обучающихся 11-12 лет
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике.
Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения,
немотивированные
поступки,
вспыльчивость,
преувеличение
своих
возможностей. Источник этого явления - интенсивное физическое развитие,
половое созревание, появление так называемого чувства взрослости.
В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости
к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. У них
появляется
«Чувство
взрослости»,
не
подкреплённое
реальной
ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и
самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со
стороны взрослых. Ребёнок в этом возрасте учится аргументировать,
доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное
мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днём. Они не
думают
о
последствиях
своих
поступков. Учебная
деятельность
характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Подростки
не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают
с одного на другое, не завершив начатое.
Подросток
начинает
ощущать
близость
с
природой,
по-новому
воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей. Способен к
проявлению
творческого
воображения
и
творческой
деятельности,
прогнозировать последствия своих поступков.
Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении
того или иного материала. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать
педагогическое пространство, где ребёнок имел бы возможность для
разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего
мира – основу, на базе которой формулируется и развивается творческий
процесс. С помощью валяния, ребята учатся показывать своё мастерство,
учатся доводить начатое дело до конца.
Режим занятий и число детей, одновременно находящихся в группе
Занятия проводятся в группах до 12 человек, 2 раза в неделю по
2часаакадемический час составляет 40 минут, с перерывом между занятиями 10
минут. Занятия поводятся в разновозрастных группах.
Форма обучения – очная.
Образовательная программа первого года обучения рассчитана на 144
часа в год, второго года обучения - 216 часов в год. Общее количество часов за
два года обучения составляет 360 часов.
Срок реализации: 2 года обучения, стартовый уровень освоения.
Программа имеет развивающий характер и ориентирована на содействие
успешной социальной
адаптации обучающихся,
овладение
начальными
знаниями и умениями в области ручного валяния шерсти. Изучая программу,
обучающиеся смогут активизировать свой творческий потенциал, научиться
валять из шерсти простые и усложнённые модели различных изделий.
Цель:
способствовать
развитию
творческих
способностей
посредством приобщения к виду рукоделия «сухое валяние шерсти».
Задачи:
обучающие:
- сформировать навыки самостоятельной и коллективной работы;
детей
- обучить основным технологическим процессам создания изделий из
шерсти различными способами валяния, декоративным и художественным
особенностям данных изделий, разработке эскиза изделия;
- расширить уровень познания и представления ребёнка о данном виде
декоративно -прикладного творчества.
развивающие:
- развить творческую активность детей;
- помочь развить моторные навыки, образное мышление, внимание,
фантазию;
- способствовать формирования эстетического и художественного вкуса у
обучающихся;
- способствовать созданию ситуации успеха, стремления доводить
начатое дело до конца;
- создание условий для развития собственного видения на предложенную
тему педагогом
воспитательные:
- привить интерес к исторической культуре своей Родины, к истокам
народного творчества;
- развивать общую культуру личности, способной адаптироваться в
современном обществе;
- воспитать уважение к людям труду.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения возрастной группы 8-10 лет
№
п/п
1
Часы занятий
Наименование темы
Вводное занятие. Введение в
образовательную программу
Всего
Теория
Практика
2
2
-
Формы аттестации/
контроля
Входная
диагностика
2
Материаловедение
4
2
2
викторина по теме
3
Цвет и композиция
4
2
2
опрос
4
«Шерстяная акварель»
18
2
16
Устный опрос
4.1
Мини картина «Осень»
-
4
4.2
Картина «Одуванчики»
-
4
анализ качества
работы, опрос
анализ качества
работы. опрос
анализ качества
4.3
Картина «Космос»
-
4
работы,
самоконтроль
анализ качества
4.4
Картина «Ёжик»
-
4
работы, взаимный
контроль, тест
5
Плоские изделия из шерсти 12
2
10
Устный опрос
5.1
Брошь «Смайлик»
-
2
Наблюдение, опрос
5.2
Брошь «Фрукты»
-
4
наблюдение
5.3
Брошь «Животное»
-
4
2
12
6
Объёмные
изделия
шерсти
из
14
6.1
Брошь «Мой питомец»
-
4
6.2
Брошь «Пейзаж»
-
4
анализ качества
работы, выставка
Тематическая
беседа, опрос
анализ качества
работы
наблюдение
6.3
7
миниатюра «Берегись огня!»
Сувениры
с
целевым
назначением
30
-
4
6
24
7.1
«Ёлочная игрушка»
2
8
7.2
«Игольница»
2
8
2
8
10
32
7.3
8
8.1
8.2
8.3
Сувенирное
изделие
по
замыслу детей
Объёмные картины
Объёмная
42
опрос
Тематическая
беседа
анализ качества
работы, опрос
анализ качества
работы
анализ качества
работы
Устный опрос
анализ качества
картина
2
«Животный мир»
8
работы,
взаимоконтроль
Объёмная картина «Семья»
2
8
наблюдение, анализ
качества работы
анализ качества
Объёмная картина «Морское
2
чудо»
8
работы,
самоконтроль
анализ качества
8.4
Объёмная
картина
«На
4
страже Родины»
8
работы,
самоконтроль,
выставка
9
10
Всего:
Беседы,
экскурсии,
посещение выставок
Подготовка к выставкам
8
8
-
10
-
10
144
36
108
Тематическая
беседа
Промежуточная
диагностика
Содержание программы 1-го года обучения
обучающихся возрастной группы 8-10 лет
1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы
детского объединения.
История и традиции валяния шерсти.
Изделия из шерсти.
Материалы и инструменты для валяния шерсти.
Правила поведения на занятии.
2. Материаловедение
Теория: Обзор видов и качественных характеристик шерсти. Способы подбора
шерсти для валяния.
Практика: Отщипывание пучков шерсти из гребенной ленты, скручивание
шерсти, рубка. Разработка памятки.
3. Цвет и Композиция.
Теория. Цветовой круг. Основные характеристики цвета. Закономерности
цветовых сочетаний;
Виды
композиции:
симметричная,
ассиметричная,
периметральная,
пирамидальная.
Практика: подбор цвета и вида композиций.
4. «Шерстяная акварель».
4.1 - 4.4. Теория. Основные приёмы изготовления картины из шерсти, этапы,
последовательность. Материалы для изготовления картин. Просмотр готовых
работ. Просмотр фильма «Картина тюльпаны».
Практика: Выбор эскиза, изготовление мини-картины «Осень», Одуванчики»,
«Космос», «Ёжик».
5. Плоские изделия из шерсти
5.1-5.3 Теория. Основные приёмы плоской композиции.
Работа с трафаретами. Виды игл. Техника безопасности работы с иглой для
валяния.
Практика: изготовление плоской броши «Смайлик», «Фрукты», «Животные».
6. Объёмные изделия из шерсти
6.1-6.3 Теория. Основные приёмы изготовления объёмных брошей, техника
соединения деталей, варианты крепления фурнитуры.
Практика: разработка эскиза, изготовление объёмной броши «Мой питомец»,
«Пейзаж», миниатюра «Берегись огня!».
7. Изделия с целевым назначением
7.1-7.3 Теория. Многообразие техник и видов изготовления сувениров:
игольница, брелоки, броши, магнит на холодильник. Варианты выполнения
сувенирных изделий.
Практика: выбор изделия и зарисовка эскиза, изготовление шаблона,
изготовление изделия и его презентации. «Ёлочная игрушка», «Игольница»,
изделие по замыслу.
8. Объёмные картины
8.1-8.4 Теория. Отличительные особенности объёмных картин. Материалы для
объёмных картин, последовательность выполнения, декоративное оформление
объёмных картин.
Практика: выбор эскиза, подбор шерсти, изготовление и презентация картины.
«Животный мир», «Семья», «Морское чудо», «На страже Родины»
9. Беседы, экскурсии, посещение выставок
Проведение бесед, посещение выставок декоративно-прикладного творчества,
организация
экскурсий,
обмен
своими
творческими
идеями.
Данная
деятельность направлена на расширение кругозора детей, формирование
художественного вкуса и развития творческой активности.
10. Подготовка к выставкам.
Оформление выставочных экземпляров, подготовка детских работ к выставкам,
участие в конкурсах декоративно прикладного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения возрастной группы 9-10 лет
№
п/п
Часы занятий
Наименование темы
Всего
Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
Беседа,
1
Вводное
занятие.
Введение
в
образовательную программу
инструктаж.
2
2
-
Входная
диагностика
Викторина по
2
Материаловедение
4
2
2
3
Цвет и композиция
4
2
2
Опрос
4
«Шерстяная акварель»
18
2
16
Устный опрос
4.1
Мини картина «Осень»
-
4
теме
Опрос, анализ
качества работы
Наблюдение,
4.2
Картина «Цветы в вазе»
-
4
анализ качества
работы
4.3
Картина «Космос»
-
4
Наблюдение,
самоконтроль
Беседа, анализ
4.4
Картина «На закате солнца»
-
4
качества работы,
тест
5
5.1
Плоские изделия из шерсти с
элементами декора
Брошь «Фрукты»
12
2
10
-
2
Устный опрос
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
5.2
Брошь «Матрёшка»
-
4
опрос,
самоанализ
5.3
Брошь «Животное»
-
4
Наблюдение,
опрос
6
Объёмные изделия из шерсти
6.1
Тематическая
2
12
Брелок «Мой питомец»
-
4
Беседа, опрос
6.2
Миниатюра «Берегись огня!»
-
4
Беседа, опрос
6.3
Бижутерия из шерсти «Браслет»
-
4
Наблюдение
6
24
2
8
7
7.1
Сувениры
с
14
целевым
назначением
30
«Ёлочная игрушка» знакомство с
ватной игрушкой
беседа, опрос
Тематическая
беседа
Беседа, опрос
Наблюдение,
7.2
«Игольница»
2
8
7.3
Проект: «Мой авторский сувенир»
2
8
Беседа, опрос
8
Объемные картины
10
32
Устный опрос
8.1
8.2
8.3
8.4
9
10
Всего:
42
Наблюдение,
Объёмная картина «Моя Родина -
2
Россия»
картина
«На
2
8
2
8
4
8
8
8
-
10
-
10
144
36
108
дне
морском»
Объёмная картина «Животное»
Беседы,
8
опрос,
взаимоконтроль
Объёмная картина «Семья»
Объёмная
опрос
экскурсии,
посещение
выставок
Подготовка к выставкам
Опрос
Беседа,
самоконтроль
Наблюдение,
самоконтроль
Тематическая
беседа
Промежуточная
диагностика
Содержание программы 1-го года обучения возрастной группы 9-10 лет
1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы
детского объединения. История и традиции валяния шерсти. Изделия из
шерсти. Материалы и инструменты для валяния шерсти. Правила поведения на
занятии.
2. Материаловедение
Теория: Обзор видов и качественных характеристик шерсти. Способы подбора
шерсти для валяния.
Практика: Отщипывание пучков шерсти из гребенной ленты, скручивание
шерсти, рубка. Разработка памятки.
3. Цвет и Композиция
Теория. Цветовой круг. Основные характеристики цвета. Закономерности
цветовых сочетаний.
Виды композиции: симметричная,
ассиметричная,
периметральная.
Практика: подбор цвета и вида композиций.
4. «Шерстяная акварель»
4.1-4.4
Теория. Основные приёмы изготовления картины из шерсти, этапы,
последовательность. Материалы для изготовления картин. Просмотр готовых
работ. Просмотр фильма «Картина тюльпаны».
Практика: Выбор эскиза, изготовление мини картины «Осень» «Цветы в вазе»,
«Космос», «На закате солнца».
5. Плоские изделия из шерсти с элементами декора
5.1-5.3 Теория. Основные приёмы плоской композиции. Работа с трафаретами.
Виды игл. Техника безопасности работы с иглой для валяния. Виды декора
шерстяных изделий. Способы крепления фурнитуры.
Практика: разработка эскиза изделия, выбор декора, изготовление плоской
броши «Фрукты», «Матрёшка», «Животное».
6. Объёмные изделия из шерсти
6.1-6.3 Теория. Основные приёмы изготовления объёмных изделийтехника
соединения деталей, варианты крепления фурнитуры.
Практика: разработка эскиза, изготовление объёмного брелока: «Мой
питомец», миниатюра «Берегись огня!», бижутерия из шерсти «Браслет».
7. Изделия с целевым назначением
7.1-7.3 Теория. Многообразие техник и видов изготовления сувениров:
игольница, брелоки, броши, магнит на холодильник. Варианты выполнения
сувенирных изделий. Основы проектной деятельности.
Практика: выбор изделия и зарисовка эскиза, изготовление шаблона,
изготовление изделия и его презентации: «Ёлочная игрушка», «Игольница»,
проект «Мой авторский сувенир».
8. Объёмные картины
8.1-8.4
для
Теория. Отличительные особенности объёмных картин. Материалы
объёмных
картин,
последовательность
выполнения,
декоративное
оформление объёмных картин.
Практика: выбор эскиза, подбор шерсти, изготовление и презентация картины.
«Моя Родина - Россия», «Семья», «На дне морском», «Животное»
9. Беседы, экскурсии, посещение выставок
Проведение бесед, посещение выставок декоративно-прикладного творчества,
организация
экскурсий,
обмен
своими
творческими
идеями.
Данная
деятельность направлена на расширение кругозора детей, формирование
художественного вкуса и развития творческой активности.
10.
Подготовка к выставкам
Оформление выставочных экземпляров, подготовка детских работ к выставкам,
участие в конкурсах декоративно прикладного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения (возраст 11-12 лет)
№
п/п
Часы занятий
Наименование темы
Всего
Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
Беседа,
1
Введение
в
образовательную
программу
2
2
-
инструктаж.
Входная
диагностика
2
Декорирование изделийизшерсти
4
1
3
Опрос
3
Валяние бижутерии
24
4
20
Устный опрос
3.1
«Заколка»
-
4
Опрос
3.2
Браслет назавязках
-
2
Наблюдение
3.3
Проект «Колье»
2
8
3.4
«Серьги»
-
2
Наблюдение
3.5
Мини-проект «Сложная брошь»
-
4
Беседа, опрос
4
«Шерстяная акварель»
2
16
Устный опрос
4.1
Картина «Осень»
-
4
4.2
Картина «На закатесолнца»
-
4
4.3
Картина «Зимние пейзажи»
-
4
18
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Опрос
Наблюдение,
самоконтроль
Наблюдение,
4.4
Картина «Символ года»
-
4
опрос, взаимный
контроль
5
Объёмные картины
5.1
5.2
2
20
«Мамино сердце»
-
4
«Моя Родина-Россия»
-
4
22
Устный опрос
Анализ качества
работы, опрос
Анализ качества
работы,
самоанализ
5.3
«Сказочное животное»
-
4
5.4
«Дорогами добра»
-
8
6
Объёмные изделия из шерсти
4
52
6.1
Проект: «Пожарнаябезопасность»
-
10
-
10
6.2
Проект
«Правила
56
дорожного
движения»
Наблюдение,
опрос
Беседа, выставка
Тематическая
беседа, опрос
Беседа, анализ
качества работы
Беседа, опрос,
викторина
Анализ качества
6.3
«Мой питомец»
-
6
работы, опрос,
выставка
6.4
Проект «Любимый уголок моего
-
города»
10
Беседа,
презентация
Беседа,
6.5
«Сказочный герой»
-
6
наблюдение,
анализ качества
работы
6.6
7
7.1
«Пальчиковый театр»
Сувениры
с
целевым
назначением
«Ёлочная
игрушка»
-
26
техника
ватной игрушки
2
10
2
24
Презентация
сказки
Тематическая
беседа
Анализ качества
2
6
работы,
самоконтроль
7.2
«Игольница»
-
6
Беседа, опрос
7.4
Сувенир «Дружба»
-
6
Беседа, опрос
8
Аксессуары
6
28
Устный опрос
с 34
элементамидекорирования
Анализ качества
Проект «Чехолдлятелефона»
8.1
2
10
работы,
презентация
Головной
8.2
убор
Опрос,
(кокошник,
2
повязка, шляпка)
презентация-
8
показ
Беседа, анализ
Проект «Арт-объект»
8.3
2
10
качества работы,
выставка
8.4
Кошелёк
9.
Проект «Зд- панно» по замыслу
Беседы,
10
экскурсии,
посещение
выставок
Подготовка к выставкам
11
Всего:
Наблюдение,
-
8
12
2
10
8
8
-
10
-
10
216
33
183
опрос
Опрос,
наблюдение
Тематическая
беседа
Итоговая
диагностика
Содержание программы 2-го года обучения обучающихся возрастной
группы 11-12 лет
1.
Вводное занятие. Введение в образовательную программу.
Теория: Задачи работы кружка на второй год обучения. Знакомство с
изделиями. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности,
необходимые
для
занятий.
Правила
поведения
на
занятиях.
Техника
безопасности при работе с ножницами, игами для валяния. Просмотр
видеоматериалов, изделий из шерсти.
2.
Декорирование валяных изделий.
Теория:
Варианты
декорирования
валяных
изделий.
Просмотр
презентации о вариантах декорирования изделий из шерсти. Знакомство с
фурнитурой (рассматривание бисера, пайеток, бусин).
Практика: пришивание бусин, пайеток, бисера по образцу.
3.
Валяние бижутерии.
3.1-3.5
Теория: Приёмы создания сложных форм изделий, виды изделий.
Практика. Валяние изделий:
- заколка,
- браслет с завязками;
-колье;
-серьги;
-сложная брошь.
Выставка, модный показ.
4.
«Шерстяная акварель»
4.1- 4.4
Теория: Основные приёмы создания картин.
Практика: Выбор эскиза, создание картин: «Осень», «На закате
солнца», «Зимние пейзажи», «Символ года».
5.
Объёмные картины из шерсти.
5.1-5.3
Теория: Основные приёмы работы с объёмными картинами, основы
композиции, их вариации.
Практика: разработка эскиза, изготовление картины «Мамино сердце»,
«Моя Родина-Россия», «Сказочное животное», «Дорогами добра».
6.
Объёмные игрушки из шерсти.
6.1-6.5
Теория: Варианты выполнения объёмных игрушек из шерсти. Основы
проектной деятельности.
Практика: разработка эскизов, создание мини декораций, работа над
проектом «Пожарная безопасность», работа над проектом «Правила дорожного
движения», объёмное изделие «Мой питомец», работа над проектом «Уголок
моего города», объёмное изделие «Сказочный герой».
6.6. Теория: Виды кукольных театров. Пальчиковый театр и варианты его
выполнения.
Практика: выполнение героев сказки и декораций, показ сказки.
7.
Сувениры из шерсти.
7.1-7.3
Теория:
Понятие
сувенирных
изделий.
Практическая
значимость
изделий. Просмотр презентации: «Русские сувениры и их значимость».
Знакомство с технологией изготовления ватной игрушки.
Практика: создание эксклюзивного сувенира и его презентация
«Ёлочная игрушка», «Игольница», «Дружба».
8.
Аксессуары с элементами декорирования
8.1-8.3
Теория: Виды аксессуаров, виды декорирования, понятие Арт-объект.
Практика: Изготовление аксессуара и его презентация «Чехол для
телефона», «Головной убор», «Арт-объект» «Кошелёк».
9.
3д панно. Итоговый проект.
Теория: Проектная деятельность. Этапы работы над проектом. Виды 3д
панно.
Практика:
разработка
и
реализация
учебно-творческого
проекта
(изготовление изделия и его презентация).
10.
посещение
Беседы, экскурсии, посещение выставок. Проведение бесед,
выставок
декоративно-прикладного
творчества,
организация
экскурсий, обмен своими творческими идеями.
11.
Подготовка к выставкам.
Оформление выставочных экземпляров, подготовка детских работ к
итоговым выставкам.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение
детьми
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волшебный войлок» направлено на достижение
комплекса результатов.
Предметные результаты
По окончанию 1-го года обучения обучающиеся возрастной группы
8-10 лет должны знать:
основные правила техники безопасности и организации рабочего места;
историю возникновения и традиции валяния изделий из шерсти;
материалы, инструменты, приспособления необходимые для работы;
основные сведения о шерсти и их видах;
цветовой круг, закономерности цветовых сочетаний;
основы композиции;
классификация способов валяния из шерсти;
технологию выполнения изделий из шерсти различными способами
валяния.
По окончанию 1-го года обучения обучающиеся возрастной группы
8-10 лет должны уметь:
использовать инструменты, приспособления необходимые при работе;
правильно выбирать цветовые сочетания шерсти;
составлять простейшие композиции;
создавать эскиз и выкройку изделия;
осуществлять
технологический
процесс
валяния
различными
способами;
валять по эскизу.
Метапредметные результаты:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
Личностные результаты:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы под руководством педагога;
-умение
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместной
деятельности,
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность.
По окончанию 1-го года обучения обучающиеся возрастной группы
9-10 лет должны знать:
основные правила техники безопасности и организации рабочего места;
материалы, инструменты, приспособления необходимые для работы;
основные сведения о шерсти и их видах;
цветовой круг, закономерности цветовых сочетаний;
виды и законы композиции;
технологию выполнения изделий из шерсти различными способами
валяния;
виды декоративных волокон;
способы декорирования войлочных изделий;
алгоритм работы над проектом.
По окончанию 1-го года обучен обучающиеся возрастной группы 9-10
лет должны уметь:
использовать инструменты, приспособления необходимые при работе;
правильно выбирать цветовые сочетания шерсти;
составлять различные виды композиций;
изготавливать шаблон для валяных изделий;
осуществлять технологический процесс валяния различных изделий из
шерсти;
осуществлять технологический процесс сваливания деталей;
выкладывать картины из шерсти в рамку;
декорировать валяные изделия различными способами;
разрабатывать и реализовывать проект.
Метапредметные результаты:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Личностные результаты
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы под руководством педагога;
-умение
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместной
деятельности,
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность.
По окончанию 2-го года обучения, обучающиеся возрастной группы
11-12 лет должны знать:
основные правила техники безопасности и организации рабочего места;
материалы, инструменты, приспособления необходимые для работы;
основные сведения о шерсти и их видах;
цветовой круг, закономерности цветовых сочетаний;
виды и законы композиции;
технологию выполнения изделий из шерсти различными способами
валяния;
способы декорирования войлочных изделий;
алгоритм работы над проектом.
По окончанию 2-го года обучения, обучающиеся возрастной группы
11-12 лет
Предметные: должны уметь:
использовать инструменты, приспособления необходимые при работе;
правильно выбирать цветовые сочетания шерсти;
составлять различные виды композиций;
изготавливать шаблон для валяных изделий;
осуществлять технологический процесс валяния различных изделий из
шерсти;
осуществлять технологический процесс сваливания деталей;
выкладывать картины из шерсти в рамку;
декорировать валяные изделия различными способами;
разрабатывать и реализовывать проект.
Метапредметные результаты:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Личностные результаты
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы под руководством педагога;
-умение
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместной
деятельности,
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально - техническое обеспечение
Для
успешной
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волшебный войлок» необходимо:
Оборудование:
- помещение для занятий с хорошим освещением;
- столы и стулья;
- компьютер;
- проектор и экран;
- аудио - видео аппаратура.
Материалы и инструменты:
- шерсть;
-рамки для фотографий;
-салфетки тканевые;
- иглы для валяния разного размера;
- поролоновая губка;
- картон;
- ножницы;
-фурнитура для бижутерии.
Перечень необходимых материалов для занятий(Приложение 1.)
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения
11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель
1 сентября
8-10 лет: 40 минут
9-10 лет: 40 минут
по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая
11-12 лет: 40 минут
Итоговая аттестация
Окончание учебного
года
Период учебного графика:
36 учебных недель
по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая
1 четверть
с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)
Осенние каникулы
с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных дней
03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
2 четверть
с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01. (12 календарных дней с учетом праздничных дней
31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
Зимние каникулы
3 четверть
Весенние каникулы
с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03. по 05.04. (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
4 четверть
с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)
Кадровое обеспечение
Образовательную
программу
реализует
педагог
дополнительного
образования с высшим педагогическим образованием, 1 квалификационной
категории,
соответствующий
профессиональному
стандарту
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён Приказом
Министерством труда России от 22.09.2022г. № 652-н).
Методические материалы:
- Учебные пособия (учебные электронные презентации, мастер-класс по
созданию картины «Тюльпаны», наглядные пособия: «Цветовой круг»,
«Техники работы с шерстью», «Последовательность выполнения картин»,
«Виды игл», «Виды композиций»)
- Методические пособия (КТП по годам обучения, методические разработки)
- Дидактическое обеспечение (инструкции, иллюстрации, образцы изделий,
раздаточный материал, глоссарий). Приложение 2.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает осуществление контроля на различных
этапах процесса обучения:
Предварительный контроль (на начальном этапе обучения с целью
определения уровня готовности к восприятию учебного материала)
Текущий контроль (в процессе обучения с целью выявления пробелов в
усвоении материала программы)
Итоговый контроль (в конце курса обучения с целью диагностирования
уровня усвоения программного материала и соответствия прогнозируемым
результатам обучения)
Методы контроля и диагностика результатов: наблюдение, опрос,
беседа, анализ творческих работ, презентация, итоговое занятие.
Все познанное и увиденное на занятиях отражается в творческих работах
обучающихся. Итоговые работы выполняются обучающимися к концу каждого
полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года.
Результатом работы с детьми являются участие в тематических выставках и
конкурсах городского и областного уровней, в конкурсах внутри творческого
объединения.
Формы, методы и технологии, используемые для реализации программы
В процессе обучения используются различные методы, формы и
технологии обучения. При их выборе педагог учитывает соответствие форм и
методов уровню подготовки детей и их возрасту, а также соответствие
содержанию изучаемого материала.
Методы обучения:
Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснение материала).
Наглядные методы (показ образцов изделий, фото- и видеоматериалов,
учебных электронных презентаций).
Практические методы (упражнения для отработки навыков, развивающие
игры, презентации и выставки творческих работ).
Аналитические методы (самоконтроль во время выполнения этапов работы,
организация рефлексии на занятии).
Описание методики
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребёнком задания проводится в соответствии с
баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на
основе рекомендаций кандидата педагогических наук Соломенниковой О. А,
автора парциальной программы по декоративно-прикладному творчеству
«Радость познания».
Шкала оценки:
усвоил в полном объеме – 3 балла,
достаточно – 2 балла,
частично – 1 балл,
не владеет – 0 баллов.
Баллы по результатам выполненных заданий фиксируются в протоколе
обследования.
Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень
сформированности знаний о декоративно-прикладном искусстве и развитие
творческих способностях:
от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Анализ результатов.
Низкий уровень (5-8 баллов).
В детской продукции обучающийся допускает ошибки в изготовлении
изделия. Выбирает простейшее эскизы или меняет на другое. Нарушает
последовательность при выделении главных частей изображаемого. Допускает
ошибки при сравнении их с сенсорными эталонами. При выполнении задания
постоянно обращается за помощью к педагогу. При украшении изделий мало
пользуется дополнительными инструментами. Место рабочее организует.
Средний уровень (9-12 баллов).
Обучающийся
допускает незначительные
ошибки в изготовлении
изделий. В декорировании использует различные инструменты. При валянии
использует основные способы и приемы. Допускает незначительные ошибки
при выделение главных частей изображаемого и сравнении их с эталонами. В
продукте и процессе творчества проявляется своеобразие манеры исполнения.
Во время выполнения работы иногда обращается за помощью к педагогу.
Проявляет активность в ответах на вопросы педагога. Место рабочее
организует в соответствии с поставленной задачей.
Высокий уровень (13-15 баллов).
Обучающийся правильно передаёт форму и характерные особенности
изделия. Успевает и проявляет желание свалять ещё несколько изделий. В
декорировании использует различные инструменты. При валянии использует
различные способы и приёмы. Умеет выделять главные части изображаемого и
1.
2…
Средний балл
Всего баллов
Умение валять по эскизу
Умение осуществлять
технологический процесс
валяния различными
способами
Умение создавать эскиз
изделия
Умение составлять
простейшие композиции
Умения правильно выбирать
цветовые сочетания шерсти
Умения использовать
инструменты,
приспособления
критерии
Ф.И. обучающегося
1.
2…
Средний балл
Всего баллов
Знание технологии выполнения
изделий из шерсти различными
способами
Знание классификации валяния
из шерсти
Знание основы композиции
Знание закономерностей
цветовых сочетаний
Знание видов шерсти
Знание материалов,
инструментов и приспособлений
Знание истории возникновения и
традиции валяния из шерсти
Знание техники безопасности и
организации рабочего места
Ф.И. обучающегося
сравнивать их с эталонами. Творчески подходит к выполнению задания.
Самостоятельно валяет и декорирует игрушки. Место рабочее организует в
соответствии с творческой задачей.
Приложение 1.
Мониторинг предметных результатов обучающихся
Период: учебный год ______________ , сентябрь; май;
учебный год _______________, май
Группа:
1.
2….
Средний балл
Общий балл
самооценка
Навыки в изложении
своих мыслей и взглядов
Навыки конструктивного
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками
Проявление
любознательности
инициативность
Творческая активность
Ф.И. обучающегося
Средний балл
Общий балл
Умение осуществлять
познавательную
деятельность
Умение использовать
компьютерные
технологии
Наличие
коммуникативных
умений
Умение работать в
коллективе
Умение планировать и
осуществлять свою
деятельность
Ф.И. обучающегося
Приложение 2.
Мониторинг метапредметных результатов обучающихся
Период: учебный год _________, сентябрь; май;
учебный год __________, май
Группа:
1.
2….
Приложение 3.
Мониторинг личностных результатов обучающихся
Период: учебный год __________, сентябрь; май;
учебный год ____________, май
Группа:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные
правовые
акты
и
государственные
программные
документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации
и
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Литература для педагога
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология/ Н.В. Басова. –Ростов- на- Дону:
Феникс, 1999 – 416 с.
2. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики/ Д.А.Белухин.- М.:
Издательство «Институт практической психологии». –
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 312 с.
3. Бойко, Е.А. Изделия из войлока. Самые подробные схемы/ Е.А. Бойко. -М.: Астрель, 2011 112 с.
4. Валитченко, В.К. Профилактика близорукости у школьников средствами физической и
гигиенической культуры / В.К. Валитченко// Воспитаниешкольников. - 2010. - №10, С. 63-67
5. Викторова, В.К. Творческое развитие школьников на занятиях студии художественного
валяния / В.К. Викторова // Воспитание школьников. –2010. - № 7 - С. 26-29
6. Зайцева, А.А. Валяние. Яркие идеи / А.А. Зайцева. - М.: Росмэн-Пресс, 2008 - 32 с.
7. Зайцева, А.А. Фетр и войлок/ А.А. Зайцева. – М.: Росмэн-Пресс, 2008 -32с.
8. Кокарева, И. Живописный Войлок: Техника. Приемы. Изделия/И.Кокарева. – М.: АСТПресс, 2012 – 131 с.
9. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие/И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004 – 365 с.
10.Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотерапевтические упражнения и
коррекционные программы/ Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
11.Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/
Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПКиПРО, 2003 - 82с.
12.Стрикачева, Е.В. Проектная деятельность как средство личностного роста учащихся / Е.В.
Стрикачева, Л.Н. Крысь // Дополнительное образование и воспитание. - 2011 - №5, С. 33-38
13. Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния/ К.А. Шинковская. –М.: АСТ-пресс,
2018 – 176 с.
Литература для детей
1. Коллекция журналов «Бижу» Я создаю украшения- DeAGOSTINI
2. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц/ Л. Люцкевич. - М.: Эксмо, 2008– 64 с.
3. Люцкевич, Л. Модные украшения в технике фильц/ Л. Люцкевич. - М.:Эксмо, 2009 – 64 с.
4. Мамонова, М. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство.
5. Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой: Карстен Зельке — Санкт-Петербург, АртРодник, 2014 г.- 80 с.
6. Волшебные фигурки из шерсти. Сказочные персонажи в технике фелтинг: Кристине
Шэфер — Москва, Контэнт, 2013 г.- 96 с.
Интернет- ресурсы:
№
1.
2.
ссылка
https://yandex.ru/video/preview/4326928486466472123
дата просмотра 05.06.25
https://yandex.ru/video/preview/1133166791604516291
дата просмотра 05.06.25
наименование
Мультфильм
«шерстяная анимация»
Мультфильм «Революция:
история анимации ручного
прядения шерсти»
Приложение 3.
Таблица материалов и инструментов на одного человека
Наименование
количество
Шерсть овечья
полутонкая
разного цвета,
упаковка 100гр.
5 шт.
(черный, белый,
зеленый,
красный, синий)
наглядность
Рамка для
фотографий
21*30
3шт.
Рамка для
фотографий
31*40
4 шт.
Салфетки
тканевые
1 рулон на
группу
Иглы для
валяния средние
№36 прямые
1
упаковка-5
шт.
Поролоновая
губка для мытья
посуды
(толстая)
1 шт.
ножницы
1 шт.
Фурнитура для
брошей
10 шт.
глазки
5 пар
Клей кристалл
1 шт. на
группу
картон
Перечень необходимых материалов из расчёта на одного человека
Первый год обучения
Наименование
Рамка для фотографий
21*30
Рамка для фотографий
30*40
Шерсть полутонкая (100гр) цвета:
белый, черный, зеленый, красный,
желтый
количество
3 шт.
Примерная цена
70*3
4 шт.
100*4
5 шт.
120*5
Фурнитура для броши
Иголка для валяния прямая №36
5 шт.
Губка для мытья посуды толстая
ножницы
Клей кристалл
Глазки 5 пары (0.8 см)
Итого:
10 шт.
1 упаковка
10*10
300
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1упаковка
20
30
100
70
1830
Перечень необходимых материалов из расчёта на одного человека
Второйгод обучения
Наименование
Рамка для фотографий
30*40
Шерсть полутонкая (100гр) цвета:
белый, черный, зеленый, красный,
желтый
Фурнитура для бижутерии
Иголка для валяния прямая №36
5 шт.
Губка для мытья посуды толстая
ножницы
Клей кристалл
Глазки 5 пары (0.8 см)
Итого:
количество
8 шт.
Примерная цена
100*8
8 шт.
120*8
10 шт.
1 упаковка
10*10
300
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1упаковка
20
30
100
70
2080
Приложение 4.
Глоссарий
определение
значение
Фелтинг или
фильцевание
- это особая техника
рукоделия, в процессе
которой из шерсти для
валяния создаётся
рисунок на ткани или
войлоке, объёмные
игрушки, панно,
декоративные
элементы, предметы
одежды или
аксессуары. Только
натуральная шерсть
обладает способностью
сваливаться или
свойлачиваться
(образовывать войлок).
Кардочес
можно назвать
"шерстяной ватой". Его
изготавливают на
специальной машинке,
кардере, отсюда и
название. Волокна
кардочеса спутаны и
имеют разную длину,
он бывает в полотне,
что очень упрощает
процесс раскладки
шерсти при мокром
валянии. Но и для для
сухого валяния он
подходит великолепно.
наглядность
Обратная игла
игла для валяния с
обратным эффектом.
При валянии она
выдёргивает прядки
шерсти наружу,
создавая тем самым
эффект распушённой
шерсти. Применяется
для создания
дополнительных
эффектов на финальной
стадии работы над
изделием.
Иглы для валяния
– иглы из закалённой
стали со специальными
насечками. Иглы для
валяния имеют номера
в соответствии с
диаметром иглы. Иглы
различаются по форме
сечения рабочей
поверхности.
Сливер
- это необработанная,
неокрашенная шерсть.
В связи с этим
возможны небольшие
вкрапления различных
палочек, соломинок и
т.д. Имеет натуральный
оттенок, отлично
сваливается. Из него
делают отличные
валяные тапочки
ручной работы, его
предпочитают в
изделиях те, кто ценит
натуральные, без
воздействия
красителей, материалы.
Нуно-фелтинг
- отдельное
направление валяние
шерсти на натуральных
тканях. В качестве
основы, нунофелтинг
подразумевает чаще
всего ткани шелка. Это
может быть органза,
шифон, атлас,
крепдешин и другие.
Реже применяются
льняные, хлопковые и
даже кружевные
основы - чем тоньше
ткань, тем свободнее
переплетение ее нитей,
соответственно,
процесс происходит
гораздо легче. Кроме
того, плотность ткани
влияет на мягкость
готового изделия.
Войлок
- плотный материал из
валяной шерсти.
Изготавливается
обычно в виде
полотнищ, которые
имеют различную
толщину.
Щетка подушка для
валяния
Щетка защищает стол,
на котором вы будете
работать и ваши руки от
повреждений и ран.
Щетка ещё нужна для
того, чтобы игла
свободно проходила так легче валять мелкие
тонкие детали.
Также вместо щётки вы
можете использовать
специальные
поролоновые подушки
или маты. Но также
можно на начальном
этапе попробовать на
обычной губке для
мытья посуды, они
очень похожи.
Мокрое валяние
шерсти
- процесс сваливания
непряденой шерсти в
войлочное полотно, с
помощью щелочного
раствора, силы трения и
температуры.
Держатель для игл
это пластиковый или
деревянный держательмногоигольник на 7
игл. Иногда его
называют
«семиигольник».
В комплекте с
держателем идут
специальные иглы для
валяния. Они
отличаются
треугольным сечением
рабочей поверхности и
насечками, которые
обеспечивают
превосходную
сваливаемость шерсти.