ДООП Мукосолька

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНА на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
Протокол №6 от «09» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 - од «09» июня 2025г.

«МУКОСОЛЬКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Исаева Екатерина Дмитриевна,
Сарварова Светлана Васильевна,
педагоги дополнительного образования

Муниципальный округ Заречный, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька»
имеет художественную направленность и призвана расширить и усовершенствовать
знания и умения детей в области изобразительного искусства и декоративно прикладного
творчества.
Актуальность
Актуальность общеразвивающей программы «Мукосолька» (своевременность,
современность, соответствие потребностям времени) раскрывается через соответствие
образовательной программы
• нормативным правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».

2

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
3

государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
• региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам:
Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность
раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать
прекрасное своими руками. Приобщение детей к искусству развивает способность
воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает
возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к
гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер
человека. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть в реальных предметах
декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Таким образом,
актуальность предлагаемой программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится
одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребенка, удовлетворении его
индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном
обществе, повышении занятости детей в свободное время;
- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль
в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании его
мировоззрения на лучшие и достойные подражания образцах искусства, в том числе и
декоративно-прикладного;
- необходимостью формирования ценностных эстетических ориентиров подрастающего
поколения;
- потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием созидать, создавать
прекрасное своими руками;
- необходимостью сохранения, развития и изучения российской духовной и материальной
культуры, живого наследия народа, являющегося частью современной жизни.
• потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей: Содержание ДООП «Мукосолька» педагогически целесообразно, так как,
во-первых, направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование
художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально
открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и
реализовать свои творческие способности; во-вторых, оно практически значимо. Дети могут
применять полученные знания и творческий опыт в практической деятельности, создавая
изделияДПИ своими руками.
Настоящая программа направлена на освоение обучающимися основ лепки,
живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, развитие актуальных умений и
навыков выразительной передачи окружающего мира, формирование целостного

4

композиционного мышления. Программа отвечает современным запросам общества и
основным интересам обучающихся.
Настоящая программа соответствует современным требованиям образования,
составлена в соответствии с концепциями художественного образования в РФ и духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Художественная
деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Данный вид
деятельности - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного и младшего
школьного возраста, основное средство творческого развития детей, формирования
разносторонней личности, способной видеть и чувствовать прекрасное, творить и
фантазировать.
Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и
подходит для работы с дошкольниками. Этот материал имеет широкий спектр применения и
позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки.
Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость,
терпение и фантазию. Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у
детей. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев,
сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных
налепов. Программой предусмотрена интеграция двух взаимосвязанных форм работы над
композицией –лепка и обработка цветом полученной поделки и фона к ней, таким образом
получается законченная композиция, с которой ребенок может участвовать в выставках и
конкурсах различного уровня, тем самым повышая мотивацию к дальнейшей работе.
Отличительные особенности и новизна программы
Данная программа призвана помочь обучающимся усовершенствовать свои знания и
навыки в направлении декоративно - прикладное творчества. В процессе обучения по данной
программе, дети знакомятся с основными законами и средствами выразительности в
композиции, учатся грамотно работать разными художественными материалами, поэтапно
создавать творческую работу от замысла до ее логического и художественного завершения.
Работа ведется от простого к сложному, от плоскостных решений до работы в рельефе и
объеме.
Отличительной особенность данной программы является ее приближенность к
окружающей ребенка действительности, разделы в которые объединены темы занятий,
являют собой отражение природных условий, смен времен года, ориентир на большие
праздники, одновременно направляя внимание детей на характерные атрибуты и традиции
праздников, тем самым воспитывая человека, уважающего семейные традиции и культурное
наследие народа.
Еще одна характерная особенность программы - это возможность в процессе обучения
создавать своими руками подарки к праздникам, тем самым осознавать пользу и радость
творчества.
Планирование работы осуществляется совместно с детьми с учетом участия в
конкурсах и выставках муниципального, районного, и российского уровня, проведения
общественных мероприятий эстетического характера. Участие в выставках и конкурсах
позволяет воспитанникам почувствовать сопричастность к актуальным событиям
окружающей жизни, дает ощущение значимости и необходимости творческой деятельности,
5

мотивирует детей к дальнейшему совершенствованию, поддерживает интерес к
изобразительному искусству. Участие детских работ в конкурсах, в рамках проекта «Школа
Росатома».
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька»
ориентирована на детей дошкольного возраста от 5 до 7лет, рассчитана на 1 год обучения.
Основной критерий комплектования групп обучающихся – это мотивация к художественнотворческой деятельности.
Режим занятий. Программа рассчитана на 36 учебных недель в году. Занятия
проводятся в учебном кабинете для детей дошкольного возраста от 5 до 7лет. Всего 144 часа
в год, в которые входят часы на подготовку и участие в муниципальных, областных
конкурсах.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы – 144 часа в год.
Срок реализации программы:1 год.
Возрастные и психологические особенности детей 5-7 лет
5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и
психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания.Ведущая
потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение
детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих
чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности. Особенно это заметно при проведении
занятий в УДО, когда дети проявляют всяческий интерес к новым знаниям и умениям. Это
период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания,
восприятия, мышления, памяти, воображения. Активно участвуют при подготовке к
всевозможным конкурсам, выставкам и развлечениям с педагогами. Поэтому необходимо
создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
Формы обучения: программой предусмотрена фронтальная форма обучения,
групповая индивидуальная, практические занятия, конкурсы, викторины.
Организация учебного процесса: осуществляется с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся: уровня знаний и умений обучающихся, индивидуального темпа
учебной и творческой деятельности и др. Это позволяет создать оптимальные условия для
реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Учет особенностей
обучающихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения.
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с
усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний и является
первым этапов в освоении лепки из теста.
Учебный процесс строится на основе личностно-ориентированного обучения и
технологии сотворчества. У обучающихся есть возможность в течение года заниматься
6

разными видами изобразительной и учебной деятельности и углублять свои знания и умения
в зависимости от интересов и предпочтений детей.
ДООП «Мукосолька» построена с учетом основных принципов современного
образования и законов искусства:
• принцип демократизации образовательного процесса;
• принцип сотрудничества и взаимодействия;
• принцип психологической комфортности;
• принцип систематичности и последовательности обучения;
• принцип доступности и наглядности обучения;
• принцип творческой самореализации.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Мукосолька» предполагает, что группа может быть с разноуровневой подготовленностью
детей, предусмотрено участие в учебном процессе девочек и мальчиков. Разный уровень
подготовки позволяет разбить детей на пары «педагог- обучающийся». Атмосфера
доброжелательной критики, анализ и разбор ошибок каждого, помощь более опытного
новичку создаёт благоприятный климат.
Виды занятий: рисование, лепка, декоративное рисование.
Цель программы: создание условий для формирования творческой личности
эстетического восприятия картины мира, духовно нравственного развития и развития
художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Основные задачи.
Развивающие:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов,
2. Развитие воображения.
3. Развитие наблюдательности, ассоциативное и визуально-пространственного
мышления.
4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
Обучающие:
1. Обучение основным приемам работы с пластичными материалами,
2. Обучение работе с художественными материалами, красками, нанесение и
смешивание.
3. Обучение навыкам самостоятельного составления композиции, расположения
отдельных элементов в общую форму. Продолжать учить передавать форму изображаемых
объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей.
Воспитательные:
1. Воспитывать разностороннюю, гармоничную творческую личность, способную
видеть и чувствовать прекрасное.
2. Формировать нравственные качества: чувство товарищества, доброжелательность,
терпеливость, упорство в достижении целей.
3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение завершать начатое дело.
7

4. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культурно - художественным
ценностям народа, приобщение к гончарному народному искусству.

Учебно - тематический план
Первый год обучения
№

Название
раздела

Название темы

Количество часов
Всего
часов

2.

3.

практи
ка

Введение в
образовательную
программу
1.1 Гусеничка

1

2

0.25

1.75

1.2 Что растет у нас в
саду?
1.3 Лей, поливай - вот и
будет урожай!

2

0.25

1.75

4

0.5

3.5

1.4 Грибное лукошко

4

0.5

3.5

1.5 Лес, точно терем
расписной

4

0.5

3.5

Кто живет 2.1 Ежики в осеннем
рядом с нами лесу
2.2 Кто сказал «мяу?»
2.3 Цыплячий
переполох

2

0.25

1.75

2
4

0.25
0.5

1.75
3.5

2.4 Белые медведи и
северное сияние
3.1 Веселое чаепитие,
рогалики и печенье
3.2 Веселое чаепитие,
«Тульский пряник»,
оттиск

2

0.25

1.75

2

0.25

1.75

2

0.25

1.75

3.3 Веселое чаепитие.
Самоварчики
3.4 Елочные игрушки

2

0.25

1.75

4

0.5

3.5

3.5 Кружевное оконце,
наличники

2

0.25

1.75

3.6 Птица - Зима,
декоративность

2

0.25

1.75

Вводное
занятие
1.

Теория

Осенние
истории

Зимние
чудеса

8

Формы
аттестации и
контроля

Объективная
оценка
Устный
опрос
Самооценка
учащимися
своих работ
Устный
опрос
Выставка
детских
работ
Объективная
оценка
Конкурс
Самооценка
обучающим
ися своих
работ
Устный
опрос
Конкурс
Самооценка
обучающим
ися своих
работ
Викторина
Устный
опрос
Самооценка
обучающим
ися своих
работ
Выставка
детских

4.

Фантазии и
подарки

4.1 Моя большая буква
4.2 Подводный мир,
такие разные рыбы

5.

Весенние
лучи

2
4

0.25

1.75

0.5

3.5

4.3 Кружка в подарок

4

0.5

3.5

4.4 Милой мамочки
портрет
4.5 Нежные
подснежники

4

0.5

3.5

2

0.25

1.75

5.1 Птички весняночки
5.2 Веселые
инопланетяне

2

0.25

1.75

2

0.25

1.75

5.3 Летающие тарелки
и космические дали
5.4 Нарядные писанки

4

0.25

3.75

8

0.5

3.5

5.5 Салют, Победы!

2

0.25

1.75

5.6 Кактусы колючие
5.7 Золотые стрекозки

2
2

0.25
0.25

1.75
1.75

5.8 Травы, листья и
цветы. Скоро лето!

2

0.25

1.75

144

10

134

Итого:

работ
Устный
опрос
Самооценка
учащимися
своих работ
Объективная
оценка
Устный
опрос
Выставка
детских
работ
Устный
опрос
Самооценка
обучающим
ися своих
работ
викторина
Устный
опрос
Объективная
оценка
конкурс
Объективная
оценка
Выставка
детских
работ

СОДЕРЖАНИЕ
Первый год обучения
Тема: Вводное занятие
Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Мукосолька».
Теория: правила поведения в детском объединении. Инструменты и материалы,
необходимые для занятий. Правила хранения инструментов и материалов, готовых работ.
Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Задачи первого года
обучения. Общий обзор тем. Понятия «декоративно-прикладное искусство», «лепка из
соленого теста». История материала «соленое тесто».
Практика: творческая работа, определение уровня исходных знаний, умений и навыков
детей.Игра «Давайте познакомимся».
ТЕМА 1.ОСЕННИЕ ИСТОРИИ
Тема 1.1Гусеничка

9

Задачи: определение уровня подготовки обучающихся, учится катать шарики, сплющивать, в
росписи - расширение цветовой палитры зеленых оттенков.
Теория: знакомство с пластичным материалом соленое тесто. Методы раскатывания
шариков, склеивания деталей.
Практика: раскатывание шариков, склеивание, создание образа гусеницы. Роспись изделий
из соленого теста.
Игра: «Как тебя зовут, кто, где живет?»
Тема 1.2 Что растет у нас в саду?
Задачи: учить лепить из теста овощи и фрукты, раскатывать шарики, сплющивать,
вытягивать, в росписи - расширение цветовой палитры.
Теория: знакомство с пластичным материалом соленое тесто. Методы раскатывания
шариков, сплющивания, склеивания, вытягивания деталей. Правила смешивания цветов в
палитре. Цветоведение- получение цветов путем смешивания основных цветов.
Практика: раскатывание шариков, вытягивание, склеивание. Смешивание цвета в палитре.
Роспись изделий из соленого теста.Игра «Что растет у нас в саду?»
Тема 1.3Лей - поливай вот и будет урожай!
Задачи: учить лепить из теста, методом вырезания из пласта, дать представление об оттиске,
рельефе в росписи - расширение цветовой палитры.
Теория: изучение метода вырезания из пласта, оттиска, рельефа. Изучение правил
смешивания цвета.
Практика: вырезание из пласта, применение оттиска, создание рельефа. Роспись, смешивание
цветов. Игра «Овощи-фрукты». Игра «Веселый повар».
Тема 1.4Грибное лукошко
Задачи: учить лепитьиз теста грибы, листья, ягоды, самостоятельно составлять композицию.
В росписи поделки, расширение цветовой палитры.
Теория: изучение способов лепки грибов, листьев, ягод. Изучение методов создания
композиции,смешивание цветов.
Практика: раскатывание шариков, сплющивание, вытягивание, нарезание пласта на ленты.
Смешивание, роспись, построение композиции. Игра «Грибной поезд»
Тема 1.5Лес, точно терем расписной
Задачи: учить лепить из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков,
отрабатывать прием оттиска, сплющивание, в росписи поделки, дать представление о теплой
цветовой гамме.
Теория: изучение приёмов композиции. Изучение теплой цветовой гаммы. Стилизация
природных форм, наблюдаемых в осенней природе родного края.
Практика: вырезание из пласта, раскатывание шариков, оттиск, сплющивание. Расположение
объектов в единую композицию. Роспись, смешивание теплых оттенков. Видео мультфильм
«Осень, рыженькая осень»
ТЕМА 2.КТО ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ
Тема 2.1Ежики в осеннем лесу
10

Задачи: учить лепить из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание, в росписифона, расширение цветовой палитры теплых оттенков.
Теория: технология объемно-плоскостной лепки из соленого теста. Технология росписи
изделий из теста. Техника вырезания из пласта. Техника приплющивания, сглаживания,
придания объёма плоскостной форме. Изучение теплой цветовой гаммы.
Практика: стилизация образа животных. Передача объемных форм. Работа стеком.
Вырезание из пласта. Отсечение лишнего материала и его наращивание. Роспись изделий из
соленого теста.
Игра «Животные леса»
Тема 2.2Кто сказал «мяу»?
Задачи: формировать умений создания образа весёлого пушистого котёнка.
Теория: изучение приёмов стилизации, техники придания плоскостной форме объема. Дать
представление о фактуре, оттиск сплющивание, в росписи расширение цветовой палитры.
Рассказ В. Сутеевой «Кто сказал «мяу». Игра «Кто сказал «МЯУ»?
Практика: учить лепке из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков,
отсечение лишнего материала и его наращивание. Роспись изделий из соленого теста.
Тема 2.3Цыплячий переполох
Задачи: изучение различных приемов, для придания фактуры.
Теория: учить лепить из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание, в росписи фона, расширение цветовой палитры теплых оттенков.
Практика: применение техник вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание. Смешивание, роспись.
Тема 2.4Белые медведи и северное сияние
Задачи: изучение различных приемов, для придания фактуры.
Теория: учить лепить из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание, в росписи фона, расширение цветовой палитры контрастных цветов.
Практика: применение техник вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание. Смешивание, роспись, рисование фона.
Игра «Ехали медведи на велосипеде…»
ТЕМА 3.ЗИМНИЕ ЧУДЕСА
Тема 3.1Веселое чаепитие (лепка печенья, рогалики)
Задачи: учить методам лепки из теста.
Теория: применение техник вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов, оттиск,
сплющивание.
Практика: раскатать тесто, вырезать стекой форму треугольника, завернуть рогалики, из
пласта формой выдавливать различные формы . Игра «День рождения у …»
Тема3.2Веселое чаепитие (Тульский пряник)
Задачи: учить лепить из теста методом вырезания из пласта, учить работать в технике
«оттиск», пользуясь различными приспособлениями, создавать узор.
Теория: изучение приёмов в технике «оттиск».
Практика: вырезание из пласта, оттиск, роспись. Игра«День рождения у …»
11

Тема 3.3Веселое чаепитие (Самоварчики)
Задачи: дать представление о форме и назначении самовара, учить лепить из теста
различными методами.
Теория: изучение метода вырезания из пласта, «оттиск», пользуясь различными
приспособлениями, создавать узор.
Практика: вырезание из пласта, сворачивание, раскатывание шариков, жгутов, применение
оттиска, создание узора. Игра«День рождения у …», Пожелания.
Тема 3.4 Ёлочные игрушки
Задачи: учить вырезанию из пласта различных форм, пользуясь стеком.
Теория: изучать формы и варианты ёлочных игрушек, технологии и последовательность
изготовления сувениров. Методы раскатывания, вырезания, сворачивания, скручивания.
Способы соединения деталей.
Практика: изготовление игрушек, сувениров. Придумать или взять готовый шаблон елочных
украшений, звезды, фрукты сосульки, варежки, сапожки, животные, и т.д., вырезать по
форме фигурку, украсить шариками, жгутами, бусинами, высушить и расписать. Работа с
рельефом. Украшение бусинами, создание узора. Игра «Новогодние игрушки, свечи и
хлопушки…»
Тема 3.5 Кружевное оконце, нарядные наличники
Задачи: учить лепить, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание.
Теория: технология лепки из соленого теста. Технология росписи изделий из теста.
Практика: работа с рельефом, украшать жгутами и шариками, создавая узор.
Игра «Снежные слова»
Тема 3.6Птица-Зима (декоративное рисование)
Задачи: учить выполнять рисунок птицы, смешивать цвет расширять палитру холодных
оттенков в росписи фона, расширение цветовой палитры контрастных цветов. В лепке –
учить дополнять рисунок лепными элементами-перьями.
Теория: изучение расположения центра композиции. Этапы рисования птицы. Правила
смешивания холодных цветов. Гармоничного сочетания контрастных цветов.
Практика: рисование эскиза, роспись фона и основных деталей, лепка и роспись листьев.
Игра «Снежные слова»
ТЕМА 4.ФАНТАЗИИ И ПОДАРКИ
Тема: 4.1. Моя большая буква, (лепка рельефная)
Задачи: учить лепить, методом работы с пластом, раскатывание, вырезание, сворачивание,
скручивание. Продолжать учить работе в технике рельеф, оттиск.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, создания рельефа.
Практика: работа с рельефом. Украшение буквы жгутами, шариками. Игра «Мое имя
начинается с …»
Тема: 4.2 Подводный мир, такие разные рыбы
Задачи: учить лепить, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание.
12

Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, создания рельефа на морскую
тематику.
Практика: работа с рельефом. Игра «Рыбки весело плескались…»
Тема: 4.3 Кружка, объемная лепка из жгутов
Задачи: учить лепить объемной формы, методом набора из жгутов.
Теория: изучение методов скручивания жгутов.
Практика: работа с рельефом. Игра «Моя игрушка»
Тема: 4.4Милой мамочки портрет
Задачи: формировать представление о жанре портрет. Учить созданию образа. Лепка,
методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание, скручивание. Теория:
изучение жанра портрет, последовательности создания портрета.Изучение техники
вырезания из пласта, создания рельефа.
Практика: лепка портрета. Игра «Ласковые слова»
Тема: 4.5Нежные подснежники
Задачи: лепка, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания.
Практика: работа с рельефом, формировать представление о нежной цветовой гамме в
росписи фона .Игра «Весна- красна»
ТЕМА 5.ВЕСЕННИЕ ЛУЧИ
Тема5.1Птички-весняночки
Задачи: учить лепить, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания.
Практика: лепка птички - весняночки. Народная игра.
Тема 5.2Веселые инопланетяне
Задачи: учить лепить высокого рельефа, методом конструирования, создания
фантастического образа.
Теория: изучение методов объёмной лепки. Изучение холодной цветовой гаммы.
Практика: роспись звездного неба, холодная цветовая гамма. Игра: «Раз – словечко, два словечко»
Тема 5.3Летающие тарелки и космические дали
Задачи: учить лепить высокого рельефа, методом конструирования, создания
фантастического образа
Теория: изучение методов объемной лепки. Изучение холодной цветовой гаммы.
Практика: роспись звездного неба, холодная цветовая гамма. Игра «Солнце, Луна»
Тема 5.4 Нарядные писанки

13

Задачи: учить лепить методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания.
Практика: работа с рельефом, роспись. Народная игра.
Тема 5.5 Букет с солнечными зайчиками
Задачи: лепка, алгоритм работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания.
Практика: работа с рельефом, роспись. Игра: «Ты катись, веселый шарик»
ТЕМА 6.СКОРО ЛЕТО
Тема 6.1Салют, Победа!
Задачи :изготовление открытки с элементами лепки для создания образа салюта.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания, создания рельефа.
Практика: лепка, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание. Работа с рельефом, роспись.
Тема 6.2 Кактусы колючие
Задачи: лепка, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание. Работа с рельефом, роспись.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания, создания рельефа,
привила росписи и смешивания красок.
Практика: декоративное рисование фон для стрекоз, травы и листья. Цветовая палитра.
Тема 6.3 Золотые стрекозки
Задачи: лепка, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание. работа с рельефом, роспись.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания, создания рельефа,
привила росписи и смешивания красок.
Практика: лепка, методом работы с пластом, рисование фона, оформление композиции.
Игра: «Раз - стрекозка, два- стрекозка…»
Тема6.4 Травы, листья и цветы. Скоро лето!
Задачи: лепка, методом работы с пластом, раскатывание вырезание, сворачивание,
скручивание. работа с рельефом, роспись.
Теория: изучение методов работы с пластом, вырезания, скручивания, создания рельефа,
привила росписи и смешивания красок.
Практика: лепка, методом работы с пластом, оформление летней композиции.
Игра «Я мечтаю о…»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоив дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Мукосолька» обучающийся будет владеть таким пластическим материалом, как лепка из
соленого теста, научится восприятию художественных образов, приобретет навыки работы с
14

красками -нанесение и смешивание. В большей степени будет развито воображение,
наблюдательность, ассоциативное и визуально- пространственногомышления. Научится
передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки. К числу планируемых
результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мукосолька»
относятся:
• предметные результаты —
1) получение первоначальных представлений о соленом тесте,
как о легком и доступном материале для творчества;
2)формирование опыта работы с красками;
3) формирование опыта творческой деятельности, умение работать целостно, формируя
композицию;
4) усвоение правил техники безопасности;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи.
• метапредметные результаты —
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
• личностные результаты —
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
2) способность обучающихся к саморазвитию,мотивация к учению и познанию.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оборудование учебного кабинета:
1.Столы для лепки.
2.Стулья.
3.Шкафы с полками для хранения неоконченных работ обучающихся,рисунков, красок и др.
4.Полки для сушки изделий из теста.
5.Репродукции картин великих художников.
6. Магнитофон.
7.Кукольные персонажи.
8.Кисти, краски, ножницы, шпатели…
9.Доска для написания темы, терминов, зарисовки эскизов и т.д.
10. Демонстрационные стенды: постоянные, сменные для оформления выставок по
основным темам программы.
Оборудование и приборы:
1.Инструменты для изготовления изделий из теста:
- стеки;
- валик для раскатывания теста,
- шампур,
- зубочистка,
- карманная расческа,
15

- деревянная палочка для обработки краев,
- формочки для выпечки,
- насадки для кулинарного шприца разной формы,
- чесноковыжималка,
- специальное колесико для резки теста и другие оригинальные вещицы.
2.Материалы:
- клей ПВА,
- клей «Момент»,
- краски: акварель, гуашь,
- лак.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
11 сентября (по Уставу)
года
Продолжительность 36 учебных недель
учебного года:
Продолжительность 5-7 лет: 30 минут
занятий
Промежуточная
по окончанию курса образовательной программы
аттестация
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая -24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:
1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных дней
03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01. (12 календарных дней с учетом праздничных дней
31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

2 четверть
Зимние каникулы

3 четверть
Весенние каникулы
4 четверть

Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
имеющий высшее художественно– педагогическое образование, который владеет не только
профессиональными качествами, но и способностью организовать процесс обучения с
16

учетом возрастных и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Общий стаж по специальности – 2 года.

Методические материалы
Этапы реализации программы
Содержание занятий ДООП «Мукосолька» составлено с учётом возрастных
особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к
сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12
человек.Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1.Подготовительный
-Познакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями
ладоней.
-Освоить приёмы вдавливания.
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста.
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2.Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание
образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы.
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
3.Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Условия реализации программы
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий. Осуществление совместной
работы с администрацией и родителями по внедрению программы. Создание предметно –
развивающей и пространственной среды. Проведение бесед – консультаций с родителями.
Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов.
Обзор новой методической литературы. Накопление материалов – образцов для
использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной
лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»;
-занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми;
- подобраны все необходимые материалы и пособия;
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки
Методические пособия:
1.Методические альбомы (технологические карты, шаблоны деталей изделий).
2.Раздаточный материал (иллюстрации, картины, атласы).
3.Альбомы с фотографиями и иллюстрациями изделий из соленого теста.
4.Литература по лепке из соленого теста.
17

5.Работы обучающихся из методического фонда.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка результатов
Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Текущий контроль: на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и
навыков, качества выполнения работы.
Промежуточный контроль: проводится после завершения изученной темы илиэтапа
практической работы.
Формы проведения текущего и промежуточного контроля:
1) устный опрос (определение, насколько учащиеся усвоили материал);
2) объективная оценка выполнения практических работ;
3) самооценка учащимися своих работ.
Итоговый контроль: выполнение итоговых работ. Формы проведения итогового
контроля: викторины, конкурсы, выставки детских работ.
Динамика формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми
умениями и навыками деятельности» (таблица, отражающая индивидуальную динамику и
степень формирования интегративного качества обучающихся, в уровнях и баллах).
Дата проведения:_________________________
Группа:__________________________________
Руководитель:_____________________________
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
№
п/
п

Ф.И.
О

Применение
самостоятельно
усвоенных знаний и
способов
деятельности для
решения новых задач
(проблем)

Умение
планиров
ать
выполне
ние
задания

Преобразов
ание
способов
решения
задач
(проблем) в
зависимост
и от
ситуации

Замыс
ел в
лепке

Замысе
лв
речевом
творчес
тве

Всег
о
балл
ов

Суммар
ный
уровень

1.
12
.

Руководитель делает вывод о том, какому уровню соответствуют достижения ребёнком
планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества:
высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определённом
количестве баллов.
Низший уровень - 1-3 балла, низкий – 4-6 баллов, средний – 7-9 баллов, высокий – 10
– 12 баллов. Баллы выставляются в соответствующие графы таблицы «Показатели динамики
формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы) адекватные по возрасту».

18

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования
интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту».
Уровни
Количество
детей
Показатели %

Высокий

Средний

Низкий

Низший

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу
таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых
результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вносится в
графу «Суммарный уровень» 50- 60 балла – высокий, 35 – 49 средний – уровень, 20-34 –
низкий уровень, 1-19 низший уровень.
Уровни для наблюдения (мониторинг):
Высокий: Лепит с натуры простые предметы, животных; сглаживает поверхность
формы, делая её устойчивой; лепит по представлению персонажей литературных
произведений; лепит мелкие детали, декорирует изображение с помощью вспомогательных
средств и дополнительных материалов; создаёт замысел до начала лепки и реализует его,
выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; осуществляет
развернутое речевое планирование деятельности; пользуется разнообразными приёмами
лепки; технические навыки сформированы (создаёт скульптурные и рельефные
изображения), передаёт характерную структуру пропорции объектов, характерные движения
фигур, достигает выразительности поз, создаёт сюжетные композиции; ярко проявляет
творчество, развёрнуто комментирует созданное изображение, творчески обыгрывает
продукт лепки.
Средний: Лепит с натуры простые предметы, животных, по представлению
персонажей литературных произведений; сглаживает поверхность формы, делая её
устойчивой, нуждается в помощи взрослого в выполнении технических действий; создаёт
замысел до начала лепки, однако не всегда получает результат, соответствующий замыслу;
выбирает соответствующие теме лепки изобразительные средства; планирует основные
этапы деятельности; пользуется основными приёмами лепки; изображения достаточно
реалистичны, но затрудняется в целостной передаче реальных характеристик объекта –
объекты напоминают реальные отдельными признаками; передаёт общую структуру и
пропорции объектов; изображения, как правило, статичны; при создании сюжетных
композиций нуждается в помощи взрослого; изображения недостаточно выразительны;
проявляет отдельные элементы творчества в процессе лепки; кратко комментирует продукт
лепки; схематично обыгрывает продукт лепки.
Низкий: Совместно со взрослыми лепит с натуры простые предметы, животных;
лепит простые объекты, которые часто неузнаваемы; технические навыки не сформированы;
сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, имеет в арсенале несколько
привычных тем лепки; до начала изображения определяет не замысел, а лишь тему лепки в
общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность, по
вопросам взрослого может кратко определить отдельные её этапы; пользуется несколькими
стереотипными приёмами лепки; изображения не достаточно реалистичны, невыразительны,
затрудняется в комментировании готового продукта лепки, нуждается в наводящих вопросах
взрослого; не стремится обыгрывать продукт лепки, с помощью взрослого может
осуществить несколько игровых действий.
Низший: Создаёт стереотипные изображения и преимущественно в совместной со
взрослым деятельности, технические навыки не сформированы; тема лепки определяется в
процессе самой деятельности; не планирует деятельность; пользуется небольшим
количеством стереотипных приёмов лепки; изображения недостаточно реалистичны,
19

невыразительны; не может прокомментировать готовый продукт лепки, лишь называет его
отдельные элементы; не выполняет с ним игровых действий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы "Мукосолька":
– выставки творческих работ;
– открытые занятия;
– результаты диагностики;
– выступления на педагогических чтениях и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».

20

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
21

государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Список литературы для педагогов:
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М.,
2002.
2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников
на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.
7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз- Дидактика, 2006
10. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
11. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуздидактика, М., 2009.
14. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного
возраста. М., 2000.
15. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии.
Карапуз-дидактика, М., 2009.
17. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
18. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.
Список литературы для детей:
1. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: 3 дидактических альбома / Т.Н. Доронова. –
М.: Просвещение, 1998.
2. Жар-птица. Русские народные сказки. – М.: Литера, 1994.
3. Зимушка-зима. Русские народные песенки. – М.: Малыш, 1998.
4. Маршак С. Я. Матрёшки / С.Я. Маршак. – М.: Малыш, 1998
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова. – М.: АСТ, 1998.
6. Учимся рисовать. Книга для талантливых детей и их родителей. – СПб.: Сова, 1994.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».