ДООП Одежда для кукол.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНА на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
Протокол №6 от «09» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 - од «09» июня 2025г.

«ОДЕЖДА ДЛЯ КУКОЛ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст детей:7-11 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Калугина Валентина Олеговна,
педагог дополнительного образования

Муниципальный округ Заречный, 2025

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Одежда для кукол» относится к
художественной направленности.

Актуальность программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».

2

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».

3

20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Образовательная программа «Одежда для кукол» в её вариативности, личностно ориентированном подходе обучения, в применении проектных технологий, предусматривает
больший объем практики, особенно во второй год обучения.

Образовательная

программапозволяет не только сохранить, но и развить традиции декоративно - прикладного
искусства. Опираясь на полученные знания, имея наглядный материал, ребёнок познает
процесс творчества, который позволяет каждому из них почувствовать свои силы, найти
свою «нишу» в творчестве. Программа «Одежда для кукол» является начальной ступенью в
формировании основ конструирования и моделирования одежды.
Основа программы – создание детьми изделий на основе собственного замысла,
которые несут в себе синтез истории моды, игрушки и рукодельного творчества ребёнка.
Программа

ориентирована

на

следующие

приоритетные

направления

социально-

экономического и территориального развития Свердловской области:
- развитие культурных индустрий и творческого предпринимательства на территории
региона;
- создание положительного имиджа Свердловской области как региона с высоким уровнем
культуры;
- развитие и поддержка сектора креативных индустрий (обеспечение свободы творчества в
самых разнообразных областях, содействие в создании новых креативных пространств,
поддержка креативных проектов).

Особенности организации образовательного процесса
Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего
разностороннего развития личности ребёнка в процессеобучения. Применение современных
педагогических технологий развивающего обучения, личностно - ориентированного
обучения, коллективно - творческой деятельности и игровых педагогических технологий
помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка и отражается в следующих
принципах обучения:
- доступность учебного материала;
- сознательное усвоение учебного материала;
- принцип «от простого к сложному»;
- систематичность и наглядность обучения;
- личностно - ориентированный подход к детям;
4

- свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничество и ответственность.

Адресат программы
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-11 лет.
Программа адресована всем желающим обучающимся. В процессе обучения предусмотрено
проведение добора обучающихся. Для вновь набранных детей подбираются задания,
позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.
В этом возрасте у детей формируется волевое поведение, целеустремлённость,
поэтому занятия в творческом объединении дают детям возможность доводить дело до
конца, добиваться поставленной цели.

Возрастные и психофизиологические особенности детей
Младший школьный возраст (дети 7-10 лет)
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения в начальных классах,
когда организм ребёнка интенсивно растёт и развивается. В силу особенностей развития
нервной системы и значительной роли первой сигнальной системы в общении ребёнка с
окружающей средой, воспитанники этого возраста легче охватывают и быстрее усваивают
учебный материал. Чем больше обучающиеся узнают фактов, чем шире круг их
представлений и наблюдений, чем богаче запас слов, тем успешнее развивается их
мышление. Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда
готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. Занятия
шитьём способствуют развитию мелкой моторики рук (движению руки, кисти, пальцев),
формируют
трудолюбие.

усидчивость,
Выполнение

развивают

творческие

коллективной

способности

творческой

работы

детей,

воспитывают

развивают

чувство

коллективизма, ответственности за порученное дело.

Средний школьный возраст (подростки 11 лет)
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя
внимание. Девочки стараются красиво выглядеть. Стремление выглядеть неординарно
вызывает у детей желание изготовления собственных красивых вещей, чувство гордости и
самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремлённость, поэтому
занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной
цели.
В этом возрасте ребёнок все ещё склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет
развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

5

Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом. В этом возрасте
повышается интенсивность и жизнедеятельность организма. Изменения происходят в общем
психологическом складе и характере подростка, выражающиеся в стремлении быть
самостоятельным и независимым.
Подросток многим связан с детством, живёт его представлениями, чувствами. Но в то
же время у него имеется довольно значительный жизненный опыт. Внимание детей этого
возраста носит более целенаправленный характер, но ещё не является достаточно
устойчивым. Оно задерживается, прежде всего, на том, что отвечает их интересам. У
подростков имеется большой интерес к различным видам трудовой деятельности. Занятия
шитьём способствуют развитию самостоятельности, образного и логического мышления,
заметно усиливается чувство коллективизма, товарищества, дружбы.

Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 40 минут с 10
минутным перерывом, в неделю - 4 учебных часа, в год – 144 часа.
Программа обучения рассчитана для занятий с обучающимися с 7-11 лет.

Группы обучающихся школьного возраста 10 - 12 человек.
Срок реализации программы: 2 года. Первый год обучения - 144 часа в год,
второй год обучения - 144 часа в год. Всего:288 часов за 2 года обучения.

Цель образовательной программы: создание условий для развития личности
ребёнка посредством декоративно - прикладного творчества.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
I.
1.

Обучающие:
Изучение истории и культуры России и Уральского региона, в частности путём

изучения народных ремёсел, народного искусства.
2.

Освоение основ кроя и шитья изделий для кукол.

3.

Знакомство детей школьного возраста с умениями и навыками конструирования и

моделирования при изготовлении швейных изделий из лоскутов.
4.

Познакомить с правилами создания картин, научить шить куклы из лоскутов по

заданной схеме, научить конструировать модели современных кукол и одежду для них;

5.

Обучение умению пользоваться полученными знаниями на практике (в

самостоятельной деятельности).
II.
1.

Развивающие:
Вхождение в мир народной культуры на уровне эмоционального переживания, игры.

6

2.

Формирование художественно -эстетического вкуса.

3.

Развитие творческого мышления и способности самовыражения.

4.

Развитие воображения, фантазии, творческой активности обучающихся.

III.
1.

Воспитательные:
Воспитание у детей увлечённости, творчества через приобщение их к опыту мастеров

моды, авторов известных шедевров.
2.

Воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.

Учебно-тематический план
Первый год обучения
№

Наименование темы

Общее
кол-во
часов
2

Теори
я

Практик
а

1

1

2

1

1

Аппликация из ткани.

6

2

4

4.

Виды ручных работ

6

2

4

5.

Постельные принадлежности для
куклы (подушечка)
Нательное белье (трусики, ночная
сорочка)
Одежда для дома (халатик, пеньюар)
Нарядное платье.
Игрушка из ткани на новогоднюю
ёлку

4

1

3

Форма
аттестации
контроля
Беседа.
Инструктаж.
Педагогическое
наблюдение.
Входной
контроль
диагностическая
карта
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Видео урок
Творческая
работа
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Творческая
работа
Беседа - опрос

1.

2.

Вводное занятие
Правила поведения на занятиях в
ЦДТ.
Правила техники безопасности.
Правила дорожного движения
«Безопасный путь от дома до ЦДТ»
Ручные стежки.
Выполнение образцов.
Общие сведения о тканях.

3.

8

2

6

Беседа - опрос

8
18
6

2
2
2

6
16
4

Беседа - опрос
Тесты, опрос
Промежуточная
аттестация -

6.
7.
8.
9.

7

10. Одежда для
зимних прогулок
(шапочка, накидка с мехом)

8

2

6

11. Сувенир на 23 февраля «День
Защитника Отечества»
12. Повседневная одежда (юбка и блузка)
13. Сувенир к 8 Марта
14. Одежда для отдыха и спорта
(спортивный костюм)
15. Одежда
для
летнего
отдыха
(купальник, сарафан)
16. Подготовка и оформление выставок

4

1

3

диагностическая
карта. Выставка
работ.
Видео урок
Беседа..
Педагогическое
наблюдение.
Творческая
работа
педагогическое
наблюдение.
Практическое
занятие
Беседа - опрос

14
6
16

2
2
4

12
4
12

Беседа - опрос
Беседа - опрос
Тесты, опрос

8

2

6

Беседа - опрос

12

-

12

4
4

4
4

-

8

8

-

Итоговый
контроль диагностическая
карта Выставка
работ.
Викторина/игра
Беседа, видео
урок.
Викторина/игра
Беседа

144

44

100

17. Тренинги
18. Тематические беседы
19. Учебно-познавательные
посещение выставок

экскурсии,
ИТОГО

Содержание
Первый год обучения
Тема 1: Вводное занятие
Теория Задачи работы кружка. План работы кружка. Знакомство с
изделиями,

выполненными кружковцами

- выпускниками.

Организация

рабочего места. Инструменты и принадлежности, необходимые для занятий.
Техника безопасности при работе с ножницами, швейными иглами и
булавками. Правила поведения на занятиях.
Практическое занятие. Разработка формы поздравительной открытки и
её оформления. Изготовление открытки из цветной бумаги.

8

Диагностика. Начальная диагностика владения простейшими приёмами
работы с ножницами, бумагой, клеем. Выявление наличия таких качеств, как
аккуратность, внимание, усидчивость.
Формы: Тренинг- игра «Знакомство».
Тема 2: Общие сведения о тканях
Теория Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о
производстве тканей. Виды тканей, их назначение. Определение лицевой и
изнаночной сторон. Определение основной и уточной нитей. Краткие сведения
о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства.
Практическое занятие. Подбор образцов тканей по виду, цвету,
назначению. Определение на образцах нитей основы и утка, лицевой и
изнаночной сторон.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Лабораторное занятие.
Тема 3: Аппликация из ткани
Теория Аппликация, какинтересный вид художественной деятельности.
Инструменты, необходимые для работы. Виды аппликаций: из цветной бумаги;
из открыток, картинок и фантиков; из лоскутков ткани; из природного
материала; из ниток. Цвет и фактура лоскутков ткани, используемых для
аппликации.
Практические занятия. Изготовление картины в технике аппликации из
ткани. Выбор картинки, заготовка шаблонов деталей, подбор ткани для фона и
деталей картинки. Наклеивание бумажных шаблонов на ткань, вырезание
деталей картины. Раскладка деталей на фоне, приклеивание. Оформление
рамки.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Групповое задание. Игра -тренинг.
Тема 4: Виды ручных работ
Теория Правила выполнения ручных работ. Приёмы выполнения
стежков и строчек: прямых стежков (швы «вперёд иголку»,

9

«за иголку»,

«строчной»), косых стежков (обметочные швы). Использование прямых
стежков для вышивки декоративными швами, а так же для изготовления
кукольных

нарядов.

Пришивание

пуговиц,

крючков,

петель.

Правила

безопасности труда при работе с инструментами.
Практические занятия. Отработка навыков заправки нитки в иголку и
выполнения узелка. Изготовление декоративной салфетки с помощью прямых
строчек и декоративных швов.
Формы: Комбинированное занятие новых знаний с использованием
образцов и закрепление знаний на практике,
Тема 5:Постельные принадлежности для куклы (подушечка)
Теория Виды постельных принадлежностей. Рекомендации по выбору
ткани. Декоративное оформление с помощью тесьмы, кружев, вышивки.
Использование различных наполнителей и утеплителей. Просмотр готовых
изделий.
Практическое занятие. Изготовление подушечки для куклы. Подбор
ткани и отделки, раскрой деталей. Пошив и оформление подушечки.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Беседа «Моя любимая кукла»
Тема 6: Нательное белье(трусики, ночная сорочка)
Теория Виды одежды. Рекомендуемые ткани. Детали изделий: ночной
сорочки, трусиков. Лекала и их применение. Раскладка лекал на ткани, перевод
выкройки, раскрой деталей изделия. Последовательность и приёмы обработки.
Приёмы влажно -тепловой обработки изделий. Просмотр готовых изделий,
оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор ткани для белья (трикотажное полотно).
Раскладка деталей и раскрой трусиков. Скалывание и соединение срезов швом
«за иголку».
Выбор ткани для ночной сорочки (шёлк, лёгкий трикотаж, креп). Раскрой
ночной сорочки. Скалывание и соединение боковых и плечевых срезов швом
«за иголку». Обработка горловины и низа сорочки кружевом.

10

Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Игра.
Тема 7: Одежда для дома (халатик, пеньюар)
Теория Ассортимент домашней одежды, её назначение. Халатик для
куклы.

Рекомендации

по

выбору

ткани,

фасона

и

оформления.

Последовательность и приёмы технологической обработки халатика. Просмотр
готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор фасона (по сложности изготовления) и
ткани (шёлк, ситец, лёгкий трикотаж) халатика. Раскрой и скалывание деталей
по срезам. Соединение деталей швом «за иголку». Оформление горловины и
низа халатика тесьмой (шов «вперёд иголку»), обработка застёжки (кнопка или
пуговица) или завязок. Оценка качества своей работы и обсуждение
оформления: как по-другому можно было украсить домашнюю одежду.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тестирование.
Тема 8: Нарядное платье.
Теория Назначение нарядной одежды. Платье для куклы с длинной
юбкой и рукавами, воротником и отделкой. Рекомендации по выбору ткани,
сочетании различных видов ткани (гипюра, шифона, парчи, трикотажа).
Раскрой по готовым лекалам. Последовательность и приёмы технологической
обработки платья. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на платье. Раскрой по
готовым лекалам. Сметывание, соединение срезов платья стачной строчкой,
утюжка швов. Заготовка воротника, оформление воротника кружевом.
Соединение воротника с горловиной. Обработка рукава, застежки. Отделка
платья тесьмой и кружевом. Оценка качества своей работы.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Игра –викторина.
Тема 9: Игрушка из ткани на новогоднюю ёлку

11

Теория История новогодних праздников. Разные способы изготовления
игрушек. Плоскостные и объёмные игрушки. Материалы, из которых
выполняются игрушки: ткань, мех, бумага, фетр, пластик, природные
материалы и др.. Народные куклы, традиции и назначение. Приёмы
изготовления игрушек на ёлку. Просмотр готовых образцов.
Практические занятия. Изготовление игрушки из лоскутков ткани.
Подбор материалов, наполнителя и оформления. Заготовка деталей игрушки,
изготовление и оформление игрушки.
Формы:Беседа. Игра.
Тема 10:Одежда для зимних прогулок (шапочка, накидка с мехом)
Теория Виды сезонной одежды, её назначение. Ассортимент зимней
одежды. Одежда для отдыха и прогулок в зимний период времени.
Рекомендации ткани, фасона и оформления.
Практические занятия. Выбор ткани для шапочки (трикотаж) и накидки
(флис, драп, мех). Раскрой по лекалам и пошив шапочки (обметочным швом) и
накидки. Оформление с помощью меха. Обработка застежки. Оценка качества
своей работы.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Наблюдение.
Тема 11: Сувенир 23 февраля - День защитника Отечества
Теория: Различные способы изготовления. Сувенир в виде объёмной или
плоской поделки. Рекомендации по выбору материалов. Просмотр готовых
работ.
Практические занятия. Изготовление сувенира (выполнение эскиза,
подбор ткани, раскрой, пошив).
Тема 12: Повседневная одежда (юбка и блузка)
Теория Виды повседневной одежды, её назначение.
Юбка для куклы: на резинке или с поясом, прямая, расклёшенная.
Рекомендации по выбору ткани. Последовательность и приёмы обработки.
Декоративное оформление юбки. Просмотр готовых изделий.

12

Практические занятия. Выбор ткани для юбки (креп, трикотаж).
Раскрой по лекалам. Сметывание боковых срезов, соединение стачной
строчкой. Обработка пояса. Обработка низа юбки. ВТО срезов. Отделка
изделия тесьмой или кружевом.
Блузка с рукавами. Детали кроя. Рекомендации по выбору ткани (шёлк,
ситец, креп, трикотаж), фасона и оформления блузки. Последовательность и
приёмы технологической обработки и декоративного оформления блузки.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на блузку. Раскрой по
готовым лекалам. Соединение деталей блузки швом «за иголку». ВТО.
Декоративная отделка блузки. Пришивание застёжки. Оценка качества своей
работы.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тестирование.
Тема 13: Сувенир к 8 Марта
Теория:Рекомендации по выбору сувенира из ткани: открытка, рамка для
фотографии, игрушка, брелок и др. Последовательность и приёмы изготовления
сувенира. Рекомендации по выбору материалов для изготовления сувенира.
Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Изготовление сувенира в выбранной технике.
Формы: Беседа.
Тема 14: Одежда для отдыха и спорта (спортивный костюм)
Теория: Виды спортивной одежды по сезонам и назначению (для занятий
зимними видами спорта, для лета, для различных видов спорта).
Спортивные брюки для куклы. Рекомендации по выбору ткани.
Последовательность и приёмы обработки брюк. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Выбор ткани на брюки (трикотаж) раскрой по
готовым лекалам. Обработка деталей брюк швом «за иголку» или обметочным
швом. Обработка верхнего среза брюк резинкой.
Спортивная

куртка

для

куклы.

Ассортимент

изделий:

ветровки,

толстовки, анорак. Рекомендации по выбору ткани (трикотаж, плащевая, х/б).

13

Последовательность и приёмы обработки куртки. Использование различных
видов застёжки. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на куртку. Детали кроя
куртки. Раскрой по лекалам. Обработка деталей брюк швом «за иголку» или
обметочным швом. Обработка застёжки, воротника и низа изделия. Оценка
качества своей работы.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Наблюдение.
Тема 15: Одежда для летнего отдыха (купальник, сарафан)
Теория:

Ассортимент

летней

одежды.

Одежда

для

отдыха.

Рекомендуемые ткани для купальника (тонкий трикотаж), для сарафана (шёлк,
ситец, шифон). Последовательность и приёмы технологической обработки и
декоративного оформления купальника и сарафана. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Изготовление купальника: сплошного или
раздельного. Выбор ткани, раскрой, пошив изделия.
Выбор фасона, ткани, отделки на сарафан. Детали кроя сарафана. Раскрой
деталей по лекалам. Соединение деталей сарафана швом «за иголку».
Декоративная отделка низа , бретелей пояса. Оценка качества своей работы.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тестирование.
Тема 16: Подготовка и оформление выставок
Теория:

Подготовка

детских

работ

к

выставкам.

Оформление

выставочных экспозиций.
Формы: Коллективная работа. Фотосессия.
Тема 17: Тренинги
Игровые тренинги проводятся для установления контакта с детским
коллективом, появления потребности в совместной деятельности, воспитания у
детей

коммуникативных

умений

(общения,

взаимопонимания).

Здесь

затрагиваются проблемы межличностного взаимодействия, понятия ребёнка
как личность и самопознания личности. (Темы тренингов прилагаются).

14

Тема 18: Тематические беседы
Беседа

Проведение

обучающихся,

бесед

направлено

нравственно-эстетическое

на

расширение

развитие,

кругозора

формирование

художественного вкуса, развитие творческой активности. (Темы бесед
прилагаются).
Тема 19: Учебно-познавательные экскурсии, посещение выставок
Учебно -познавательные экскурсии и посещение выставок прикладного
творчества проводятся для формирования творческой активности, интереса к
работам, представленным на выставке, для обмена творческими идеями с
детьми, занимающимися в других творческих объединениях
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№

Наименование темы

Общее
кол-во
часов
2

Теория

Практик
а

Форма аттестации
контроля

1

1

1

Вводное занятие

2

Общие сведения о
синтетических тканях

4

2

2

3
4

Виды ручных работ
«История возникновения
народной куклы» Куклыскрутки )
Интерьерные куклы
1.Основы пошива кукол из
ткани
2.Основы пошива одежды
для кукол
Карнавальное платье
Сувенир к Новому году
Нарядное платье
Сувенир на 23 февраля

6
2

2
1

4
1

Беседа.
Инструктаж.
Педагогическое
наблюдение.
Входной контроль
диагностическая
карта
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа - опрос
Беседа - опрос

14

2

12

Беседа - опрос

18
6
10
6

2
2
2
2

16
4
8
4

Тесты, опрос
Выставка работ.
Творческая работа
Промежуточная
аттестация -

5

6
7
8
9

15

диагностическая
карта.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.

10

Сувенир к 8 Марта

6

2

4

11

Сезонная одежда (пальто или
плащ)
Народный костюм
Подготовка и оформление
выставок

18

2

16

Беседа - опрос

16
12

4
-

12
12

14
15

Тренинги
Тематические беседы

6
6

6
6

-

16

Учебно-познавательные
экскурсии, посещение
выставок
ИТОГО

8

8

-

Тесты, опрос
Итоговый контроль
- диагностическая
карта.
Викторина/игра
Беседа, видео урок.
Викторина/игра
Беседа

144

44

100

12
13

Содержание
Второй год обучения
Тема 1:Вводное занятие
Теория: Задачи работы кружка. План работы кружка. Знакомство с
изделиями, выполненными кружковцами-выпускниками. Организация рабочего
места. Инструменты и принадлежности, необходимые для занятий. Техника
безопасности при работе с ножницами, швейными иглами и булавками.
Правила поведения на занятиях.
Практическое занятие. Разработка формы поздравительной открытки и
её оформления. Изготовление открытки из цветной бумаги.
Диагностика. Начальная диагностика владения простейшими приёмами
работы с ножницами, бумагой, клеем. Выявление наличия таких качеств,
аккуратность, внимание, усидчивость.
Формы: Беседа. Тренинг-игра.
Тема 2: Общие сведения о синтетических тканях
Теория: Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о
производстве тканей. Виды тканей, их назначение. Определение лицевой и

16

изнаночной сторон. Определение основной и уточной нитей. Краткие сведения
о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства.
Практическое занятие. Подбор образцов тканей по виду, цвету,
назначению. Определение на образцах нитей основы и утка, лицевой и
изнаночной сторон. Изготовление игольницы из картона и синтетической ткани
с помощью стиплера, клея, тесьмы.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Лабораторное занятие.
Тема 3: Виды ручных работ
Теория: Правила выполнения ручных работ. Приёмы выполнения
стежков и строчек: прямых стежков (швы «вперёд иголку»,

«за иголку»,

«строчной»), косых стежков (обметочные швы). Использование прямых
стежков для вышивки декоративными швами, а так же для изготовления
кукольных нарядов. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
Практические занятия. Отработка навыков заправки нитки в иголку и
выполнения узелка. Подбор ткани для ключницы (мебельная, искусственная
кожа, плотный трикотаж), раскрой деталей, изготовление ключницы с
помощью косых стежков.
Формы:Занятие-повторение. Викторина.
Тема 4: Нательное белье (комбидрес)
Теория: Рекомендуемые ткани. Лекала и их применение. Раскладка лекал
на ткани, перевод выкройки, раскрой деталей изделия. Последовательность и
приёмы обработки. Приёмы влажно-тепловой обработки изделий. Просмотр
готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор ткани для белья (шёлк, лёгкий трикотаж,
креп). Раскладка лекал и раскрой деталей комбидреса. Скалывание и
соединение срезов швом «за иголку». Обработка горловины и низа кружевом.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тема 5: Повседневная одежда (брюки, блузка)
Теория: Ассортимент повседневной одежды, её назначение.

17

Брюки (юбка-брюки) для куклы. Изделие на резинке или на поясе. Брюки
прямые, зауженные, расклёшенные. Рекомендуемые ткани. Детали кроя брюк.
Раскладка лекал на ткани. Последовательность и приёмы технологической
обработки. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор ткани для брюк. Раскрой деталей,
скалывание и соединение боковых, шаговых срезов, среднего среза швом «за
иглу». Обработка пояса, застежки. ВТО.
Блузка с втачным рукавом для куклы. Рекомендации по выбору ткани,
фасону, оформлению блузки. Детали кроя блузки. Последовательность и
приёмы технологической обработки. Просмотр готовых изделий, оценка
качества работы.
Практические занятия. Выбор фасона блузки. Подбор ткани и
декоративной отделки на блузку. Раскрой деталей. Скалывание и соединение
боковых, плечевых срезов, срезов рукавов, соединение рукавов с проймой
швом «за иглу». Обработка горловины, низа и застёжки блузки. ВТО.
Декоративное оформление изделия. Пришивание пуговиц, кнопок.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Тестирование.
Тема 6: Карнавальное платье
Теория:

Карнавальный

костюм:

платье

с

многочисленными

декоративными элементами. рекомендации по выбору фасона, ткани, декора в
соответствии с темой карнавала или названием костюма. Последовательность и
приёмы технологической обработки. Просмотр готовых изделий, оценка
качества работы. Выбор темы творческого проекта («Снегурочки со всех частей
света», «Белоснежка собирает гостей», «Мультфейерверк» и др.)
Практические занятия. Реализация творческого проекта по выбранной
теме. Выбор фасона и ткани платья. Раскрой по готовым лекалам. Подбор
декоративного оформления платья. Сборка платья согласно технологической
последовательности. ВТО. Украшение карнавального костюма с помощью
тесьмы, кружев, бисера и др.

18

Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Игра. групповая работа. Беседа. Видеопросмотр.
Тема 7: Сувенир к Новому году
Теория: Рекомендации по выбору сувенира (Дед Мороз, ангелочек,
открытки, ёлочные игрушки и др.). Ткани, материалы, инструменты,
необходимые для выполнения работы. Последовательность изготовления
сувенира. Просмотр готовых изделий.
Практические

занятия.

Изготовление

сувенира

к

новогоднему

празднику. Оценка качества работы.
Формы:Беседа.
Тема 8: Нарядное платье
Теория: Назначение нарядной одежды. Платье для куклы с длинной
юбкой и рукавами, воротником и отделкой. Рекомендации по выбору ткани,
сочетании различных видов ткани (гипюра, шифона, парчи, трикотажа).
Раскрой по готовым лекалам. Последовательность и приёмы технологической
обработки платья. Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.
Практические занятия. Выбор фасона и ткани на платье. Раскрой по
готовым лекалам. Сметывание, соединение срезов платья стачной строчкой,
утюжка швов. Заготовка воротника, оформление воротника кружевом.
Соединение воротника с горловиной. Обработка рукава, застежки. Отделка
платья тесьмой и кружевом. Оценка качества своей работы.
Формы: Занятие- повторение. Тестирование.
Тема 9: Сувенир 23 февраля
Теория: Различные способы изготовления. Сувенир в виде объёмной или
плоской поделки. Рекомендации по выбору материалов. Просмотр готовых
работ.
Практические занятия. Изготовление сувенира (выполнение эскиза,
подбор ткани, раскрой, пошив).
Формы:Игра.
Тема 10: Сувенир к 8 Марта

19

Теория: Рекомендации по выбору сувенира из ткани: открытка, рамка
для фотографии, игрушка, брелок и др. Последовательность и приёмы
изготовления сувенира. Рекомендации по выбору материалов для изготовления
сувенира. Просмотр готовых изделий.
Практические занятия. Изготовление сувенира в выбранной технике.
Формы: Викторина. Беседа.
Тема 11: Сезонная одежда (пальто или плащ)
Теория:

Виды

сезонной

одежды,

её

назначение.

Ассортимент

демисезонной одежды. Одежда для отдыха и прогулок весенний и осенний
период времени. Рекомендации по выбору ткани, фасона и оформления. Детали
кроя

пальто

(плаща).

Последовательность

и

приёмы

технологической

обработки пальто. Способы оформления воротника, низа изделия, низа рукавов
(мехом, тесьмой, подгибкой). Просмотр готовых изделий, оценка качества
работы.
Практические занятия. Выбор ткани для пальто (плаща). Раскрой по
лекалам.

Пошив

изделия

в

соответствии

с

технологической

последовательностью. Оформление воротника с помощью меха. Обработка
застежки. Оценка качества своей работы.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Наблюдение.
Тема 12: Народный костюм
Теория: Традиции и праздники русского народа. Русский национальный
костюм (женский и мужской). Предметы одежды, головные уборы, способы
декорирования, узоры и орнамент на традиционных народных костюмах.
Использование украшений в русском костюме. Просмотр фотографий и
иллюстраций. Последовательность и приёмы технологической обработки
русского костюма. Ткани и материалы, необходимые для изготовления
национального русского костюма.

20

Практические занятия. Выбор ткани для русского костюма, раскрой по
готовым лекалам и пошив рубахи и сарафана. Декорирование костюма.
Изготовление головного убора.
Формы: Занятие новых знаний с использованием наглядных пособий.
Беседа. Групповая работа. Видео-просмотр.
Тема 13: Подготовка и оформление выставок
Подготовка детских работ к выставкам. Оформление выставочных
экспозиций.
Формы: Коллективная работа. Фотосессия.
Тема 14: Тренинги
Игровые тренинги проводятся для установления контакта с детским
коллективом, появления потребности в совместной деятельности, воспитания у
детей

коммуникативных

умений

(общения,

взаимопонимания).

Здесь

затрагиваются проблемы межличностного взаимодействия, понятия ребёнка
как личность и самопознания личности. (Темы тренингов прилагаются).
Тема 15: Тематические беседы
Беседа

Проведение

воспитанников,

бесед

направлено

нравственно-эстетическое

на

расширение

развитие,

кругозора

формирование

художественного вкуса, развитие творческой активности. (Темы бесед
прилагаются).
Тема 16: Учебно-познавательные экскурсии, посещение выставок
Учебно-познавательные экскурсии и посещение выставок прикладного
творчества проводятся для формирования творческой активности, интереса к
работам, представленным на выставке, для обмена творческими идеями с
детьми, занимающимися в других творческих объединениях.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные: - развитие необходимых практических умений и навыков по
выполнению различных видов ручных работ;

21

-

формирование

навыков,

обеспечивающих

успешное

выполнение

самостоятельных работ;
- умение изготовления изделий для куклы по темам программы и собственного
дизайна.
Метапредметные:
Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога.
Познавательные:
- умение выделять суть учебной задачи, т.е. сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные: - умение вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение слушать и задавать вопросы;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям;
- воспитание культуры безопасности;
- воспитание социальных норм безопасного поведения;
- умение сотрудничать с обучающими в творческом коллективе;
- формирование доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации
образовательной программы
Оборудование:
1. Столы, стулья для занятий.
2. Утюг паровой для операций ВТО.
Инструменты и приспособления:
22

-

Ножницы.
Линейка
Ткань
Фурнитура.
Булавки английские
Прокладочный материал.
Иглы швейные.
Бумага.
Картон.
Карандаши.
Калька
Цветная бумага.
Клей.
Дублерин

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения
11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

1 сентября
36 учебных недель

7-9 лет: 40 минут

9-11 лет: 40 минут

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая -24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных
дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01. (12 календарных дней с учетом праздничных
дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

Зимние каникулы

3 четверть
Весенние каникулы

с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03. по 05.04. (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм

23

работы с учетом учебного плана учреждения
4 четверть

с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог, соответствующий профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён
Приказом Министерства труда России от 22.09.2022г. № 652-н).
Методические материалы
Особенности

организации

образовательного

процесса:

индивидуальная, групповая работа.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения
теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным
подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить
программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и
частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
 краткое повторение пройденного материала;
 знакомство с новой темой (технологией);
 вводный инструктаж;
 практическая работа;
 уборка рабочего места.
В образовательной программе используются следующие формы занятий:
 беседы, рассказы, объяснения;
 показ технических приёмов;
 демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ;
 практическая работа;
 мастер – классы и выставки.
При обучении по данной программе используются следующие методы:


объяснительно-иллюстративный;
24



репродуктивный;



частично-поисковый;



проектный;



исследовательский.

Объяснительно - иллюстративный метод - это объяснение нового материала,
работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При
помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения
обучающимся навыков и умений, и обогащения знаний.
Частично - поисковый метод используется для развития самостоятельности и
творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской
деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Основные термины и названия
Детали кроя: лиф (спинка, перед), юбка, рукав, воротник, задняя
половинка брюк, передняя половинка брюк, оборка, волан, манжета, пояс,
бретель.
Срезы: боковой плечевой, горловина, пройма, окат, средний, срез талии,
край борта, рельеф, шаговый.
Работа: сметать, сшить, пришить, заметать, обметать, длина стежка,
ширина стежка, лекало, выкройка, шаблон, припуск, декор.
Стежки и строчки: прямые («назад иголку», «вперед иголку»), косые
(обметочные).
Ткани и материалы: атлас, шёлк, гипюр, трикотаж, батист, парча,
джинсовая, вельвет, флис, синтепон, дублерин.
Фурнитура: кружево, шитье, тесьма, бисер, блёстки, крючки, кнопки,
липкая лента.

25

Свойства

ткани:

сминаемость,

осыпаемость,

драпируемость,

воздухопроницаемость.
Примерные темы бесед
1. Сказки земли Уральской.
2. Из истории инструментов.
3. День рождения моей куклы.
4. Свет мой зеркальце скажи?
5. Что такое красота?
6. Что такое хорошо, а что такое плохо?
7. Наши руки не для скуки.
8. Новогодние приключения.
Тест-рисунок
Запиши своё имя и расшифруй его.
Например:
Л- ласковая
Е – ершистая
Н – настойчивая
А - активная
Задание детям: нарисуй картину, которая показывает, чем ты любишь
заниматься или нарисуй свой портрет.
Игровой тест
«Формирование творческого мышления»
Детям предлагается в течение пяти минут подумать и записать или назвать
как можно больше вариантов использования обыкновенной

швейной иглы

(различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются
друг от друга).
Игровые тренинги
Игры-тренинги помогают решать такие задачи, как:
- налаживание контакта между детьми, занимающимися в кружке;
- развитие детей во время общения;

26

- формирование потребности в совместной деятельности;
- воспитание у детей дружеского отношения к другим детям, чувства
взаимопомощи;ответственности за свои поступки;
- развитие невербальных средств общения.
«Давайте познакомимся»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры: дети с педагогом встают в круг, педагог держит мяч,
затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок
должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросает мяч, и т. д.
Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые
пришли в кружок позже. Если дети совсем не знакомы, то правила игры можно
немного изменить: ребёнок, поймавший мяч, называет имя предыдущего
игрока, затем своё, а далее (если знает) имя ребёнка, которому будет кидать
мяч.
«Ассоциации»
Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные
дети в это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий
возвращается и задаёт вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей
или животным мог бы быть этот ребёнок. Водящий по ассоциациям должен
угадать, кого загадали дети.
Комментарий: в роли загаданного должен побывать каждый ребёнок. С
помощью этой игры дети могут лучше узнать сами себя, а также узнают о том,
что оних думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что
ассоциации не должны быть обидными.
«Придумай слова»

27

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки с изображением сказочных
персонажей.
Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны
придумать как можно больше слов для характеристики того, кто изображён на
картинке.
Комментарий: педагог должен учитывать то, что в зависимости от
рисунка и личностных особенностей детей характер героев может кардинально
меняться.
«Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои
действия, развитие графических навыков.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги,
восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол близко друг к
другу, затем связывают правую руку одного ребёнка и левую – другого от локтя
до запястья. Каждому в руки даётся мелок. До начала рисования дети могут
договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование – 5 – 6
минут.
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно
снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без
посторонних помех.
«Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становиться в центре
и, намотав на палец нитку, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о

28

чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего боишься). Ребёнок ловит
клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопроси задаёт вопрос,
бросая клубок следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он
возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между
ними, а педагогу помогает определить, у кого из детей есть трудности в
общении. Когда все участники соединились ниточкой, педагог должен
зафиксировать их внимание на том, что все люди связаны между собой.
«Скульпторы»
Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения.
Количество играющих: чётное.
Описание игры: в каждой паре детей один – «скульптор», а другой –
«натурщик». «Скульптор» становится спиной к «натурщику», который должен
принять какую-нибудь позу. Затем ведущий даёт сигнал, после которого
«скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Через
5 сек. «скульптор» отворачивается, а «натурщик» изменяет позу. Затем
«скульптор» вновь поворачивается и начинает «лепить», т.е. пытается вернуть
«натурщика» в то положение, в котором его запомнил.
Комментарий: игра позволяет проявить детям творчество, фантазию.
«Если бы да кабы…»
Цель: развитие воображения.
Количество играющих: один или боле.
Описание игры: взрослый говорит: «Если бы на улице было солнце, мы
бы пошли гулять». И потом предлагает детям поиграть в «если бы…», т.е.
продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы». Например:
Если бы крокодилы жили в горах…
Если бы кошки умели летать… и т.д.
Комментарий: детей нужно настроить на то, что в этой игре может
произойти все что угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии
и предлагать самые необычные окончания фраз.

29

«Пуговичная поляна»
Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.
Описание игры: ребёнку предлагается из пуговиц «нарисовать» какойнибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить
угадать, что «нарисовано» друг у друга.
Комментарий: игра моет стать основой для придумывания сказок.

Опорные учебно-методические материалы, обеспечивающие
образовательный процесс
Тема «Аппликация из ткани»
Первый год обучения
Что такое аппликация
Аппликация – это способ работы с цветными кусочками различных
материалов: бумаги, ткани, кожи… эти кусочки приклеиваются на бумагу или
пришиваются на ткань. В результате получаются красивые картинки, которыми
можно украшать комнату, дарить друзьям, выставлять на выставках.
Три секрета аппликации.
В искусстве аппликации много секретов. Один из них заключается в
складывании бумаги. Если её сложить гармошкой и вырезать только одну
форму, то этих форм получится несколько, и все они будут одинаковыми.
Второй секрет называется ритм формы или повторение формы. Он
состоит в том, что в аппликации какая-то форма – квадратик или цветок,
звёздочка или овал – должны повторяться несколько раз. Эта одинаковая форма
должна быть разного размера. Например, большой цветочек, маленький и
средний.

30

Третий секрет называется ритм цвета или повторение цвета. Он
состоит в том, что в аппликации один и тот же цвет должен обязательно
повторяться несколько раз. Например, несколько зелёных листьев или
несколько фиолетовых веточек.
Аппликация из цветной бумаги
Самая простая аппликация может быть сделана из цветной бумаги.
Обрезки цветной бумаги часто имеют красивые причудливые формы. Это
могут быть кружочки, прямоугольники разных размеров, неопределённые
фигуры. У них можно увидеть ровные, волнообразные или рваные края. Из
обрезков цветной бумаги получаются интересные работы, в которых форма
одного цвета находит на форму другого цвета, перекрывает ее.
Методические рекомендации по выполнению работ
в технике аппликации
Свет и тень.
Для выполнения аппликации нужно взять три листа одного размера. Один
лист должен быть тёмный – он будет изображать тень. Два других – светлые,
они будут передавать свет.
Тёмный лист сложить пополам, от сгиба нарисовать половинку предмета
(домика). Вырезать предмет по контуру – получиться две части: «тень»
предмета и «тень» фона.
Разрезать по линии сгиба обе части. Взять светлый лист бумаги и
наклеить слева одну половинку «тени» предмета, справа половинку «тени»
фона. На другом светлом листе «тени» наклеить наоборот.
Аппликации из открыток.
Найти
необходимо

в

журнале

расчертить

фотографию
на

с

одинаковые

изображением
квадратики.

природы.

Лист

Разрезатьлист

по

намеченным линиям, перемешать квадратики. Собрать вырезанные квадратики
в любом порядке, приклеить на лист бумаги.
Можно использовать квадратики нескольких картинок.

31

Пейзаж из кусочков цветной бумаги.
Интересные картинки можно получить из разорванной бумаги – белой
или цветной (можно взять листы из журнала). Главное – у оторванного кусочка
должен быть белый кантик. Сначала оторвать от листа полоску, затем разорвать
её на более мелкие кусочки. Из разноцветных кусочков складывать на листе
задуманную картинку и сразу наклеивать кусочки.
Аппликация из природных материалов.
Прекрасным материалом для аппликации могут стать засушенные листья,
цветы, веточки. Они создают цветовые пятна, нежные по тону и изящные по
форме. При работе нужно учитывать один секрет – светлое пятно лучше видно
на тёмном фоне, а тёмное – на светлом. Это правило называется контрастом
тёмного и светлого.
Аппликация из ниток.
Аппликация – это работа с цветными кусочками из различных
материалов. Цветной кусочек или цветовое пятно можно создать из шерстяных
ниток. Ими можно рисовать целые картины. На листе бумаги клеем наносится
контур изображения, а затем на клей накладывается нитка. Внутри контура
располагаются нитки, приклеиваемые по кругу или петлями, или кусочками.
Картину можно оформить рамкой.
Аппликация из ткани.
При выполнении аппликации с использованием лоскутков из материи
следует

провести

определённую

предварительную

работу

–

лоскуты

необходимо наклеить на плотную бумагу, придерживаясь следующего порядка
работы:
1. На лист ватмана или плотной бумаги с помощью кисточки нанести
равномерно клей ПВА.
2. На проклеенную поверхность аккуратно прикладывается лоскут ткани,
прижимается и разглаживается руками.
3. После почти полного высыхания (10-15 минут) заготовка кладётся под
пресс ещё на час. После этого с тканью можно работать как с бумагой.

32

4. Детали рисунка переводят на ткань с помощью шаблона.
5. Первоначально все детали вырезают с припуском и следующим шагом
аккуратно вырезаются точно по контуру.
6. Заключительный этап состоит в выкладывании и приклеивании всех
деталей рисунка на плоскость из ткани или картона. Хорошо подойдёт для этих
целей тонированная бумага.
При ознакомлении детей с техникой аппликации следует большое
внимание уделить колористике. Сочетание цветов в лоскутной аппликации –
это и есть колорит. От сочетания цветов зависит выразительность всей
композиции.

Яркие,

контрастные,

тёплые

тона

вызывают

радостное

приподнятое настроение, как солнечные дни летом. Тусклые, серо-голубые
холодные цвета, как хмурые дождливые дни осени, наводят грусть и тоску.
Большое значение имеет выбор фона. В декоративном творчестве выбор
цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного
сюжета. Работа с цветом даёт большой простор для творчества, позволяет поновому расставить акценты, менять настроение, играть на контрастах.

«Семейка»

«Свой домик»

33

«Букет»

«Яблонька»

«Грибок»

Шаблоны деталей картин, выполненных в технике аппликации.

«Паровозик»

«Уточка»

34

«Семейка»
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Образовательная программа предусматривает осуществление контроля на
различных этапах процесса обучения:
Предварительный

контроль

(на

начальном

этапе

обучения

с

целью

определения уровня готовности к восприятию учебного материала) Текущий
контроль (в процессе обучения с целью выявления пробелов в усвоении
материала программы)
Итоговый контроль (в конце курса обучения с целью диагностирования
уровня усвоения программного материала и соответствия прогнозируемым
результатам обучения)
Методы контроля и диагностика результатов: наблюдение, опрос, беседа,
анализ творческих работ, презентация, итоговое занятие. Все познанное и
увиденное на занятиях отражается в творческих работах учащихся. Итоговые
работы выполняются обучающимися к концу каждого полугодия. Итоговые
занятия проводятся в конце учебного года. Результатом работы с детьми
являются участие в тематических выставках внутри творческого объединения,
городского и областного уровней.

35

Тесты проверки знаний
Первый год обучения. Тема «Общие сведения о тканях»
1.Нужно вписать в «ступеньки» названия хлопчатобумажных тканей.
1. Б

Ь

2. Б

А

3. Б

Т

4. Б

Т

5. Б

Т

1. Ткань, необходимая для пошива белья.
2. Из этой ткани шьют зимние пижамы, детские ползунки.
3. Эта тонкая прозрачная ткань служит материалом для носовых платков,
дорогого белья.
4. Из этой ткани с ворсом шьют красивые вечерние платья.
5. Техническая ткань, используемая для пошива туристических и
военных палаток, тентов, рюкзаков.
Ответы: 1. Бязь. 2. Байка. 3. Батист. 4. Бархат. 5.Брезент.
2. Укажите стрелками какие признаки относятся к лицевой стороне, а
какие – к изнаночной.
1.
2.
4.
5.

Технические узелки и ворсинки на поверхности
Гладкая, блестящая поверхность ткани
Четко виден печатный рисунок
Ворс на поверхности ткани

Лицевая сторона
Изнаночная
сторона

6. Печатный рисунок на ткани виден слабо
3. Среди букв в таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут
ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.
У
Т

О
В

Л
О

Х
К

А
Ж

Вопросы:
1. Материал, изготовленный переплетением
пряжи или нитей.

36

С

Ь

П

О

Я

Е

Н

А

К

Р

Ч

А

К

Т

П

2. Растение, из плодов которого получают
волокно.
3. Техника изготовления тканей.
4. Нить, выработанная из волокон путем их
скручивания,
предназначенная
для
производства тканей.

Ответы: 1.Ткань. 2. Хлопок. 3. Ткачество. 4. Пряжа.
Второй год обучения. Тема «Повседневная одежда»
1. Проведите стрелки от термина к его определению.
1. Шов
2. Стежок
3. Строчка

а) Несколько стежков в ряд.
б) Расстояние между двумя проколами материала
иглой.
в) Последовательность стежков, выполненных для
соединения деталей изделия друг с другом.

2. Заполнитеправильно таблицу: какое назначение имеет каждый вид
одежды.
Рабочая
Спортивная
Повседневная
Нарядная
Домашняя






Для домашней носки
Для защиты рабочего от загрязнения
Для торжественных случаев
Для занятия спортом
Для каждого дня

37

3. Логогрифы.
1.Я дух, живу в бутылке,
Но если мнеприкажут
Н в конце на СЫ сменить,
Тогда меня можно носить
2. Я очень хитрый рыжий зверь.
И лучше ты мне, друг, не верь.
Но если КУ поставить прежде,
Получиться деталь одежды.
3. Хоть одно колесо – но везет.
А сВЫ вначале – объем одежде придает.
4. Кирпичик к кирпичику –
Строиться дом.
А С прибавим –
Юбку с отделкой сошьем.
Анкета для детей
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на два вопроса, поставив галочку напротив
соответствующего ответа или ответов.
А) Что привело тебя в творческое объединение «Одежда для кукол»?
1. Желание найти новых друзей._______________________________
2. Возможность развить свои творческие способности.____________
3. Интерес к предмету.________________________________________
4. Так захотели родители.______________________________________
5. Заодно с друзьями. _________________________________________
6. Нечем занять свое свободное время.___________________________
Б) Приносят ли тебе пользу занятия в творческом объединении?
1. Да, я узнаю много нового.____________________________________
2. Да, мне очень интересно._____________________________________
3. Занятия дают мне возможность участвовать в конкурсах, выставках.
___________________________________________________________
4. Мне интересно общаться с друзьями. ___________________________
5. Другой ответ.________________________________________________

38

План контроля педагога дополнительного образования
по образовательной программе
№ гр. _______

год обучения _________

Теоретическая подготовка ребёнка
Теоретические знания по
темам
Владение специальной
терминологией.
Практическая подготовка ребёнка
Умение пользоваться
инструментами
Умение подобрать
материалы для работы
Цветоведение
Знание деталей одежды и
умение разложить их на
ткани
Умение выполнять ручные
строчки
Применение декоративной
отделки
Творческие навыки
Общеучебные умения и навыки ребёнка
Умение слушать и слышать
педагога.
Организация рабочего места
Навык соблюдения правил
техники безопасности
Умение аккуратно
выполнять работу

Примечание:
Знаком «+» проставить сроки проведения диагностическихмероприятий.

39

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Параметры

сентябрь

Таблица 1
Месяц

Сводная таблица диагностики
__________группа,

_______год обучения
Таблица2

№

Ф.И.обучающегося

Время
проведения
диагностики

Вид работ
1 Теоретическая подготовка ребёнка
1.1 Теоретические
знания по
основным
разделам учебнотематического
плана программы.
1.2 Владение
специальной
терминологией.

I п/год.
Конец года

I п/год.
Конец года

2. Практическая подготовка ребёнка
2.1 Умение
пользоваться
инструментами

Начало года
I п/год.
Конец года

2.2 Умение подобрать I п/год.
материалы
для
работы
Конец года
2.3 Цветоведение

I п/год.
Конец года

2.4 Знание
деталей I п/год.
одежды и умение
разложить их на Конец года
ткани
2.5 Умение
I п/год.
выполнять ручные
строчки
Конец года

40

2.6 Применение
декоративной
отделки

I п/год.

2.7 Творческие
навыки

I п/год.

Конец года

Конец года

3 Обще учебные умения и навыки ребёнка
3.1 Учебнокоммуникативные
умения:
умение
слушать
и
слышать педагога.
3.2 3.2.1 Организация
рабочего места

Начало года
I п/год.
Конец года
Начало года
I п/год.
Конец года

3.2.2
Навык
соблюдения
в
процессе
деятельности
правил
техники
безопасности
3.2.3
Умение
аккуратно
выполнять работу

I п/год.
Конец года

Начало года
I п/год.
Конец года

Итого:
Условные обозначения:
Н – ниже среднего уровня (5 балов)
С – средний уровень (10 баллов)
В – выше среднего уровня (15 баллов)
Расчёт среднего показателя (за п/годие, за год): Сумма баллов / Кол-во показателей
Выводы:

41

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
________ группа,

_______год обучения
Таблица3

№

Ф.И.обучающегося
Параметры

Время
провед
ения
диагно
стики
1 Особенности учебной деятельности

1.1 Способен
сосредоточиться на
задаче
и
не
отвлекаться
в
процессе
ее
решения.
1.2 Может поставить
перед
собой
конкретную цель и
последовательно
добиваться
ее
достижения
1.3 Понимает
требования
педагога
и
старается
их
выполнить
1.4 При возникновении
трудностей
на
занятии прилагает
усилия
для
их
преодоления
1.5 Сохраняет
удовлетворительну
ю
работоспособность
в течение всего
занятия
1.6 Реализует
на
занятиях
свой
творческий
потенциал.
Индивидуальные
работы
являются
результатом
самовыражения.

I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года

2 Особенности поведения и общения
2.1 Активен в общении I п/год.
со сверстниками.
42

Конец
Года
2.2 Не
провоцирует I п/год.
конфликты
со
сверстниками
Конец
года
2.3 Имеет постоянных I п/год.
приятелей в группе
Конец
года
2.4 Может обратиться I п/год.
с
возникшей
проблемой
к Конец
педагогу
года
2.5 Уважительно
I п/год.
относится
к
педагогу
и Конец
соблюдает
года
необходимую
дистанцию
в
общении с ним
2.6 Прислушивается к I п/год.
замечаниям
и
требованиям
Конец
педагога, старается года
их выполнять
2.7 Соблюдает правила I п/год.
поведения
и
общения
Конец
года
2.8 Достаточно активен I п/год.
на
занятии,
стремится проявить Конец
свои
знания, года
умения, навыки
3 Отношение к занятиям
3.1 Пропускает занятия
только
по
уважительным
причинам
3.2 Проявляет
заинтересованность
в
достижении
успеха
3.3 Проявляет
творческие
способности

I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года
I п/год.
Конец
года

43

Выводы:

Таблица 4

Практические работы обучающихся
1 год обучения
№

Наименование
темы

Ф.И.
уч-ся

1

Вводное занятие

Вид
изделия
Открытка

3

Аппликация из
ткани
Виды ручных
работ
Постельные
принадлежности
Нательное белье

4
5
6

Картина
Салфетка
Подушеч
ка
Трусики

7

Одежда для дома

Ночная
сорочка
Халатик

8

Нарядное платье

Платье

Игрушка из ткани
на елку
10 Одежда для
зимних прогулок
9

Игрушка
Шапочка
Накидка

11 Сувенир
«Валентинка»
12 Повседневная
одежда

Сердечко
Юбка
Блузка

13 Сувенир к 8Марта

Сувенир

14 Одежда для
отдыха и спорта
15 Одежда для
летнего отдыха

Костюм
Купальни
к
Сарафан

44

16 Подготовка и
оформление
выставок

Осенняя
Новогодн
яя
Итоговая

Выводы: __________________________________________________________________

Таблица 5

Практические работы обучающихся
2 год обучения
№

Наименование
темы

Ф.И.
уч-ся

1

Вводное занятие

Вид
изделия
Открытка

2

Сведения о
синтетических
тканях
Виды ручных
работ
Нательное белье

3
4
5

Повседневная
одежда

Игольниц
а
Ключниц
а
Комбидре
с
Брюки
Блузка

6
7
8

Карнавальное
Платье
платье
Сувенир к Новому Сувенир
году
Нарядное платье
Платье

Сувенир
«Валентинка»
10 Сувенир к 8
Марта
11 Сезонная одежда

Сердечко

12 Народный костюм

Нижняя
рубаха
Верхняя
одежда
Осенняя

9

13 Подготовка и
оформление

Рамка
Пальто

45

выставок

Новогодн
яя
Итоговая

Выводы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную

46

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

47

19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».

Литература для педагога:
1. Вышивка в умелых руках. – М.: ООО «Изд-о АСТ»: ООО «Изд-о Астрель», 2013. - 288с.:
ил. – (Умелица).
2. Екшурская Т. Модное платье. – С-Пб.: Лениздат, 2008.– 448с.
3. Жукова О.Г. Кожа в умелых руках. – М.: Знание.,2016.- 194 с.
4. Журнал «Бурда». Лоскутная техника №3, 2015. – 83с.
5. Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М., 2013.- 206 с.
6. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М., Олма-Пресс образование, 2013 г. - 191 с.
7. Мельникова Л.В. Обработка тканей. – М.: Правда, 2016. – 208 с.
8. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение.– М., 2013. – 176 с.
9. Орлова Л. Азбука моды. – М:, Просвещение 2018. – 179с.
10. Цветная мозаика / Регина Бюлер; [пер. с нем. Одинцовой С. Н.]. - М: Мир книги Ритейл,
2012. - 63 с.
11. Технология женской и детской легкой одежды / А. Т. Труханова. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Лег. и пищ. пром-сть, 2013. - 375 с.
12.Чижикова Л. Кружок конструирования и моделирования одежды. М.: Просвещение, 2010
г. - 143 с.

Литература для обучающихся
1. «Барби – мода плюс.»// Хурнал. М., 2007.
2.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М.: Мир книги, 2017. – 192 с.
3. Я познаю мир. История моды: Дет. энцикл. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 492
4. Анистратова А.А., Гришина Н.И.Поделки из ткани, ниток и пуговиц. Серия «Развиваем
творческие способности». – М.: ОНИКС, 2007г.
5. Большистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные лоскутки:Пособие для занятий с детьми. Серия
«Мастерилка». – М.: АРКТИ, 2006г.
48

6. Румянцева Е.А. Праздничные открытки. – М.: Айрис-пресс, 2005г.
7. «Ручная работа» // Журнал. 2007-201.

Интернет – источники
1. Аппликация изткани и фетра
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-vesyolye-ptichki.html?ysclid=lxnbnn7o5x459337747

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-klevoi-aplikaci-iz-tkani-dlja-raboty-s-detmi-4-7let.html?ysclid=lxm1d5aj7s4726519
2. 25 Интересных фактов из жизни Павла Бажова.

https://faktrus.ru/25-фактов-о-павле-

бажове/?ysclid=lxm0ctr3jd314557686
3.

Виды

ручных

швов

и

их

применение.

https://korfiati.ru/2017/01/ruchnyie-

shvi/?ysclid=lxlzvvecf576557573
4.Викторина «Путешествие по сказкам»

https://kopilka.edu-eao.ru/literaturnaya-viktorina-

puteshestvie-po-skazkam/?ysclid=lxnbvst5d5259373637
5.Викторина

«Сказы

Бажова»

https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-

predmetnikam/literatura/literaturnaja-viktorina-dlja-shkolnikov-s-otvetami-skazybazhova.html?ysclid=lxm0hldhdc182359754
6. Одежда для кукол. https://odezhda.guru/dlya-kukol/114-svoimi-rukami7. Лоскутная техника https://www.liveinternet.ru/users/4500181/post267902069

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».