ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Пеппи - Капроновый чулок» - художественная.
Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности
раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребёнка через привлечение к
новому виду декоративно - прикладной деятельности. Удивительный мир творчества, даёт
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных,
художественно
-конструкторских
способностей,
нестандартного
мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают своё мнение,
доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают
художественный, эстетический вкус, узнают историю появления кукол.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Пеппи - Капроновый
чулок» разработана с учётом нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
2
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации
и
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
3
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Чулочная техника - это техника изготовления кукол из капроновых колготок, чулок
или носков. Она предполагает лепку куклы с помощью синтепона, иглы и нити. В этой
технике можно создавать неповторимые и оригинальные игрушки. Капрон по своим
свойствам оказался более податливым, эластичным и прочным материалом для шитья
тряпичных кукол, чем другие ткани. Его можно подвергать многократным изгибам, сложной
деформации, он не потеряет своей формы. Остальная работа основана на личной фантазии
мастера: при помощи закладывания складок и изгибов на синтепоне он может сделать кукле
нос любой формы, маленькие или большие губы, высокий или низкий лоб, оформить ямочки
на щёчках либо заложить носогубные морщины, чтобы придать игрушке возраста.
Синтепон и капрон оказались настолько благодарными в работе материалами, что освоить
технику изготовления тряпичных кукол и создавать неповторимые и оригинальные игрушки
может любой человек.
Обучающиеся используют известные им материалы капрон, синтепон и текстиль в
новой интерпретации, познают ранее неизвестные им техники работы, а также изучают
большой спектр изделий из текстиля – от простых оберегов до каркасных игрушек.
Обучение по программе предполагает знакомство обучающихся с историей появления
кукол от оберегов старины до современных текстильных кукол, с Русской народной куклой,
национальными
текстильными
костюмами,
материалами,
основами
их
композиции
свойствами
и
и
цветоведения,
возможностями.
различными
Программа
может
способствовать сохранению и популяризации традиционных ремёсел и народных промыслов
Урала, что актуально для нашего региона. Участие в совместных проектах и мастер-классах
поможет укрепить социальные связи в сообществе. Используя полученные знания,
обучающиеся осваивают технику создания чулочной игрушки, учатся создавать простые
4
изделия по собственному замыслу (обереги из лоскутков ткани и капрона, простые куклы из
капрона), учатся уважать традиционные ценности, познают ценности семьи и дружбы.
Данный вид творческой деятельности позволяет формировать у детей потребность
самовыражения, саморазвития, самосовершенствования через творчество и способствует
профессиональной ориентации, следовательно, поможет облегчить школьнику интеграцию в
систему мировой и отечественной культуры; последующее его самоопределение во взрослой
жизни.
Адресат
Дополнительная
образовательная
программа
«Пеппи
-
Капроновый
чулок»,
рассчитана для детей от 8 до 11 лет.
Индивидуальные особенности обучающихся 8-9 лет
Младший
школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной
деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития,
который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых
обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.
Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия,
творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое
закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Занятия шитьём
скульптурных кукол, способствует развитию фантазии, творческого мышления, развивают
мелкую моторику рук, усидчивость. У младшего школьника развиваются формы мышления,
которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления. В этот
период у детей 8-9 лет одновременно с появлением способности к обучению возникает и
комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых
отношений с одноклассниками и педагогом. В это время у ребёнка возникает апатия,
связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная
поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом педагог
обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность,
внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с
различными дисциплинами.
В 8-9 лет происходит формирование индивидуальности ребёнка. В это время он
учится самостоятельно принимать решение, критически относится к услышанному и
увиденному. Стремление к самостоятельности достигает своего пика. Ребёнок жаждет все
делать без помощи взрослых, самостоятельно решать, чем ему заниматься в данный момент.
В этот период дети очень впечатлительны, чувствительны к критике. В сознании ребёнка
происходит процесс рационализации знаний, мальчики и девочки начинают сравнивать
5
полученные знания и информацию из разных источников (родители, друзья, учителя,
Интернет) и критически относиться к позиции взрослых, формировать собственное мнение
по многим вопросам. Проявляются склонности и предпочтения к разным видам
деятельности. Многие дети с увлечением посещают кружки, начинают коллекционировать
разные предметы.
Индивидуальные особенности обучающихся 10-11 лет
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста
к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с
определёнными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. В этот
период происходят существенные изменения в психике ребёнка. У него начинает
развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об
окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. Многочисленные
исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему
развитию у детей рефлексии – понимания ими своей психической жизни, формирования
отношения к самому себе. В результате у ребёнка начинают развиваться собственные
взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования. Познавательная сфера попрежнему развивается как ведущая. Наиболее серьёзные требования предъявляются к
умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями,
систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла
изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. К концу младшего
школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования:
произвольность
психических
процессов,
способность
к
саморегуляции.
Учебная
деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на
психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остаётся основной и
продолжает определять содержание мотивационных сфер личности. С начала обучения в
средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь оно может выходить за
пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно.
Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый
вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых
формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в
среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на
способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла
учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у
ребёнка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие. В этот
период общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного
6
развития ребёнка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определённое
положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется
достаточно устойчивый статус ученика. Занятия по созданию чулочных кукол, помогают
ребятам проявить свои творческие способности, научиться взаимоподдержке и уважению.
Режим занятий и число детей, одновременно находящихся в группе
Занятия проводятся в группах по 12 человек, 2 раза в неделю по 2 часа. Количество
часов в год -144.
Предполагаемое количество групп 2:
1 группа детей 8-9 лет - первый год обучения;
1 группа детей 10-11 лет - первый год обучения.
Форма обучения – очная.
Программа имеет развивающий характер и ориентирована на содействие успешной
социальной адаптации учащихся, овладение начальными знаниями и умениями в области
чулочной техники.
Изучая программу, обучающиеся смогут активизировать свой творческий потенциал,
научиться изготавливать в чулочной технике простые и усложнённые модели различных
изделий.
Срок реализации: 1 год обучения имеет стартовый уровень освоения.
Цель программы: развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся через
овладение скульптурно-чулочной техникой.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить с разнообразием видов изделий в скульптурно-чулочной
технике.
- Дать знания по истории русских народных кукол-оберегов и появления
скульптурно-чулочной куклы.
- Научить основным технологическим приёмам и способам работы с разными
материалами, инструментами и приспособлениями необходимыми для изготовления изделий
в скульптурно-чулочной технике.
- Научить последовательному планированию изготовления творческого
продукта и контролю качества на разных этапах выполнения работы.
- Формировать знания по основам композиции, цветоведения и освоения
технологии изготовления кукол.
- Обучить приёмам безопасной работы с ножницами, иглами, пинцетами,
клеевым пистолетом, клеем «Кристалл».
7
Развивающие:
- Развивать творческий потенциал обучающихся: художественно-эстетический вкус,
воображение,
фантазию,
наглядно-образное и
конструктивно-логическое мышление,
изобретательность, конструкторские способности, творческую индивидуальность.
- Приобщить детей к самостоятельному творчеству.
- Обучить детей работать самостоятельно и в коллективе.
Воспитательные:
- Привить интерес к исторической культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- Формировать устойчивый интерес к работе с текстилем и желание совершенствоваться в
данном направление декоративно – прикладного творчества.
- Стимулировать познавательную и творческую активность.
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца,
взаимопомощь при выполнении работ, доброжелательное отношение друг к другу, культуру
труда, экономичное отношение к используемым материалам.
8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения, 8-11 лет
№
п/п
Часы занятий
Наименование темы
Всего
Теория
Практика
Введение в образовательную
Формы аттестации/
контроля
Беседа, инструктаж,
1
программу
2
2
-
опрос
2
Материаловедение
2
2
-
Беседа, опрос
3
Основы цветоведения
4
2
2
тест
4
Основы композиции
4
2
2
опрос
14
4
10
5
Русские народные Куклыобереги
Устный опрос
5.1
Первые обереги на Руси
2
2
-
тест
5.2
Обереги из капрона
4
2
2
Опрос
5.3
Куклы-домовята
-
4
Беседа,
самоконтроль
Беседа, анализ
5.4
Кукла-сплюшка
-
4
качества работы,
взаимный контроль
6
6.1
Скульптурно-чулочная
кукла
История появления чулочной
техники
32
4
28
2
2
Устный опрос
Викторина
6.2
Кукла-«Пупс»
2
4
Беседа
6.3
«Толстый кот»
-
4
Беседа, наблюдение
6.4
«Кактус»
-
4
Опрос
6.5
«Насекомое»
-
4
Беседа, опрос,
наблюдение
9
6.6
«Кукла-растение»
-
4
Беседа
6.7
«Животное»
-
4
Опрос
7
Куклы в рамке
2
18
7.1
«Семья»
-
6
Беседа, наблюдение
7.2
«Мир профессии»
-
6
Беседа-опрос
7.3
«В мире сказок»
-
6
Беседа, выставка
8
Каркасная кукла
4
34
8.1
«Баба Яга»
8
Наблюдение, опрос
8.2
«Герой из сказки»
8
Беседа, опрос
8.3
«Волшебная фея»
8
8.4
«Национальная кукла»
9
10
11
20
38
Проект: кукольный театр
«Теремок»
Беседы,
экскурсии,
посещение выставок
Подготовка к выставкам
Всего:
12
2
8
12
2
10
8
8
-
10
-
10
144
32
112
Тематическая
беседа, опрос
Тематическая
беседа
Опрос, анализ
качества работы
Опрос, презентация
работы
Беседа-опрос,
защита проекта
Тематическая
беседа
Содержание программы 1-го года обучения
1. Введение в образовательную программу
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы детского
объединения. История и традиции кукол. Демонстрация изделий из капрона. Правила
поведения на занятии.
2. Материаловедение
Теория: Правила подбора материалов, инструментов для создания скульптурно-чулочных
изделий. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
10
3. Основы цветоведения.
Теория: Основные понятия о цвете - цветовая гамма, характер, гармоничное сочетание
цветов. Цветовой круг. Тёплая и холодная гамма. Гармония родственных и контрастных
цветов.
Практика: Работа с карточками, подбор цветов по гамме.
4. Основы композиции
Теория.
Понятие
композиция.
Виды
композиции:
симметричная,
ассиметричная,
периметральная.
Практика: Составление композиций.
5. Русские - народные «Куклы-обереги»
5.1 -5.4 История появления чулочной техники.
Теория. История появления куклы. Виды кукол. Техника моделирования базовой формы
«шар», выполнения элементарных приёмов утяжки. Способы соединения. Виды простых
швов.
Практика: Викторина «История появления чулочной куклы»,освоения ручных швов «нитка,
вперёд иголка», «нитка, назад иголка», «потайной», изготовление простейших кукол: «куклапупс», «Толстый кот», «Кактус».
6. Куклы в рамке.
6.1-6.3 Теория: Изготовление изделий без каркаса, из одной и нескольких деталей с
использованием более сложных утяжек. Способы оформления кукол в рамку, расположение
композиции, декор.
Практика: Изготовление кукол и оформление в рамку «Семья», «Мир профессий», «В мире
сказок».
7. Каркасная кукла.
7.1-7.4 Теория: Виды каркасов, последовательность изготовления, виды креплений.
Практика: Изготовление кукол «Баба Яга», «Герой из сказки», «Волшебная фея»,
«Национальная кукла».
8. Проект - кукольный театр по сказке «Теремок».
Теория: Основы проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Практика:
разработка и реализация учебно-творческого проекта (изготовление изделия и его
презентация).
9. Беседы, экскурсии, посещение выставок.
Проведение бесед, посещение выставок декоративно-прикладного творчества, организация
экскурсий, обмен своими творческими идеями.
10. Подготовка к выставкам.
11
Оформление выставочных экземпляров, подготовка детских работ к итоговым выставкам и
конкурсам.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение
детьми
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Пеппи - Капроновый чулок» направлено на достижение комплекса результатов.
Предметные результаты
По окончанию 1-го года обучения должны знать:
-виды и свойства материалов;
-последовательность изготовления изделия;
-способы соединения деталей;
-простые утяжки;
-основные виды швов;
-правила безопасности труда;
-виды композиций;
-цветовые сочетания.
По окончанию 1-го года обучения должны уметь:
-пользоваться материалами и инструментами;
-подбирать
необходимые
материалы
и
инструменты
для
изготовления
предложенного изделия;
-самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу или
схеме;
-составлять простые композиции;
-находить правильное цветовое решение;
-аккуратно выполнять оформление своей работы;
- доводить до конца начатую работу;
-приводить в порядок своё рабочее место после работы.
Предметные результаты:
-
владение
безопасными
приёмами
работы
с
инструментами,
материалами
и
приспособлениями;
- знание основ цветоведения и композиции, основ техник работы с текстильными
материалами;
- умение изготавливать объёмные и полуобъёмные композиции;
- умение моделировать каркасные и бескаркасные изделия;
- умение применять теоретические знания основ композиции и цветоведения на практике.
Метапредметные результаты:
12
-способность планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
-умение использовать средства информационных технологий для решения учебнотворческих задач в процессе поиска сбора материалов для творческих работ;
- умение самостоятельно выстраивать творческую деятельность.
- способность оценивать правильность выполнения заданий и вносить свои коррективы.
Личностные результаты:
- сформированность устойчивого стремления к получению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
-коммуникативная компетентность в общении со сверстниками, педагогом в процессе
образовательной, творческой деятельности;
-способность к самооценке;
- сформированность организационно-волевых качеств (терпение, трудолюбие, аккуратность,
целеустремленность, ответственность и др.).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально - техническое обеспечение
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей
программы «Пеппи-Капроновый чулок» необходимо:
Оборудование:
- помещение для занятий с хорошим освещением;
- столы и стулья;
- компьютер;
- проектор и экран;
- аудио - видео аппаратура.
Материалы и инструменты:
- синтепон;
-рамки для фотографий;
- капрон;
- иглы швейные;
- нитки швейные;
- тесьма декоративная;
- ножницы;
-ткань;
-фурнитура (глазки);
13
-клей кристалл;
-клеевой пистолет.
Перечень необходимых материалов из расчёта на одного человека
(см. Приложение 1.)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
11 сентября (по Уставу)
года
Продолжительность 36 учебных недель
учебного года:
Продолжительность
12-16 лет: 40 минут
занятий
Промежуточная
по окончанию курса образовательной программы
аттестация
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая - 24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:
1 четверть
с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)
Осенние каникулы
с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных
дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01. (12 календарных дней с учетом праздничных
дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)
2 четверть
Зимние каникулы
3 четверть
Весенние каникулы
4 четверть
Кадровое обеспечение
Образовательную программу реализует педагог дополнительного образования с
высшим педагогическим образованием, 1 квалификационной категории, соответствующий
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён Приказом Министерством труда России от 22.09.2022г. № 652-н).
14
Методические материалы:
- Учебные пособия (учебные электронные презентации, мастер-класс по созданию лица
куклы, наглядные пособия: «Цветовой круг», «Виды швов», «Последовательность
выполнения кукол», «Виды композиций»)
- Методические пособия (КТП по годам обучения, методические разработки)
- Дидактические материалы (образцы работ, фотографии, иллюстрации к темам программы,
шаблоны, заготовки деталей, бланки тестов).
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает осуществление контроля на различных этапах процесса
обучения:
Предварительный контроль (на начальном этапе обучения с целью определения уровня
готовности к восприятию учебного материала)
Текущий контроль (в процессе обучения с целью выявления пробелов в усвоении
материала программы)
Итоговый контроль (в конце курса обучения с целью диагностирования уровня усвоения
программного материала и соответствия прогнозируемым результатам обучения)
Методы контроля и диагностика результатов: наблюдение, опрос, беседа, анализ
творческих работ, презентация, итоговое занятие.
Все познанное и увиденное на занятиях отражается в творческих работах учащихся.
Итоговые работы выполняются обучающимися к концу каждого полугодия. Итоговые
занятия проводятся в конце учебного года.
Результатом работы с детьми являются участие в тематических выставках городского и
областного уровней, в конкурсах и выставках внутри творческого объединения.
Формы, методы и технологии, используемые для реализации программы
В процессе обучения используются различные методы, формы и технологии
обучения. При их выборе педагог учитывает соответствие форм и методов уровню
подготовки детей и их возрасту, а также соответствие содержанию изучаемого материала.
Методы обучения:
Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснение материала).
Наглядные методы (показ образцов изделий, фото- и видеоматериалов, учебных
электронных презентаций).
Практические методы (упражнения для отработки навыков, развивающие игры,
презентации и выставки творческих работ).
15
Аналитические методы (самоконтроль во время выполнения этапов работы, организация
рефлексии на занятии).
Описание методики
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ
каждого выполненного ребенком задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х
балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций кандидата
педагогических наук Соломенниковой О. А, автора парциальной программы по декоративноприкладному творчеству «Радость познания».
Шкала оценки:
усвоил в полном объёме – 3 балла,
достаточно – 2 балла,
частично – 1 балл,
не владеет – 0 баллов.
Баллы по результатам выполненных заданий фиксируются в протоколе обследования.
Далее
высчитывается
средний
балл,
по
которому
определяется
уровень
сформированности знаний о декоративно-прикладном искусстве и развитие творческих
способностях:
от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Анализ результатов.
Низкий уровень (5-8 баллов).
В детской продукции обучающийся допускает ошибки в изготовлении изделия.
Выбирает простейшее эскизы или меняет на другое. Нарушает последовательность при
выделении главных частей изображаемого. Допускает ошибки при сравнении их с
сенсорными эталонами. При выполнении задания постоянно обращается за помощью к
педагогу. При украшении изделий мало пользуется дополнительными инструментами. Место
рабочее организует.
Средний уровень (9-12 баллов).
Обучающийся допускает незначительные ошибки в изготовлении изделий. В
декорировании использует различные инструменты. При валянии использует основные
способы и приёмы. Допускает незначительные ошибки при выделение главных частей
изображаемого и сравнении их с эталонами. В продукте и процессе творчества проявляется
своеобразие манеры исполнения. Во время выполнения работы иногда обращается за
16
помощью к педагогу. Проявляет активность в ответах на вопросы педагога. Место рабочее
организует в соответствии с поставленной задачей.
Высокий уровень (13-15 баллов).
Обучающийся правильно передаёт форму и характерные особенности изделия.
Успевает и проявляет желание свалять ещё несколько изделий. В декорировании использует
различные инструменты. При валянии использует различные способы и приёмы. Умеет
выделять главные части изображаемого и сравнивать их с эталонами. Творчески подходит к
выполнению задания. Самостоятельно валяет и декорирует игрушки. Место рабочее
организует в соответствии с творческой задачей
Мониторинг предметных результатов обучающихся.
Средний балл
Всего баллов
Знание простых утяжек
Знание способов соединения
деталей
Знание основы композиции
Знание закономерностей цветовых
сочетаний
Знание последовательность
изготовления изделия
Знание видов и свойств
материалов
Знание основных видов швов
Знание техники безопасности и
организации рабочего места
Ф.И. обучающегося
Период: учебный год ___________, сентябрь; январь; май.
1.
Средний балл
Всего баллов
Умение изготавливать
простые изделия по эскизу
Умение изготавливать
объёмные и полуобъёмные
композиции
Умение аккуратно
выполнять работы
Умение составлять
простейшие композиции
Умения правильно выбирать
цветовые сочетания
Умения использовать
инструменты,
приспособлениями
Ф.И. обучающегося
2…..
1.
2….
17
Мониторинг метапредметных результатов обучающихся.
Средний балл
Общий балл
Умение осуществлять
познавательную
деятельность
Умение использовать
компьютерные технологии
Наличие
коммуникативных умений
Умение работать в
коллективе
Ф.И. обучающегося
Умение планировать и
осуществлять свою
деятельность
Период: учебный год ____________, сентябрь; январь; май.
1.
2…
Мониторинг личностных результатов обучающихся.
Средний балл
Общий балл
самооценка
Навыки в изложении своих
мыслей и взглядов
Навыки взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
Проявление
любознательности
инициативность
Ф.И. обучающегося
Творческая активность
Период: учебный год ____________, сентябрь; январь; май.
1.
2…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты и государственные программные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
18
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
19
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации
и
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Литература для педагога:
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология/ Н.В. Басова. –Ростов- на- Дону:
Феникс, 1999 – 416 с.
2. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики/ Д.А.Белухин.- М.:
Издательство «Институт практической психологии». –
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 312 с.
3. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/
Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПКиПРО, 2003 - 82с.
Для обучающихся:
1. Лаврентьева Е.В. Авторская чулочная кукла. Забавные человечки. - Питер, 2015.- 4 с.
20
2. Лаврентьева Е.В. Радость творчества. Кукольные истории. - Москва: ООО Формат-М,
2013.- 2 с.
3. Лаврентьева Е.В. Чулочная кукла. Забавные домовушки-обереги.-Спб.: Питер, 2015.-64с. :
ил- (Серия «своими руками»)
Приложение 1.
Таблица материалов и инструментов на одного человека
Наименование
количество
Капрон без лайкры
3 шт.
Ткань (отрезы разного
10шт.
наглядность
цвета)30*30
Игла швейная длинная
1шт.
Игла швейная обычная
1шт.
Нитки швейные
1шт.
бежевые (белые)
ножницы
1шт.
Фурнитура (глазки)
10 пар
21
Ресницы накладные
1шт.
Клей «Кристалл»
1шт.
Тесьма декоративная
5 шт.
разного цвета по 30 см.
Синтепон толщина 2.5
1 метр
см
22
Рамка для фотографий
3 шт.
Перечень необходимых материалов из расчёта на одного человека
Наименование
количество
Примерная цена
Капрон без лайкры
3 шт.
120*3
разного 10шт.
50*10
Ткань
(отрезы
цвета)30*30
Игла швейная длинная
1шт.
30
Игла швейная обычная
1шт.
70
бежевые 1шт.
30
ножницы
1шт.
30
Фурнитура (глазки)
10 пар
50
Ресницы накладные
1шт.
100
Клей «Кристалл»
1шт.
100
Нитки
швейные
(белые)
Тесьма
декоративная 5 шт.
20*5
разного цвета по 30 см.
Синтепон толщина 2.5 см
1 метр
150
Рамка для фотографий
3 шт.
50*3
Итого:
1670р.
23