ДООП 3D-моделирование

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

(далее - ДООП) «3D-моделирование» имеет техническую направленность.
Мы живем в век информационных технологий, количество информации в
нашей жизни очень быстро растёт. И крайне важно иметь навык грамотно с ней
работать.
Техническая направленность помогает развивать интерес обучающихся к
техническому моделированию и конструированию; дети учатся владеть
инструментами и приспособлениями и развивают навык объёмного мышления.
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа разработана с учетом нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года».
6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
2

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г.

№ 629

«Об

утверждении

Порядка

организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности

при сетевой

форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
3

16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(вместе

с

«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья

и

детей-инвалидов

на

базе

образовательных

организаций,

реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/

04

«Рекомендации

по

реализации

внеурочной

деятельности,

программы воспитания и социализации и общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18.

Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
20.

Устав

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования муниципального округа Заречный Свердловской
области «Центр детского творчества».
Актуальностью данной образовательной программы являетсято, что она
помогает в организации свободного времени обучающихся, адаптации
обучающихся

к

жизни

в

обществе;

профессиональной

ориентации

обучающихся; выявлению, развитию и поддержке обучающихся, проявивших
выдающиеся способности.
4

Согласно сведениям о развитии Свердловской области и города
Заречный, можно сказать, что актуальным будет увеличение технических
кадров в регионе – инженеров, программистов, специалистов по работе в
компьютерных программах и на станках ЧПУ, лазерных станках и других.
Поэтому, развитие интереса к техническому творчеству будет актуальным в
данный момент.
В соответствии с потребностями детей и родителей к техническому
творчеству

–

программированию,

3D-моделированию

и

развитию

математического и образно-пространственного мышления, также можно
говорить об актуальности ДООП «3D-моделирование».
Отличительная особенность программы состоит в том, что она имеет
практико-ориентированную направленность, она основывается на привлечении
обучающихся к выполнению творческих проектов и разработки моделей.
Адресат программы. ДООП «3D-моделирование» рассчитана на детей
8-14 лет, обладающие навыками письма, чтения, основ работы за компьютером.
Индивидуальные особенности обучающихся младшего школьного
возраста.
Индивидуальные
возрастаотличаются

особенности

обучающихся

большой

младшего

жизнерадостностью,

школьного
внутренней

уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им
подчинено поведение ребят.
Наглядное, яркое и живое запоминается лучше, отчётливее. В связи с
возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной
системы, более развита наглядно-образная память, чем словесно- логическая.
Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения,
события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик.
Индивидуальные особенности обучающихся среднего школьного
возраста.
5

Индивидуальные

особенности

обучающихся

среднего

школьного

возраста переходят от наглядности и знания к пониманию и дедукции
(выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит
переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не
количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечёт за
собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену
конкретному приходит логическое мышление.
Программа построена таким образом, чтобы младшие школьники изучали
3D-моделирование с помощью ярких, цветных программ и методических
пособий, а средние и старшие классы участвовали в конкурсах, проектах,
защищали свои идеи и гипотезы.
Режим занятий:продолжительность одного академического часа - 40
минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4 часав неделю на первом, втором году обучения.Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество детей, одновременно занимающихся в группе, 8-12 человек.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года
обучения. Всего по программе: на 1 год обучения запланировано144 часа в год,
на 2 год обучения -144 часа. Всего –288 часов.
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий – аудиторные.
Формы организации занятий – групповые.
Цели и задачи программы
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивый интерес к
изучению 3D-моделирования и прототипирования и развить личность ребенка,
способного

к

творческому

самовыражению

через

инженерных навыков в области 3D-моделирования.
Задачи программы:
Обучающие:
6

овладение

базовых

-обучение базовым понятиям и формирование практических навыков в
области 3D моделирования и печати;
- повышение мотивации к изучению 3D моделирования;
- вовлечение детей и подростков в научно-техническое творчество,
ранняя профориентация;
- приобщение обучающихся к новым технологиям, способным помочь им
в реализации собственного творческого потенциала.
Развивающие:
- способствовать развитию образного и абстрактного мышления,
творческого и познавательного потенциала подростка;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического
вкуса подростков;
-

способствовать

развитию

коммуникативных

умений

и

навыковобучающихся;
- способствовать развитию пространственного мышления, умению
анализировать;
-

создавать

условия

для

повышения

самооценки

обучающегося,

реализации его как личности;
- развивать способности к самореализации, целеустремлённости.
- развить креативное мышление и пространственное воображение
обучающихся.
Воспитательные:
- сформировать у обучающихся адекватное отношение к командной
работе, без стремления к соперничеству;
-

развить

у

обучающихся

чувство

взаимопомощи;

развить

внимательность, аккуратность и изобретательность;
- воспитать настойчивость и стремление к достижению поставленной
цели.

7

Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Название
раздела, темы

Количество часов
теория

практика

всего

Формы аттестации и
контроля

1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа

4

6

10

Беседа, наблюдение,

(2 ч)
Онлайн редактор

выставка работ

Tinkercad (10 ч.)
2

Основы и

6

8

14

Беседа, наблюдение,

интерфейс

самостоятельная

пользователя

работа

SketchUp (14 ч)
3

Сложные

5

9

14

Беседа, наблюдение,

операции

самостоятельная

построения

работа

моделей деталей
(14 ч)
5

Знакомство с

7

7

14

Беседа, наблюдение

4

5

9

Беседа, наблюдение,

программой
Cura 3D.
Подготовка и
печать 3Dмоделей (14 ч)
6

Работа с 3D

самостоятельная

принтером (9 ч)

работа
7

Построение

3

5

8

Беседа, наблюдение,

моделей типовых

самостоятельная

деталей.

работа

Редактирование
моделей (8 ч)
8

Творческое

6

12

18

Самостоятельная

задание.

работа по

Создание

творческому замыслу

настольной игры
«Шашки» (18 ч)
9

3D-ручка (12 ч)

4

8

12

8

Беседа, наблюдение,

самостоятельная
работа
10

Работа с

4

4

8

Самостоятельная
работа

трёхмерными
эскизами (8 ч)
11

Натурное

2

12

14

Самостоятельная
работа

моделирование
Лего (14 ч)
12

Особенности

7

12

19

Самостоятельная
работа

печати сложных
фигур (19ч)
13

Итоговое занятие

0

2

2

Самостоятельная
работа

(2 ч)
Итого:

53

91

144

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.)
- Основные понятия 2D и 3D. Обзор графический программ. Проекции и
плоскости. Разрезы и сечения.
Тема 2. Онлайн редактор Tinkercad (10 ч.)
- Онлайн редактор Tinkercad. Регистрация учетной записи. Интерфейс:
рабочие плоскости, инструменты. Навигация и горячие клавиши.
- Онлайн редактор Tinkercad. Создание фигур. Вращение, изменение,
масштабирование, удаление фигур.
- Онлайн редактор Tinkercad. Копирование, группировка, перекраска
цвета и сохранение многоцветности фигур.
- Практическая работа «Панда на бамбуковой ветке».
- Практическая«Панда на бамбуковой ветке».
- Онлайн редактор Tinkercad. Экспорт модели. Подготовка модели к
печати. Печать.
Тема 3. Основы и интерфейс пользователя SketchUp (14 ч)

9

- SketchUp. Знакомство с графическим интерфейсом. Рабочее поле,
панели инструментов
- Базовые инструменты для создания плоских фигур. Построение
простейших плоских эскизов
- Построение эскизов простейших твердотельных моделей: инструменты,
объекты, взаимосвязи и размеры эскиза
- Методы построения твердотельных моделей: операция вытягивание и
вращение
- Моделирование формочки для печенья «Цветочек» к дню матери
онлайн-редакторе Tinkercad
- Моделирование кружки в онлайн-редакторе Tinkercad
- Построение моделей: вытянутый вырез, повернутый вырез, оболочка,
фаска и скругление
Тема 4. Сложные операции построения моделей деталей (14 ч)
- Построение трёхмерных массивов элементов построения деталей.
Линейный массивы.
- Построение трёхмерных массивов элементов построения деталей.
Круговой массивы.
- Операции вытягивания «по траектории» Операции вытягивания «по
сечениям».
- Изучение логических операций: вырезание, объединение, пересечение.
- Моделирование подставки для смартфона. Создание эскиза
- Моделирование подставки для смартфона в программе SketchUp
- Редактирование подставки, подгон до размеров печати.
Тема 5. Знакомство с программой Cura 3D. Подготовка и печать 3Dмоделей (14 ч)
- Знакомство с программой Cura. Введение в Cura 3D
- Знакомство с программой Cura.
- Краткий обзор интерфейса Cura 3D
- Знакомство с программой Cura.
10

- Работа с моделью в Cura 3D
- Знакомство с программой Cura.
- Настройки печати Simple (Recommended)
- Знакомство с программой Cura. Файл G-code
- Настройки программы Cura
- Основные этапы подготовки файлов для 3D печати
Тема 6. Работа с 3D принтером (9 ч)
- Архитектура 3D принтера.
- Подготовка 3D принтера. Калибровка рабочего стола
- Практическая работа с 3D принтером.
- Практическая работа с 3D принтером.
- Подготовка и печать планиметрических объектов.
- Создание моделей букв и цифр, подготовка их в слайсере и печать.
- Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид.
- Практика: Печать кубов и абстрактных фигур из них.
Тема 7. Построение моделей типовых деталей. Редактирование моделей
(8 ч)
- Шар и многогранник.
- Практика: Особенности печати шаров и многогранников
- Цилиндр, призма, пирамида.
- Практика: Создание пейзажа из примитивных фигур
- Создание подставки для канцелярских принадлежностей по замыслу
ученика.
- Усложнение модели подставки для карандашей и печать ее.
Тема 8. Творческое задание. Создание настольной игры «Шашки» (18 ч)
- Проектирование модели игры «Шашки».
- Моделирование основы игры.
- Моделирование основы игры.
- Моделирование деталей игры.
- Моделирование деталей игры.
11

- Сборка модели. Доработка модели.
- Внесение изменений в созданную модель
- Перевод созданной модели в G-code. Подготовка модели к печати.
Тема 9. 3D-ручка (12 ч)
Техника безопасности при работе 3D горячей ручкой.
- Правила работы и организация рабочего места. Знакомство с
конструкцией горячей 3D ручки. Предохранение от ожогов. Заправка и замена
пластика.
- Выполнение плоских рисунков.
- Правила рисования 3D ручкой.
- Рисование 3D ручкой по трафарету.
- Создание плоских элементов для последующей сборки.
- Рисование элементов по трафаретам.
- Сборка моделей из отдельных элементов.
- Создание своей модели.
Тема 10. Работа с трёхмерными эскизами (8 ч)
- Выполнение творческого проекта «Дом». Стены.
- Выполнение творческого проекта «Дом». Окна и двери.
- Выполнение творческого проекта «Дом». Крыша и крыльцо.
- Выполнение творческого проекта «Дом». Внешний декор.
Тема 11. Натурное моделирование Лего (14 ч)
- Натурное моделирование. Деталь 1.
- Натурное моделирование. Деталь 2.
- Натурное моделирование. Деталь 3.
- Натурное моделирование. Деталь 4.
- Натурное моделирование. Деталь 5.
- Натурное моделирование. Деталь 6.
- Натурное моделирование. Деталь 7.
Тема 12. Особенности печати сложных фигур (19 ч).
- Решение проблем возникающих при печати более сложных работ.
12

- Моделирование объекта из составляющих.
- Создание сложной модели из разных составляющих.
- Разработка сложной модели по запланированному проекту. Разработка
сложного проекта, начало реализации.
- Разработка сложной модели по запланированному проекту. Проблемы и
возможные решения проблем, связанных с реализацией сложных проектов.
- Финишная обработка объектов после печати. Правила работы с
канцелярским ножом, наждачкой и грунтовкой.
- Финишная обработка объектов после печати. Обработка напечатанных
объектов наждачной бумагой, грунтовка и покраска.
- Подготовка и печать объектов для использования в быту. Создание
практическо-важных моделей.
- Перевод созданной модели в G-code. Подготовка модели к печати.
Печать модели.
Тема 13. Итоговое занятие (2 ч)
Учебно-тематический план 2 года обучения
№

Название
раздела, темы

Количество часов
теория

практика

всего

Формы
аттестации и
контроля

1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседа

2

2

4

Беседа

4

8

12

Беседа, наблюдение,

Техника
безопасности.
Повторение (2 ч)

2

Подробное
изучение сведений
о чертеже
предмета (4 ч.)

3

Среда Tinkercad

выставка,

(12 ч.)

самостоятельнаяработа

13

4

Подробное

4

8

12

Беседа, наблюдение,

изучение. Основы

самостоятельная

и интерфейс

работа

пользователя
SketchUp (12 ч)

5

Построение

3

5

6

Беседа, наблюдение

5

7

12

Беседа, наблюдение,

моделей типовых
деталей.
Редактирование
моделей (6 ч)

6

Подробное
изучение.

самостоятельная

Сложные

работа

операции
построения
моделей деталей
(12 ч)

7

Знакомство с

3

11

14

Беседа, наблюдение

4

4

8

Беседа, наблюдение,

программой Cura
3D. Подготовка и
печать 3D-моделей
(14 ч)

8

Работа с 3D

самостоятельная

принтером (8 ч)

работа

9

Творческое

6

8

14

Беседа, наблюдение,

задание. Создание

самостоятельная

подарка к дню

работа

защитника
отечества (14 ч)

10

Творческое

1

1

2

Самостоятельная
работа

задание. Создание
своей настольной
игры (2 ч)

11

Творческое

2

4

6

Самостоятельная
работа

задание. Создание
подарка к

14

международному
женскому дню (6
ч)

12

Работа с

2

6

8

Беседа, наблюдение,
Самостоятельнаяработа

трёхмерными
эскизами (8 ч)

13

Моделирование

0

2

2

Беседа, наблюдение

1

1

2

Беседа, наблюдение

1

1

2

Беседа, наблюдение

10

10

20

Беседа, наблюдение,

сборок (2ч)

14

Настройка 3Dпринтера (2 ч)

15

Материалы для
3D-печати (2 ч)

16

AutodeskInventor

самостоятельная

(20 ч)

работа

17

Творческий

0

4

4

Самостоятельная
работа

проект к дню
победы.
Моделирование
значка/брелка к
дню победы (4 ч)

18

3D-ручка (9 ч)

4

7

11

Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа

19

Итоговое занятие

0

2

3

работа

(3 ч)
Итого:

Самостоятельная

52

92

144

Содержание учебного плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.)
 Вводное занятие. Техника безопасности.
Тема 2. Подробное изучение сведений о чертеже предмета (4 ч.)
 Повторение понятий курса «черчение». Проекции и плоскости. Разрезы
и сечения.
Тема 3. Среда Tinkercad (12 ч.)
15

 Tinkercad. Регистрация учетной записи в Tinkercad. Интерфейс
Tinkercad, знакомство с инструментами Tinkercad.
 Способы создания дизайнов в Tinkercad. Рабочая плоскость, навигация
и горячие клавиши в Tinkercad.
 Создание фигур в Tinkercad, вращение, изменение, масштабирование,
удаление фигур Tinkercad.
 Копирование,

группировка,

перекраска

цвета

и

сохранение

многоцветности фигур в Tinkercad.
 Творческое задание – на основе изученных инструментов создать
миньона из мультика
 Моделирование и редактированиеминьона в Tinkercad
 Творческое задание – на основе изученных инструментов создать
панду в Tinkercad
 Творческое задание – на основе изученных инструментов создать
панду в Tinkercad
 Редактирование панды, задание нужного размера в Tinkercad
 Проверка в слайсере, вывод на печать
Тема 4. Подробное изучение. Основы и интерфейс пользователя
SketchUp (12 ч)
 Повторение

графического

интерфейса.

Рабочее

поле,

панели

инструментов
 Моделирование домика с деревьями в онлайн-редакторе Tinkercad
 Моделирование формочки для печенья «Цветочек» к дню матери в
онлайн-редакторе Tinkercad
 Моделирование кружки в онлайн-редакторе Tinkercad
 Повторение инструментов для создания плоских эскизов. Построение
простейших плоских эскизов
 Построение

эскизов

простейших

твердотельных

инструменты, объекты, взаимосвязи и размеры эскиза - повторение
16

моделей:

 Повторение методов построения твёрдотельных моделей: операция
вытягивание и ведение
 Повторение

материала

по

теме:

работа

с

инструментами

редактирования эскизов. Массивы элементов эскиза
 Повторение материала по теме: построение моделей: вытянутый вырез,
повернутый вырез, оболочка, фаска и скругление
Тема 5. Построение моделей типовых деталей. Редактирование
моделей (6 ч)
 Творческое

задание.

Моделирование

собственного

объекта

или

объекта

или

предмета, на основе повторения изученного материала.
 Творческое

задание.

Моделирование

собственного

предмета, на основе повторения изученного материала.
 Изменение размеров модели
 Моделирование детали Лего-конструктора. Кирпич 2*8
 Моделирование детали Лего-конструктора. Балка 1*4
 Моделирование зубчатого колеса Лего-конструктора
 Моделирование зубчатого колеса Лего-конструктора
Тема 6. Подробное изучение. Сложные операции построения моделей
деталей (12 ч)
 Повторение трёхмерных массивов элементов построения деталей.
Линейный массивы.
 Повторение создания трёхмерных массивов элементов построения
деталей. Круговой массивы.
 Повторение

операций

вытягивания

«по

траектории»

Операции

вытягивания «по сечениям».
 Повторение

логических

операций:

вырезание,

объединение,

пересечение.
 Моделирование подставки для смартфона. Создание эскиза

17

 Выбор программы для моделирования на основе изученных. Создание
модели подставки для смартфона
 Редактирование подставки, подгон до размеров печати
Тема 7. Знакомство с программой Cura 3D. Подготовка и печать 3Dмоделей (14 ч)
 Повторение программы Cura. Введение в Cura 3D
 Повторение программы Cura. Повторение интерфейса Cura 3D
 Повторение программы Cura. Работа с моделью в Cura 3D
 Повторение программы Cura. Настройки печати Simple (Recommended)
 Повторение программы Cura. Файл G-code
 Настройки программы Cura
 Основные этапы подготовки файлов для 3D печати
Тема 8. Работа с 3D принтером (8 ч)
 Архитектура 3D принтера.
 Подготовка 3D принтера. Калибровка рабочего стола
 Практическая работа с 3D принтером.
 Практическая работа с 3D принтером.
Тема 9. Творческое задание. Создание подарка к дню защитника
отечества (14 ч)
 Практическая работа. Создание подарка к дню защитника отечества
 Практическая

работа

Создание

подарка

к

дню

защитника

отечества.Печать
Тема 10. Творческое задание. Создание своей настольной игры (2 ч)
 Проектирование модели своей игры
 Моделирование основы игры
 Моделирование основы игры
 Моделирование деталей игры
 Моделирование деталей игры
 Сборка модели. Доработка модели
18

 Внесение изменений в созданную модель
 Перевод созданной модели в G-code. Подготовка модели к печати
Тема 11. Творческое задание. Создание подарка к международному
женскому дню (6 ч)
 Практическая работа. Создание подарка к международному женскому
дню
 Практическая работа. Создание подарка к международному женскому
дню. Печать
Тема 12. Работа с трёхмерными эскизами (8 ч)
 Выполнение творческого проекта «Дом». Стены
 Выполнение творческого проекта «Дом». Окна и двери
 Выполнение творческого проекта «Дом». Крыша и крыльцо
 Выполнение творческого проекта «Дом». Внешний декор
Тема 13. Моделирование сборок (2ч)
 Объединение отдельных моделей в сборки
Тема 14. Настройка 3D-принтера (2 ч)
 Настройка 3D-принтера
Тема 15. Материалы для 3D-печати (2 ч)
 Знакомство с различными материалами для 3D-печати. ABS-пластик
 Знакомство с различными материалами для 3D-печати. PLA-пластик
Тема 16. AutodeskInventor (20 ч)
 Установка и запуск программы AutodeskInventor.
 AutodeskInventor. Интерфейс программы
 AutodeskInventor. Параметрический эскиз
 AutodeskInventor. Создание первой 3d модели
 AutodeskInventor.

Создание

модели

с

использованием

булевых

Создание

модели с

использованием

массивов

операций
 AutodeskInventor.
элементов
19

 AutodeskInventor. Создание модели детали с рёбрами жёсткости
 AutodeskInventor. Создание модели с использованием кругового
массива
 AutodeskInventor. Создание модели с использованием зеркального
отражения
 AutodeskInventor. Создание своих собственных моделей
 AutodeskInventor. Создание своих собственных моделей
 Экспорт модели в stl, перевод в g-code, печать на 3D-принтере и
постобработка
 AutodeskInventor. Создание модели по прототипу
 AutodeskInventor. Создание модели по прототипу
 Экспорт модели в stl, перевод в g-code, печать на 3D-принтере и
постобработка
Тема 17. Творческий проект к дню победы. Моделирование значка/брелка
к дню победы (4 ч)
 Моделирование и печать значка/брелка к дню победы
Тема 18. 3D-ручка (11 ч)
 Техника безопасности при работе горячей 3D ручкой (2 ч.)
 Правила работы и организация рабочего места. Знакомство с
конструкцией горячей 3D ручки. Предохранение от ожогов. Заправка и замена
пластика.
 Выполнение плоских рисунков
 Правила рисования 3D ручкой
 Рисование 3D ручкой по трафарету
 Создание плоских элементов для последующей сборки
 Рисование элементов по трафаретам
 Сборка моделей из отдельных элементов
 Создание своей модели
Тема 19. Итоговое занятие (2 ч)
20

3. Планируемые результаты освоения программы
При изучении технологии компьютерного трёхмерного моделирования у
обучающихся планируются следующие результаты.
Предметные результаты:


формирование представления об основных изучаемых понятиях:

модель, эскиз, сборка, чертёж;


повышение уровня развития пространственного мышления и, как

следствие, уровня развития творческих способностей;


обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах,

выделение связи и отношений в геометрических объектах;


проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов,

использование системы автоматизированного проектирования;


осуществление технологических процессов создания материальных

объектов, имеющих инновационные элементы.


Метапредметные результаты:



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения
задач;


алгоритмизированное

планирование

процесса

познавательно-

трудовой деятельности;


определение адекватных способов решения учебной или трудовой

задачи на основе заданных алгоритмов;


проявление инновационного подхода к решению учебных и

практических задач в процессе моделирования изделия или технологического
процесса;


самостоятельная организация и выполнение различных творческих

работ по моделированию и созданию технических изделий;


согласование и координация совместной учебно-познавательной

деятельности с другими ее участниками;
21



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;


выявление потребностей, проектирование и создание объектов,

имеющих потребительную стоимость;


умение применять компьютерную технику и информационные

технологии в своей деятельности;


аргументированная защита в устной или письменной форме

результатов своей деятельности.


Личностные результаты:



проявление познавательных интересов и творческой активности;



получение опыта использования современных технических средств

и информационных технологий в профессиональной области;


приобретение опыта использования основных методов организации

самостоятельного обучения и самоконтроля;


формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
учебно-исследовательской и творческой деятельности;


развитие трудолюбия и ответственности за качество своей

деятельности;


самооценка умственных и физических способностей для труда в

различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
В середине и в конце каждого учебного года проводится мониторинг
обучения по предметным, метапредметным и личностным результатам в
соответствии с вышеуказанными критериями (прил.1, 2, 3).

22

Организационно-педагогические условия

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения
11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

1 сентября

7-11 лет: 40 минут

11-14 лет: 40 минут

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая

36 учебных недель

Итоговая
аттестация
Окончание
25 мая
учебного года
Период учебного графика:

10 мая -24 мая
25 мая

1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10.2025 по 04.11.2025 (11 календарных дней с учетом
праздничных дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12.2025 по 11.01.2026 (12 календарных дней с учетом
праздничных дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

Зимние каникулы

3 четверть
Весенние каникулы

с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

4 четверть

с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
23

организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
2. Оборудование: компьютеры (ноутбуки) по количеству человек,
компьютер для педагога, учебная доска/проектор, 3D-принтер.
3. Инструменты и расходные материалы:канцелярские принадлежности –
карандаши, ручки, линейки, ножницы, клей, бумага формата А4 по количеству
человек.Филамент для 3D-принтера.
Кадровое обеспечение
Педагог, имеющий высшее профессиональное образование, обладающий
знаниями компьютерной грамотности, основ 3D-моделирования.
Методические материалы
Основным

дидактическим

средством

обучения

технологии

3D-

моделирования является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются упражнения, практические работы,
выполнение проектов:
 дифференцированное обучение;
 практические методы обучения;
 проектные технологии;
 технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
 технология организации самостоятельной работы;
 элементы технологии компьютерного занятия.
 Формы учебной деятельности:
 Лекция;
 Практическая работа;
 Творческий проект;
 Учебная игра;
 Тематические задания по подгруппам;
24

 Защита творческой работы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные
продукты обучающихся (созданные модели).
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты
анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет
различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные
качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам
аналитические данные.
Оценивается

уровень

достижения

обучающимся

минимально

необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из
задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог
выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии
в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного
продукта — 3d модели.
Проверка

достигаемых

учениками

образовательных

результатов

производится в следующих формах:
 текущий

рефлексивный

самоанализ,

контроль

и

самооценка

обучающимися выполняемых заданий;
 взаимооценка

обучающимися

работ

друг

друга

или

работ,

выполненных в группах;
 публичная защита выполненных обучающимися творческих работ
(индивидуальных и групповых);
 текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников;
 итоговая
обучающегося

в

оценка

деятельности

соответствии

с

его

программой по курсу;
25

и

образовательной

индивидуальной

продукции

образовательной

 итоговая

оценка

индивидуальной

деятельности

обучающегося

педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики.
 Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные
продукты учеников.
 Качество образовательной продукции оценивается следующими
способами:
 по количеству творческих элементов в модели;
 по степени его оригинальности;
 по художественной эстетике модели;
 по практической пользе модели и удобству его использования.

26

Приложение 1
Мониторинг предметных результатов обучающихся

Имя
Ф.

Уровень
представл
ения об
основных
изучаемых
понятиях:
модель,
эскиз,
сборка,
чертёж (13 баллов)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Середина учебного года
Уровень
Представлен Проектировани
Создание
Уровень
развития
ие о
е виртуальных материальных представлен
пространстве геометричес
и реальных
объектов,
ия об
нного
ких
объектов и
имеющих
основных
мышления (1фигурах:
процессов (1-3 инновационн
изучаемых
3 баллов)
сфера, куб,
баллов)
ые элементы
понятиях:
цилиндр,
(1-3 баллов)
модель,
конус (1-3
эскиз,
баллов)
сборка,
чертёж (1-3
баллов)

Конец учебного года
Уровень
Представлени Проектиро
развития
ео
вание
пространст геометрическ виртуальн
венного
их фигурах:
ых и
мышления
сфера, куб,
реальных
(1-3
цилиндр,
объектов и
баллов)
конус (1-3
процессов
баллов)
(1-3
баллов)

1 балл - низкий уровень (ребенок показывает знания, навыки, умения при помощи педагога)
2 балла - средний уровень (ребенок самостоятельно показывает навыки, знания, умения. Усвоено меньше
половины по заявленному критерию)
3 балла - высокий уровень (ребенок самостоятельно показывает навыки, знания, умения. Усвоено больше
половины по заявленному критерию)

27

Создание
материальн
ых
объектов,
имеющих
инновацион
ные
элементы
(1-3 баллов)

Приложение 2
Мониторинг метапредметных результатов обучающихся

Имя Ф.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Середина учебного года
Проявление
Проявление
Способность
Проявление
инновационного
алгоритмизированного самостоятельного
нновационного
подхода к
планирования
планирования
подхода к решению
решению учебных
процесса
пути достижения
учебных и
и практических
познавательно целей (1-3 баллов) практических задач
задач (1-3 баллов) трудовой деятельности
(1-3 баллов)
(1-3 баллов)

Конец учебного года
Проявление
алгоритмизированноого
планирования процесса
познавательно трудовой деятельности
(1-3 баллов)

Способность
самостоятельного
планирования пути
достижения целей (1-3
баллов)

1 балл - низкий уровень (ребенок показывает знания, навыки, умения при помощи педагога)
2 балла - средний уровень (ребенок самостоятельно показывает навыки, знания, умения. Усвоено меньше
половины по заявленному критерию)
3 балла - высокий уровень (ребенок самостоятельно показывает навыки, знания, умения. Усвоено больше
половины по заявленному критерию)

28

Приложение 3
Мониторинг личностных результатов обучающихся

Имя
Ф.

Проявление
познаватель
ного
интереса и
творческой
активности
(1-3 баллов)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Середина учебного года
Способность к
Проявление
Уровень
Способност
Проявление
организации
трудолюбия и коммуника
ь
познавательн
самостоятельно ответственнос
тивной
использован ого интереса
го обучения и ти за качество компетент
ия
и творческой
самоконтроля
своей
ности в
современны
активности
(1-3 баллов)
деятельности общении и
х
(1-3 баллов)
(1-3 баллов)
сотруднич технических
естве со
средств и
сверстника информацио
ми в
нных
процессе
технологий
совместно (1-3 баллов)
й
деятельнос
ти (1-3
баллов)

Конец учебного года
Способност Проявлени
Уровень
ьк
е
коммуникативн
организации трудолюби
ой
самостоятел
яи
компетентност
ьного
ответствен и в общении и
обучения и
ности за
сотрудничестве
самоконтро
качество
со
ля (1-3
своей
сверстниками в
баллов)
деятельнос
процессе
ти (1-3
совместной
баллов)
деятельности
(1-3 баллов)

1 балл - низкий уровень (ребенок показывает знания, навыки, умения при помощи педагога)
2 балла - средний уровень (ребенок самостоятельно показывает навыки, знания, умения. Усвоено меньше
половины по заявленному критерию)
3 балла - высокий уровень (ребенок самостоятельно показывает навыки, знания, умения. Усвоено больше
половины по заявленному критерию)
29

Способнос
ть
использова
ния
современн
ых
техническ
их
средств и
информац
ионных
технологи
й (1-3
баллов)

Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678

«Об

утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

образовательных программ».
30

при

реализации

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья

и

детей-инвалидов

на

базе

образовательных

организаций,

реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
31

17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/ 04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного

образования

муниципального

округа

Заречный

Свердловской области «Центр детского творчества».
Литература для педагога
1. Богуцкая Т. В., Жарикова Л. И. Основы теории и технологий в
педагогике:учеб.пособ. Барнаул:АлтГПА, 2014. 193 с.
2. Руководство

пользователя

Sculptris

[Электронный

ресурс]

/

Pixologic // Sculptris: [офиц. сайт]. – Электрон.дан. – Режим доступа:
http://pixologic.com/sculptris/, свободный (дата обращения: 5.03.2019). – Загл.
с экрана.
3. Руководство пользователя SketchUp

[Электронный ресурс] /

Sketchup // Trimble: [офиц. сайт]. – Электрон.дан. – Режим доступа:
https://www.sketchup.com/ru, свободный (дата обращения: 5.03.2019). – Загл. с
экрана.
4. Функционал и описание программы Blender [Электронный ресурс] /
Blender:

[офиц.

сайт].

–

Электрон.дан.
32

–

Режим

доступа:

http://www.blender.org/, свободный (дата обращения: 5.03.2019). – Загл. с
экрана.
Литература для обучающихся
1. Диксон, Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и
принятие решений / Дж. Диксон; перевод с английского Е. Г. Коваленко. –
Москва: Мир, 1969. – 298 с.
2. Прахов, А. А. Самоучитель Blender 2.7 / Андрей Прахов. – СанктПетербург: БХВ-Петербург, 2016. – 400 с.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».