ДООП Бумажные фантазии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»

Рассмотрена на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
№ 6 от «09» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 - од «09» июля 2025г.

«БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Возраст детей: 7- 11 лет
Срок реализации: 3 года

Разработчик:
Перевалова Марина Федоровна,
педагог дополнительного образования

Муниципальный округ Заречный, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные
фантазии» относится к технической направленности и рассчитана на реализацию в
учреждениях дополнительного образования детей.
Актуальность
Данная программа опирается на следующие нормативные правовые акты и
государственные программные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
2

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
3

20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1. Целью современного образования, которая заключается в повышении роли
технического творчества для формирования социально ценной личности.
2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости
детей, умение организовать их досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное
время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики
творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких
красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною
программа. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально,
самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в
предметы живой и неживой природы, предметы быта, технические модели; постичь
структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных
комбинаций.
3. Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в
этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения
необходимо

интенсивное

развитие

психических

процессов

и

зрительно-моторной

координации.
Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она не просто знакомит
обучающихся с искусством оригами, развивает их художественно-эстетические чувства,
способствует развитию коммуникативных качеств личности, но и обеспечивает получение
ими уровня знаний, навыков, мастерства, самостоятельного творческого мышления. Наряду с
этим программа содействует развитию у детей способностей к техническому творчеству,
развитию политехнических представлений и расширению политехнического кругозора.
Оригами – это конструирование из бумаги, одно из направлений начального
технического моделирования. Даже в наш век высоких технологий, бумага остается
инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать
неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к
творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой
простор творчеству. Обычный материал приобретает новое современное направление, им
можно работать в разных техниках.В современном мире знания о технологии различных
4

процессов, культура выполнения технологических операций приобретает все большее
значение.
Оригами

–

идеальная

дидактическая

игра,

развивающая

фантазию

и

изобретательность, логику и пространственное воображение, интеллект. При помощи
оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели: поиск общего языка в
группе детей в итоге сказывается на построении взаимоотношений в группе.
Кроме того, оригами способствует активизации мозговой деятельности. Известно, что
проекция кистей широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного
мозга. Известно также, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием
головного мозга, а левая – правым полушарием. Поэтому оригами представляется очень
выигрышным занятием, способствующим повышение активности левого и правого
полушария мозга.
Оригами – вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. Таким
образом, применение методов оригами оказывает следующее влияние на ребенка:
- развиваются коммуникативные способности при взаимодействии с другими членами
группы на уровне: группа детей – ребенок; при взаимодействии руководителя и детей: на
уровне педагог – ребенок; взаимодействие между детьми в форме диалогов: ребенок –
ребенок.
- развивается мелкая моторика рук, что оказывает положительное влияние на речевые
зоны коры головного мозга;
- развивается сенсорное восприятие, глазомер;
- активизируется творческое, пространственное и логическое мышление;
- повышается и стабилизируется психоэмоциональное состояние;
- формируются волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до
конца);
- формируется самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка.
Новизна программы заключается в интеграции двух образовательных областей:
конструкторской

деятельности

художественного

оформления

(изготовление
готовых

различных

изделий,

изделий

применение

их

из
при

бумаги)

и

оформлении

окружающего интерьера. Предлагается развитие ребенка в самых различных направлениях:
конструкторское

мышление,

художественно-эстетический

вкус,

образное

и

пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать
себя гармонично развитой личностью.
Педагогические идеи и принципы
5

Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в
интересах детей.
Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких
принципов:
- опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;
- учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей, учащихся;
- доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения,
воспитания и развития детей.
Обучение построено по принципу «от жизни – через искусство – к жизни», что
способствует творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает
самосознание и интерес к жизни других людей.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тема самовыражения человека акцентируется в каждом задании обучающимся и
закрепляется через процесс восприятия и процесс созидания.
Отличительные особенности образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные
фантазии»создана

на

основе

авторской

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающейпрограммы «Волшебство из бумаги»,методических пособий Афонькина С.
Ю., Афонькиной Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома», «Энциклопедия оригами»,
«Оригами для знатоков» и практики работы с детьми младшего школьного возраста по
обучению основам искусства оригами.
Образовательная программа рассчитана на полный курс обучения детей младшего
школьного возраста и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения
применяются игры и игровые упражнения, которые помогают детям лучше усвоить
изучаемый материал, возможно, также проведение корректировки сложности заданий и
внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного
материала.
6

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание
индивидуальных

и

коллективных

сюжетно-тематических

композиций,

в

которых

используются изделия, выполненные в технике оригами. Вопросы гармонического развития
и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческого объединения.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в
учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях, призвана данная
программа.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физиологических

особенностей

детей

младшего

школьного

возраста.

Работа

с

обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего,
деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Адресат
Программа рассчитана на работу с детьми 7-11 лет.

Психолого - педагогические особенности детей 7-11 лет
Ведущей

в

младшем

школьном

возрасте

становится учебная

деятельность.

Познавательные процессы становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно
овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием,
памятью.
«Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в
ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к
возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ,
внутренний план действий. В этот период качественно изменяется способность к
произвольной регуляции поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип
отношений с окружающими людьми. Ребенок стремится к обществу других детей,
интересуется деламисверстников в группе, членом которой сам является. Особое значение
для него начинает приобретать мнение ровесников.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований,
период впитывания, накопления знаний.
Режим занятий.
1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность академического часа – 40 минут.
Перерыв между занятиями 10 минут.
Количество обучающихся в группе от 15 до 30 человек.
7

Объём общеразвивающей программы – 108 часов.
Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный (стартовый уровень), 1 год обучения, 7 – 8 лет, 1 раз в неделю по 1
часу, 36 часов в год;
- развивающий (базовый уровень), 2 и 3 год обучения, 9-11 лет, 1 раз в неделю по 1
часу, 36 часов в год.
Каждый

этап

ставит

свои

задачи

и

имеет

определенный

объем

тем

с

дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Срок реализации: 3 года
Основная цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Бумажные фантазии» - раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в
ребенке, с помощью техники оригами.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с основными понятиями в оригами – условными обозначениями,
складками,

базовыми

формами

оригами;

с

элементами

квадрата

–

основными

геометрическими понятиями, применяемыми в оригами;
- знакомство с элементами квадрата – основными геометрическими понятиями,
применяемыми в оригами;
- приобретение знаний, умений и навыков по складыванию базовых форм оригами;
- навыки самостоятельного складывания наиболее распространённых и простых в
изготовлении моделей оригами;
- приобретение умений и навыков по складыванию фигур оригами с использованием
схем («чтение чертежей»);
- приобретение навыков работы с бумагой: приёмы складывания бумаги в нужных
направлениях, используя знания элементов квадрата;
- технология складывания бумаги, рациональное, эффективное использование бумаги;
- способы изготовления необходимых для работы бумажных квадратов.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук и пальцев ребёнка, глазомера;
- развитие произвольности познавательных процессов детей;
- формирование логического мышления: навыки развития творческого мышления,
исследовательской деятельности;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
8

- формирование у ребёнка принципов коллективизма в процессе совместной
деятельности,

с

одновременным

развитием

качеств,

свойственных

индивиду

–

самостоятельности, саморазвития, самоопределения;
- формирование навыков культуры труда.
Воспитательные:
- создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей,
жизнеутверждающего, положительного отношения к окружающему миру;
- воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности,
усидчивости, силы воли;
-воспитание ответственного отношения к труду, трудолюбия, аккуратности,
самостоятельности, ответственности, активности, стремление к достижению высоких
результатов;
- воспитание упорства, стремления доводить начатое дело до конца;
- получить

опыт

самостоятельной

образовательной,

общественной,

проектно-

исследовательской деятельности;
- научить корректно отстаивать свою точку зрения, формировать культуру общения
и поведения в команде.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
1.
2.
3.
4.

Название темы
Вводное занятие
Азбука оригами
Базовая форма
«Треугольник»
Базовая форма «Книжка»

Базовая форма
«Воздушный змей»
6. Базовая форма «Дверь»
7. Базовая форма «Блинчик»
8. Базовая форма «Рыба»,
«Дом»
9. Базовая форма
«Катамаран»
10. Базовая форма «Водяная
бомбочка»
11. Базовая форма «Квадрат»
12. Итоговое занятие
ИТОГО
5.

ВСЕГО,
в т.ч.
1
1
6

Теория

Практика

0,5
0,5
-

0,5
0,5
6

3

-

3

7

-

7

4
4
6

-

4
4
6

1

-

1

Игры, конкурсы
Беседа
Наблюдение,
презентация работ
Самостоятельная работа

1

-

1

Беседа, наблюдение

1
1
36

1

1
1
35

Конкурсы
Выставка работ

9

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Наблюдение
Презентация работ
Разгадывание
кроссвордов
Игры, соревнования

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с миром творчества. История оригами. Беседы о бумаге (виды бумаги,
история появления бумаги). Техника безопасности работы и гигиена труда.
Практическая работа: опыты с бумагой по изучению различных свойств бумаги.
Тема 2.Азбука оригами.
Теория: Семь главных правил оригамиста. Основная терминология. Основные приемы
складывания. Условные обозначения. Понятие «базовая форма». Эстетическое оформление
работ. Качества, необходимые для работы.
Практическая работа: основные приемы складывания бумаги. Изготовление квадрата
двумя способами.
Тема 3.Базовая форма «Треугольник».
Теория: Знакомство с базовой формой.
Практическая работа:
1. Изготовление «Веселой мордашки» - кошки.
2. Изготовление стаканчика,
3. Изготовление домика с крылечком.
4. Изготовление домика с трубой.
5. Изготовлениептички
6. Изготовлениещенка.
Формы работы:
- просмотр иллюстраций с изображением животных;
- пальчиковые игры;
- чтение стихов о животных, растениях, явлениях природы;
- беседа «Интересное рядом, только посмотри!».
Тема 4.Базовая форма «Книжка».
Теория: Знакомство с базовой формой. Этапы складывания. Отработка действий.
Практическая работа:
1. Изготовление блокнота.
2. Изготовление домика.
3. Изготовление
10

Формы работы:
- игра «Наши гости»;
- игра «Веселая семейка»;
- конкурс «Самый красивый дом».
Тема 5.Базовая форма «Воздушный змей».
Теория: Знакомство с базовой формой. Этапы складывания. Отработка действий.
Практическая работа:
1. Изготовление чудо-птицы.
2. Изготовление совы.
3. Изготовление воздушной гонки.
4. Изготовление снежинок.
5. Изготовление ёлочки.
6. Изготовление деда Мороза.
7. Изготовление Снегурочки.
Формы работы:
- игра «Чья птица лучше?»;
- игра «Наши гости»;
- игра «Веселая семейка»;
- конкурс «Самая красивая снежинка»;
- конкурс «Самый длительный полет»;
- беседа «Встреча Нового года в семье».
Тема 6.Базовая форма «Дверь».
Теория: Знакомство с базовой формой. Этапы складывания. Отработка действий.
Практическая работа:
1. Изготовление мышки.
2. Изготовление Фокуса-покуса.
3. Изготовление домика.
4. Изготовление скворечника.
Формы работы:
- пальчиковая игра «Вышли мышки как-то раз…»;
- конкурс «Самый лучший фокусник»;
- загадки о животных;
- игра «Угадай, кто поет?».
Тема 7. Базовая форма «Блинчик».
11

Теория:

Знакомство с базовой формой. Этапы складывания.

Проработка сгибов,

последовательность действий.
Практическая работа:
1. Изготовление игрушки-гадалки.
2. Изготовление парохода.
3. Изготовление мебели (стол, стул, кровать).
4. Изготовление кота, петуха.
Формы работы:
-беседа «Откуда стол пришёл?»;
-игры с моделями «Кто быстрее»;
-чтение стихотворения «Удивительная кошка».
Тема 8. Базовые формы «Рыба», «Дом».
Теория: Знакомство с базовыми формами. Отработка действий, этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление акулы или кита.
2. Изготовление карпа
3. Изготовление пингвина.
4. Изготовление дома.
5. Изготовление пианино.
6. Изготовление скворечника
Формы работы:
-просмотр иллюстраций;
-отгадывание загадок;
-беседа о морских животных, рыбах.
Тема 9. Базовая форма «Катамаран».
Теория: Знакомство с базовой формой. Отработка действий. Этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление катамарана.
Формы работы:
-просмотр иллюстраций различных кораблей;
- игры с выполненными моделями.
Тема 10. Базовая форма «Водяная бомбочка».
Теория: Знакомство с базовой формой. Отработка действий, этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление бабочек.
12

Формы работы:
-просмотр иллюстраций;
-конкурс загадок.
Тема 11. Базовая форма «Квадрат».
Теория: Знакомство с базовой формой. Отработка действий, этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление коробочки.
Формы работы:
-конкурс «Кто быстрее».
Тема 12. Итоговое занятие. Изготовление выставочных работ.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№

Название темы

Вводное занятие
Азбука оригами
Базовая форма
«Треугольник»
4. Базовая форма
«Воздушный змей»
5. Базовая форма «Дверь»
6. Базовая форма «Блинчик»
7. Базовая форма «Рыба»,
«Дом»
8. Базовая форма
«Катамаран»
9. Базовая форма «Водяная
бомбочка»
10. Базовая форма «Квадрат»
1.
2.
3.

11. Итоговое занятие
ИТОГО

ВСЕГО,
в т.ч.
1
1
2

Теория

Практика

0,5
0,5
-

0,5
0,5
2

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Наблюдение
Самостоятельная работа

3

-

3

Игры, соревнования

2
4
4

-

2
4
4

6

-

6

Игры, конкурсы
Беседа
Наблюдение,
презентация работ
Самостоятельная работа

6

-

6

Беседа, наблюдение

6

-

6

1
36

1

1
35

Конкурсы
Презентация работ
Выставка работ

Содержание курса
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с миром творчества. История оригами. Беседы о бумаге (виды бумаги,
история появления бумаги). Техника безопасности работы и гигиена труда.
Практическая работа: опыты с бумагой по изучению различных свойств бумаги.
13

Тема 2.Азбука оригами.
Теория: Семь главных правил оригамиста. Основная терминология. Основные приемы
складывания. Условные обозначения. Понятие «базовая форма». Эстетическое оформление
работ. Качества, необходимые для работы.
Практическая работа: основные приемы складывания бумаги. Изготовление квадрата
двумя способами.
Тема 3.Базовая форма «Треугольник».
Теория: Знакомство с базовой формой.
Практическая работа:
1. Изготовление игры «Попадай-ка».
2. Изготовление головных уборов. Шляпная мастерская.
Формы работы:
- беседа «Интересное рядом, только посмотри!».
- игра – соревнование «Самый ловкий».
- история появления шляпы.
Тема 4.Базовая форма «Воздушный змей».
Теория: Знакомство с базовой формой. Этапы складывания. Отработка действий.
Практическая работа:
1. Изготовление лебедя
2. Изготовление летающих моделей.
3. Изготовление ворона.
Формы работы:
- игра «Веселая семейка»;
- игра «Цепочка»;
- конкурс «Самый длительный полет».
Тема 5.Базовая форма «Дверь».
Теория: Знакомство с базовой формой. Этапы складывания. Отработка действий.
Практическая работа:
1. Изготовление поросенка.
2. Изготовление легкового автомобиля, грузовичка.
Формы работы:
- загадки о животных;
- игра- соревнование «Кто быстрее».
Тема 6. Базовая форма «Блинчик».
14

Теория: Знакомство с базовой формой. Этапы складывания. Отработка действий, этапы
складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление космонавта.
2. Изготовление сказки.
3. Изготовление короны.
4. Изготовление борца сумо.
Формы работы:
- игра «Угадай планету»;
-игра-соревнование «Поединок»;
- игры с моделями.
Тема 7. Базовая форма «Рыба», «Дом».
Теория: Знакомство с базовой формой. Отработка действий, этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление морского льва.
2. Изготовление дельфина.
3. Изготовление говорящей мордочки.
4. Изготовление «сердечного» письма.
Формы работы:
-отгадывание загадок;
-беседа о морских животных;
-выставка сердечек;
- игры с моделями.
Тема 8. Базовая форма «Катамаран».
Теория: Знакомство с базовой формой. Отработка действий. Этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовлениерыбы пираньи.
2. Изготовление парусника.
3. Изготовление краба.
4. Изготовление «столикой маски». Маска настроений.
5. Изготовление кусудамы.
6. Изготовление кусудамы.
Формы работы:
-игры с выполненными моделями;
-просмотр видео «Волшебные шары»;
15

- выставка работ.
Тема 9. Базовая форма «Водяная бомбочка».
Теория: Знакомство с базовой формой. Отработка действий, этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление водяной бомбочки «Фусен».
2. Изготовление надувных фигурок (рыбка, чертик, зайчик).
3. Изготовление летучей мыши;
4. Изготовление тюльпана;
5. Изготовление корзинки;
6. Изготовление прыгающей лягушки.
Формы работы:
-просмотр иллюстраций;
-конкурс загадок;
-игра-соревнование «Прыг-скок».
Тема 10. Базовая форма «Квадрат».
Теория: Знакомство с базовой формой. Отработка действий, этапы складывания.
Практическая работа:
1. Изготовление журавля. Классическая модель оригами.
2. Изготовление корзинки.
3. Изготовление коробочки.
4. Изготовление лошадки.
5. Изготовление дракона.
6. Изготовление цветка.
Формы работы:
-рассказывание легенды о журавле;
-конкурс «Кто быстрее?»;
- выставка моделей;
- игра «Составь узор».
Тема 11. Итоговое занятие. Выставка работ.

16

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения
№

Название темы

1
2
3
4

Вводное занятие
Азбука оригами
Волшебный мир оригами.
Оригамская почта

5

Мастерская новогодних
игрушек
Забавное оригами.
Двигающиеся модели
Декоративное оригами
(открытки, цветы)
Праздничное оригами
Итоговое занятие
ИТОГО

6
7
8
9

ВСЕГО,
в т.ч.
1
1
6
4

Теория

Практика

0,5
0,5
1
-

0,5
0,5
5
4

6

-

6

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Наблюдение
Самостоятельная работа
Наблюдение,
презентация работ
Игры, соревнования

6

-

6

Игры, конкурсы

6

-

6

Беседа

5
1
36

2

5
1
34

Самостоятельная работа
Выставка работ

Содержание курса
Третий год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство учащихся с планом работы. Повторение предыдущего материала.
Материалы и инструменты.
Практическая работа: изготовление базовых форм. Изготовление простейших фигурок.
Тема 2.Азбука оригами.
Теория: Семь главных правил оригамиста. Основная терминология. Основные приемы
складывания. Условные обозначения. Понятие «базовая форма». Эстетическое оформление
работ. Качества, необходимые для работы.
Практическая работа: основные приемы складывания бумаги. Изготовление квадрата
двумя способами
Тема 3. Волшебный мир оригами.
Теория: Повторение ранее изученных базовых форм. Первоначальные понятия о схеме.
Изучение условных обозначений.
Практическая работа:
1. Изготовление фигурок на основе базовых форм «Воздушный змей», «Блинчик»,
«Дом».
17

2. Изготовление фигурок на основе базовых форм «Водяная бомбочка», «Рыба»,
«Катамаран».
3. Изготовление фигурок на основе базовых форм «Квадрат». «Лягушка», «Птица».
Формы работы:
- «Сказка для малышей» (настольный театр);
-конкурс «Придумай свою фигурку»;
-викторина «Угадай сказку»;
-просмотр мастер-классов с использованием интернет ресурсов.
Тема 4. Оригамская почта.
Теория: Изготовление конвертов в технике оригами. История почты и почтовых
отправлений. Просмотр видеосюжетов, иллюстраций.
Практическая работа:
1. Прямоугольное письмо.
2. Оригинальный конверт (2 вида).
3. Солдатский треугольник.
4. Забавные конверты.
Формы работы:
- просмотр иллюстраций;
- просмотр видеосюжетов.
Тема 5. Мастерская новогодних игрушек.
Теория: Понятие: контур, силуэт, сопоставление различных форм, окружающих предметов и
их частей с геометрическими фигурами. Форма и ее закономерности (симметрия).
Прямолинейные и округлые формы. Различные соединения деталей. Пропорция, форма,
линия, средства выразительности. Модульное оригами.
Практическая работа:
1. Изготовление елочек:
 плоскостные;
 объемные.
2. Изготовление снежинок:
 на основе базовой формы «Воздушный змей»;
 прорезные снежинки из салфеток на основе симметричного складывания.
3. Новогодние звезды: четырехконечные, пятиконечные.
4. Изготовление деда Мороза и Снегурочки.
5. Изготовление новогодних подвесок.
6. Изготовление символа нового года.
18

Формы работы:
-чтение новогодних сказок;
-слушание новогодних и рождественских мелодий;
-просмотр иллюстраций.
Тема 6. Забавное оригами. Двигающиеся модели
Теория: Работа с уже знакомыми базовыми формами. Соединение различных форм.
Практическая работа:
1. Изготовление прыгающих лягушек (2 вида).
2. Изготовление лающей собаки.
3. Изготовление каркающейвороны.
4. Изготовление говорящей лягушки.
5. Изготовление собаки, качающей головой.
6. «Бумажные» сказки.
Формы работы:
-игры-соревнования: «Кто выше и дальше?»; «Кто быстрее сложит фигурку?»
-разгадывание кроссвордов;
-отгадывание загадок;
-игры «Угадай, кто я?», «Выставка собак».
Тема 7. Декоративное оригами (открытки, цветы).
Теория: Изготовление открыток и цветов в технике оригами. Составление композиций.
Просмотр иллюстраций с изображением цветов. Легенды о цветах. Изучение народных
традиций, народных промыслов. Узоры из листьев и цветов.
Практическая работа:
1. Изготовление открытки – цветка.
2. Изготовление цветов из модулей.
3. Изготовление объемных открыток.
4. Изготовление закладок с цветочным орнаментом.
5. Изготовление закладок с геометрическим орнаментом.
6. Изготовление корзинки.
Формы работы:
-просмотр иллюстраций с изображением цветов;
-игры «Угадай, как меня зовут?», «Цветочное лото»
-легенды о цветах;
-слушание музыки.
Тема 8.Праздничное оригами
19

Теория: Правила этикета. Традиции встречи гостей. Просмотр видеосюжетов.
Практическая работа:
1. Изготовление открыток- приглашений.
2. Изготовление визиток, рамочек.
3. Изготовление вазочки с уголками.
4. Изготовление коробочки-звезда.
5. Изготовление коробочки санбо.
Формы работы:
- выставка работ;
- правила этикета:
- игра «Угадай, кто пришёл».
Тема 9. Итоговое занятие. Выставка работ.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
В результате обучения по программе обучающийся первого и второго года обучения
знает:
- что такое оригами, историю развития оригами;
- художественные и технологические свойства некоторых видов бумаги (цветная,
писчая, офисная, оберточная и др.);
- свойства бумаги;
- что такое базовые формы;
- понятия: сторона, угол, центр, линии;
- условные обозначения, термины, принятые в оригами;
-технику складывания в оригами;
- правила безопасности труда при работе с колющими и режущими
инструментами, с клеем.
Умеет:
-действовать согласно инструкциям педагога;
-складывать простейшие базовые формы по памяти (треугольник, книжка, дверь,
воздушный змей, блинчик).
-точно совмещать стороны, углы квадрата.
-изготавливать квадрат двумя способами.
-четко проглаживать сгибы.
20

-правильно пользоваться ручными инструментами;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
По окончании третьего года обучения обучающийся
Знает:
- базовые формы оригами;
- условные обозначения, термины, принятые в оригами;
- понятия: контур, силуэт, форма, симметрия
- основные чертёжные инструменты;
- технику складывания в оригами;
- правила безопасности труда при работе с колющими и режущими
инструментами и клеем.
- разновидности оригами (простое, модульное);
- соединение различных базовых форм;
- что такое бумагопластика, основные виды сгибов, надрезов;
- что такое контур, пропорция, силуэт;
- технику складывания в оригами.
Умеет:
- складывать простые и сложные базовые формы согласно схемам и
словесным инструкциям;
- самостоятельно работать по схеме;
- соединять различные модули;
- самостоятельно складывать фигурки повышенной сложности, состоящие из
разных базовых форм;
- составлять композиции;
- применять элементарные приёмы бумагопластики;
- работать с чертёжными инструментами;
- пользоваться шаблонами;
- работать с различными материалами (бумага, ткань, природный материал);
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Метапредметные результаты:
-обобщение знаний об оригами;
-систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах
на занятиях по технологии;
21

-изучить историю появления оригами;
-развить у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно
проводимых на заготовленном листке бумаги.
-научить изготавливать фигурки оригами, используя знания, полученные на уроках
математики;
-научить подбирать бумагу с позиции экологии и домашней экономики
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В сфере личностных УУД у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены;
- соблюдать правила организации рабочего места;
- соблюдать правила бережного использования бумаги;
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе;
- анализировать информацию, полученную из разных источников;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся научатся:
- вести диалог с педагогом и сверстниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебно-производственное оборудование
22

1.1. Учебный кабинет
1.2. Ученические столы по количеству детей.
1.3. Ученические стулья по количеству детей.
1.4. Стол для педагога.
1.5. Стул для педагога.
1.6. Доска.
2. Дидактические средства
2.1. ТСО:телевизор.
2.2. Инструменты и материалы
 Цветная бумага различных фактур
 Ножницы
 Фломастеры
 Клей-карандаш
 Мел
3.Учебно-наглядные пособия
3.1. Схемы
3.2. Образцы работ
4. Организационные средства и средства контроля
4.1.Журнал

учета посещаемости детей творческого объединения и техники

безопасности

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация

Итоговая аттестация
Окончание учебного
года

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения

3 и более лет
обучения

11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

1 сентября

1 сентября

36 учебных недель

36 учебных недель

7-8 лет: 40 минут
по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

9-11 лет: 40 минут
по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

9-11 лет: 40 минут
по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

23

Кадровое обеспечение
Программу реализует опытный педагог, имеющий педагогическое образование в области
дополнительного образования, знающий и применяющий различные педагогические
технологии. Стаж педагога более 30 лет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса
1. Ознакомительный этап.
Задачи:
Для педагога:познакомить детей с искусством оригами, создать единое образовательное
пространство Центра детского творчества и семьи для решения поставленной проблемы.
Для детей: усвоить, что такое оригами.
2. Развивающий этап.
Задачи:
Для педагога: обучить искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами,
развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность.
Для детей: научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять
их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой
альбом поделок.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
24

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, обучающихся на
занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Формы занятий
В процессе обучения предусматриваются такие формы учебных занятий, как типовое
(сочетание в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, практическое
упражнение

под

руководством

педагога

по

закреплению

определенных

навыков,

самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия, учебная игра, занятие –
сказка.
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы занятий:
а) занятие – сказка;
б) игра;
в) соревнование.
Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы изделий;
б) иллюстрации изделий;
в) схемы изготовления изделий, технологические карты.
Совместная

деятельность

педагога

и

детей

–

процесс

взаимовоспитания,

взаимооткрытия новых творческих возможностей.
- Рассказы педагога, чтение художественной литературы.
- Игры с оригамскими игрушками по мотивам знакомых сказок.
Самостоятельная деятельность детей на занятии:
- Проговаривание последовательности сборки оригами.
- Обмен мыслями, знаниями, чувствами и намерениями.
- Игры с фигуркамиоригами.
- Экспериментирование с бумагой.
- Осуществление анализа и синтеза в процессе сборки оригами.
- Дорисовывание недостающих элементов.
Развитие творческих способностей ребенка в процессе обучения технике
оригами:
Исполнительские: выразительность речи; мимики.
25

Речетворчество: придумывание имен своим поделкам; составление рассказов о них; передача
настроения.
Художественные: передача настроения; передача характера образа; передача своего
отношения к образу.
Конструктивные: чтение схем, создание собственных схем.
Система педагогического взаимодействия:
1. Организованное обучение.
2. Совместная деятельность педагога и ребенка.
3. Самостоятельная деятельность детей.

26

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Первый, второй год обучения
Тема
программы

Формы работы

Вводное
занятие

Беседа

Азбука
оригами

Беседа, игры,
упражнения.

Базовая
форма
«Треугольни
к».

Базовая
форма
«Воздушный
змей».
Базовая
форма
«Дверь».
Базовая
форма
«Блинчик».
Базовая
форма
«Водяная
бомбочка».
Базовая

Приёмы и
методы
организации
образовательног
о процесса
Словесные,
демонстрационн
ые.

Словесные,
наглядные,
иллюстративнодемонстрационн
ые,
практические.
Просмотр
Словесные,
иллюстраций,
наглядные,
пальчиковые
иллюстративноигры, чтение
демонстрационн
стихов о
ые,
животных,растени практические.
ях, явлениях
природы, беседа.
Игры, конкурсы,
Словесные,
беседа,
наглядные,
пальчиковые
практические.
игры, загадки,
чтение стихов,
конкурсы.
Пальчиковые
Словесные,
игры, загадки,
наглядные,
чтение сказок и
практические.
стихов.
Беседа, игрыСловесные,
соревнования,
наглядные,
игры с моделями, практические.
чтение сказок и
стихов.
Просмотр
Словесные,
иллюстраций,
наглядные,
конкурс загадок,
практические.
чтение стихов и
рассказов, игрысоревнования.
Конкурсы,
Словесные,
27

Дидактическ Формыподведенияито
ий материал,
гов
техническое
оснащение
занятий
Наглядные
пособия,
детские
работы
прошлых
лет, памятки.
Таблицы,
Самостоятельная
схемы,
работа, опрос.
литература,
наглядные
пособия.
Таблицы,
схемы,
наглядные
пособия.

Самостоятельная
работа, опрос.

Схемы,
наглядные
пособия,
литература.

Самостоятельная
работа, опрос.

Схемы,
наглядные
пособия,
литература.
Схемы,
наглядные
пособия,
литература.

Самостоятельная
работа, опрос.

Схемы,
наглядные
пособия,
литература.

Самостоятельная
работа, опрос.

Схемы,

Самостоятельная

Самостоятельная
работа, опрос.

форма
«Квадрат».

Базовая
форма
«Рыба»,
«Дом».

отгадывание
кроссвордов,
чтение сказок и
легенд, игрысоревнования.
Просмотр
иллюстраций,
игры с моделями,
игрысоревнования,
беседы,
экскурсия.

наглядные,
практические.

наглядные
пособия,
литература.

работа, опрос.

Словесные,
наглядные,
практические.

Схемы,
наглядные
пособия,
литература.

Самостоятельная
работа, опрос.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Работа по педагогической диагностике направлена на изучение детей, занимающихся
в творческом объединении, с целью сотрудничества с ними и правильного управления
педагогическим процессом. Используемые методы диагностики: наблюдения, тесты, беседы,
тренинги, анкетирования детей и родителей, тесты – рисунки. Диагностика проводится
дважды: в начале учебного года и в конце. Таким образом, можно определить эффективность
в воспитательной работе, что является основой для планирования работы, корректировке
действий педагога и выдвижения новых целей.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, перед началом работы, закрепляющий знания по предыдущим темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по данной теме, при
этом у учащихся происходит усвоение последовательности технологических операций;
- рубежный, проводимый в период обучения и по завершению каждого блока. Он закрепляет
знания и умения, связанные с технологической характеристикой изделия;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной работы.
Механизм оценки получаемых результатов
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на
правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей,
учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка.
Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и
творческого мышления каждого учащегося.
При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались
ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.

28

Формы подведения итогов
реализации дополнительной общеобразовательной программы
Все познанное и увиденное на занятиях по оригами отражается в творческих работах
детей. Итоговые работы выполняются обучающимися к концу каждого полугодия. Итоговые
занятия проводятся в конце учебного года.
Результатом работы с детьми 1 – 2 года обучения являются участие в тематических
выставках и конкурсах внутри творческого объединения.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мониторинг образовательных результатов состоит из четырёх блоков:
 Мониторинг образовательных результатов. Критерии знаний; умений и навыков
технологических приемов оригами.
 Мониторинг активности ребенка на занятиях. Мотивация к занятиям.
 Мониторинг воспитательных и здоровьесберегающих результатов в творческом
объединении «Фантазеры».
 Мониторинг результатов по реализации образовательной программы.
Таблица 1
Блок первый.
Мониторинг образовательных результатов. Критерии знаний; умений и навыков
технологических приемов оригами.

Критерии
1. Знание
основных
цветов

2. Знание и
умение
применять
выразительн

Низкий

Ниже
среднего

Не
знает Путает
основных
названия
цветов.
основных
цветов; не
различает
оттенков.

Уровни развития
Средний
Различает
основные
цвета,
но
путается
в
цветовых
сочетаниях.

Выше
среднего

Знает
основные
цвета;
неуверенно
использует
цветовые
сочетания
при
оформлении
работы.
Не знает и не Неуверенно Знает
Знает
умеет
применяет
различные
различные
применять
выразительн выразительн
выразительн
выразительн ые средства ые средства, ые средства,
29

Высокий
Хорошо знает
основные
цвета;
умеет
правильно
сочетать их.

Грамотно
подбирает
выразительные
средства,

ые средства

ые средства.

при
но
не но не может
оформлении уверенно
самостоятель
изделия.
применяет
но выбрать.
их.

3. Знание
базовых
форм

Не знает что
такое БФ, не
различает их
по внешнему
виду.

Знает
что
такое БФ, не
может
назвать их.

4. Умение
пользоваться
инструмента
ми

Отсутствует
умение
пользоваться
инструмента
ми; не умеет
организовать
рабочее
место;
неаккуратно
работает.

Имеет
слабые
технические
навыки;
частично
может
организоват
ь
рабочее
место;
неуверенно
пользуется
ножницами.

5. Умение
складывать
квадрат

Не
умеет
складывать
квадрат, не
знает
приемов
складывания.

Знает один
способ
складывани
я квадрата,
но не умеет
точно
выполнять
действия.

6.
Творчество в
изготовлении
поделок

Неуверенно
изготавливае
т
изделие
даже
по
образцу.

Делает все
строго
по
образцу, не
проявляя
творчества в
изготовлени
и изделия.

Знает
что
такое
БФ,
знает
названия,
неуверенно
складывает
простейшие
БФ.

Знает
все
БФ,
их
названия,
различает их
по внешнему
виду,
уверенно
складывает
простейшие
БФ
Имеет
Знает
отдельные
предназначен
технические
ие
умения
и инструменто
навыки;
в;
умеет
умеет
оборудовать
правильно
рабочее
пользоваться место;
ножницами;
правильно
может
использует
организовать инструменты
рабочее
.
место.
Знает
Хорошо
способы
знает
два
складывания способа
квадрата,
складывания
умеет
квадрата,
складывать
складывает
его
одним его
двумя
способом, но способами,
делает
это но
неаккуратно. неуверенно.
Выполняет
Хорошо
и
работу
по самостоятель
образцу,
но
неуверенно
выполняет
вносит новые работу,
элементы.
проявляя
отдельные
элементы
творчества.

30

применяет их
умело;
проявляет
самостоятельн
ость
и
фантазию.
Хорошо знает
БФ,
их
названия;
умело
складывает
основные БФ.

Имеет четкие
технические
умения
и
навыки; умеет
правильно
использовать
инструменты,
уверенно
работает
с
ними;
правильно
организует
рабочее место.
Умело
складывает
квадрат двумя
способами,
делает
это
аккуратно.

Умело
выполняет
работу,
не
придерживаясь
образца,
проявляет
фантазию
в
оформлении и
изготовлении
изделия
(способен
изменить
способ

7.Знание
условных
обозначений
и
терминологи
и.

Имеет
слабые
знания
по
содержанию
курса,
не
знает
терминов,
условных
обозначений.

Имеет
недостаточн
ые знания
по
содержанию
курса,
неуверенно
использует
специальну
ю
терминолог
ию,
условные
обозначения
.

Имеет
неполные
знания
по
содержанию
курса,
использует
терминологи
ю, условные
обозначения;
не использует
дополнительн
ую
литературу.

Имеет
достаточные
знания
по
содержанию
курса,
владеет
специальной
терминологи
ей,
ориентируетс
я в условных
обозначения
х; не всегда
пользуется
дополнитель
ной
литературой.

8.
Познаватель
ные
способности.

Не соотносит
цвет, форму,
величину; не
развита
мелкая
моторика
рук;
не
может
ответить на
вопрос,
сформулиров
ать ответ.

Плохо
соотносит
цвет, форму,
величину;
мелкая
моторика
развита
слабо, редко
отвечает на
вопросы;
внимание не
устойчиво.

Не
всегда
может
соотнести
цвет, форму,
величину;
недостаточно
развита
мелкая
моторика;
репродуктивн
ое
воображение;
не
всегда
может точно
ответить на
вопрос,
внимание не
устойчиво.

Достаточно
полное
восприятие
цвета
и
величины;
хорошее
развитие
мелкой
моторики;
репродуктив
ное
воображение
с элементами
творчества;
умеет
отвечать на
поставленны
е вопросы;
внимание не
всегда
устойчиво.

изготовления).
Имеет
широкий
кругозор
знаний
по
содержанию
курса;
свободно
владеет
терминологией
,
уверенно
использует
условные
обозначения,
всегда
пользуется
дополнительно
й литературой,
материалом.
Полное
восприятие
цвета,
величины;
хорошее
развитие
мелкой
моторики рук;
умеет
точно
отвечать
на
поставленные
вопросы,
обладает
творческим
воображением;
имеет
устойчивое
внимание.

Таблица 2.
Блок второй.
Мониторинг активности ребёнка на занятиях. Мотивация к занятиям.
Критери
и
Активно
сть
ребёнка

Уровни развития
Низкий
Ниже среднего
Средний
Присутствует
Не
всегда Проявляет
на занятиях; не проявляет
интерес
к
проявляет
интерес
к деятельности;
31

Выше среднего
Высокий
Проявляет
Проявляет
интерес
к активный
деятельности;
интерес к

на
занятиях.
Мотивац
ия к
занятиям
.

активности и
самостоятельно
сти;
не
заинтересован
в достижении
цели и успеха.

занятиям;
не
проявляет
активности и
самостоятельно
сти; выполняет
всё строго по
образцу
и
согласно
инструкциям
педагога; часто
пропускает
занятия; слабо
заинтересован
в достижении
цели.

не
всегда
проявляет
самостоятельн
ость
и
активность;
недостаточно
настойчив
в
достижении
цели;
редко
пропускает
занятия.

стремится
к
самостоятельн
ости, не всегда
активен;
не
пропускает
занятия,
заинтересован
в достижении
успеха.

деятельнос
ти,
проявляет
фантазию,
творчество
в
изготовлен
ии изделия;
самостояте
лен
и
активен;
проявляет
настойчиво
сть
в
достижени
и цели.
Таблица 3

Блок третий.
Мониторинг воспитательных и здоровьесберегающих результатов.
Уровни развития
Низкий
Ниже
Средний
Выше
Критерии
среднег
среднег
о
о
Культура
Не соблюдает
Знает о нормах
поведения
нормы
поведения, но не
поведения; не
всегда соблюдает
развиты
их;
имеет
позитивные
моральные
нравственные
суждения
о
качества.
нравственных
поступках;
уважительно
относится
к
педагогу.
Особенност Низкий уровень
Имеет
и
коммуникативн
коммуникативны
отношений ых качеств, не
е качества, не
в
проявляет
всегда проявляет
коллективе. желания
активность
и
интересоваться
заинтересованнос
делами
ть.
коллектива.
Навыки
Соблюдает
Ребёнок
соблюдения технику
соблюдает
в процессе
безопасности
правила ТБ; при
деятельност при постоянном
напоминании, но
и правил
контроле
со
неохотно
безопасност стороны
выполняет
и, забота о
педагога;
физминутки
и
32

Высокий
Чётко
соблюдает
нормы
поведения;
развиты позитивные
нравственные
качества
(доброта,
взаимовыручка,
уважение,
дисциплинированнос
ть),
уважительно
относится
к
педагогу.
Высокий
уровень
коммуникативных
качеств,
активно
интересуется делами
коллектива.

Ответственно
относится
к
соблюдению правил
ТБ при работе с
инструментами;
с
желанием выполняет
физминутки,

здоровье.

физминутки и
гимнастику
выполняет
с
трудом,
под
чётким
контролем
педагога.

гимнастику.

упражнения,
гимнастику.

Таблица 4
Блокчетвёртый.
Мониторинг результатов по реализации образовательной программы.
Критерии
Творческие
достижения

Низкий
Не
активен,
редко
принимает
участие
в
выставках
и
конкурсах
внутри
кружка.

Уровни развития
Средний
Участвует
в
конкурсах
внутри кружка
и учреждения.

33

Высокий
Систематически и
с
желанием
принимает
участие
в
выставках
и
конкурсах
городского,
областного
и
окружного
уровней.

Таблица 5
Сводная таблицатворческого объединения
Группа _____________________________

№
П/п

Год обучения________________________

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

Примечания

Ф.И. ребёнка
1 2 3 4 5 6 7 8

1

2

1 2 3

1
2
3…
Выводы:
Таблица 6
Индивидуальная карточка
учёта развития ребёнка.
Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________
Творческое объединение _______________________________________________
Год обучения ___________________

1 блок

Показатели

Сроки
диагностики

Группа_______________

1

2

3

4

5

2 блок

6

7

8

Стартовый
Сентябрь
Октябрь
Промежуточный
Декабрь
Январь

34

1

2

3 блок

1

2

4 блок

3

Итоговый
Апрель
Май
Примечание:
Вывод:
Анкета1
Уважаемый обучающийся!
Вот и начался еще один учебный год.
Мы поздравляем Вас с его началом!
Желаем здоровья, дальнейших творческих успехов!
Выберите те мотивы, по которым Вы посещаете творческие объединения Центра детского
творчества и поставьте знак «+» напротив них.
№
1.
2.
3.
4.
5.

Название мотива, по которому
посещаете творческие объединения ЦДТ
Удовлетворение желаний и интересов
Взаимоотношения с товарищами,
связанными общим интересом
Творческая работа,
позволяющая проявить себя
Проверка знаний и умений
Желание с интересом провести свободное время
Спасибо за искренние ответы!

Анкета 2
1. Почему ты выбрал этот кружок?
2. Посещаю, потому что так хотят родители.
3. Нравится преподаватель в кружке.
4. Это престижно.
5. Все мои друзья обучаются здесь.
6. Некуда деть свободное время.
7. Приятно обучаться в коллективе кружка.

35

Анкета 3
Уважаемые родители!
Вот и начался еще один учебный год.
Просим вас ответить на следующие вопросы
1. Я думаю, что моему ребенку хорошо в Центре

.

2. Я с удовольствием встречаюсь, беседую и прислушиваюсь к педагогам и
администрации Центра
.
3. Я убежден(а), что мой ребенок получит в Центре хорошие знания, умения
.
4. Я думаю, что он много полезного получает от общения с детьми в творческом
объединении Центра
.
5. Мне кажется, что мой ребенок становится более интересным, культурным,
заботливым и внимательным человеком
.
6. Мой ребенок много хорошего и интересного рассказывает о Центре, педагогах,
событиях, товарищах, друзьях
.
7. Он старается много читать, любит слушать других, задает много вопросов
.
8. Мой ребенок с удовольствием и интересом занимается дома делом, выбранным в
Центре
.
9. Он с волнением и радостью относится ко всякой похвале своих педагогов, к грамотам
и другим наградам, которые получает в Центре
.
10. Я хочу и стараюсь помогать Центру во всех его начинаниях и делах по мере своих сил
и возможностей
.
Спасибо за искренние ответы!

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты и государственные программные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).

37

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
38

Литература для педагога:
1.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный

учебникдля начальной школы. Изд. «Аким», 1995 г.
2.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Волшебный квадрат. – С-Пб.: издательский

дом«Литера», 2003 г.. – 192 с.: илл.
3.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами. – СПб.: ООО «Издательский

Дом «Кристалл», М.: ЗАО «Издательский Дом Оникс», 2000 г. - 272с.
4.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (пер.с англ. М.: Изд-во

ЭКСМО,2004 г. – 256 с., илл.
5.

Богатова И.В. Оригами. – М.: МАРТИН, 2008 г. - 120с.

6.

Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань.- 2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2008г.-128с.: илл.

7.

Гарматин А. Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги.- Ростов – на - Дону:

издательский дом «Владис», Рипол классик, 2004г. – 320 с., с илл.
8.

Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Справочник. – Ташкент, 1988 г.

9.

Давыдова Т.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала.- М.: Эксмо; СПб.:

Домино, 2007г.- 132с.: илл.
10. Давыдова Т.Н. Поделки из бросового материала. Выпуск3.- М.: Издательство «Скрип
торий 2003», 2006 г.- 48с.
11. Докучаева Н.Н. Короли и рыбки. /Обложка художника Н.Обедковой. – С-Пб: ТОО
«Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997г. – 160 с.; с илл. (серия «Мастерим бумажный мир»).
12. Игрушки из бумаги. С-Пб.: Изд-во «Кристалл», 1997 г.- 318 с.
13. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. Вырезаем и складываем. – С-Пб.: Изд-во «Кристалл»,
1996г.- 160с., ил.
14. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- СПб.: Издательский Дом «Литера». 2006 г.- 32с.:
ил.- (Серия «Готовимся к школе»)
15. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1998 г.. – 224 с.;
илл. – серия: «Вместе учимся мастерить».
16. Пиллан

Н. Цветы /Перевод Л.Агаевой.- М.: Издательство

Эксмо-Пресс.2002.-

80с.,илл.Серия «Библиотека оригами»
17. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. – М.: «Рипол классик»; С-Пб.: «Валерии
СПД», 2001 г. – 400 с., ил. (серия «Энциклопедия рукоделия»).
18. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. – 2-е изд., испр.- М.: Айрис-пресс,
2007г.19. Соколова С. В. Сказка оригами. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007 г.- 432с.:ил.
39

20. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей
ДОУ.- СПб.: Детство – Пресс, 2002 г.-64с.
21. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы..- М.: Айрис-пресс, 2008 г.- 80с.
22. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и
педагогов. – Ярославль:

изд. «Академия развития»,

1997г. – (серия

«Вместе учимся,

играем»).
23. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и
природногоматериала. - Ярославль: Академия развития, 2008г.-48с.: ил.
24. Хофман К.Фигурки из бумаги. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008г.
25. Узорова О. Физкультурные минутки: /материал для проведения физкультурных пауз/
26. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова; худ.Н.Беланов.- М.: Астрель: АСТ: Транзит-книга, 2006.94с.
27. https://all-origami.ru/дата обращения к электронному ресурсу 20.05.25
28.https://ptichka.online/ дата обращения к электронному ресурсу 19.05.25
29.https://rykodelki.ru/origami-iz-bumagi/дата обращения к электронному ресурсу 02.06.25
30. https://podelki-samodelki.ru/дата обращения к электронному ресурсу 10.06.25
31https://dzen.ru/origamipapercraftsдата обращения к электронному ресурсу 18.06.25
32.https://dzen.ru/id/612221d97e19ee0ba1b5df7dдата обращения к электронному ресурсу
20.06.25
33.https://dzen.ru/helloorigamiдата обращения к электронному ресурсу 20.06.25
34.https://dzen.ru/id/5e7f75764f639f150649e33c

дата

обращения

к

электронному

ресурсу20.06.25
Литература для детей:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный
учебник для начальной школы. Изд. «Аким», 1995 г..
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Волшебный квадрат. – С-Пб.: издательский
дом «Литера», 2003 г.. – 192 с.: илл.
3. Богатова И.В. Оригами. – М.: МАРТИН, 2008 г. - 120с.
4. Богатова И.В. Оригами. Цветы(с набором цветной бумаги). 26 моделей. – М.: Мартин,
2020 г. – 96с.
5. Гарматин А. Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги.- Ростов – на - Дону:
издательский дом «Владис», Рипол классик, 2004г. – 320 с., с илл.
6. Давыдова Т.Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 3.- М.: Издательство «Скрип
торий 2003», 2006 г.- 48с.
40

7. Игрушки из бумаги. С-Пб.: Изд-во «Кристалл», 1997 г.- 318 с.
8. Клам А. Оригами. Магия японского искусства. 50 моделей для складывания
9. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. Вырезаем и складываем. –С-Пб.: Изд-во «Кристалл»,
1996г.- 160с., ил.
10. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. – М.: «Рипол классик»; С-Пб.: «Валерии
СПД», 2001 г. – 400 с., ил. (серия «Энциклопедия рукоделия»).
11. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. – 2-е изд., испр.- М.: Айрис-пресс,
2007г.-208с.
12. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и
природногоматериала.-Ярославль: Академия развития, 2008г.-48с.: ил.
13. Хофман К. Фигурки из бумаги. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008г.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».