ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Инженерия будущего» имеет техническую направленность и разработана
для воспитания технически грамотной и творческой личности, а также
формирования у обучающихся устойчивого интереса к деятельности,
направленной на получение и применение новых знаний для решения
технологических, инженерных, творческих, исследовательских и прикладных
задач. Техническое творчество развивает интерес к технике, способствует
формированию мотивации к учёбе и профессиональной ориентации,
приобретению практических умений, развитию творческих способностей.
Проектная деятельность в техническом творчестве - вид деятельности
обучающихся,
результатом
которой
является
технический
объект,
обладающий признаками полезности и новизны. Организация технического
творчества предполагает формулировку творческих задач конструкторского
характера. Процесс технического творчества включает ряд последовательных
этапов: анализ исходных фактов и формулировку проблемы, логическое
развитие идеи и детализацию проекта, его воплощение в рисунке, чертеже и
материальное воплощение. Центральный момент - нахождение идеи
технического
решения,
требующей
обоснования,
расчётов
и
экспериментальной проверки. Особенно перспективной и заслуживающей
внимание является самостоятельная учебно-исследовательская деятельность
обучающихся.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
2
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» и на перспективу до 2036 года и на перспективу до 2036 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
3
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/ 04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
4
19.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного
образования
муниципального
округа
Заречный
Свердловской области «Центр детского творчества».
Актуальность:
Актуальность программы подтверждена потребностью современного
общества в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в
возрождении интереса молодежи к занятиям техническим творчеством. В
процессе обучения, обучающиеся получают возможность попробовать себя в
различных видах технического творчества с целью решения творческих,
прикладных и
исследовательских задач,
а
также
профессиональной
ориентации.
Адресат:
Программа
–
экспериментальная,
реализуется
в
рамках
инновационного образовательного проекта «ТехноЗар» областной базовой
площадки ГАНОУ СО «Дворец молодежи», срок реализации - 1год.
Переменный (разновозрастный) состав обучающихся, количество в
группе 8 – 12 человек.
Программа рассчитана на работу с обучающимися младшего, среднего
и старшего школьного возраста (7- 12 лет).
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения
в
проектную
деятельность,
закладывающим
фундамент
дальнейшего
овладения ею.
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную
деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех
сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого
5
отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную
сферу.
Младший
школьный
возраст
является
начальным
этапом
для
приобщения учащихся к проектной деятельности, закладывается фундамент
развития проектных умений и дальнейшего их совершенствования.
Для этого младшему школьнику необходима особая готовность к
проектной деятельности, включающая:
- сформированность коммуникативных умений;
- развитость мышления (аналитико-синтетические умения, умение
выделять общий способ действий);
- оценочная деятельность (адекватное и доброжелательное оценивание
процесса решения учебной задачи, результата собственного конечного
продукта и работы одноклассников).
Психологическая
особенность
среднего
школьного
возраста
–
избирательность внимания.
Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого
развития. В этом возрасте обучающимся нравится решать проблемные
ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.
Интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и
суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и
доказывать свою правоту.
Особое значение для обучающихся среднего школьного возраста имеет
возможность самовыражения и самореализации.
Основным видом деятельности среднего школьного возраста, как и
младшего, является учение, но содержание и характер учебной деятельности
в этом
возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к
систематическому освоению основами наук.
Подросток не всегда осознаёт роль теоретических знаний, чаще всего
связывает их с личными, узкопрактическими целями. Поэтому любой проект
6
должен быть в первую очередь значимым лично для учащегося среднего
школьного возраста.
Дети среднего школьного возраста стремятся к самостоятельности в
умственной
деятельности.
Вместе
с
самостоятельностью
мышления
развивается и критичность.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю, для детей в
возрасте 7-12 лет по 2 часа 2 раза в неделю, 4 часа в неделю, с перерывом 10
минут.
Формы обучения: основная форма работы с обучающимися —
групповые занятия или занятия по подгруппам, на которых обучающиеся
получают теоретические знания и практические умения. Для создания
оптимальных условий работы в группах используется дифференцированный
подход к каждому обучающемуся.
Объем программы, cрок освоения: срок реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Инженерия будущего»
составляет 1 год (144 часа в год).
Цель
программы:
обучение
основам
проектной
деятельности
посредством создания технических моделей и инженерных решений,
получение новых знаний и их применение для решения творческих,
рационализаторских и исследовательских задач.
Задачи:
Обучающие:
обучение созданию проектов с учетом технической составляющих;
формирование навыков практической работы по созданию технических
моделей и инженерных решений.
Развивающие:
развитие способности обучающихся к самостоятельной учебно-
исследовательской деятельности;
развитие воображения, творческого мышления.
7
Воспитательные:
формирование культурной и технически развитой личности;
формирование творческой личности с установкой на активное
самообразование;
развитие
интереса
к
конструированию,
моделированию
и
рационализаторству;
воспитание взаимовыручки и навыков коллективного труда.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/ п
1.
Тема
Всего
часов
Вводное
занятие.
Введение
в2
образовательную программу, задачи года.
Техника безопасности.
С чего начинается проект?
16
Классификация
и
характеристика 2
проектов.
Структура
проекта.
Определение 2
проблемы. Тема проекта.
Теория Практи Форма
ка
контроля
Беседа, зачёт
2
-
2.3.
Структура проекта. Объект. Предмет.
7,5
2
8,5
0
Опрос
Беседа
1
1
2
1
1
2.4.
Структура проекта.Цель. Задачи. Продукт 2
1
1
2.5.
Структура проекта. План мероприятий. 4
Ожидаемый результат: количественный и
качественный
1
3
2.6.
Структура проекта. Составление сметы 2
проекта. Риски.
0,5
1,5
2.7.
Структура
проекта.
портфолио проекта.
1
1
3.
Правила оформления пояснительной 14
записки к проекту в соответствии с
требованиями
Технические проекты
30
Что такое технические проекты. История 2
2
12
Беседа,
выполнение
индивидуальн
ого задания
Беседа,
выполнение
индивидуальн
ого задания
Беседа,
выполнение
индивидуальн
ого задания
Беседа,
выполнение
индивидуальн
ого задания
Беседа,
выполнение
индивидуальн
ого задания
Беседа,
выполнение
индивидуальн
ого задания
Наблюдение
7
2
23
-
Наблюдение
Беседа
2.
2.1.
2.2.
4.
4.1.
Оформление 2
8
4.3.
4.4.
4.5.
развития
робототехники.
Базовыепонятия.
Материально-техническая
база
для 4
разработки
технического
проекта.
Робототехнические конструкторы.
Механика и механизмы робота
2
Конструирование робота.
12
Программирование роботов
6
4.6.
Испытание робота. Отладка
4
-
4
5.
6.
Подготовка проекта к презентации
Разработка индивидуального проекта
12
44
3
4
9
40
7.
* Участие в конкурсах
26
-
26
144
25,5
118,5
4.2.
Итого:
1
3
Беседа
1
2
1
1
10
5
Беседа
Наблюдение
Готовая
программа
Работоспособ
ная модель
Наблюдение
Защита
проекта
Защита
проекта
* Учебный план в пункте 7 реализуется с учётом событий проекта «Школа Росатома», НС
«Интеграция», фонда АТР АЭС, областных соревнований по технической
направленности, муниципальных конкурсов технической и социально-культурной
направленностях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу.
Задачи года. Техника безопасности.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи ДООП.
Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающихся.
2. С чего начинается проект?
2.1. Классификация и характеристика проектов.
Теория: Понятие «проект». Знакомство с особенностями организации
работы над проектом. Классы проектов: монопроект, мультипроект,
мегапроект. Типы проектов: социальный, экономический, организационный,
технический, смешанный, информационный, творческий. Виды проектов:
научно-исследовательский,
образовательный,
инновационный,
комбинированный.
инвестиционный,
Длительность
проекта.
учебноМасштаб
проекта.
2.2. Структура проекта. Определение проблемы. Тема проекта.
9
Теория: Основные разделы проекта. Методическая часть проекта.
Выбор темы проекта. Требования к выбору и формулировке темы.
Определение проблемы.
Практика: Работа над проектом: определение типа, поиск проблем,
формулирование темы.
2.3. Структура проекта. Объект. Предмет.
Теория: Объект исследования. Предмет исследования. Разница между
объектом и предметов исследования. Типичные ошибки при определении
предмета и объекта исследования.
Практика: Работа над проектом 150м: определение объекта и предмета
исследования.
2.4. Структура проекта. Цель. Задачи. Продукт.
Теория: Определение цели и задач. Типичные способы определения
цели. Требования к формулировке цели и задач.
Практика: Работа над проектом: определение цели и задач.
2.5. Структура проекта. План мероприятий. Ожидаемый результат:
количественный и качественный.
Теория: Планирование этапов выполнения проекта. Составление
индивидуального
рабочего
плана.
Результат:
количественный
и
качественный
Практика: Работа над проектом: составление плана мероприятий,
определение ожидаемых результатов.
2.6. Структура проекта. Составление сметы проекта. Риски.
Теория: Бюджет проекта. Структура бюджета: сводная смета, зарплата
и гонорары, основные прямые расходы. Риски. Минимизация рисков
Практика:
Работа
над
проектом:
составление
сметы
проекта,
определение рисков и их минимизирования.
2.7. Структура проекта. Оформление портфолио проекта.
Теория: Портфолио проекта: организационные документы; технические
документы; фото, видео документы, печатная продукция; материалы СМИ.
10
Практика:
Работа
над
проектом:
определение
составляющих
портфолио.
3. Правила оформления пояснительной записки к проекту в
соответствии с требованиями
Теория: Требования к оформлению. ГОСТы по оформлению работ.
Особенности оформления текста. Правила оформления титульного листа,
содержания проекта. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем.
Практика: Знакомство с текстовым редактором MSWord. Таблицы,
диаграммы, схемы в MSWord. Стили текста. Настройка параметров
документа MSWord в соответствии с требованиями ГОСТа Подготовка
письменного отчета к проекту.
4. Технические проекты
4.1. Что такое технические проекты. История развития робототехники.
Базовые понятия.
Теория: Понятие «технический проект». Особенности технических
проектов. История робототехники. Примеры технических проектов.
4.2. Материально-техническая база для разработки технического
проекта. Робототехнические конструкторы.
Теория: Виды робототехнических конструкторов. Основные детали
конструктора. Определение ресурсной базы проекта.
Практика: сборка простых узлов и соединений. Движущиеся элементы
конструктора.
4.3. Механика и механизмы робота
Теория: Понятие «механика». Виды передач. Механизмы. Назначение
механизмов.
Практика: Конструирование робота-манипулятора.
4.4. Конструирование робота.
Теория: Алгоритм создания робота. Виды технической сборки.
11
Практика: Сборка корпуса. Подключение двигателей, аккумуляторов.
Подключение контроллеров двигателя к микроконтроллеру. Подключение
датчиков к микроконтроллеру
4.5. Программирование роботов.
Теория: Знакомство с программной средой. Изучение функционала
программной среды.
Практика: Создание программы для робота.
4.6. Испытание робота. Отладка.
Практика:
выполнения
Испытание
необходимого
робота:
проверка
функционала.
работоспособности,
Выявление
и
устранение
неполадок.
5. Подготовка проекта к презентации
Теория: Повторение структуры проекта. Знакомство с критериями
оценивания проекта.
Практика: Определение соответствия
содержания пояснительной
записки проекта с критериями Положения. Корректировка пояснительной
записки проекта в соответствии критериям Положения.
6. Разработка индивидуального проекта
Теория: Индивидуальная консультация по определению проблемы,
цели, задач, объекта и предмета исследования.
Практика:
Создание
технического
проекта:
конструирование
технического устройства и оформление пояснительной записки к проекту.
7. Участие в конкурсах
Практика: Публичная защита проекта.
12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Для ребенка важно, чтобы результаты его проектной деятельности
можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и
положительно
влияет
на
мотивацию
деятельности
к
познанию.
Образовательная программа создает для этого самые благоприятные
возможности.
Метапредметные результаты:
улучшение коммуникативных способностей и приобретение
навыков самостоятельной работы и работы в коллективе;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
Личностные результаты:
развитие
внимания,
памяти,
мышления,
пространственное
воображения, художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии;
интерес к конструированию, моделированию и рационализаторству;
адекватное отношение к успешному или неуспешному выполнению
своей деятельности, восприятие оценки педагога и обучающихся;
знание правил техники безопасности;
знание основы создания проектов;
умение оформлять и представлять полученные результаты.
Предметные результаты:
создавать технические модели и находить инженерные решения;
умение пользоваться инструментом;
умение работать с информационными ресурсами;
знание терминологии по предмету, названия инструментов и их
назначение.
13
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Название
Количеств
о
(шт.)
Доска учебная
1
Компьютер для педагога
1
Ноутбуки для обучающихся
7
Проектор
1
Столы
7
Стулья
7
Шкаф для хранения робототехнических конструктором 1
и дидактического материала
КонструкторробототехническийStudica Mobile Robotics 2
Collection
Геймпад
2
Набор FPV управленияроботом WSR Viewpoint Camera 1
Add-on Kit
Хаб с точкойдоступадляmyRIO - WSR USB and Ethernet 1
Hub with wireless access point for myRIO
Ноутбук для программирования робота
1
Соревновательное поле мобильной робототехники (4м х 1
4м) с наполнением
Антистатический настольный комплект VKG KH-6090
1
Дымоулавливающая система FumeCube
1
Паяльная станция Stannol INDUSTA 550
1
Бестеневая лампа с увеличительной лампой 5 диоптрий 1
VKG L51
Стол паяльный, Рабочее место CP-15-7 ESD RAL 7035
1
«Тулбокс»:
1
Набор шестигранных ключей (дюймовых)
Набор рожковых ключей
Набор торцевых ключей
Набор отверток (шлицевые) с электроизолированными рукоятками
Набор отверток (крестовые) с электроизолированными рукоятками
Набор часовых отверток
Аккумуляторная электрическая отвертка (ручная)
Пассатижи с электоизолированными рукоятками
Бокорезы
Пинцет
Плоскогубцы
14
Круглогубцы
Стриппер
Инструмент для обжима провода (кримпер)
Ножницы канцелярские
Баллончик сжатого воздуха
Мультиметр
Антистатический браслет
Рулетка измерительная (5 м)
Стяжки
Изолента
Средство для чистки контактов
Соединительная колодка для монтажа линии электропитания под
винтовой зажим
Коннектор для одножильного кабеля
Провода «папа-папа» для беспаечной соединения на макетной
плате (комплект)
Провода «папа-мама» для беспаечного соединения на макетной
плате (комплект)
Провода «мама-мама» для беспаечного соединения на макетной
плате (комплект)
Предохранители плавкие 20А
Паяльник малой толщины с жалом сечением 0.2 мм (уходит в
паяльную)
Штатив для пайки (штатив «третья рука») с линзой
Флюс
Припой
Набор разноцветных проводов (одножильный с сечением 0.25)
Гибкий кабель-канал для укладки проводов (м)
Держатели гибкого кабель-канала
Шлейфы соединительные с разъемами (34 линии) для порта myRIO
MXP
Комплект термоусадочных изоляционных трубок
Ящик для инструментов
Макетная плата для беспаечного монтажа электрических цепей
15
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Этапы
1 год обучения
образовательного
процесса
Начало учебного года
11 сентября (по Уставу)
Продолжительность
36 учебных недель
учебного года:
Продолжительность
7-12лет: 40 минут
занятий
Промежуточная
по окончанию курса образовательной программы
аттестация
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация
10 мая -24 мая
Окончание учебного
25 мая
года
Период учебного графика:
1 четверть
Осенние
каникулы
2 четверть
Зимние
каникулы
3 четверть
Весенние
каникулы
4 четверть
с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)
с 25.10.2025 по 04.11.2025 (11 календарных дней с учетом
праздничных дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
с 05.11.2023 по 30.12.2025 (8 недель)
с 31.12.2025 по 11.01.2026 (12 календарных дней с учетом
праздничных дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
с 12.01.2026 по 27.03.2026 (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
с 06.04.2026 по 25.05.2026 (7 недель 1 день)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Инженерия будущего» реализует педагог дополнительного образования.
Образование – высшее педагогическое. Категория – 1 квалификационная
категория. Стаж работы – 7 лет.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Практическая работа. Выполняя проекты, обучающиеся знакомятся с
основами проектной деятельности;
16
Приемы и методы организации занятий:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения. Обучающиеся
получают знания в ходе беседы, объяснения, из учебной или методической
литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.
Репродуктивный метод обучения. Деятельность
детей носит
алгоритмический характер, выполняется по технологическим картам и
схемам.
Частично-поисковый,
или
эвристический
метод
обучения
заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в
обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в
ходе подготовки и реализации творческих проектов.
Исследовательский метод обучения, где обучаемые самостоятельно
изучают материал. В исследовательской деятельности самостоятельность,
творческий поиск проявляются наиболее полно.
Для организации занятий необходимо следующий набор:
Учебный кабинет;
КонструкторробототехническийStudica Mobile Robotics Collection;
Набор FPV управленияроботом WSR Viewpoint Camera Add-on Kit;
Соревновательное поле мобильной робототехники (4м х 4м) с
наполнением;
«Тулбокс».
Для организации и проведения занятий необходим дидактический
материал:
С.А.Филиппов
«Робототехника
для
детей
и
родителей»
http://www.lschool4.ru/images/stories/A3/pdf/fillipov.pdf
Блог «Роботы и робототехника» посвящен роботам и робототехнике,
собственному проекту http://insiderobot.blogspot.com
17
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Вид контроля
Входной
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Период
В начале учебного года
Цель проведения
Определение
начальных знаний
и
умений
у
обучающихся
На протяжении учебного Определение
года
уровня
текущих
умений и знаний
По окончанию каждой Определение
темы
уровня
текущих
умений и знаний
В конце учебного года
Форма контроля
Наблюдение, опрос
Беседа,
наблюдение, опрос
Беседа,
наблюдение, опрос,
презентация
результата
Определение
Защита проектов,
уровня ожидаемых наблюдение
результатов
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с
диагностики на первых занятиях, заканчивая выпускной работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в беседе и
специальных упражнениях, ведется наблюдение за обучающимися. Далее
упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и
умений, все больше подключается творчество детей.
Результатом освоения программы станет защита разработанного
проекта внутри творческого объединения. Проекты могут быть представлены
на муниципальных, областных и всероссийских и международных научнопрактических конференциях.
Формами контроля деятельности по данной программе является
участие обучающихся в проектной деятельности, в конкурсах, в защите
индивидуальных
и
групповых
проектов
на
различном
уровне
(муниципальный, областной, региональный, Всероссийский). После освоения
программы документ об образовании не выдается. (Приложение 1.
Приложение 2.)
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» и на перспективу до 2036 года и на перспективу до 2036 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
образовательных программ».
19
при
реализации
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
20
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/ 04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного
образования
муниципального
округа
Заречный
Свердловской области «Центр детского творчества».
Литература для педагога
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: АРКТИ, 2012.
2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской
деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/
Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013.
3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Научно-исследовательская работа
студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой
и выпускной квалификационной работы: учеб.пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – 10-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
21
4. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для
учащихся основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В.Носовой.
– Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2011
5. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать
над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008. -торговый дом
«Корифей» - Волгоград, 2011.
Литература для детей:
1.
С.А.Филиппов
«Робототехника
для
детей
и
родителей»
http://www.lschool4.ru/images/stories/A3/pdf/fillipov.pdf
2. Блог «Роботы и робототехника» посвящен роботам и робототехнике,
собственному проекту http://insiderobot.blogspot.com
22
Приложение1.
Мониторинг результатов проектной деятельности обучающихся
Перечень
№
предметных,
п/п метапредметных и
личностных умений
Умение
1
раскрыть
содержание работы,
грамотно
и
обоснованно
в
соответствии
с
рассматриваемой
проблемой/темой
использовать
имеющиеся знания
и
способы
действий.
Умение
2
самостоятельно
планировать работу
над проектом.
Сформированность
3
коммуникативных
действий,
проявляющаяся
в
умении
ясно
изложить
и
оформить
выполненную
работу, представить
её
результаты,
аргументированно
ответить
на
вопросы.
Критерии
оценивания проекта
Эталон работы
обучающихся
Постановка цели и
задач, обоснование
проблемы проблемы
и
актуальности
проекта.
Глубина
раскрытия темы.
Цель, задачи и
актуальность
определены.
Проблема
обозначена. Тема
проекта расрыта.
Поиск источников
информации.
Творческий подход
к работе. Личная
заинтересованность
автора в работе над
проектом.
Планирование путей
достижения
результатов.
Проект содержит
информацию из
разнообразных
источников.
Проект
отличается
творческим
подходом.
Развёрнутый
план состоит из
основных этапов
и
всех
промежуточных
шагов
по
достижению
цели.
Соответствие
Чёткое
и
требованиям
граммотное
оформления
оформление
письменной части проекта в точном
проекта. Качество соответствии с
проведения
установленными
презентации
правилами. При
проекта. Качество защите проекта
проектного
автор
владеет
продукта.
культурой
общения
с
аудиторией,
выступление
уложилось
в
23
Показатель
сформированности:
Низкий – 1
Выше низкого - 2
Средний – 3
Выше среднего – 4
Высокий - 5
рамки
регламента.
Проектный
продукт
полностью
соответствует
теме
и
заявленным
целям проекта.
24
Приложение 2.
Критерии оценивания проекта
1. Актуальность темы
o Насколько тема проекта значима и интересна?
o Какова степень новизны предложенной идеи?
2. Цель и задачи
o Четкость постановки цели и задач проекта.
o Реалистичность достижения поставленных целей.
3. Планирование и структура
o Логичная последовательность действий.
o Подробность плана мероприятий.
o Распределение обязанностей между участниками команды.
4. Реализация
o Качество выполненных работ.
o Уровень самостоятельности и инициативности участников.
o Эффективность использования выделенных ресурсов.
5. Результативность
o Достижение заявленных целей и задач.
o Количество достигнутых промежуточных результатов.
o Степень удовлетворенности потребителей/заказчиков проектом.
6. Творчество и оригинальность
o Новаторство подхода к решению проблемы.
o Уникальность предлагаемых решений.
7. Практическое применение
o Возможность внедрения результатов проекта в реальную жизнь.
o Масштабируемость и переносимость опыта.
8. Самостоятельность и ответственность
o Способность команды самостоятельно решать возникающие проблемы.
o Ответственность каждого участника за свою роль в проекте.
9. Представление результата
o Организация публичной презентации.
o Язык изложения материала.
o Ясность представления ключевых идей и выводов.
10. Коммуникация и сотрудничество
o Эффективность коммуникации внутри проектной группы.
o Способность наладить конструктивное общение с партнерами и экспертами.
11. Рефлексия и самоанализ
o Глубина анализа проделанной работы.
o Осознанность допущенных ошибок и предложений по улучшению будущих проектов.
25