ДООП Конструирование и моделирование. Лего

Н ДООП
Волшебство из бумаги.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»

Рассмотрена на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
№ 6 от «09» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 -од «09» июля 2025г.

«КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.
ЛЕГО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Возраст детей: 7- 9 лет
Срок реализации: 2 года

Разработчик:
Зыбина Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
«Конструирование

общеобразовательная

моделирование.

Лего»

общеразвивающая
относится

к

программа

технической

направленности.
Актуальность
Актуальность программы состоит в том, что одной из проблем в России
являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий
статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию
профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на
производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в
области управления роботами, что позволит развивать новые, умные,
безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо
прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных
систем.
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа разработана с учетом нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года».
2

6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г.

№ 629

«Об

утверждении

Порядка

организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности

при сетевой

форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
3

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(вместе

с

«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья

и

детей-инвалидов

на

базе

образовательных

организаций,

реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/

04

«Рекомендации

по

реализации

внеурочной

деятельности,

программы воспитания и социализации и общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18.

Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
20.

Устав

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования муниципального округа Заречный Свердловской
области «Центр детского творчества».
4

Главная идея программы заключается в том, что навыки, умения и
компетенции моделирования и конструирования, приобретенные в 7-9 лет,
служат средством приобщения детей к техническому творчеству, способствуют
продуктивной ранней профориентации и могут стать первыми шагами на
длинном пути.
Цель:

создание

условий

для

развития

творческого

потенциала

обучающихся через занятия конструированием и моделированием из Лего.
Задачи:
Обучающие:


развивать технические и познавательные способности и умения,

техническую смекалку при выполнении практических работ, связанных со
сборкой, отладкой и программированием моделей;


формировать навыки и умения работать с инструкционными

картами;


формировать навыки и умения строить модели по схемам;



формировать умения работать с компьютерными программами;



формировать умения управлять поведением роботов при помощи

приёмов программирования.
Развивающие:


развивать мелкую моторику;



развивать техническое мышление и конструкторские способности у

обучающихся;


развивать познавательные и творческие способности обучающихся;



наработать опыт участия в робототехнических соревнованиях и

мероприятиях.
Воспитательные:


научить действовать коллективно в составе одной группы –

команды;

5



формировать личность творческую и самостоятельную, способную

к техническому творчеству.
Отличительные особенности образовательной программы, новизна
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Конструирование, моделирование. Лего»является составительской. В основу
программы легли следующие программы: образовательная программа «Легоконструирование»

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», автор Григорьева Н.В.
и

дополнительная

общеразвивающая

программа

по

робототехнике

«Самоделкин».
Данная
программа

дополнительная

общеобразовательная

«Конструирование,

моделирование.

общеразвивающая
Лего»

предлагает

использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента
для обучения детей конструированию и моделированию. Простота построения
модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют
в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет
поставленную задачу.
Логика и построение учебного плана, определяющая последовательность
тем и количество часов на их изучение, построена на основе принципов:
 от простого к сложному в развитии мотивации к познанию и
творчеству;
 природосообразность всего образовательного процесса;
 от репродуктивного освоения навыков предметной деятельности через
анализ результатов работы к техническому творчеству.
Личностно-деятельностный
программы,

предполагает,

подход,

что

лежащий

обучение

в

основе

творчеству

данной

происходит

непосредственно в процессе деятельности, подразумевающей работу над
изготовлением

модели.

Соответственно,

в

первый

год

обучения

предлагаемой программе формируются в основном операционные умения.
6

по

Адресат программы: Программа «Конструирование, моделирование.
Лего» направлена на обучение ввозрасте 7 - 9 лет, проявляющих интерес к
техническому творчеству.
Психолого-педагогические характеристики
У

детей

7-

9

Эмоционально-волевая
характер.

лет формируется
память

Формируется

действенного

мышления

и

переход
к

нравственная

внимание
от

сфера

приобретают

наглядно-образного

теоретическому

личности.

произвольный
и

мышлению.

конкретноФормируется

логическая память.
Набор детей в группу осуществляется по принципу добровольности, без
отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений.
Главным условием является желание ребенка заниматься рисованием. Прием
учащихся

осуществляется

путем

заключения

договоров

с

родителями

(законными представителями). Группа детей состоит из 12 человек.
Формы и режим занятий
Запись в детское объединение «Конструирование и моделирование Лего»
производится, в начале учебного года (август - сентябрь), возможно
пополнение в группы на свободные места в течение всего учебного года. В этом
случае «новичок» закрепляется за одним из активных кружковцев и находится
под внимательным наблюдением руководителя в продолжение всего времени.
Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их
уровня знаний и умений. На программу первого и второго года обучения
отводится 4,5 часа (2 раза в неделю по 2 часа и 2,5 часа). Количество
обучающихся в творческом объединении для 1 – 2 года обучения– 12 человек.
Формы занятий: групповая, индивидуальная.
Учебно-тематический план программы составлен в соответствие с
санитарно-гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса,
установленными Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические
7

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
Объем программы
Для обучающихся первого и второго года обучения составляет 162 часа.
Срок освоения программы
Объем программы – 324 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 162 часа в год.
2 год обучения: 162 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Данная программа рассчитана на два года обучения детей от 7 до 9 лет.
Занятия проводятся в смешанных группах.
Освещение теоретического материала проводится в виде кратких лекций
с демонстрацией видео и презентационных материалов, бесед, дискуссий.
Рассмотренные вопросы закрепляются во время практических занятий, при
обсуждении результатов выполнения заданий. Для выравнивания уровня
теоретической подготовки обучающихся педагог использует индивидуальную
форму работы.
Практические занятия по основным темам начинаются с общего занятия,
на котором даются общие сведения о строящейся модели, её конструкции.
Далее,

как

правило,

Дифференциация

занятия

переходят

обусловливается

на

различием

индивидуальную

форму.

направлений

работе

в

обучающихся, разными навыками и умениями при работе с конструктором.
Здесь открываются широкие возможности для организации и воспитания
взаимопомощи и коллективизма («сделал сам – помоги товарищу», «поможешь
ты – помогут и тебе», «быстрее построим модели – все вместе пойдем их
запускать» и т.д.). Завершающим этапом практической работы обучающихся
является запуска запрограммированной модели и отладка программы.

8

Методы обучения: практический, объяснение, словесный, разъяснение,
наглядный, инструктаж, демонстрация, работа с книгой.

9

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Первый год обучения
№п/п Разделы и темы

Количество часов
Формы
и
теория практика всего аттестации
контроля
Введение. Конструктор Лего 9689 «Простые механизмы» (54 ч.)
1.1
Вводное занятие. Инструктаж по 1
1
2
Беседа
технике безопасности. Знакомство с
набором
Лего
9689
«Простые
механизмы».
1.2
Название деталей.
1
1
2
Беседа,
викторина
1.3
Зубчатые колёса. Где используются 1
1
2
Беседа
зубчатые
колёса.
Направление
вращения. Принципиальная модель А1.
Промежуточное
зубчатое
колесо.
Принципиальная модель А2.
1.4
Увеличение
скорости
вращения. 1
1
2
Беседа
Принципиальная
модель
А3.
Уменьшение
скорости
вращения.
Принципиальная модель А4. Вращение
под углом. Принципиальная модель А5.
1.5
Основное задание: Карусель. Модель 1
1
2
Наблюдение
А6. Модель А7.
1.6
Творческое
задание:
Тележка
с 1
1
2
Беседа
попкорном.
1.7
Колёса и оси. Скользящая модель В1. 1
1
2
Беседа
Роликовая модель В2.
1.8
Модель с одиночной фиксированной 1
1
2
Беседа
осью В3. Модель с отдельными осями
В4.
1.9
Основное задание: Машинка. Модель 1
1
2
Беседа
В5. Модель В6.
1.10 Творческое задание: Тачка.
1
1
2
Беседа
1.11 Общие сведения: Рычаги. Модель С1. 1
1
2
Беседа
Модель С2.
1.12 Основное задание: Катапульта. Модель 1
1
2
Беседа
С3. Модель С4.
1.13 Творческое задание: Железнодорожный 1
1
2
Беседа
переезд со шлагбаумом.
1.14 Общие сведения: Шкивы. Модель D1. 1
1
2
Викторина
Модель D2.
1.15 Модель D3. Модель D4. Модель D5.
1
1
2
Беседа
1.16 Основное задание: Сумасшедшие полы. 1
1
2
Наблюдение
Модель D6. Модель D7.
1.17 Творческое задание: Подъёмный кран.
1
1
2
Соревнование
1.18 Творческое задание: Конструирование 1
1
2
Наблюдение,
10

1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24
1.25
1.26
1.27
2.
2.1

2.2

2.3

3.
3.1

3.2
3.3

3.4
3.5

3.6

3.7

машины будущего.
Творческое задание: Конструирование 1
водного транспорта.
Творческое задание: Конструирование 1
животных.
Творческое задание: Конструирование 1
роботов.
Творческое задание: Конструирование 1
сказочных героев.
Творческое задание: Конструирование 1
мостов.
Творческое задание: Конструирование 1
башни.
Творческое задание: Конструирование 1
самолёта.
Творческое задание: Конструирование 1
вертолёта.
Повторение пройденного материала. 1
Зачёт.
Конструктор ПервоРобот Lego WeDo (6 ч.)
Инструктаж по технике безопасности. 1
Знакомство с набором «Перворобот
LegoWeDo».
Программное
обеспечение 1
LEGOEducationWeDo (обзор, перечень
терминов).
Модель
«Маленький
вертолёт».
Звуки. Фоны экрана. Сочетание клавиш. 1
Модель «Механический молоток».

беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Беседа,
викторина

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Беседа

1

2

Наблюдение,
беседа

1

2

Наблюдение,
беседа

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение

1

1

2

Наблюдение

1

1

2

Наблюдение,
беседа

1

1

2

Наблюдение

Кулачок. Рычаг. Модель «Верхом на 1
драконе».

1

2

Наблюдение,
беседа

Первые шаги (14 ч)
Обзор.
Мотор
и
ось.
Модель
«Атракцион».
Зубчатые
колеса.
Промежуточное
зубчатое колесо. Модель «Пеликан».
Понижающая
зубчатая
передача.
Повышающая
зубчатая
передача.
Модель «Большие качели».
Датчик наклона. Датчик расстояния.
Модель «Лягушки с датчиками».
Шкивы и ремни. Перекрестная ременная
передача.
Снижение
скорости.
Увеличение
скорости.
Модель
«Лягушка».
Коронное зубчатое колесо. Червячная
зубчатая передача. Модель «Большой
вертолёт».

11

4.
4.1
4.2
4.3
4.4

Программирование WeDo (8 ч.)
Блок «Цикл». Модель «Ветряная
мельница».
Блок «Прибавить к экрану». Блок
«Вычесть из экрана». Модель «Катер».
Блок «Начать при получении письма».
Маркировка. Модель «Бэтмобиль».
Итоговое занятие по пройденным
темам. Творческое задание. Зачёт.

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

Конструирование и программирование заданных моделей (36 ч.)
5.1 Забавные механизмы (6 ч.)
5.1.1 Модель «Танцующие птицы».
1
1
2

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

5.1.2

Модель «Умная вертушка».

1

1

2

5.1.3

Модель «Обезьянка - барабанщица».

1

1

2

1

1

2

Модель «Рычащий лев».
1
Создание львиной семьи (мама – львица 1
и львёнок).
Модель «Порхающая птица»
-

1
1

2
2

2

2

Наблюдение,
беседа

1

1

2

Попадание в мишень (соревнование нападающих).
Модель «Вратарь».
1

2

2

1

2

Совместное занятие «Нападающий и вратарь».
Модель «Ликующие болельщики».
1

2

2

1

2

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

1

1

2

5.2 Звери (8 ч.)
5.2.1 Модель «Голодный аллигатор».
5.2.2
5.2.3
5.2.4

5.3Футбол (10 ч.)
5.3.1 Модель «Нападающий».
5.3.2
5.3.3
5.3.4
5.3.5

5.4 Приключения (12 ч.)
5.4.1 Модель «Спасение самолёта».
5.4.2

Модель «Спасение от великана».

-

2

2

5.4.3

Придуманная история про Макса и 1
Машу.
Управление великаном «волшебной» палочкой.
Модель «Непотопляемый парусник».
1

1

2

2

2

1

2

Творческое
занятие
«Приключения».

2

2

5.4.4
5.4.5
5.4.6

по

разделу 12

Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Беседа

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

5.
6.1

6.2

6.3

Вдохновляйтесь. Программа для исследования (6 ч.)
Суперслучайное ожидание. Лотерея. 1
1
Управление с клавиатуры. Управление
голосом. Творческое задание.
Джойстик. Управление мощностью 1
1
мотора при помощи датчика наклона.
Случайный порядок воспроизведения
звуковых файлов. Случайный выбор
фона экрана. Творческое задание.
Все звуки. Все фоны экрана. Попугай. 1
1
Свистящий мотор. Обратный отсчёт.
Хранилище. Случайная цепная реакция.
Творческое задание.

Подготовка к конкурсам и выставкам (36 ч.)
7.1
Подготовка к конкурсам и выставкам.
6.
Подведение итогов (2 ч.)
8.1
Подведение итогов работы за год.
ИТОГО:

2

Беседа

2

Беседа,
викторина

2

Беседа,
викторина

-

36

36

55

2
107

2
162

СОДЕРЖАНИЕ
Первого год обучения
1.

Введение. Конструктор Лего 9689 «Простые механизмы».

1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
набором Лего 9689 «Простые механизмы».
Теория: Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при
работе с конструктором.
Правило работы с конструктором.
Практика:

Основные

детали

конструктора

Лего

9589

«Простые

механизмы». 4 этапа обучения – установление взаимосвязи, конструирование,
рефлексия и развитие.
1.2 Название деталей
Теория: Знакомство с деталями конструктора.
Практика: Рассмотрение строения деталей, проверка в работе.
1.3 – 1.6 Зубчатые передачи, карусель, тележка с попкорном.
Теория: Знакомство с устройством зубчатых механизмов.
Практика: Построение с использованием технологических карт моделей.
13

1.7 - 1.10 Колеса и оси.
Теория: Изучение скользящей модели, с одиночной и отдельными
фиксированными осями.
Практика: Построение с использованием технологических карт моделей.
испытание скользящих моделей.
1.11

–

1.13

Рычаги.

Катапульта,

железнодорожный

переезд

со

шлагбаумом.
Теория: Изучение рычагов, их устройство и применение.\
Практика: Построение с использованием технологических карт моделей.
Сборка и испытание на практике модели катапульты. Командные соревнования
по метанию теннисного шарика.
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Построение

модели

железнодорожного

переезда

со

шлагбаумом,

работающего за счет механического воздействия.
1.14 – 1.17 Шкивы. Сумасшедшие полы, подъемный кран.
Теория: Изучение шкивов и их применения.
Практика: Построение с использованием технологических карт моделей.
Обучающиеся

выполняют

сборку

модели

«Сумасшедшие

полы»

по

технологической карте. Построение модели механического подъемного крана с
поднимающейся и опускающейся стрелой.
2. Конструктор ПервоРобот Lego WeDo.
2.1 – 2.2 Знакомство с конструктором и программным обеспечением.
Теория: Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при
работе с конструктором и компьютером.
Практика: Обзор вкладка связь, вкладка проект, вкладка содержание,
вкладка экран и т.д. Перечень терминов и их обозначение. Сочетания клавиш
для быстрого доступа к некоторым функциям. Звуки – Блок «Звук» и перечень
звуков, которые он может воспроизводить. Фоны экрана, которые можно
использовать при работе.
14

3. Первые шаги
3.1 – 3.7 Изучение датчиков и их применение.
Теория: Применение зубчатого колеса. Понижающая зубчатая передача.
Повышающая зубчатая передача. Датчик наклона. Датчик расстояния. Шкивы и
ремни. Перекрестная ременная передача. Снижение скорости. Увеличение
скорости. Коронное зубчатое колесо. Червячная зубчатая передача. Кулачок.
Рычаг.
Практика: Применение на практике изученного материала.
4. Программирование WeDo.
Теория: Изучение основных блоков программирования: блок «Цикл»,
блок «Прибавить к экрану», блок «Вычесть из экрана», блок «Начать при
получении письма», маркировка их обсуждение и программирование.
Практика: Выполнение творческих заданий.
5. Конструирование и программирование заданных моделей
5.1 Забавные механизмы.
Теория: Повторение и закрепление пройденных тем.
Практика:

Обучающиеся

должны

сконструировать

механические

устройства и запрограммировать их поведение.
5.2 Звери
Теория: Изучение животных – аллигатор, лев, птицы.
Практика:

Обучающиеся

должны

сконструировать

механических

сконструировать

механические

животных и запрограммировать их поведение.
5.3 Футбол
Теория: Изучение темы футбол.
Практика:

Обучающиеся

должны

устройства и запрограммировать их.
5.4. Приключение
Теория: Повторение и закрепление пройденных тем.

15

Практика:

Обучающиеся

должны

сконструировать

механические

устройства и запрограммировать их.
6. Вдохновляйтесь. Программы для исследования
Теория: Изучение новых функций.
Практика: Испытание предлагаемых программ, чтобы исследовать
возможности

программного

обеспечения.

Управление

с

клавиатуры.

Управление голосом. Управление мощностью мотора при помощи датчика
наклона. Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный
выбор фона экрана. Супер случайное ожидание. Все звуки. Все фоны экрана.
Лотерея (запустите программу, чтобы узнать, кто же выиграет в лотерею).
Джойстик (Поворачивайте датчик наклона «носом» вверх и вниз и наблюдайте,
как будет меняться направление вращения мотора). Попугай (скажите, что –
либо в микрофон и наблюдайте за результатом). Хранилище (запустите
программу и введите свой секретный код. Сможете ли вы отпереть замок?).
Случайная цепная реакция.
7.Подготовка к выставкам и соревнованиям
Теория: Повторение и закрепление пройденных тем.
Практика: Разработка собственных моделей в группах. Выработка и
утверждение

темы,

Конструирование

в

рамках

модели,

её

которой

будет

программирование.

реализоваться
Презентация

проект.
моделей.

Выставка. Соревнования.
8. Подведение итогов
Повторение изученного ранее материала. Подведение итогов за год.
Перспективы работы на следующий год.

16

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения
№п/п

Разделы и темы

Количество часов
теория

практика

всего

Конструктор ПервоРобот Lego WeDo (2 ч.)
1.1
Вводное
занятие. 1
1
2
Инструктаж по технике
безопасности.
Конструирование и программирование заданных моделей (122 ч.)
2.1 Автоспорт (10 ч.)
2.1.1
Гоночный автомобиль 1
1
1
2
2.1.2

Гоночный автомобиль 2

1

1

2

2.1.3

Маленький драгстер

1

1

2

2.1.4

Тумблер

1

1

2

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
2.2 Разные животные и насекомые (36 ч.)
2.2.1
Жираф
1

2

2

1

2

2.1.5

2.2.2

Лошадь

1

1

2

2.2.3

Горилла

1

1

2

2.2.4

Бык

1

1

2

2.2.5

2

2

2.2.6

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Венерина мухоловка
1

1

2

2.2.7

Пеликан

1

1

2

2.2.8

Взлетающие попугаи

1

1

2

2.2.9

Бабочка

1

1

2

2.2.10

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Черепаха
1

2

2

1

2

2.2.11

17

Беседа

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа

2.2.12

Заяц

1

1

2

2.2.13

Стрекоза

1

1

2

2.2.14

Подпрыгивающие лягушки

1

1

2

2.2.15

2

2

2.2.16

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Скорпион
1

1

2

2.2.17

Птичье гнездо

1

2

2

2

1

2

1

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
2.3 Помощники человека - машины (28 ч.)
2.3.1
Батискаф
1
2.2.18

2.3.2

Лифт

1

1

2

2.3.3

Подъёмный кран

1

1

2

2.3.4

Ветряк

1

1

2

2.3.5

2

2

2.3.6

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Бульдозер
1

1

2

2.3.7

Шахтные железные дороги

1

1

2

2.3.8

Трамбовщик

1

1

2

2.3.9

Качалка

1

1

2

2.3.10

2

2

2.3.11

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Манипулятор
1

1

2

2.3.12

Захват

1

1

2

2.3.13

Штабелер

1

1

2

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
2.4 Освоение космоса (30 ч.)
2.4.1
Спутник
1

2

2

1

2

2.3.14

18

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Викторина,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Викторина,
беседа
Наблюдение,

2.4.2

Посадочный модуль

1

1

2

2.4.3

Марсоход

1

1

2

2.4.4

Шагающая машина

1

1

2

2.4.5

2

2

2.4.6

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Робо рука
1

1

2

2.4.7

Робо дроид

1

1

2

2.4.8

Космическая битва

1

1

2

2.4.9

Космический шатл

1

1

2

2.4.10

2

2

2.4.11

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Звёздный истребитель
1

1

2

2.4.12

Астрономическая модель

1

1

2

2.4.13

Орудие

1

1

2

2.4.14

Челнок

1

1

2

2.4.15

Катапульта

1

1

2

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
2.5 Море (16 ч.)
2.5.1
Морской вертолёт
1

2

2

1

2

2.4.16

2.5.2

Подводная лодка

1

1

2

2.5.3

Китобойный корабль

1

1

2

2.5.4

2

2

2.5.5

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Кит
1

1

2

2.5.6

Морской лев

1

1

2

2.5.7

Морская черепаха

1

1

2

19

беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Соревнования,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Творческое
задание. Построение
по
собственному замыслу.
Подготовка к конкурсам и выставкам (36 ч.)
3.1
Подготовка к конкурсам и выставкам.
Подведение итогов (2ч.)
4.1
Подведение итогов работы за год
ИТОГО:
49
2.5.8

2

2

36

36

2

2

113

162

Викторина,
беседа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
1. Конструктор ПервоРобот Lego WeDo
1.1 Вводное занятие.
Теория: Правила поведение и техника безопасности в кабинете, и при
работе с конструктором, и компьютером.
2. Конструирование и программирование заданных моделей
2.1 Автоспорт
Теория: изучение машиностроения.
Практика:

Обучающиеся

должны

собрать

модель

по

заданной

инструкции.
2.2 Разные животные и насекомые
Теория: Изучения материала о животных и насекомых.
Практика:

Обучающиеся

должны

сконструировать

механические

устройства и запрограммировать их поведение.
2.3 Помощники человека – машины
Теория: изучение материала о современной технике используемой
человеком.
Практика:

Обучающиеся

должны

сконструировать

механические

устройства и запрограммировать их.
2.4 Освоение космоса
Теория: знакомство с материалом о космосе и технике, используемой там.
20

Практика:

Обучающиеся

должны

сконструировать

механические

устройства и запрограммировать их.
2.5 Море
Теория: Изучение подводной техники и ее устройство.
Практика:

Обучающиеся

должны

сконструировать

механические

устройства и запрограммировать их.
3. Подготовка к конкурсам и выставка
Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение
темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели,
её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования.
4. Подведение итогов
Повторение изученного ранее материала. Подведение итогов за год.
Перспективы работы на следующий год.
Планируемые результаты освоения программы
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное
внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет
творческую

активность

детей,

учитывая

индивидуальные

особенности,

психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на
малейшие

проявления

инициативы,

самостоятельности

и

творческого

мышления каждого учащегося.
При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты,
которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.
Предметными результатами изучения ДООП «Конструирование и
моделирование. Лего» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:


правила безопасной работы;



основные элементы конструкторов;

21



конструктивные особенности различных моделей, сооружений и

механизмов;


виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;



основные приемы конструирования и моделирования;



компьютерную среду, включающую в себя графический язык

программирования.
Уметь:
1.

осуществлять сборку модели как по схеме, так и по предложенному

изображению;
2.

программировать действия модели.

Метапредметными результатами изучения ДООП «Конструирование
и моделирование. Лего» является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:


определять, различать и называть детали конструктора,



конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по

чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.


ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного.


перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать
предметы и их образы;
Регулятивные УУД:


уметь работать по предложенным инструкциям.



умение излагать мысли в четкой логической последовательности,

отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.


определять и формулировать цель деятельности на занятии с

помощью учителя;
22

Коммуникативные УУД:


уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о

постройке.


уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять

обязанности
Личностными результатами изучения ДООП «Конструирование и
моделирование. Лего» является формирование следующих умений:


оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с

точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных
ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;


называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё

отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;


самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение

Для

эффективности

«Конструирование

и

реализации

моделирование

образовательной
Лего»

необходимы

программы
следующие

материальные ресурсы:
1. Базовый набор Lego WeDo;
2. Конструкторы Lego 9589 «Простые механизмы»;
3. Лицензионное программное обеспечение 2000095 Lego Education
WeDo.
4. Комплектзаданий 2009580 Lego Education WeDo Activity Pack.
5. Персональные компьютеры (ноутбуки), не менее 8 шт.
6. Проектор

либо

телевизор

для

презентационного материала;
7. Магнитно-маркерная доска;
23

демонстрации

видеороликов

и

8. Технологические карты.
Календарный учебный график
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения
11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

1 сентября

7-8 лет: 40 минут

8-9 лет: 40 минут

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

36 учебных недель

Итоговая аттестация
Окончание учебного
года
Период учебного графика:
1 четверть

с 01.09.2025 по 24.10.2025 (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10.2025 по 04.11.2025 (11 календарных дней с учетом
праздничных дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11.2023 по 30.12.2025 (8 недель)
с 31.12.2025 по 11.01.2026 (12 календарных дней с учетом
праздничных дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения

Зимние каникулы

3 четверть
Весенние каникулы

с 12.01.2026 по 27.03.2026 (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения

4 четверть

с 06.04.2026 по 25.05.2026 (7 недель 1 день)

Кадровое обеспечение
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Конструирование и моделирование. Лего» реализует педагог дополнительного

24

образования.

Образование

–

высшее

педагогическое.

Категория

–

1

квалификационная категория. Стаж работы – 6 лет 9 месяцев.
Программно-методическое обеспечение
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной
образовательной программы является занятие. Это форма обеспечивает
организационную чёткость и непрерывность процесса обучения. Знание
педагогом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет эффективно
использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность
каждого из них.
Неоспоримым

преимуществом

занятия,

является

возможность

соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы занятий: соревнования, выставки, конкурсы, практикум, занятие
– консультация, занятие - ролевая игра, занятие – презентация, занятие
проверки и коррекции знаний и умений.
Методы организации учебного процесса:


Информационно – рецептивный метод (предъявление педагогом

информации

и

организация

восприятия,

осознания

и

запоминание

обучающимися данной информации).


Репродуктивный метод(составление и предъявление педагогом

заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической
деятельности, руководство и контроль за выполнением; воспроизведение
воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и
непроизвольное запоминание).

раскрытие

Метод проблемного изложения(постановка педагогом проблемы и
доказательно

пути

его

решения;

восприятие

и

осознание

обучающимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).


Эвристический

метод

(постановка

педагогом

проблемы,

планирование и руководство деятельности учащихся; самостоятельное решение
25

обучающимися

части

задания,

непроизвольное

запоминание

и

воспроизведение).


Исследовательский метод (составление и предъявление педагогом

проблемных

задач

и

контроль

за

ходом

решения;

самостоятельное

планирование обучающимися этапов, способ исследования, самоконтроль,
непроизвольное запоминание).
В организации учебной познавательной деятельности педагог использует
также словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы. Словесные методы педагог применяет тогда, когда
главным источником усвоения знаний обучающимися является слово (без
опоры на наглядные способы и практическую работу). К ним относятся:
рассказ, беседа, объяснение и т.д.
Наглядные

методы.

К

ним

относится

методы

обучения

с

использованием наглядных пособий: фото и видео материалов, изготовленных
моделей.
Практические методы. Методы, связанные с процессом формирования
и совершенствования умений и навыков обучающихся. Основным методом
является практическое занятие.
1.

Дидактические средства.

В ходе реализации образовательной программы педагогом используются
дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные
устройства, технические средства.
2.

Формы подведения

итогов: соревнования,

выставки,

зачёт,

конкурсы
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ ИОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Работа по педагогической диагностике направлена на изучение детей,
занимающихся в кружке, с целью сотрудничества с ними и правильного
26

управления педагогическим процессом. Используемые методы диагностики:
наблюдение,

беседы,

анкетирования

детей

и

родителей.

Диагностика

проводится дважды: в начале учебного года и в конце. Таким образом, можно
определить эффективность в воспитательной работе, что является основой для
планирования работы, корректировке действий педагога и выдвижения новых
целей.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, перед началом работы, закрепляющий знания по предыдущим
темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по
данной

теме,

при

этом

у

обучающихся

происходит

усвоение

последовательности технологических операций;
рубежный, проводимый в период обучения и по завершению каждой
темы. Он закрепляет знания и умения, связанные с технологической
характеристикой изделия;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной работы.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Коллективные, индивидуальные, индивидуально-групповые.
2. Тематические презентации; репродукции произведений искусства и
иных достижений культуры; наглядные пособия (схемы, рисунки, чертежи,
фото и др.), технические средства обучения.
3.

Для

реализации

программы

используются

несколько форм

организации занятий:
4.

Групповые, по подгруппам (4-8 человек), индивидуальные.

5.

Деятельность

обучающихся

может

быть

организована

использованием дистанционных образовательных технологий (приложение):
6.

Очные занятия, проводимые в режиме реального времени.

27

с

7.

Дистанционная передача видеозаписи заданий и занятий, подборок

образовательных, просветительских и развивающих материалов (WhatsApp,
Zoom, Skype и др.);
8.

Google формы.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно - правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года».
6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
28

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г.

№ 629

«Об

утверждении

Порядка

организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности

при сетевой

форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06

«О

направлении

методических

рекомендаций»

(вместе

с

«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
29

образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья

и

детей-инвалидов

на

базе

образовательных

организаций,

реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/

04

«Рекомендации

по

реализации

внеурочной

деятельности,

программы воспитания и социализации и общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18.

Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
20.

Устав

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования муниципального округа Заречный Свердловской
области «Центр детского творчества».
Литература для педагога
ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс].
Литература для детей
1. Аллан Бедфорд: Большая книга LEGO. Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Аллан Бедфорд: LEGO. Секретная инструкция. Эком, 2013.
3. Кланг Иоахим, Альбрехт Оливер: Собери свой город. Книга инструкций
LEGО Манн, Иванов и Фербер, 2013.
4. LEGO. Книга идей. Переводчик: Аревшатян А. А. Редактор: Волченко Ю. С..
Эксмодетство, 2013.
30

5. Уоррен Элсмор: Лучшие города мира. Построй из LEGO. Манн, Иванов и
Фербер, 2013.
Интернет источники
Сказка «Волшебное кольцо»
Сказка «Летучий корабль»
Русские народные сказки.
Сказка «По щучьему велению»
Сказка «Цветик-семицветик»
Сказка
«Как отдыхал подъемный кран»
Сказка
«Пряничный домик»
Сказка
«Гадкий утёнок»
Дикие животные. Животные,
живущие в пустыне. Верблюд,
черепаха»
Животные.
Домашние питомцы. Модели
животных. Собачка

https://yandex.ru/video/preview/386719695221695765
4
https://ok.ru/video/9819047266941
https://yandex.ru/video/preview/122471653518153073
95
https://yandex.ru/video/preview/137256370864540959
8
https://yandex.ru/video/preview/159810998937408617
00
https://yandex.ru/video/preview/341633603436915123
0
https://yandex.ru/video/preview/173619292678512631
98
(https://yandex.ru/video/preview/174068116671404496
54),(https://yandex.ru/video/preview/42091685625519
32667)
https://yandex.ru/video/preview/102245133572649790
01

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».