ДООП Эврикум. Программирование. Питон. Приложения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования городского округа Заречный
«Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНА на заседании
методического совета
МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ»
Протокол №6 от «09» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 - од «09» июня 2025г.

«ЭВРИКУМ. ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
ПИТОН. ПРИЛОЖЕНИЯ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Технической направленности
Возраст детей: 13 - 16 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень реализации: базовый

Разработчик:
Колосов Алексей Михайлович,
педагог дополнительного образования

Городской округ Заречный, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: техническая.
Актуальность программы
По

результатам

исследования

компании

Jet

Brains

(https://www.jetbrains.com/ru-

ru/lp/devecosystem-2019/) язык Python – самый изучаемый в 2023 году и один из самых
востребованных на рынке труда. Python достаточно широко используется при освоении
основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики. В частности,
в качестве базового языка в УМК по информатике, авторы Поляков К. Ю., Еремин Е. А.,
допущенном к использованию в общеобразовательных организациях Министерством
просвещения РФ (Приказ Министерства Просвещения РФ от 28 декабря 2018 года № 345).
В отличие от языка Pascal, Python используется современными программистами в
реальных проектах. Простота его синтаксиса связана не с упрощением в образовательных
целях, а с желанием максимально облегчить рутинные задачи программиста и улучшить
читаемость кода.
Изучение Python откроет обучающимся возможности дальнейшего развития в области IT
и поможет в профориентации. Как минимум, эти знания пригодятся на олимпиадах по
программированию и при решении заданий ЕГЭ.
Нормативно-правовая база обеспечения образовательной программы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
2

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№

28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021

№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
3

образовательных организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/
04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Получение навыков программирования поможет обучающимся в дальнейшем
успешно повышать свой уровень как разработчика программ,что будет способствовать в
выборе дальнейшей профессиональной деятельности.
Курс предполагает смешанный формат обучения. Сочетание групповой работы с
учителем в классе и индивидуальной работы в личном кабинете на онлайн-платформе
позволяет ученикам выработать не только технические навыки программирования, но и
навыки социального взаимодействия, особенно в финальном проекте курса.
Адресат. Возраст обучающихся: с 13 - 16 лет. В некоторых случаях возраст обучающегося
может быть моложе 13 лет. Курс «Питон. Приложения» — продолжение курса «Питон.
Начало». Считается, что обучающиеся, приступающие к изучению этого курса, прошли
курс «Питон. Начало» и знакомы с базовым синтаксисом языка Python и способны
самостоятельно создавать программы начального уровня.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого
занятия 2 академических часа, с 10-ти минутным перерывом.
Число детей, одновременно находящихся в группе: до 8 человек.
Общий объём:144 часа в год.
Программа реализуется в течение 1 года.
4

Цель

реализации

программы–

развитие

у

обучающихся

навыков

программирования на языке Python, изучение дополнительных возможностей этого языка
и погружение в рабочие процессы команды программистов-разработчиков.

Задачи реализации программы:
Обучающие
1. Изучить дополнительные возможности языка Python;
Развивающие
2. Научиться применять полученные знания для решения практических задач и
создания собственных проектов.
Воспитательные
3. Научиться декомпозировать задачи и работать над ними в небольших командах,
с разделением ответственности и ролей.

Содержание программы
В

рамках

смешанного

подхода

каждая

из

тем,

изложенных

преподавателем,

отрабатывается в уроках платформы Stepik и в практических заданиях.

Учебный план
№

Название темы

Количество
часов

Теоретические Практически
е

Форма
контроля

1 -2 Повторение основных 4
конструкций
языка
Python

0

4

3 -4 Тип данных
NoneType

и 4

2

2

Индивидуальные и
групповые
задания,
опрос

4

2

2

bool

5 -6 Вложенные списки
7-8

Матрицы

4

2

2

910

Итоговая работа на 4
вложенные списки и
матрицы

2

2

11-

Кортежи

2

2

4
5

12
1314

Множества
математике

в 4

2

2

1516

Множества в Python

4

2

2

1718

Методы
работы
с 4
множествами. Часть 1

2

2

1920

Методы
работы
с 4
множествами. Часть 2.
Генераторы
и
замороженные
множества

2

2

2122

Словари

4

2

2

2324

Методы
работы
словарями

со 4

2

2

2526

Модуль random

4

2

2

2728

Модули
fractions

и 4

2

2

2930

Резервное время

4

2

2

3132

Модуль
Часть 1

“Черепашка”. 4

2

2

3334

Модуль
Часть 2

“Черепашка”. 4

2

2

3536

Проект с черепашьей 4
графикой

0

4

3738

Функции
именованными
аргументами
произвольным
аргументов

2

2

2

2

3940

decimal

с 4
и
с
числом

Парадигмы
4
программирования,
введение
в
функциональное
программирование.
Функции как объекты
6

4142

Функции
высшего 4
порядка.
Функции
map(), filter(), reduce()

2

2

4344

Анонимные функции

4

2

2

4546

Встроенныефункции
4
any(),
all(),
zip(),
enumerate()

0

4

4748

Резервное
время
итоговая работа
функциям

/ 4
по

2

2

4950

Проект с обработкой 4
графики
средствами
библиотек
“Мемогенератор”

0

4

5152

Файловый ввод и вывод, 4
работа с текстовыми
файлами

2

2

5354

Работа с
файлами

текстовыми 4

2

2

5556

Групповой проект “Чат- 4
бот”:
формирование
команд

2

2

5770

Командная работа над 4
проектом

0

4

Проверка
этапов
выполнени
я

7172

Презентация итогового 4
проекта

0

4

Оценка
защиты

Итого

144

Содержание учебного плана
Повторение основных конструкций языка Python
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Тип данных bool и NoneType
Теория. Назначение и применение указанных типов данных.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Вложенные списки
7

Теория. Синтаксис и семантика вложенных списков.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Матрицы
Теория. Создание матриц и работа с матрицами.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Итоговая работа на вложенные списки и матрицы
Теория. Методы работы со списками.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Кортежи
Теория. Назначение, применение и особенности работы с кортежами.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Множества в математике
Теория. Множество - понятие. Работа с множествами.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Множества в Python
Теория. Создание множества, изменение множества, работа с множествами.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Методы работы с множествами. Часть 1.
Теория. Объединение, пересечение множеств.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Методы работы с множествами. Часть 2.
Теория. Генераторы и замороженные множества
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Словари
Теория. Назначение, создание словарей.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Методы работы со словарями
Теория. Работа со словарями.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Модуль random
Теория. Возможности и примеры работы модуля random
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Модули decimal и fractions
Теория. Работа с модулями decimalи friction
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Резервное время
Используется по текущим потребностям в зависимости от усвоения тем.
Модуль “Черепашка”. Часть 1
Теория. Знакомство с модулем turtle
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
8

Модуль “Черепашка”. Часть 2
Теория. Основные команды для создания графических прримитивов.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Проект с черепашьей графикой
Практическая работа. Выполнение индивидуальных заданий
Функции с именованными аргументами и с произвольным числом аргументов
Теория. Детальный разбор материала.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Парадигмы программирования, введение в функциональное программирование. Функции как
объекты
Теория. Применение функций в практике программирования.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Функции высшего порядка. Функции map(), filter(), reduce()
Теория. Знакомство с функциями, практические советы.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Анонимные функции
Теория. Создание lambda-функций – преимущества и недостатки.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Встроенныефункции any(), all(), zip(), enumerate()
Практическая работа. Выполнение индивидуальных заданий
Резервное время / итоговая работа по функциям
Используется для достижения результата освоения тем.
Проект с обработкой графики средствами библиотек “Мемогенератор”
Практическая работа. Выполнение индивидуальных заданий
Файловый ввод и вывод, работа с текстовыми файлами
Теория. Команды работы с файлами.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Работа с текстовыми файлами
Теория. Открытие/создание, чтение/запись в файл.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Групповой проект “Чат-бот”: формирование команд
Теория. Создание чат-бота.
Практическая работа. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
Командная работа над проектом
Практическая работа. Выполнение проекта
Презентация итогового проекта

Планируемые результаты обучения:
Предметные
Практическим результатом работы служат финальные проекты:
9

● игра, написанная с помощью черепашьей графики (библиотека turtle);
● проект по созданию мемов (библиотека pillow);
● телеграмм-бот (библиотека telebot).
Метапредметные
● Ставить учебные цели.
● Формулировать достигнутый результат.
● Определять подходы и методы для достижения поставленной цели.
● Отбирать необходимые средства для достижения поставленной цели.
● Распределять задачи в команде. Расставлять приоритеты, улучшать командную
работу
● Оценивать промежуточные и финальные результаты своей самостоятельной
учебно-познавательной деятельности.
● Проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности.
Личностные
По окончании курса учащийся сможет:
● Уверенно программировать на языке Python, применяя дополнительные
возможности языка;
● Использовать инструменты разработки среды Wing.
● Самостоятельно реализовывать проекты с использованием сторонних API и
простых графических интерфейсов.

Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
помещение (предпочтительно, изолированное);
10—15 рабочих мест: стол, стул, розетка, ноутбук на каждое рабочее место;
Интерактивный проектор;
Интернет-соединение, скорость загрузки не менее 2 Мбит/сек;
магнитно-маркерная доска;
общие условия в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14.
Требования к ПO:
Операционная система Windows 7 или 10;
Приложения Google Chrome, Gimp, Brackets;
интерактивная оболочка (бесплатная IDEWing101 или аналог).

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
11 сентября (по Уставу)
36 учебных недель
13-16 лет: 40 минут
10

Промежуточная
по окончанию курса образовательной программы
аттестация
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая -24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:
1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных
дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01. (12 календарных дней с учетом праздничных
дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

Зимние каникулы

3 четверть
Весенние каникулы

с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

4 четверть

с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

Кадровое обеспечение: педагог с высшим техническим и педагогическим образованием,
1 квалификационной категории, стаж работы 13 лет.
Методические материалы курса состоят из:
1. Презентаций с иллюстративным изложением теоретического материала;
2. Набора заданий на онлайн-платформе с теоретическим изложением принципов работы
языка Python и практическим материалом для отработки навыков;
3. Ролевых игр, для закрепления знаний, полученных на занятии;
4. Материалов для проведения рефлексии процесса обучения с учениками.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Промежуточный и итоговый контроль в форме выполнения индивидуальных и групповых
заданий по пройденному материалу. Отметочная форма контроля отсутствует. Для
заданий на онлайн-тренажере указан необходимый минимум — 60% выполненных
заданий, чтобы тема считалась пройденной успешно и был открыт доступ к следующей
теме.
После каждой темы в онлайн-курсе стоит итоговая работа: от ученика требуется в
11

ограниченное время (шесть часов) решить набор задач по пройденной теме. В среднем,
ученик справляется с решением за 60-90 минут.
Условия оценки знаний обучающихся.
Критерий
Минимальный
Знание структуры
данных

Знание основных
алгоритмов

программирование

Имеет
минимальные
знания, сведения

Условия оценки
Средний

Частично знает

Имеет
минимальные
знания

Знает порядка
десяти основных
алгоритмов

Может запустить
среду, знает
некоторые
элементы

Знает основные
элементы и
принципы
программирования

Может
самостоятельно
создать программу

Знает достаточное
количество
популярных
модулей (не менее
пяти)

Знает достаточное
количество модулей
(более пяти) может
объяснить
назначение каждого
и привесит в
качестве примера
основные функции
модуля

Работа с модулями
Может установить
любой модуль в
среде
программирования

Создание проекта

Умение решать
логические задачи

Максимальный
Знает и может
назвать все типы
данных и
продемонстрировать
работу с ними
Знает и может
объяснить более
десяти алгоритмов
работы с данными

Проект создан,
слабо проработан
программа
выполняет
основные
функции.
Решает задачи
минимальной
сложности

Знает некоторые
понятия, термины,
умеет поставить
задачу, подобрать
необходимые
инструменты для
реализации,
создать программу
Решает
стандартные
логические задачи

Может подготовить
проект
самостоятельно с
анализом
результатов

Решает задачи
повышенной
сложности

Итоги реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
форме защиты проекта.
В конце курса по итогам групповых и индивидуальных проектов проводится обсуждение
12

результатов в коллективе, исправление ошибок и, тем самым, коррекция и закрепление
полученных знаний.

Список литературы
Список нормативно-правовых документов
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№

28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021

№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
13

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/
04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
14

Литературы для педагога
1. Васильев, А. Н. Python на примерах [Текст]:практ. курс /А. Н. Васильев - Наука и
Техника, 2019 - 432 с.
2. Прохоренок, Н. А. Python 3: самое необходимое[Текст]:практ. курс / Н. А. Прохоренок,
В. А. Дронов - БХВ-Петербург, 2019 - 608 с.
3. Гэддис, Т. Начинаем программировать на Python[Текст]: учебник/Т. Гэддис- БХВПетербург, 2019 - 768 с.
4. Седжвик, Р. Программирование на языке Python /Р. Седжвик, К. Уэйн, Р. Дондеро Вильямс, 2017 - 736 с.
5. Харрисон, М. Как устроен Python. [Текст]:практ. курс / М. Харрисон - Питер, 2002 - 272
с.
Литература для обучающихся
Васильев, А. Н. Python на примерах [Текст]:практ. курс /А. Н. Васильев - Наука и Техника,
2019 - 432 с.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».