Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНА на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
Протокол №6 от «09» июня 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 - од «09» июня 2025г.
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Авторы-составители:
Исаева Екатерина Дмитриевна,
Сарварова Светлана Васильевна,
педагоги дополнительного образования
Муниципальный округ Заречный, 2025
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волшебный
программа
«Волшебный
сундучок» художественной направленности.
Актуальность
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
сундучок» - программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении
Правил
применения
электронного
организациями,
обучения,
осуществляющими
дистанционных
образовательных
образовательную
технологий
при
деятельность,
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
2
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г.
№882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении
«Создание
методических
современного
ограниченными
рекомендаций»
инклюзивного
возможностями
здоровья
(вместе
с
«Методическими
образовательного
и
пространства
детей-инвалидов
на
базе
рекомендациями
для
детей
с
образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20.
Устав
Муниципального
бюджетного образовательного
учреждения
дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
3
Настоящая программа соответствует современным требованиям образования, составлена в
соответствии с концепциями художественного образования в РФ и духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Программа призвана расширить и
усовершенствовать знания и умения детей в области изобразительного искусства и декоративно
прикладного творчества. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и
формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством
искусства. Данный вид деятельности - ведущий способ эстетического воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста, основное средство творческого развития детей,
формирования разносторонней личности, способной видеть и чувствовать прекрасное, творить и
фантазировать.
Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и
подходит для работы с дошкольниками. Этот материал имеет широкий спектр применения и
позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с
тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и
фантазию. Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей.
Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают
места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных наляпав.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание,
память,
мышление;
способствуют
развитию
восприятия,
пространственной
ориентации,
сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы
для успешного обучения в школе. Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость
рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения
пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка,
как письмо. Программой предусмотрены два блока по изучению различных художественных
техник - лепка из соленого теста и пластилинография (картины из пластилина). Работа над
композицией объединяет все три направления, умение грамотно строить композицию и создавать
образ. А законченная композиция, с которой ребенок может участвовать в выставках и конкурсах
различного уровня, создает ситуацию успеха и повышает мотивацию к дальнейшей работе.
Актуальность общеразвивающей программы «Волшебный сундучок» (своевременность,
современность,
соответствие
потребностям
времени)
раскрывается
через
соответствие
образовательной программы:
• региональным социально-экономическим и социокультурным
потребностям и проблемам:
- целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из
ведущих
ролей
в
нравственио-эстетическом
4
воспитании
ребенка,
удовлетворении
его
индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном
обществе, повышении занятости детей в свободное время;
- необходимостью сохранения, развития и изучения российской духовной и материальной
культуры, живого наследия народа, являющегося частью современной жизни.
-
необходимостью
формирования
ценностных
эстетических
ориентиров
подрастающего
поколения;
• потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей:
- потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием созидать, создавать
прекрасное своими руками;
- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в
духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения
на лучшие и достойные подражания образцах искусства, в том числе и декоративно-прикладного;
Содержание программы «Волшебный сундучок» педагогически целесообразно, так как,
во-первых, направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование
художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать
для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои
творческие способности;
во-вторых, оно практически значимо. Дети могут применять полученные знания и творческий
опыт в практической создавая изделия ДПИ своими руками. Занятия изобразительным и
декоративно-прикладным искусством дают возможное: раскрыть заложенную в человеке
потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками.
Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни,
раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет
его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рациональноинтеллектуальной, волевой сфер человека. Декоративно-прикладное искусство обогащает
творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
свободу, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть в реальных предметах
дальнейшему совершенствованию, поддерживает интерес к изобразительному искусству.
Отличительные особенности и новизна программы
Данная программа призвана помочь обучающимся усовершенствовать свои знания и
навыки в направлении декоративно - прикладного творчества. В процессе обучения по данной
программе, дети знакомятся с основными законами и средствами выразительности в композиции,
учатся грамотно работать разными художественными материалами, поэтапно создавать
5
творческую работу от замысла до ее логического и художественного завершения. Работа ведется
от простого к сложному, от плоскостных решений до работы в рельефе и объеме.
Данная программа призвана помочь обучающимся усовершенствовать свои знания, умения
и навыки в трех направлениях декоративно-прикладного искусства, лепка и пластилинография. В
процессе усвоения курсов обучающиеся
знакомятся с основными законами и средствами
выразительности в композиции, методами работы над декоративной композицией. В процессе
освоения программы обучающиеся научатся грамотно работать разными художественными
материалами, поэтапно создавать работу от замысла до ее логического и художественного
завершения. По курсу декоративно прикладного искусства, у детей есть возможность создавать
эстетично и мастерски оформленные сувениры и подарки к праздникам из бумаги, соленого теста,
бумаги и ниток. Каждый из трех видов изобразительного искусства изучается в течение одного
года с последовательным усложнением содержательной составляющей и практической творческой
деятельности.
Формы обучения: программой предусмотрена фронтальная форма обучения, групповая
индивидуальная, экскурсия, семинар, практические занятия, конкурсы, викторины.
Организация учебного процесса: осуществляется с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся: уровня знаний и умений обучающихся, индивидуального темпа учебной и
творческой деятельности и др. Это позволяет создать оптимальные условия для реализации
потенциальных возможностей каждого обучающегося. Учет особенностей, обучающихся носит
комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. Данная программа
предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом
этапе до качественного нового уровня знаний и является первым этапов в освоении лепки из теста.
Учебный процесс строится на основе личностно-ориентированного обучения, и технологии
сотворчества. У обучающихся есть возможность в течение года заниматься разными видами
изобразительной и учебной деятельности и углублять свои знания и умения в зависимости от
интересов и предпочтений, планируя свою творческую деятельность в соответствии с
индивидуальными потребностями, выполняя творческие задания повышенной сложности,
участвуя в выставках и конкурсах разного уровня.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волшебный
сундучок» построена с учетом основных принципов современного образования и законов
искусства:
• принцип демократизации образовательного процесса;
• принцип сотрудничества и взаимодействия;
• принцип психологической комфортности;
• принцип систематичности и последовательности обучения;
6
• принцип доступности и наглядности обучения;
• принцип творческой самореализации;
Виды занятий: лепка, декоративное рисование, пластилинография.
Адресат программы
Образовательная программа предназначена для детей 7-14 лет.
Индивидуальные особенности обучающихся 7-10 лет
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения в начальных классах, когда
организм ребенка интенсивно растет и развивается.
В силу особенностей развития нервной системы и значительной роли первой сигнальной
системы в общении ребенка с окружающей средой, воспитанники этого возраста легче
охватывают и быстрее усваивают учебный материал. Чем больше дети узнают фактов, чем шире
круг их представлений и наблюдений, чем богаче запас слов, тем успешнее развивается их
мышление. Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы
что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. Занятия
лепкой из
соленого теста способствуют развитию мелкой моторики рук (движению руки, кисти, пальцев),
формируют усидчивость, развивают творческие способности детей, воспитывают трудолюбие.
Выполнение коллективной творческой работы развивают чувство коллективизма, ответственности
за порученное дело.
Индивидуальные особенности обучающихся 11 - 14 лет
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание.
Девочки стараются красиво выглядеть, наносят яркий макияж, любят носить украшения.
Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных
украшений. Это вызывает у подруг чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка
чувство
гордости
и
самовыражения.
У
детей
формируется
волевое
поведение,
целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца,
добиваться поставленной цели.
В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет
развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
На
занятиях
по
лепке
из
соленого
теста
продуктивно
решается
проблема
дифференцированного подхода к каждому ребенку.
В среднем школьном возрасте темпы роста подростков усиливаются преимущественно за
счет конечностей. Кости приобретают большую упругость и твердость. К концу данного
7
возрастного периода у детей заметно возрастает мышечная сила. Развивается и совершенствуется
нервная система, структура нервных клеток.
Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом. В этом возрасте
повышается интенсивность и жизнедеятельность организма. Изменения происходят в общем
психологическом
складе
и
характере
подростка,
выражающиеся
в
стремлении
быть
самостоятельным и независимым.
Подросток многим связан с детством, живет его представлениями, чувствами. Но в то же
время у него имеется довольно значительный жизненный опыт. Внимание детей этого возраста
носит более целенаправленный характер, но еще не является достаточно устойчивым. Оно
задерживается, прежде всего, на том, что отвечает их интересам.
У подростков имеется большой интерес к различным видам трудовой деятельности.
Занятия лепкой способствуют развитию самостоятельности, образного и логического мышления,
заметно усиливается чувство коллективизма, товарищества, дружбы.
Режим занятий. Программа рассчитана на 36 учебных недель в году. Занятия проводятся в
учебном кабинете. Дети занимаются 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю). Всего 144 часа в
год, в том числе в программе предусмотрены часы на проектную деятельность (конкурсы ДПТ:
муниципальные, областные, региональные, Всероссийские. Участие в проекте «Школа Росатома»)
с детьми в течение учебного года - 36 часов.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Число детей, одновременно находящихся в группе – 12-14 человек.
1 год обучения -144 часа в год.
2 год обучения -144 часа в год.
Общий объем программы – 288 часов год.
Срок реализации программы: 2 года.
Цель
программы:
создание условий
для формирования
эстетического восприятия картины мира, духовно нравственного
творческой личности,
развития и развития
художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Основные задачи
Обучающие:
1. Обучение основным приемам работы с пластичными материалами.
2. Обучение работе с художественными материалами, красками, нанесение и смешивание.
8
3. Обучение
навыкам самостоятельного составления композиции, расположения отдельных
элементов в общую форму. Продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их
характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей.
Развивающие:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов,
2. Развитие воображения.
3. Развитие наблюдательности, ассоциативное и визуально-пространственного мышления
4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и
инструментами.
Воспитательные:
1. Воспитывать разностороннюю, гармоничную творческую личность, способную видеть и
чувствовать прекрасное.
2. Формировать
нравственные
качества:
чувство
товарищества,
доброжелательность,
терпеливость, упорство в достижении целей
3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение завершать начатое дело.
4. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культурно - художественным ценностям народа,
приобщение к гончарному народному искусству.
Этапы реализации программы
Содержание
занятий
«Волшебный
сундучок»
составлено
с
учётом
возрастных
особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к
сложному.
Целостный процесс обучения лепке и пластилинографии можно условно разделить
на три этапа:
1. Подготовительный
- Знакомить со свойствами материалов, способами работы с ними.
- Освоение приёмов и техник.
- Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научить основным приёмам работы по созданию композиции, выразительного образа.
- В работе, уметь использовать вспомогательные материалы
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
- Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
9
Учебно- тематический план
Первый год обучения
№
Название раздела
Вводное занятие
1
2
Лепка.
Соленое тесто
.
Лепка.
Соленое тесто
«Сувениры и
картины»
Название темы
Количество часов
Формы
аттестации и
контроля
Всего
часов
Теория
практика
Введение в
образовательную
программу
1.1 Осень, натюрморт с
осенними листьями и
ягодами
1.2 Корзинка с урожаем
1
0.25
0.75
3
0.25
2.75
объективная
оценка
3
0.25
2.75
Устный опрос
1.3 Огородное пугало
5
0.5
4.5
1.4 Магнитик, коты на
крыше
1.5 Грибной урожай
3
0.25
2.75
5
0.5
4.5
1.6 Сказки осеннего леса,
лепка пейзажа
5
0.5
4.5
1.7 Натюрморт, ваза с
розами
3
0.25
2.75
1.8 Кто в лесу живет?
Лепка животных в рельефе
1.9 Веселое чаепитие,
лепка печений печатных
пряников, булочек из
жгутов
1.10 Самовар, чашечки и
чайник
3
0.25
2.75
3
0.25
2.75
объективная
оценка
3
0.25
2.75
1.11 Елочные игрушки,
самостоятельный выбор,
рельеф
1.12 Зима - красавица,
деревья и замки.
5
0.5
4.5
самооценка
учащимися своих
работ
конкурс
3
0.25
2.75
2.1 Нарядный домик
3
2.2 Белый мишка, северное
сияние.
5
0.25
0.5
2.75
4.5
2.3 Снегири и рябина
5
0.5
4.5
2.4 Зимние забавы
3
0.25
2.75
2.5 Зверушки в объёме
3
0.25
2.75
2.6 Кораблик для папы
5
0.5
4.5
2.7 Шкатулка для мамы
5
0.5
4.5
10
самооценка
учащимися своих
работ
Устный опрос
объективная
оценка
конкурс
самооценка
учащимися своих
работ
Устный опрос
самооценка
учащимися своих
работ
викторина
Устный опрос
самооценка
учащимися своих
работ
Выставка детских
работ
Устный опрос
Самооценка
обучающимися
своих работ
объективная
оценка
3
4.
Пластилинография
Конкурсы ДПТ:
муниципальные,
областные,
региональные,
Всероссийские.
Участие в проекте
«Школа Росатома»
2.8 Волшебный сундучок
2
1
1
3.1 Цыплята
2
0.25
1.75
3.2 Золотая рыбка
2
0.25
1.75
3.3 Божья коровка, астра
2
0.25
1.75
самооценка
учащимися своих
работ
3.4 Космическая ракета
2
0.25
1.75
Устный опрос
3.5 Слонёнок звезда цирка
2
0.25
1.75
3.6 Бабочка красавица
2
0.25
1.75
3.7 Котята играли с
клубочком
3.8 Лебединое озеро
2
0.25
1.75
объективная
оценка
самооценка
учащимися своих
работ
конкурс
2
0.25
1.75
3.9 Пейзаж, яблоки в саду
2
0.25
1.75
самооценка
учащимися своих
работ
викторина
3.10 Ворона и лиса
2
0.25
1.75
Устный опрос
3.11 Город мой весной
2
0.25
1.75
3.12 Пейзаж, весна-красна
2
0.25
1.75
3.13 Открытка 9 мая
2
0.25
1.75
самооценка
учащимися своих
работ
Выставка детских
работ
Устный опрос
3.14 Жар-птица
2
0.25
1.75
3.15 Весенний луг
2
0.25
1.75
3.16 Море, золотые
стрекозки
2
0.25
1.75
Итого:
108
36
11
-
97
36
Итого:
144
11
133
Проекты детей
11
викторина
объективная
оценка
конкурс
Самооценка
обучающимися
своих работ
объективная
оценка
объективная
оценка
СОДЕРЖАНИЕ
Первый год обучения
ТЕМА 1. ЛЕПКА. СОЛЕНОЕ ТЕСТО
Тема 1.1 Осень, натюрморт с осенними листьями и ягодами
Теория: Знакомство с материалом и его свойствами, история декоративно-прикладного изделий из
солёного теста, определение уровня подготовки обучающихся.
Практика: раскатывание шариков, сплющивание, в росписи поделки, расширение цветовой
палитры теплых оттенков.
Дидактический материал: Наглядные примеры, иллюстрации из книг.
Тема 1.2 Корзинка с урожаем
Теория: изучение методов лепки для формирования образа корзинки и фруктов. Изучение основ
смешивания красок для получения нужных оттенков.
Практика: лепить из теста фрукты, раскатывать шарики, сплющивать, вытягивать, скручивать,
оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры.
Дидактический материал: иллюстрация овощей, пример готовых работ.
Тема 1.3 Огородное пугало
Теория: дать представление об методе вырезания из пласта, оттиске, рельефе в росписи расширение цветовой палитры. Формировать представление о вариантах создания образа. Дать
представление как выглядит пугало, для чего оно необходимо в огороде, в каких сказках
встречается.
Практика: вырезание из пласта, оттиск, раскатывание шариков, вытягивание, склеивание.
Смешивание цвета в палитре. Роспись изделий из соленого теста.
Дидактический материал: иллюстрация.
Тема 1.4 Магнитик, коты на крыше
Теория: учить лепить из теста, методом вырезания из пласта, дать представление об оттиске,
рельефе в росписи - расширение цветовой палитры. Изучение приёмов рисования градиента, дать
представление о рисовании утра, дня, вечера, ночи.
Практика: вырезание из пласта, оттиск, раскатывание шариков, вытягивание, склеивание.
Смешивание цвета в палитре. Роспись изделий из соленого теста.
12
Дидактический материал: пример готовых работ, иллюстрация.
Тема 1.5 Грибной урожай
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, составления и
объединения композиции из нескольких объектов с определением композиционного центра.
Практика: лепить из теста грибы, жёлуди, вырезать из пласта основу для объединения композиции
в виде осеннего листа, раскатывать шарики фольги для каркаса, сплющивать солёное тесто,
вытягивать, скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры.
Дидактический материал: иллюстрация грибов, пример готовых работ.
Тема 1.6 Сказки осеннего леса, лепка пейзажа
Теория:
любование
осенними
листьями,
основы
построения
композиции,
определения
композиционного центра, изучение теплой цветовой гаммы.
Практика: раскатывание пласта, оттиск, формирование композиции.
Дидактический материал: иллюстрации разноцветные листочки.
Тема 1.7 Натюрморт, ваза с розами
Теория: изучение методов объёмной лепки роз, вырезания и придания фактуры вазе, составления и
объединения композиции из нескольких объектов с определением композиционного центра.
Практика: лепить из теста розы, вырезать из пласта вазу, раскатывать шарики, сплющивать,
вытягивать, скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры.
Дидактический материал: пример готовых работ.
Тема 1.8 Кто в лесу живет?
Теория: изучение лесных обитателей, методов создания рельефа, стилизация образа животных.
Практика: лепка животных в рельефе, передача объемных форм. работа стеком. вырезание из
пласта. Отсечение лишнего материала и его наращивание. Роспись изделий из соленого теста.
Дидактический материал: шаблоны, иллюстрации лесных животных.
Тема 1.9 Веселое чаепитие, лепка печений печатных пряников, булочек из жгутов
Теория: изучение методов вырезания из пласта, «оттиск», создания узора.
Практика: учить лепить из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание, в росписи фона-, расширение цветовой палитры теплых оттенков.
Дидактический материал: иллюстрация, шаблон.
13
Тема 1.10 Самовар, чашечки и чайник
Теория: изучение различных приемов, для придания фактуры, изучение теплой цветовой палитры.
Дать представление о форме и назначении самовара.
Практика: Лепка из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, оттиск
сплющивание, роспись поделки.
Дидактический материал: технологическая карта.
Тема 1.11 Елочные игрушки, самостоятельный выбор, рельеф
Теория: изучать формы и варианты ёлочных игрушек, технологии и последовательность
изготовления сувениров. Методы раскатывания, вырезания, сворачивания, скручивания. Способы
соединения деталей.
Практика: Лепка из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, оттиск, украшение
поделки, роспись поделки.
Дидактический материал: макет ёлочки для украшения, пример ёлочных игрушек из солёного
теста.
Тема 1.12 Зима - красавица, деревья и замки.
Теория: изучение различных приемов, для придания фактуры, расширение цветовой палитры
изучение холодных оттенков.
Практика: лепить из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание, роспись.
Дидактический материал: иллюстрации.
ТЕМА 2. ЛЕПКА. СОЛЕНОЕ ТЕСТО «СУВЕНИРЫ И КАРТИНЫ»
Тема 2.1 Нарядный домик
Теория: изучение основ композиции, различных приемов, вырезания, лепки для придания
фактуры, расширение цветовой палитры изучение смешивания сложных оттенков.
Практика: лепка из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, оттиск, украшение
поделки, роспись поделки.
Дидактический материал: пример готовой работы, технологическая карта.
Тема 2.2 Белый мишка, северное сияние.
Теория: изучение, кто такие белые медведи и где они живут, методов лепки для придания
фактуры, расширение цветовой палитры контрастных цветов, техник рисования веерной кистью,
14
придания текстуры в иллюстрации, изучение правил и использования техники «набрызг» для
рисования снега и звёзд.
Практика: применение техник вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов, сплющивание.
Смешивание красок, роспись, рисование фона с применение техник рисования веерной кистью.
Дидактический материал: примеры готовых работ, иллюстрация северного сияния, нарисованная
при помощи веерной кисти.
Тема 2.3 Снегири и рябина
Теория: изучение основ композиции, различных приемов, лепки для придания объема, фактуры
для создания картины.
Практика: методом, раскатывания шариков, оттиска для украшения поделки, роспись поделки.
Дидактический материал: пример готовой работы, технологическая карта.
Тема 2.4 Зимние забавы
Теория: изучение основ композиции, различных приемов, лепки для придания объема, фактуры
для создания картины. Изучение пропорций человека, жанра сюжет, какие бывают зимние забавы.
Практика: дети придумывают сюжет, рисуют набросок, лепят с использованием каркаса (фольги)
плоскостно- объёмную фигуру человека, лепят детали методом вырезания из пласта, раскатывания
шариков, жгутов, оттиска для украшения поделки. Роспись фигуры, рисование фона, объединение
в целостную композицию с сюжетом.
Дидактический материал: пример готовой работы, технологическая карта.
Тема 2.5 Зверушки в объёме
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов
«налепа», разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа кролика,
котика, собачки.
Дидактический материал: иллюстрация животных, пример готовых работ.
Тема 2.6 Кораблик для папы
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов
«налепа», разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа корабля
15
Дидактический материал: иллюстрация животных, пример готовых работ.
Тема 2.7 Шкатулка для мамы
Задачи: учить выполнять работу по готовому шаблону, выкройке,
Теория: изучение этапов работы для формирования объемной шкатулки.
Практика: вырезание из пласта ровных деталей, раскатывание шариков, сплющивание, лепка
несложного рельефа, лепка объёмных роз, листочков.
Дидактический материал: пример готовой работы, технологическая карта.
Тема 2.8 Волшебный сундучок
Викторина «Волшебный сундучок». Практикум.
ТЕМА 3. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Тема 3.1 Цыплята
Теория: знакомство с пластичным материалом - пластилин. Знакомство с декоративной техникой
пластилинография. Изучение методов лепки пластилином в технике пластилинография. Изучение
правил выбора тона пластилина, навыка работы стекой как карандашом, используя прием
процарапывание.
Практика: смешивание цветов пластилина, работа с трафаретом, лепить отдельные детали –
придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
Дидактический материал: иллюстрации работ в технике пластилинография, примеры готовой
работы, трафарет.
Тема 3.2 Золотая рыбка
Теория: познакомить с новым способом изображения - пластилинографией, подводить детей к
созданию выразительного образа посредством объема и цвета. Учить анализировать свойства
используемых в работе материалов и применять их в своей работе. Закрепить умение аккуратного
использования пластилина в своей работе.
Практика: Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и
выкладывание их по контуру; раскатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство,
выделенное контуром.
Дидактический материал: примеры готовой работы, трафарет.
Тема 3.3 Божья коровка, астра
16
Теория: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.
Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.
Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином. Развивать навыки работы с цветом.
Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно
больше средств для воплощения образа.
Практика: использование трафарета, смешивание цветов, раскатывание шариков, жгутов,
составление образа объёмного цветка и божьей коровки.
Дидактический материал: примеры готовой работы.
Тема 3.4 Космическая ракета
Теория: изучить технику «растирание» пластилина по поверхности. Учить использовать
контурный рисунок как основу изображения.
Практика: работа с трафаретом, растирание пластилина до контура, смешивание цветов,
раскатывание шариков, жгутов.
Дидактический материал: примеры готовой работы.
Тема 3.5 Слонёнок звезда цирка
Теория: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание»
пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
Практика: использование трафарета, смешивание цветов, раскатывание шариков, жгутов.
Дидактический материал: примеры готовой работы, трафарет.
Тема 3.6 Бабочка красавица
Теория: изучить технику «растирание» пластилина по поверхности. Учить использовать
контурный рисунок как основу изображения.
Практика: отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе
многослойной пластилинографии.
Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафарет.
Тема 3.7 Котята играли с клубочком
Теория: изучение оформления композиции, определения композиционного центра.
Практика: набросок, растирание пластилина для фона, раскатывание шариков для основных фигур
и деталей, рисование стеком для придания фактуры.
Дидактический материал: примеры готовой работы, технологическая карта.
17
Тема 3.8 Лебединое озеро
Теория: ознакомить детей с понятием «пейзаж». Рассказ про лебедей для формирования образа.
Изучение методов лепки с использованием трафарета, техники рисования мазками.
Практика: работа с трафаретом, растирание пластилина до контура, смешивание цветов,
раскатывание шариков, формирование мазков для передачи объема.
Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафарет.
Тема 3.9 Пейзаж, яблоки в саду
Теория: ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать изучать нанесение рельефного
рисунка с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.
Воспитывать интерес к природе в разное время года.
Практика: применять приемы работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные детали –
придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафарет.
Тема 3.10 Ворона и лиса
Теория: прочтение басни И.Крылова «ворона и лиса», изучение построения сюжета в композиции,
изучение гармоничных цветов.
Практика: лепка отдельных персонажей, методом вырезания из пласта. Лепка основного фона
методом выкладывания жгутов.
Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафареты.
Тема 3.11 Город мой весной
Теория: изучение красивых мест нашего города по фотографиям, опрос у детей о любимых места в
городе. Формирование любви к своему городу. Изучение понятия пейзаж.
Практика: ощипывание, скатывание между пальцами жгутиков, шариков, упражнять в способе
многослойной пластилинографии.
Дидактический материал: примеры готовой работы, фотографии.
Тема 3.12 Пейзаж, весна-красна
Теория: изучать цвета, закрепить знания об пастельных оттенках. Ознакомить детей с понятием
«пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания
выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.
Практика: Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафареты.
18
Тема 3.13 Открытка 9 мая
Теория: изучение важности праздника, изучение символов, которые можно изобразить на
открытке, сколько полок у георгиевской ленты.
Практика: лепка жгутиков составление их в правильном порядке в георгиевскую ленту, работа с
трафаретом, вырезание звезды из пласта, формирование целостной композиции.
Дидактический материал: примеры готовой работы, трафареты.
Тема 3.14 Жар-птица
Теория: дать представление об образе жар-птицы, изучение тёплой цветовой гаммы. Красткое
изучение сказки «Жар-птица и Василиса-царевна» А. Н. Афанасьев.
Практика: работа с трафаретом, раскатывание шариков, жгутов. Оформление целостной,
фактурной композиции.
Дидактический материал: примеры готовой работы, трафареты.
Тема 3.15 Весенний луг
Теория: изучать цвета, закрепить знания об пастельных оттенках. Ознакомить детей с понятием
«пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания
выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.
Практика: Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафареты.
Тема 3.16 Море, золотые стрекозки
Теория: дать представление о море, пляже, жаркой погоде. Изучение цветовой гаммы
необходимой для создания морского пейзажа.
Практика: применять приемы работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные детали –
придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафарет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
Название раздела
Вводное занятие
1
Лепка.
«Осенние
мотивы»
Название темы
Количество часов
Всего
часов
Теория
практика
Введение в образовательную
программу
1.1 Брошь, осенние мотивы
1
0.25
0.75
3
0.25
2.75
1.2 Магнитик, сладости к чаю
3
0.25
2.75
19
Формы
аттестации и
контроля
объективная
оценка
Устный опрос
.
2
3
Лепка.
«Зимнее
вдохновение»
Лепка.
«Волшебные
сувениры»
1.3 Брелок, пернатые
непоседы
3
0.25
2.75
1.4 Подкова на счастье
3
0.25
2.75
1.5 Домашний питомец
3
0.25
2.75
объективная
оценка
1.6 Подсвечник, осеннее тепло
3
0.25
2.75
Устный опрос
1.7 Лесные животные
3
0.25
2.75
1.8 Персонажи сказок
5
0.5
4.5
самооценка
учащимися своих
работ
конкурс
1.9 Панно. Мой родной край
5
0.5
4.5
конкурс
1.10 Викторина, красочная
палитра
2
1
1
викторина
2.1 Новогодняя гирлянда
5
0.5
4.5
викторина
2.2 Ёлочные игрушки
3
0.25
2.75
2.3 Символ Нового года
5
0.5
4.5
конкурс
2.4 Домик подсвечник
5
0.5
4.5
Выставка детских
работ
2.5 Новогодний сувенир
3
0.25
2.75
Устный опрос
2.6 Обитатели севера
3
0.25
2.75
2.7 Панно, зимняя фантазия
5
0.5
4.5
2.8 Фантазийные животные
5
0.5
4.5
2.9 Викторина, история
тестопластики
2
1
1
Самооценка
обучающимися
своих работ
объективная
оценка
Самооценка
обучающимися
своих работ
викторина
3.1 Настольная игра
3
0.25
2.75
объективная
оценка
3.2 Самолёты, танки, корабли
3
0.25
2.75
конкурс
3.3 Украшения, бусы и браслет
5
0.5
4.5
3.4 Подставка для украшений
3
0.25
2.75
3.5 Лепка посуды, чайная пара
3
0.25
2.75
3.6 Лепка фигуры людей
5
0.5
4.5
3.7 Викторина, творческая
2
1
1
20
самооценка
учащимися своих
работ
Устный опрос
Устный опрос
самооценка
обучающимися
своих работ
Устный опрос
объективная
оценка
самооценка
учащимися своих
работ
викторина
профессия
4.
Конкурсы ДПТ:
муниципальные,
областные,
региональные,
Всероссийские.
Участие в проекте
«Школа
Росатома»
3.8 Сувенир. День победы
3
0.25
2.75
3.9 Панно, весенние цветы
5
0.5
4.5
3.10 Рамка по трафарету,
морская фантазия
3
0.25
2.75
3.11 Морские обитатели
3
0.25
2.75
Итого:
108
36
13
-
95
36
Итого:
144
13
131
Проекты детей
викторина
Устный опрос
самооценка
обучающимися
своих работ
Выставка детских
работ
СОДЕРЖАНИЕ
Второй год обучения
ТЕМА 1. ЛЕПКА. ОСЕННИЕ МОТИВЫ
Тема 1.1 Брошь, осенние мотивы
Теория: Знакомство с материалом и его свойствами, история декоративно-прикладного изделий из
солёного теста, определение уровня подготовки обучающихся.
Практика: раскатывание шариков, сплющивание, в росписи поделки, расширение цветовой
палитры теплых оттенков. Формирование образа на выбор: гриб, листочек, фрукт, овощ.
Дидактический материал: Наглядные примеры, иллюстрации из книг.
Тема 1.2 Магнитик, сладости к чаю
Теория: учить лепить из теста, методом вырезания из пласта, дать представление об оттиске,
рельефе в росписи - расширение цветовой палитры.
Практика: вырезание из пласта, оттиск, раскатывание шариков, вытягивание, склеивание.
Смешивание цвета в палитре. Роспись изделий из соленого теста.
Дидактический материал: пример готовых работ, иллюстрация
Тема 1.3 Брелок, пернатые непоседы
Теория: изучение основ композиции, различных приемов, лепки для придания объема, фактуры
для создания картины.
21
Практика: методом, раскатывания шариков, оттиска для украшения поделки, роспись поделки.
Формирование образа птицы.
Дидактический материал: пример готовой работы, иллюстрации с изображением разных птиц в
энциклопедии.
Тема 1.4 Подкова на счастье
Теория: учить лепить из теста, методом вырезания из пласта, дать представление об оттиске,
рельефе.
Практика: вырезание из пласта, оттиск, раскатывание шариков, вытягивание, склеивание.
Смешивание цвета в палитре. Роспись изделий из соленого теста.
Дидактический материал: пример готовых работ, иллюстрация
Тема 1.5 Домашний питомец
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов налепа,
разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа на выбор:
котика, собачки, хомяка, попугая.
Дидактический материал: фотографии домашних животных, пример готовых работ.
Тема 1.6 Подсвечник, осеннее тепло
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, составления и
объединения композиции из нескольких объектов с определением композиционного центра.
Практика: лепить из теста подсвечник. Раскатывать шарики фольги для каркаса, сплющивать
солёное тесто, вытягивать, скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры.
Дидактический материал: пример готовых работ.
Тема 1.7 Лесные животные
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов налепа,
разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа на выбор:
оленёнка, волка, лисы, зайца, медведя.
Дидактический материал: иллюстрации лесных животных, пример готовых работ.
22
Тема 1.8 Персонажи сказок
Теория: изучение приемов объемной лепки фигуры человека, рассматривание декоративного
образа любимого персонажа сказки. Изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса
из фольги, методов налепа, разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа персонажа
из сказки.
Дидактический материал: иллюстрации выбранных персонажей, книги, сказки с иллюстрациями.
Тема 1.9 Панно. Мой родной край
Теория: изучение природных достопримечательностей города и Урала, основы построения
композиции, определения композиционного центра, изучение теплой цветовой гаммы.
Практика: раскатывание пласта, оттиск, формирование композиции.
Дидактический материал: иллюстрации.
Тема 1.10 Викторина, красочная палитра
Викторина «Красочная палитра» Практикум.
ТЕМА 2. ЛЕПКА. ЗИМНЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ
Тема 2.1 Новогодняя гирлянда
Теория: учить лепить из теста, методом вырезания из пласта, дать представление об оттиске,
рельефе.
Практика: вырезание из пласта, оттиск, раскатывание шариков, вытягивание, склеивание.
Смешивание цвета в палитре. Роспись изделий из соленого теста. Соединение нескольких
декоративных элементов в гирлянду с помощью бечевки.
Дидактический материал: пример готовых работ, иллюстрация
Тема 2.2 Ёлочные игрушки
Теория: изучать формы и варианты ёлочных игрушек, технологии и последовательность
изготовления сувениров. Методы раскатывания, вырезания, сворачивания, скручивания. Способы
соединения деталей.
Практика: Лепка из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, оттиск, украшение
поделки, роспись поделки.
23
Дидактический материал: макет ёлочки для украшения, пример ёлочных игрушек из солёного
теста.
Тема 2.3 Символ Нового года
Теория: изучение приемов объемной лепки, рассматривание декоративного образа символа Нового
года. Изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов налепа,
разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа символа
Нового года.
Дидактический материал: иллюстрации.
Тема 2.4 Домик подсвечник
Теория: изучение приемов для конструирования из нескольких частей целостной объёмной
композиции, вырезания, лепки для придания фактуры, расширение цветовой палитры изучение
смешивания сложных оттенков.
Практика: лепка из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, оттиск, украшение
поделки, склейка вырезанных частей после высыхания, роспись поделки.
Дидактический материал: пример готовой работы, технологическая карта.
Тема 2.5 Новогодний сувенир
Теория: изучать формы и варианты новогодних сувениров, технологии и последовательность
изготовления сувениров. Методы раскатывания, вырезания, сворачивания, скручивания. Способы
соединения деталей.
Практика: Объемная лепка, формирование каркаса из фольги, раскатывание шариков, оттиск,
украшение поделки, роспись поделки.
Дидактический материал: примеры новогодних сувениров.
Тема 2.6 Обитатели севера
Теория: изучение темы, кто из животных живет на севере, методов объемной лепки, методов для
придания фактуры.
Практика: применение техник для объемной лепки, формирование каркаса из фольги,
раскатывание шариков, жгутов, сплющивание. Изготовление объёмного фона из картона.
Смешивание красок, роспись, рисование фона с применение техник рисования веерной кистью.
Дидактический материал: иллюстрации животных в энциклопедии.
24
Тема 2.7 Панно, зимняя фантазия
Теория: изучение различных приемов, для придания фактуры, расширение цветовой палитры
изучение холодных оттенков.
Практика: лепить из теста методом вырезания из пласта, раскатывание шариков, жгутов,
сплющивание, роспись.
Тема 2.8 Фантазийные животные
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов налепа,
разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа
фантазийного животного. Пример: пегас, единорог, феникс, дракон, жар-птица, грифон
Дидактический материал: иллюстрации фантазийных животных, пример готовых работ.
Тема 2.9 Викторина, история тестопластики
Викторина. Практикум
ТЕМА 3. ЛЕПКА. ВОЛШЕБНЫЕ СУВЕНИРЫ
Тема 3.1 Настольная игра
Теория: изучать примеры настольных игр, исполненных в технике лепки из солёного теста,
изучать технологию и последовательность изготовления настольной игры. Методы вырезания из
пласта, раскатывания, вырезания, сворачивания, скручивания. Способы соединения деталей.
Практика: Объемная лепка и плоскостная лепка, раскатывание шариков, оттиск, украшение
поделки, роспись поделки.
Дидактический материал: иллюстрации, технологическая карта.
Тема 3.2 Самолёты, танки, корабли
Теория: изучение приемов объемной лепки, изучение видов военной техники. Изучение методов
объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов налепа, разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа военной
техники, на выбор – самолет, танк, корабль, вертолет.
Дидактический материал: примеры работ, иллюстрации.
25
Тема 3.3 Украшения. Бусы и браслет.
Теория: учить лепить из теста, методом раскатывания шариков, соединения в единую
композицию.
Практика: раскатывание шариков, оттиск, сбор украшений, нанизывание бусин.
Смешивание цвета в палитре. Роспись изделий из соленого теста. Соединение нескольких
шариков в бусы или браслет.
Дидактический материал: пример готовых работ, иллюстрация.
Тема 3.4 Подставка для украшений
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, составления и
объединения композиции из нескольких объектов с определением композиционного центра.
Практика: лепить из теста подставку для украшений. Раскатывать шарики фольги для каркаса,
сплющивать солёное тесто, вытягивать, скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой
палитры.
Дидактический материал: пример готовых работ.
Тема 3.5 Лепка посуды, чайная пара
Задачи: учить выполнять работу по готовому шаблону, выкройке,
Теория: изучение этапов работы для формирования объемной посуды.
Практика: вырезание из пласта, формирование посуды, раскатывание шариков, сплющивание,
лепка несложного рельефа.
Дидактический материал: пример готовой работы, технологическая карта.
Тема 3.6 Лепка фигуры людей
Теория: изучение приемов объемной лепки фигуры человека. Изучение методов объёмной лепки с
использованием каркаса из фольги, методов налепа, разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры.
Дидактический материал: пример готовых изделий.
Тема 3.7 Викторина, творческая профессия
Викторина. Практикум
Тема 3.8 Сувенир. День победы
26
Теория: изучение важности праздника, изучение символов, которые можно изобразить.
Практика: метод работы с пластом, работа с трафаретом, вырезание звезды из пласта,
формирование целостной композиции.
Дидактический материал: примеры готовой работы, трафареты.
Тема 3.9 Панно, весенние цветы
Теория: изучать техники лепки цветов, изучать цвета, закрепить знания об пастельных оттенках.
Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности
изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.
Практика: Сплющивать солёное тесто, вытягивать, скручивать, оттиск, в росписи - расширение
цветовой палитры. Формирование композиции.
Дидактический материал: примеры готовой работы, иллюстрация, трафареты.
Тема 3.10 Рамка по трафарету «Морская фантазия»
Теория: учить лепить из теста, методом вырезания из пласта, дать представление об оттиске,
рельефе. Дать представление о подводном мире, пляже. Изучение цветовой гаммы необходимой
для создания морской композиции.
Практика: вырезание из пласта, оттиск, раскатывание шариков, вытягивание, склеивание.
Смешивание цвета в палитре. Роспись изделий из соленого теста.
Дидактический материал: пример готовых работ, иллюстрация
Тема 3.11 Морские обитатели
Теория: изучение методов объёмной лепки с использованием каркаса из фольги, методов налепа,
разглаживания.
Практика: лепить объемную фигуру при помощи каркаса. Сплющивать солёное тесто, вытягивать,
скручивать, оттиск, в росписи - расширение цветовой палитры. Формирования образа морского
обитателя на выбор – рыба, дельфин, морской котик, кит, медуза.
Дидактический
материал:
иллюстрации
морских
обитателей,
пример
готовых
работ,
энциклопедия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
По результатам освоения ДООП «Волшебный сундучок» за первый год обучения
обучающиеся знакомятся с видами декоративно - прикладного искусства, с разнообразием
художественных материалов, основами декоративно-прикладного искусства и особенностями
лепки из соленого теста, особенностями работы в технике пластилинография.
27
К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы
«Волшебный сундучок» относятся:
* предметные результаты —
1) получение первоначальных представлений о различных художественных материалах, таких как
соленое тесто, пластилин формирование опыта работы с ними.
2) формирование опыта, творческой деятельности, умение работать целостно, формируя
композицию.
3) усвоение правил техники безопасности;
5)
приобретение
первоначальных
навыков
совместной
продуктивной
деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи,
* метапредметные результаты —
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
* личностные результаты —
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
2) способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учению и познанию.
По результатам освоения ДООП «Волшебный сундучок» за второй год обучения
обучающиеся знакомятся с видами декоративно - прикладного искусства, с разнообразием
художественных материалов, основами декоративно-прикладного искусства, приемами и
методами работы с соленым тестом. Знакомы с проектной деятельностью навыками
исследовательской деятельности.
К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы
«Волшебный сундучок» относятся:
* предметные результаты —
1) знание технологий изготовления изделий из соленого теста;
2) знать способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный;
3) знание правил техники безопасности;
28
4) лепить изделия объемных форм;
5) знать этапы работы над проектной деятельностью.
* метапредметные результаты —
1) уметь планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно творческих задач;
2) уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
3) уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) Умеют работать в группах.
* личностные результаты —
1) проявлять интерес к занятиям лепкой, желание и умение подходить к любой своей деятельности
творчески;
2) уметь анализировать собственную художественную деятельность и работу других детей с
позиций творческих задач данной темы;
3) способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учению и познанию.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование учебного кабинета:
1. Столы для лепки.
2. Стулья.
3. Шкафы с полками для хранения неоконченных работ обучающихся, рисунков, красок и др.
4. Полки для сушки изделий из теста.
5. Репродукции картин великих художников.
6. Магнитофон.
7. Кукольные персонажи.
8. Кисти, краски, ножницы, шпатели…
9. Доска для написания темы, терминов, зарисовки эскизов и т.д.
10. Уголок техники безопасности.
11. Демонстрационные стенды: постоянные, сменные для оформления выставок по основным
темам программы.
Оборудование и приборы:
29
1. Инструменты для изготовления изделий из теста:
- стеки;
- валик для раскатывания теста,
- шампур,
- зубочистка,
- карманная расческа,
- деревянная палочка для обработки краев,
- формочки для выпечки,
- насадки для кулинарного шприца разной формы,
- чесноковыжималка,
- специальное колесико для резки теста и другие оригинальные вещицы.
2. Материалы:
- клей ПВА,
- клей «Момент»,
- краски: акварель, гуашь,
- лак.
Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
5
6.
Основные характеристики образовательного процесса
Дата, сроки
Количество учебных недель
Количество недель в 1 полугодии
Начало занятий
Осенние каникулы: образовательно - воспитательный
процесс с изменением форм работы с учётом учебного
плана учреждения
Зимние каникулы: образовательно - воспитательный
процесс с изменением форм работы с учётом учебного
плана учреждения
Количество недель во 2 полугодии
Весенние каникулы: образовательно - воспитательный
процесс с изменением форм работы с учётом учебного
плана учреждения
Промежуточная аттестация/по окончанию курса
образовательной программы
Итоговая аттестация
Выходные, праздничные дни
36 недель
17 недель
01.09.
26.10.-04.11.
Окончание занятий
Летние каникулы: реализация содержательно досуговых программ, экскурсии, посещение выставок
30
31.12.-11.01.
19 недель
23.03.-31.03.
12.05.- 19.05.
12.05.-23.05.
04.11.;31.12.; 01.01. - 08.01.;
23.02.; 09.03.; 01.05.; 05.06.;
09.05.
25.05.
26.05.-31.08.
ДПТ в условиях оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей
Кадровое обеспечение
Образовательную
программу
реализуют
педагоги
дополнительного
образования,
соответствующие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён Приказом Министерством труда России от 22.09.2022г. № 652-н).
Методические материалы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный
- Познакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
- Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней.
- Освоить приёмы вдавливания.
- Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста.
- Освоить приёмы «прищипывания», ощипывания маленького кусочка теста.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание
образов.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы.
- Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
- Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
- Научиться раскрашивать работу гуашью.
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
- Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий. Организация индивидуальной
работы с детьми вне занятий. Создание условий для самостоятельной художественной
деятельности вне занятий. Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по
внедрению программы. Создание предметно – развивающей и пространственной среды.
31
Проведение бесед – консультаций с родителями. Расширение профессиональных знаний путём
посещения семинаров, выставок, конкурсов. Обзор новой методической литературы. Накопление
материалов
– образцов
для
использования
на занятиях.
Для эффективного
развития
изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые
условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской».
- занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
- подобраны все необходимые материалы и пособия.
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки.
Методические пособия:
1.Методические альбомы (технологические карты, шаблоны деталей изделий).
2. Раздаточный материал (иллюстрации, картины, атласы).
3. Альбомы с фотографиями и иллюстрациями изделий из соленого теста.
4. Литература по лепке из соленого теста.
5. Работы обучающихся из методического фонда.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка результатов
Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи.
Текущий контроль: на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и
навыков, качества выполнения работы.
Промежуточный контроль: проводится после завершения изученной темы или этапа
практической работы.
Формы проведения текущего и промежуточного контроля:
1) устный опрос (определение, насколько обучающиеся усвоили материал);
2) объективная оценка выполнения практических работ;
3) самооценка обучающимися своих работ.
Итоговый контроль: выполнение итоговых работ.
Формы проведения итогового контроля: викторины, конкурсы, выставки детских работ.
Основные формы контроля в процессе обучения, это: беседы и устные опросы
обучающихся, дидактические творческие упражнения, самостоятельная творческая работа,
викторины и выставки.
32
Динамика формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми
умениями и навыками деятельности» (таблица, отражающая индивидуальную динамику и
степень формирования интегративного качества обучающихся, в уровнях и баллах).
Дата проведения:_________________________
Группа:__________________________________
Руководитель:_____________________________
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
№
п/
п
Ф.И.
О
Применение
самостоятельно
усвоенных знаний и
способов деятельности
для решения новых
задач (проблем)
Умение
планиров
ать
выполнен
ие
задания
Преобразова
ние
способов
решения
задач
(проблем) в
зависимости
от ситуации
Замыс
ел в
лепке
Замысел
в
речевом
творчест
ве
Всег
о
балл
ов
Суммарн
ый
уровень
1.
12.
Руководитель делает вывод о том, какому уровню соответствуют достижения ребёнком
планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества:
высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определённом
количестве баллов.
Низший уровень - 1-3 балла, низкий – 4-6 баллов, средний – 7-9 баллов, высокий – 10 – 12
баллов. Баллы выставляются в соответствующие графы таблицы «Показатели динамики
формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные
задачи (проблемы) адекватные по возрасту».
Уровень
достижения
детьми
планируемых
результатов
динамики
формирования
интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту».
Уровни
Количество детей
Показатели %
Высокий
Средний
Низкий
Низший
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу
таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых
33
результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вносится в графу
«Суммарный уровень» 50- 60 балла – высокий, 35 – 49 средний – уровень, 20-34 – низкий уровень,
1-19 низший уровень.
Уровни для наблюдения (мониторинг):
Высокий: Лепит с натуры простые предметы, животных; сглаживает поверхность формы,
делая её устойчивой; лепит по представлению персонажей литературных произведений; лепит
мелкие детали, декорирует изображение с помощью вспомогательных средств и дополнительных
материалов; создаёт замысел до начала лепки и реализует его, выбирая соответствующие
изобразительные и выразительные средства; осуществляет развернутое речевое планирование
деятельности; пользуется разнообразными приёмами лепки; технические навыки сформированы
(создаёт скульптурные и рельефные изображения), передаёт характерную структуру пропорции
объектов, характерные движения фигур, достигает выразительности поз, создаёт сюжетные
композиции; ярко проявляет творчество, развёрнуто комментирует созданное изображение,
творчески обыгрывает продукт лепки.
Средний: Лепит с натуры простые предметы, животных, по представлению персонажей
литературных произведений; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, нуждается в
помощи взрослого в выполнении технических действий; создаёт замысел до начала лепки, однако
не всегда получает результат, соответствующий замыслу; выбирает соответствующие теме лепки
изобразительные средства; планирует основные этапы деятельности; пользуется основными
приёмами лепки; изображения достаточно реалистичны, но затрудняется в целостной передаче
реальных характеристик объекта – объекты напоминают реальные отдельными признаками;
передаёт общую структуру и пропорции объектов; изображения, как правило, статичны; при
создании сюжетных композиций нуждается в помощи взрослого; изображения недостаточно
выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе лепки; кратко комментирует
продукт лепки; схематично обыгрывает продукт лепки.
Низкий: Совместно со взрослыми лепит с натуры простые предметы, животных; лепит
простые объекты, которые часто неузнаваемы; технические навыки не сформированы; сглаживает
поверхность формы, делая её устойчивой, имеет в арсенале несколько привычных тем лепки; до
начала изображения определяет не замысел, а лишь тему лепки в общем виде; изобразительные
средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность, по вопросам взрослого может кратко
определить отдельные её этапы; пользуется несколькими стереотипными приёмами лепки;
изображения не достаточно реалистичны, невыразительны, затрудняется в комментировании
готового продукта лепки, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится обыгрывать
продукт лепки, с помощью взрослого может осуществить несколько игровых действий.
34
Низший: Создаёт стереотипные изображения и преимущественно в совместной со
взрослым деятельности, технические навыки не сформированы; тема лепки определяется в
процессе самой деятельности; не планирует деятельность; пользуется небольшим количеством
стереотипных приёмов лепки; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны; не может
прокомментировать готовый продукт лепки, лишь называет его отдельные элементы; не
выполняет с ним игровых действий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Волшебный сундучок»
– выставки творческих работ;
– открытые занятия;
– результаты диагностики;
– выступления на педагогических чтениях и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
35
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении
Правил
применения
электронного
организациями,
обучения,
осуществляющими
дистанционных
образовательную
образовательных
технологий
при
деятельность,
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г.
№882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении
«Создание
методических
современного
ограниченными
рекомендаций»
(вместе
инклюзивного
возможностями
здоровья
с
«Методическими
образовательного
и
детей-инвалидов
рекомендациями
пространства
на
базе
для
детейс
образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
36
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20.
Устав
Муниципального
бюджетного образовательного
учреждения
дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Литература для детей
1.
Кискальт И. Соленое тесто. - М.: «АСТ - ПРЕСС», - 2001г.
2.
Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей. Пер. с англ С.И. Ананин. -2-е изд. – Мн.:
ООО «Попурри», 2004г.
3.
Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Панно. Декор. – М.: Изд. ЭКСМО, 2004г.
4.
Романовская А.Л. Поделки из соленого теста. /А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов.- М.: Харвест,
2006г.
5.
Чибрикова О.В. Азбука солёного теста. – М.: Эксмо, 2008г.
Литература для педагога
1. Алленов М. Мастера русской живописи. – М.: Изд. «Белый город», 2008г.
2. Бондарева С.А., Казначеева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветного восприятия у
школьников.Описание опыта, конспектов уроков. – Волгоград: Изд. «Учитель»,2006г.
3. Генсицкая Н. История одной куклы. Изготовление кукол из полимерных пластиков.
Издательский дом «Страница»,2004г.
4. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2-класс: поурочные планы по учебникам Е.И.
Коротеевой, Н.А. Горячевой под редакцией Б.Н. Неменского. – Волгоград: Изд. «Учитель»,2008г.
5. Егупец О. Кукла из паперклея. Серия «Секреты кукольного мастерства». – М., 2007г.
6. Изобразительное искусство 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина. – Волгоград:
Изд. «Учитель», 2008г.
7. Иванова Ю.Б. Игры в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Изд. «Культура и традиции», 2006г.
8. Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей. Пер. с англ С.И. Ананин. -2-е изд. – Мн.: ООО
«Попурри», 2004г.
9. Кискальт И. Соленое тесто. - М.: «АСТ - ПРЕСС», - 2001г.
10. Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Панно. Декор. – М.: Изд. ЭКСМО, 2004г.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «Карапуз – дидактика», 2006г.
37
12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – дидактика», 2006г.
13. Манга. Учим рисовать японские комиксы. Классические техники и приёмы/авт.-сост. А.А.
Жаринов/. – М.: Эксмо, 2009г.
14. Постникова Т.В. История искусства для детей. Жанровая картина. – М.: ООО изд. «РОСМЭНПРЕСС», 2003г.
15. Романовская А.Л. Поделки из соленого теста. /А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов.- М.: Харвест,
2006г.
16. Сокольникова Н.М. Основы живописи 5-8 классы. – Обнинск: Изд. «Титул», 2004г.
17. Туманова Е.С., Романова Л.Ю., Старостина Т.В. Изобразительное искусство 4-8 классы. В
мире красок народного творчества. - Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г.
18.Чибрикова О.В. Азбука солёного теста. – М.: Эксмо, 2008г.
38