ДООП Лепка из соленого теста, изо

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: художественная.
Актуальность
Занятия в творческом объединении дают обучающимся возможность социальной
адаптации, дают почувствовать себя в среде единомышленников, связанных общим
интересным делом, развивают способность к сотрудничеству, как с взрослым (педагогом),
так и со сверстниками, к коллективной деятельности, координации своих действий для
достижения общей цели.
Кроме того, большое значение имеет выставочная деятельность – переживание
успеха, публичное признание приносит моральное удовлетворение и в то же время
вырабатывает чувство ответственности за результат своего труда, что побуждает ребенка
стремиться к еще большим высотам творчества, к развитию и самосовершенствованию.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№

28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).

2

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021

№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
образовательной

(вместе

с

деятельности

«Методическими
с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/
04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
3

социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной

услуги

в

социальной

сфере

«Реализация

дополнительных

образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Программа «Лепка из соленого теста, изо» способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы,
развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из
нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как
творческой личности.

Отличительные особенности программы, новизна
Программа рассчитана на поэтапное освоение материала на дополнительных
занятиях с целью дать общее представление о лепке из соленого теста, как одного из
направлений декоративно-прикладного искусства.
Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К
тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого
теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом. Усваивая программный
материал, учащиеся узнают о разных техниках лепки, знакомятся с необходимыми
инструментами, оборудованием и материалами. Доступность материала для кружковых
занятий,

практическое

значение

изделий,

возможность

для

индивидуализации,

дифференциации обучения делают кружок привлекательным и позволяют заниматься
учащимся с разным уровнем подготовки.
Программа составлена в соответствии с современными нормативными актами и
государственными программными документами по дополнительному образованию,
4

требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ.
Адресат программы: Программа «Лепка из соленого теста, изо» направлена на
обучение в возрасте 7 -13 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся
Младший школьный возраст (7—11 лет)
В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления,
которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления.
В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к
обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности
нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у
ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.
В среднем школьном возрасте (11-13 лет)
В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает
постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических
общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в
общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная
активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм,
ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.
В этот период подросток старается действовать соответственно собственным
соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е.
воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к
себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то
упрямство, которое возникает в его характере.
Набор детей в группу осуществляется по принципу добровольности, без отбора и
предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием
является желание ребенка заниматься декоративно-прикладным искусством. Прием
учащихся

осуществляется

заключением

договора

с

родителями(законными

представителями).
Группа детей состоит из 12 человек.
Режим занятий:
Для обучающихся первого года обучения(7- 9 лет):
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
5

Занятие проводится 2 раза в неделю по 2 часа.
Для обучающихся второго года обучения (10-13 лет):
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 5 часов
Занятие проводится 3 раза в неделю, 2 дня по 1,5 часа и 1 день - 2 часа.
Учебно-тематический план программы составлен в соответствие с санитарногигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса, установленными
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Объем программы:
Для обучающихся первого года обучения: 144 часа.
Для обучающихся второго года обучения: 180 часов.
Срок освоения программы:
Объем программы – 324 часа в год.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Особенности организации образовательного процесса:
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации образовательной программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной организации.
«Стартовый уровень сложности» - использование и реализация общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень сложности» - использование и реализация форм организации
материала,

которые

допускают

освоение специализированных знаний

и

языка,

гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Перечень

форм

обучения:

фронтальная,

коллективная,

индивидуальная,

индивидуально-групповая, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс,
экскурсия, открытое занятие и другое.
6

Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
беседа, мастер-класс, презентация, практическое занятие, открытое занятие, выставка
работ, участие в конкурсах и другое.
Цель общеразвивающей программы - развитие творческих и коммуникативных
способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из
соленого теста, как одной из форм декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
•Формировать навыки лепки из соленого теста.
•Обучить основным понятиям, терминам и определениям в сфере лепки.
•Обучить приемам и техникам выполнения работ из соленого теста с помощью наглядного
метода – образца.
Развивающие:
•Развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;
•Формировать интерес к творческой деятельности;
•Продолжать развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение и
фантазию;
•Формировать эстетические отношение к окружающему миру.
Воспитательные:
•Воспитать потребность в художественной организации своего жизненного пространства;
•Воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека;
•Формировать навыки и умения работы в коллективе;
•Способствовать осознанию творческого процесса как перехода от интуитивной
деятельности к сознательной и целенаправленной.

Учебный (тематический) план
7

Первый год обучения
№

Количество часов
Наименование тем

Общее
количество

Теория

Практика

Осень пришла, урожай принесла.

1
1.1

Вводное занятие.

2

2

1.2

Приготовление теста
для лепки.

2

1

1

Основные приёмы
лепки и соединения
мелких деталей.
1.3

Волшебная осень
(2занятия)

4

1

3

1.4

Осенний венок
(2занятия)

4

1

3

1.5

Осень идёт – дождь за
собой ведёт (2)

4

1

3

1.6

Фантазии
осени(2занятия)

4

1

3

1.7

Осенние плоды (2
занятия)

4

1

3

1.8

Декоративная
работа(2занятия)

4

1

3

1.9

День народного
единства. Коллективная
работа.(3 занятия)

6

2

4

34

11

23

2
2.1

Зимой солнце светит, да не греет.
Фантастические звери
(2 занятия)

4

1

3

2.2

На встречу к зиме (2
занятия)

4

1

3

2.3

В деревне у бабушки (2
занятия)

4

1

3

2.4

Снегирь на веточке (2
занятия)

4

1

3

2.5

Сказка зимы(2 занятия)

4

1

3

8

Форма
аттестации
и контроля

2.6

Новогодняя сказка(2
занятия)

4

1

3

2.7

Свободная тема (3
занятия)

6

2

4

2.8

Рождественское
угощение (2 занятия)

4

1

3

2.9

Город снеговиков
(коллективная работа) 2
занятия

4

1

3

2.10

Дракоша (2 занятия)

4

1

3

2.11

Там на неведанных
дорожках…(2 занятия)

4

1

3

2.12

День доброты(2
занятия)

4

1

3

2.13

23 февраля. Готовим
подарок папам и
дедушкам(2 занятия)

4

1

3

2.14

23 февраля.
Изготовление военной
техники. (2 занятия)

4

1

3

2.15

Изготовление подарка
маме, сестре, бабушке(2
занятия )

4

1

3

62

16

46

3
3. 1

После самой лютой зимы все равно придет весна.
Уральская
масленица(2занятия)

4

1

3

3.2

Здравствуй, весна! (2
занятия)

4

1

3

3.3

Подснежники
(2занятия)

4

1

3

3.4

Звезды и кометы (2
занятия)

4

1

3

3.5

Далекие планеты
(2занятия)

4

1

3

3.6

Вербы (2занятия)

4

1

3

3.7

Пасхальные куличи (2
занятия)

4

1

3

3.8

День победы (2занятия)

4

1

3

3. 9

Весенняя цветущая
ветка (2занятия)

4

1

3

9

3.10

Диковинные цветы
(2занятия)

4

1

3

3.11

Свободная тема
( 3 занятия)
Подведение итогов за
учебный год

6

2

4

2

-

2

48

12

36

144

39

105

3.12

ИТОГО

Содержание учебного (тематического) плана
Первого года обучения
1. Осень пришла, урожай принесла.
1.1Вводное занятие.
Теория. Знакомство с правилами техники безопасности, показ
презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста,
демонстрация готовых изделий.
1.2.Тема: Приготовление теста для лепки. Основные приемы лепки и
соединения мелких деталей.
Практика: Знакомство с рецептом приготовления теста для лепки,
способами его окрашивания, основными приемами лепки и соединения
мелких деталей друг к другу.
1.3-1.4 Волшебная осень-2, Осенний венок-2.
Теория: обучение работы с соленым тестом.
Практика: Создание плоскостных цветов и листьев из соленого теста.
1.5-1.8. Осень идёт – дождь за собой ведёт-2, Фантазии осени-2,
Декоративная работа-2.Осенние плоды (2 занятия)
Теория: знакомство с различными формами работы с соленым тестом.
Сбор природного материала. Научить детей видеть красоту в повседневной
жизни и замечать детали.
Практика: Изготовление работ на выставку, работа с природным
материалом.
10

1.9. День народного единства. Коллективная работа. -3
Теория: Познакомить и рассказать о празднике «День народного
единства». Продолжаем обучать детей работать в команде.
Практика: Лепка земного шара, людей, радуги, солнца и голубей.
2. Зимой солнце светит, да не греет.
2.1. Фантастические звери-2
Теория: Научить детей самостоятельно создавать трафареты для своих
будущих работ. Научить создавать образы необычных зверей. Развивать
фантазию, творчество.
Практика: Создание своего вымышленного трафарет - зверя. Лепка из
соленого теста животного.
2.2-2.6. На встречу к зиме (2 занятия), В деревне у бабушки (2 занятия),
Снегирь на веточке (2 занятия), Сказка зимы (2 занятия),Новогодняя сказка
(2 занятия)
Теория: рассказ про перелетных и зимующих птиц, про домашних и
диких животных. Обучить детей лепке животных, вырезать стекой
рельефную фигурку «снегиря» по шаблону, выравнивая края палочкой или
стекой. Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой
Развивать творческое воображение, фантазию.
Практика: Лепка плоскостных птиц. Лепка плоскостных животных.
Лепка плоскостных снегирей. Лепка плоскостных домиков.
2.7. Свободная тема (3 занятия)
Теория:

Развитие

воображения,

умение

создавать

работы

по

собственному замыслу и умение создавать эскиз.
Практика: Лепка по собственному замыслу.
2.8. Рождественское угощение.
Теория: Учить, красиво украшать свои работы различными налепами.
Воспитывать аккуратность при работе.
Практика: Лепка рождественских угощений
2.9. Город снеговиков (коллективная работа)
11

Теория: Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить
материал

на

нужное

количество

частей

разной

величины,

лепить

последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы
скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек,
соломинок и т.д.)
Практика: Изготовление объемных снеговиков.
2.10. Дракоша (2 занятия).
Теория: Развивать творческое воображение, фантазию.
Практика: лепка объемного дракоши в яйце.
2.11. Там на неведанных дорожках…(2 занятия)
Теория: Знакомство с оформительской деятельностью.
Практика: Лепка деталей сказочного леса.
2.12. День доброты (2 занятия)
Теория: Развивать творческие и актерские способности детей,
фантазию; формировать чувство ответственности
Практика: Лепка из соленого теста сердце с цветами
2.13-2.14. 23 февраля. Готовим подарок папам и дедушкам (2 занятия),
23 февраля. Изготовление военной техники. (2 занятия)
Теория: Продолжаем воспитывать у детей интерес к творчеству,
желание дарить радость другим, чувство патриотизма; формирование и
развитие самостоятельности; воспитываем уважение к ветеранам.
Практика: Изготовление подарка из соленого теста к празднику.
2.15. Изготовление подарка маме, сестре, бабушке (2 занятия )
Теория: Развивать творческие и актерские способности детей,
фантазию; формировать чувство ответственности.
Практика: Изготовление подарка из соленого теста.
3.После самой лютой зимы все равно придет весна.
3.1.Уральская масленица (2 занятия)
Теория: Закрепление знаний о народных традиционных традициях.
Практика:Изготовление веселого солнышка и украшений.
12

3.2-3.3. Здравствуй, весна! (2 занятия), Подснежники (2 занятия).
Теория: Развивать творческое мышление и фантазию у детей.
Использование холодных и тёплых оттенков в живописном этюде.
Поиск композиционного решения.
Практика: Лепка из соленого теста.
3.4-3.5. Звезды и кометы (2 занятия), Далекие планеты (2 занятия).
Теория:

Вызвать

интерес

к

созданию

космических

образов.

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать
самостоятельный поиск средств и приемов изображения.
Практика: Изготовление плоскостных звезд, комет из соленого теста.
3.6-3.7. Вербы (2 занятия), Пасхальные куличи (2 занятия)
Теория: Воспитывать интерес к народной культуре.
Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать:
украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными
бантами и другими подручными материалами
Практика: Лепка вербы из соленого теста, лепка пасхального кулича и
крашеных яичек.
3.8. День победы (2 занятия)
Теория: Продолжаем воспитывать у детей интерес к творчеству,
желание дарить радость другим, чувство патриотизма; формирование и
развитие самостоятельности; воспитываем уважение к ветеранам.
Практика: Изготовление сувенира «Звезда», «Георгиевская лента».
3.9-3.10. Весенняя цветущая ветка (2 занятия), Диковинные цветы (2
занятия)
Теория: Композиционное освоение пространства. Декорирование
природными материалами.
Практика: Лепка цветов яблони, лепка плоскостных, несуществующих
цветов.
3.11. Свободная тема (3 занятия)
13

Теория:

Развитие

воображения,

умение

создавать

работы

по

собственному замыслу и создание эскиза.
Практика: Лепка по собственному замыслу.
3.12. Подведение итогов.

Учебный (тематический) план
Второй год обучения
№

Количество часов
Наименование тем

Общее
количество

Теория

Практика

Форма
аттестации
и контроля

Осень пришла, урожай принесла.

1
1.1

Вводное занятие.

1.5

1.5

1.2

«Ваза с кактусом» (2
занятия)

3.5

1

2.5

1.3

«По грибы» (3 занятия)

5

1

4

1.4

«Осеняя фантазия» (3
занятия)

5

1

4

1.5

«Лисичка» (3 занятия)

5

1

4

1.6

Картина «Бабочки». (3
занятия)

5

1

4

1.7

Картина из
полуобъемных форм
«Плоды осени». (3
занятия)

5

1

4

1.8

Объемная лепка
«Осенние цветы» (3
занятия)

5

1

4

1.9

День народного
единства. Коллективная
работа. (3 занятия)

5

1

4

40

9,5

30,5

Зимой солнце светит, да не греет.

2
2.1

«Фигурки птиц». (3
занятия)

5

1

4

2.2

«Снеговички» (3
занятия)

5

1

4

14

Выставка

2.3

«Как же зимой хорошо»
(3 занятия)

5

1

4

2.4

«Пингвины» (3 занятия)

5

1

4

2.5

«Спят усталые
игрушки» (3 занятия)

5

1

4

2.6

«Кабы не было зимы»
(3 занятия)

5

1

4

2.7

«Веселая ёлка» (3
занятия)

5

1

4

2.8

«Свободная тема»

5

1

4

2.9

«Ангелок» (3 занятия)

5

1

4

2.10

«Мой любимый
питомец» (3 занятия)

5

1

4

2.11

«Красивый
подсвечник»

5

1

4

2.12

«Веселый паровозик» (3
занятия)

5

1

4

2.13

«Медвежата» (3
занятия)

5

1

4

2.14

23 февраля. Готовим
подарок папам и
дедушкам (3 занятия)

5

1

4

2.15

23 февраля.
Изготовление военной
техники. (3 занятия)

5

1

4

Выставка

2.16

Изготовление подарка
маме, сестре, бабушке
(3 занятия)

5

1

4

Выставка

80

16

64

3

Выставка

После самой лютой зимы все равно придет весна.

3.1

«Уральская масленица
«(3 занятия)

5

1

4

3.2

«Здравствуй, весна!»(3
занятия)

5

1

4

3.3

«Первые цветы» (3
занятия)

5

1

4

3.4

«Сегодня я рисую, а
завтра голосую»,
подготовка к выставке.
(3 занятия)

5

1

4

15

Выставка,
конкурс

3.5

«До луны и обратно» (3
занятия)

5

1

4

3.6

«НЛО» (3 занятия)

5

1

4

3.7

«Пасха» (3 занятия)

5

1

4

3.8

«Красочные попугаи»
(3 занятия»

5

1

4

3.9

«День победы» (3
занятия)

5

1

4

3.10

«Запах весны» (2
занятия)

3

1

2

3.11

«Необычная поляна» (3
занятия)

5

1

4

3.12

Свободная тема (3
занятия)

5

1

5

3.13

Подведение итогов

2

1

1

Итого

Выставка

Выставка

Выставка

60

13

47

180

38,5

141,5

Содержание учебного (тематического) плана второго года
обучения
1. Осень пришла, урожай принесла.
1.1Вводное занятие.
Теория. Знакомство с правилами техники безопасности, показ
презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста,
демонстрация готовых изделий.
1.2-1.8. «Ваза с кактусом» (2 занятия), «По грибы» (3 занятия), «Осеняя
фантазия» (3 занятия), «Лисичка» (3 занятия), Картина «Бабочки», (3
занятия), Картина из полуобъемныхформ «Плоды осени» (3 занятия),
Объемная лепка «Осенние цветы» (3 занятия).
Теория: Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из
соленого теста.
Практика: создание объемных и плоскостных работ, использование
новых материалов для лепки.
16

1.9. День народного единства.
Теория: Продолжать знакомство с праздником «День народного
единства». Продолжаем воспитывать у детей интерес к творчеству, желание
дарить радость другим, чувство патриотизма; формирование и развитие
самостоятельности.
Практика: Лепка земного шара, людей, радуги, солнца и голубей.
2. Зимой солнце светит, да не греет.
2.1-2.7 «Фигурки птиц», «Снеговички», «Как же зимой хорошо»,
«Пингвины», «Спят усталые игрушки», «Кабы не было зимы», «Веселая
ёлка»
Теория: Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из
соленого теста. Развивать творческое воображение, фантазию. Продолжать
знакомить со смешиванием красок.
Практика: изготовление птиц, снеговиков, различных животных,
изготовление елочных игрушек.
2.8. «Свободная тема»
Теория:

Развитие

воображения,

умение

создавать

работы

по

собственному замыслу и создание эскиза.
Практика: Лепка по собственному замыслу.
2.9-2.13.

«Ангелок»,

«Мой

любимый

питомец»,

«Красивый

подсвечник», «Веселый паровозик», «Медвежата».
Теория: развитие воображения, продолжение знакомства с животными,
особенности работы для предмета, обучать делать несколько одинаковых по
форме и размеру предметов.
Практика:

изготовление

ангелочка,

животных,

подсвечника,

паровозика.
2.14-2.16. 23 февраля. Готовим подарок папам и дедушкам, 23 февраля.
Изготовление военной техники, Изготовление подарка маме, сестре, бабушке
(3 занятия)
17

Теория: Продолжаем воспитывать у детей интерес к творчеству,
желание дарить радость другим, чувство патриотизма; формирование и
развитие самостоятельности; воспитываем уважение к ветеранам. Развивать
творческие и актерские способности детей, фантазию; формировать чувство
ответственности.
Практика: Изготовление подарка из соленого теста к празднику.
3. После самой лютой зимы все равно придет весна.
3.1.Уральская масленица (2 занятия)
Теория: Закрепление знаний о народных традиционных традициях.
Практика: Изготовление веселого солнышка и украшений.
3.2-3.3. «Здравствуй, весна!», «Первые цветы»
Теория: Развивать творческое мышление и фантазию у детей.
Использование холодных и тёплых оттенков в живописном этюде. Поиск
композиционного решения.
Практика: Лепка из соленого теста.
3.4. «Сегодня я рисую, а завтра голосую», подготовка к выставке.
Теория: рассказ про голосование в нашей стране, объяснение важности
принятия участия.
Практика: изготовление рисунков и работы из соленого теста.
3.5-3.6. «До луны и обратно», «НЛО».
Теория: продолжать знакомить с планетами, созвездиями.
Практика: изготовление ракет, планет, звезд и невероятного летающего
объекта.
3.7. «Пасха»
Теория: Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать
самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои
изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими
подручными материалами

18

Практика: Лепка пасхального кулича, крашеных яичек, пасхального
кролика.
3.8. «Красочные попугаи»
Теория: продолжать знакомить со смешиванием цветов.
Практика: создание попугая из соленого теста.
3.9. День победы (2 занятия)
Теория: Продолжаем воспитывать у детей интерес к творчеству,
желание дарить радость другим, чувство патриотизма; формирование и
развитие самостоятельности; воспитываем уважение к ветеранам.
Практика: Изготовление сувенира.
3.10-3.11 «Запах весны» , «Необычная поляна» .
Теория: Композиционное освоение пространства. Декорирование
природными материалами.
Практика: Лепка цветов, лепка плоскостных, несуществующих цветов
и растений.
3.12. Свободная тема.
Теория: Развитие воображения, умение создавать работы по
собственному замыслу и создание эскиза.
Практика: Лепка по собственному замыслу.
3.13. Подведение итогов.

Планируемые результаты
1.

Метапредметные результаты:


Развита эмоциональная сфера личности, способность эмоционально воспринимать
окружающий мир, нравственное отношение к миру и к себе через чувственное
восприятие;

Развито художественное восприятие и творческие способности, осознан
творческий процесс, как переход от интуитивной к сознательной целенаправленной
художественно- декоративной деятельности;

Развиты навыки умения работы в коллективе.
2.

Личностные результаты:



Имеют потребность в творческой деятельности
19


Развито логическое мышление, мелкая моторика рук, фантазия и воображение.

Бережно относятся к природе и имеют потребность в художественной организации
своего жизненного пространства.
3.




Предметные результаты:
Сформированы навыки лепки из соленого теста;
Владеют основными понятиями, терминами и определениями в сфере лепки;
Освоены приемы и техники выполнения работ из пластичных материалов.

3. Организационно-педагогические условия.
3.1. Календарный учебный график
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Период учебного графика:

11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

1 сентября

7-17лет: 40 минут

7-17 лет: 40 минут

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

36 учебных недель

1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10.2025 по 04.11.2025 (11 календарных дней с учетом праздничных
дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы с
учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11. по 30.12. (8 недель)

Зимние каникулы

с 31.12.2025 по 11.01.2026 (12 календарных дней с учетом праздничных
дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы с
учетом учебного плана учреждения
с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)

3 четверть
Весенние каникулы
4 четверть

с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы с
учетом учебного плана учреждения
с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

Кадровое обеспечение
20

Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Образование – среднее профессионального, профильное или педагогическое.

3.2. Условия реализации программы
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально-технического, программно-методического, психологического
характера.
Для

успешной

реализации

программы

необходимо

материально-

техническое обеспечение:


Помещение;



Качественное электроосвещение;



Доска для мела;



Столы и стулья;



Шкафы, стенды для образцов и выставки детских работ;



Инструменты и материалы (бумага для акварели листы А4, цветная

бумага, цветной картон, кисти, простые карандаши, гуашь, клей, ножницы);


Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет

источники.
.
Методические материалы
№ Название

Материально-

Формы, методы, приемы Формы

раздела,

техническое

обучения. Педагогические учебного

темы.

оснащение,

технологии

занятия

дидактикометодический
материал

1

Осень
пришла,
урожай
принесла.

Кабинет:
Очная форма обучения.
Столы детские – 6
Методы обучения:
шт.
1. Словесный метод.
Стулья
или
2. Наглядный метод.
скамейки – 12 шт.
21

Основная
организационна
я
форма
обучения
в
дополнительно
м образовании

Тазик
для
замешивания теста –
1 шт.
Гуашь – 12 наборов.
Демонстрационный
материал
(иллюстрации,
образцы
работ,
схемы)
Кисточки – 3 шт.
Доска для лепки –
12 шт.
Ножницы, стеки –
по 12 шт.
Формочки
и
нетрадиционные
материалы.
Дидактический
материал.
Авторские рисунки,
иллюстрации,
тематический
подбор
открыток,
варианты образцов
выполнения заданий
по темам, нагляднодидактические
пособия по лепке.

3. Практический метод
Приемы обучения:
«Вхождение в урок».
«Демонстрация
профессионализма»
«Выход за пределы»
«Неожиданное дело».
«Фантастическая добавка»
Педагогические
технологии:
Технология
индивидуализации
обучения.
Технология

группового

обучения
Технология коллективного
взаимообучения.
Технология
дифференцированного
обучения.
технология
разноуровневого обучения.
Технология

проблемного

обучения.
Технология
дистанционного обучения.
Технология

игровой

деятельности.
Технология

коллективной

творческой деятельности.

Алгоритм учебного занятия:
1.
–

Организационный.
организация начала занятия;
22

–
учебное
занятие.
Кроме
учебного
занятия
в
дополнительно
м образовании
используется
большое
разнообразие
форм обучения:
экскурсия,
поход, занятиеигра, семинар,
тренинг,
и
других.

–
–
–
2.
–

создание психологического настроя на
учебную деятельность;
активизация внимания.
Подготовительный.
сообщение темы, цели занятия;

–

постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач;

–

мотивация учебной деятельности.

3.

Основной (теория и практика)

определяются в зависимости от цели занятия:
–

усвоение новых знаний;

–

проверка понимания

–

закрепление знаний и способов действий

–

обобщение знаний

–

ознакомление с новыми знаниями и умениями

–

показ образца формирования навыков

–

установление осознанности усвоения знаний: выполнение задания на

освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу.
–

формирование целостного представления знаний по теме и т.п.

–

закрепление знаний, умений, навыков.

4.

Итоговый.

–

подведение итогов занятия

–

формулирование выводов

–

поощрение за работу на занятии

–

самооценка своей работы на занятии

–

определение перспективы следующих занятий

Первые и последние 10 минут отводятся на сбор детей, подготовку рабочего
места и уборку за собой.

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
23

Для

отслеживания

результатов

овладения

обучающимся

содержания

программы используются следующие методы оценки результативности:


педагогическое наблюдение,



педагогический анализ с учётом участия воспитанника в выставочных

и конкурсных мероприятий,


мониторинг

результатов

процесса

обучения,

познавательной

заинтересованности (активности), уровня, творческих и личных достижений
обучающихся.
В течении учебного года осуществляется несколько видов контроля:


Входящий - в начале учебного года с целью определения уровня

развития детей и их творческих способностей в форме беседы, опроса,
практического задания по теме;


Промежуточный -

проверка изученного материала. Осуществляется

для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля
являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень
физической нагрузки;


Итоговый – участие обучающихся в конкурсной и выставочной

деятельности.

Характеристика оценочных материалов
Для обучающихся проводятся выставки и творческие конкурсы. На
выставку выбираются качественно выполненные работы.
Проводится анализ выполненных изделий по следующим критериям:


Правильное расположение деталей изображения на листе бумаги;



Техническое исполнение;



Оригинальность работы.



Аккуратность в исполнении.

24

Список литературы
Нормативно - правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№

28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021

№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
25

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
образовательной

(вместе

с

деятельности

«Методическими
с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/
04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной

услуги

в

социальной

сфере

«Реализация

образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».

26

дополнительных

20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».

Литература для педагога
1.
Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа.
- № 1. – 1988.
2.
Форма и цвет/ Е.В. Колесникова М.- Изд-во «ТЦ «Сфера», 2005.
3.
КоринаБойренмайстер: Рисуем зоопарк – Хоббитека, 2017
4.
Ольга Груша: Яркие поделки и аппликации из фетра – Феникс, 2015
5.
Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. — М.: Изд. дом МСП,
2005.
6.
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003
7.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.М. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство «Ось-89».2000.
8.
Силаева К. Соленое тесто. Украшения. Сувениры. – М. 2005.
9.
Рубцова Е. С. Лепим из соленого теста. – Ростов н/Д: Владис: М., 2009.
10.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.
11.
Романовская А.Л. Поделки из соленого теста / А.Л. Романовская, Е. М. Чезлов. –
М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007.
12.
Ханова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
13.
Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих. – М.2005.
14.
Швайко Г.С. Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр
15.
ВЛАДОС, 2003.
16.
Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. – М.:Владос, 2000.
17.
Моргун Д. В., Орлова Л.М. . Дополнительное образование детей в вопросах и
ответах ЭкоПресс, 2012.
18.
Апшева А.М.. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного
образования детей. Опыт и практические рекомендации М: МД ЭБЦ, 2011.

Литература для обучающихся и родителей
Диброва А. «Поделки из соленого теста».Клуб семейного досуга. 2011.
Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста». Владис. 2011.
Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Владис. 2011.
Татьяна Дорошенко: Лепка из соленого теста. Фолио, 2011 г.
Лучшие поделки из соленого теста. Автор: Макаренко Мария Константиновна,
Ткаченко Александр Алексеевич. Фактор, 2013 г.
6.
Ирина Хананова: Соленое тесто. АСТ-Пресс, 2012 г.

1.
2.
3.
4.
5.

Интернет ресурсы
1.
Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для
учителей (infourok.ru)
2.
Лепка из соленого теста. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/lepka-iz-solenogo-testa/
3.
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
27

4.
Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
5.
Мастер-классы
по
теме
Лепка
из
https://www.livemaster.ru/masterclasses/lepka/lepka-iz-solenogo-testa
6.
Лепка
из
солёного
теста
для

соленого

https://www.toysew.ru/lepim/solyonogo-testa-nachinayushhix.html

28

теста.

начинающих.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».