АДООП Умные пальчики

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

программа

«Умные пальчики» для детей с особыми образовательными потребностями
относится к художественной направленности и рассчитана на реализацию
в учреждениях дополнительного образования детей.
Адаптированная

программа

составлена

с

учетом

следующих

нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» и на перспективу до 2036 года и на перспективу до 2036 года».
6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».

3

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678

«Об

утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного

4

образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья

и

детей-инвалидов

на

базе

образовательных

организаций,

реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/ 04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного

образования

муниципального

округа

Заречный

Свердловской области «Центр детского творчества».
В современной противоречивой экономической и социокультурной
ситуации

разработка

общеразвивающей

условий

в

адаптированной

дополнительной

программе для ребенка с ОВЗ оказывает существенную

помощь родителям в решении проблем, связанных с физическим и
психическим

здоровьем,

социальным

и

экономическим

положением,

успешным продвижением в обществе, расширением возможности достичь
устойчивой социальной интеграции в среде здоровых сверстников.
Социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой
социальной

среды,

один

из

социально-психологических

механизмов

социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет

5

учёт особенностей процесса адаптации при вхождении ребёнка в новые
социальные отношения. Дополнительное образование расширяет мир связей
и отношений, и задача педагога обогатить нравственно, интеллектуально
опыт социального взаимодействия детей.
Важнейшей задачей участия ребёнка
потребностями

в

с особыми образовательными

программах дополнительного

образования

является

расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается
преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности,
приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без
непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения
повседневных задач.
Новизна и оригинальность
Для воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными
потребностями важна детско-взрослая общность, в которой существует
равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению
в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а
также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Детсковзрослая общность рассматривается в дополнительном образовании детей
как

событие,

где

возможен

выход

на

гуманистические

ценности

человеческого бытия.
Социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой
социальной

среды,

один

из

социально-психологических

механизмов

социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет
учёт особенностей процесса адаптации при вхождении ребёнка в новые
социальные отношения. Дополнительное образование расширяет мир связей
и отношений, и задача педагогов обогатить нравственно, интеллектуально
опыт социального взаимодействия детей.
Актуальность

6

Актуальность решения проблемы заключается в разработке требований
к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья и обосновании необходимости создания для них специальных
образовательных

условий:

жизнедеятельности,

организация

гибкое

дифференцированного

сочетание

подхода.

Одним

безбарьерной

среды

их

индивидуального
из

условий

и

повышения

эффективности обучения является создание предметно-развивающей среды.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность,

низкая

работоспособность,

что

требует

внесения

изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—
это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать
трудности при вхождении в интеграционное пространство. В соответствии с
возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При
планировании работы важно использовать наиболее доступные методы:
наглядные, практические, словесные. Для более глубокого понимания
значения действий, явлений используются наглядно- практические методы;
для уточнения знаний о предметах широко применяется письменная речь
(таблички). Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой
спецификой

развития,

предусматривается

включение

инновационных

технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей,
имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются
невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система
жестов, календарная система (картинки-символы).
Расширение

образовательных

возможностей

этой

категории

обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы
дополнительного образования решают задачи реализации образовательных

7

потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав,
адаптации к условиям организованной общественной поддержки их
творческих

способностей,

развития

их

жизненных

и

социальных

«Умные

пальчики»

компетенций.
В

общеобразовательной

программе

рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги,
картона и другого разнообразного поделочного материала с использованием
самых

разнообразных

техник

(оригами,

конструирование,

квиллинг,

аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных
направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический
вкус.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков,
уровень

самостоятельности.

сложность

Программа

позволяет

дифференцировать

работы: более сильным детям будет интересна сложная

конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При
этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает
возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить
без боязни творить и создавать. Программа составлена в соответствии с
возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Занятия с детьми проводятся в рамках кружковой работы, что
предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение
в творческую деятельность. Вся работа ведется от простого к сложному и то
только после того, как отработают простое. Техника работы с бумагой и
разными материалами

очень богата и разнообразна, доступна детям с

ограниченными возможностями и очень хорошо развивает моторику
пальчиков.

8

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды для
общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и
его самореализации.
Цель реализации программы - создание условий для самоопределения,
саморазвития личности воспитанников, развития творческих способностей
средствами декоративно - прикладного искусства. Создание оптимальных
организационно

–

педагогических

условий

для

самовыражения,

самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы
с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие
личности,

развитие

сотрудничества

детей

при

созидании

сложных

композиций,
Основные задачи программы:
Обучающие:
1. формировать умение использовать различные технические приемы
при работе с бумагой;
2. научить приемам и методам практической работы с различными
материалами
3. отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
4. формировать знания и умения работы с разными материалами и
инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так
и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или
зданий;
5. учить ориентироваться в пространстве;
6. научить распознавать материалы и виды бумаги, применяемые при
изготовлении изделия;
7. научить детей правильно организовывать и планировать творческий
процесс труда;
Развивающие:
1. развитие образного мышления;

9

2. развитие

у

обучающихся

навыков

работы

с

различными

материалами;
3. развитие моторных навыков развивать образное и пространственное
мышление, фантазию ребенка;
4. формировать художественный вкус и гармонию между формой и
содержанием художественного образа;
5. развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную
активность;
6. развивать навыки применения выполненного изделия в игровой
деятельности;
Воспитательные:
1. привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества, эстетическое отношение к действительности;
2. формирование позитивной мотивации к творческой деятельности;
3. формирование эстетического и художественного вкуса;
4. воспитание у обучающихся таких качеств как сопереживание и
уважение к другим людям через деятельность на занятиях;
5. воспитание аккуратности, терпения, усидчивости и ответственности
за порученное дело.
6. привить бережное отношение к инструментам, материалу и
оборудованию;
Отличительная особенность образовательной программы
Данная программа составлена на основе типовой программы при
использовании специальных литературных источников и собственного
педагогического опыта. Тематика занятий строится с учетом интересов
обучающихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления
изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности
привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается
уровень развития специальных умений работать индивидуально.

10

Особенности психического статуса обучающихся при организации
образовательного процессапо общеразвивающей программе «Умные
пальчики »
Психическая

деятельность

обучающихся

с

проблемами

интеллектуального развития существенно отличается от сверстников,
получающих образование в общеобразовательных школах. Контингент
представляет собой весьма разнородную группу детей, которых объединяет
наличие повреждений головного мозга, имеющей диффузный, т.е. широко
распространенный, как бы разлитой характер. Морфологические изменения
захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и
функции. Диффузное поражение часто сочетается с отдельными, в большей
ли меньшей степени выраженными локальными повреждениями, иногда
захватывая

и подкорковую систему головного мозга. Все это вызывает

серьезные отклонения во всех проявлениях психической деятельности.
Учащиеся обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально
развивающиеся сверстники, самостоятельно перерабатывать информацию,
полученную из окружающей среды. Значительное снижение познавательной
активности, узость круга интересов, недостатки в эмоционально-волевой
сферы и речи влияют на степень отставания в интеллектуальном развитии.
Состав обучающихся крайне неоднороден как по структуре и глубине
дефектов, так и по возможностям обучения.
По

структуре

дефекта

диагноза

F-70,

F-71,

F-72

ученики

классифицируются по VI формам.
I. Неосложненная форма олигофрении. Отсутствие грубых поражений
в пределах того или иного анализатора. Спокойны, уравновешенны.
II. Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами.
Интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями психомоторной
расторможенности.

11

III. Олигофрения, осложненная психоподобными расстройствами.
Психическое недоразвитие сочетается с явлениями аффектной возбудимости,
расторможенности влечений (сексуальность, склонность к бродяжничеству,
воровству).
IV.

Олигофрения, осложненная эпилептиформными расстройствами.

Олигофрения с различными судорожными проявлениями (развернутые или
малые припадки).
V. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе анализаторов.
Наряду с общим недоразвитием мозга отличаются выраженные очаговые
поражения (слухоречевая система).
VI.

Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций

лобных долей мозга. Грубо страдает познавательная направленность,
нарушена целенаправленность, грубые нарушения личности.
Обучающиеся по заключению

ПМПК по программе для детей с

умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), каждый
обучающийся

имеет

заключение

КЭК

(клинико-экспериментальной

комиссии) должен обучаться об индивидуальном обучении по состоянию
здоровья.
Методы и приемы обучения:
Словестные методы обучения - рассказ; беседа; работа с книгой;
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;
Практические и игровые методы - упражнение, игра, элементарные опыты,
моделирование.
Формы и методы контроля
С целью анализа результата и корректировки образовательной программы,
улучшения качества учебного процесса, определения уровня развития детей,
отслеживания результатов и динамики развития ребенка используются
различные методы педагогической диагностики: наблюдение, устный опрос,
мини-выставки, участие в городских и окружных выставках, конкурсах,
беседы.

12

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
1. вводный, перед началом работы, закрепляющий знания по
предыдущим темам;
2. текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания
по данной теме, при этом у учащихся происходит усвоение
последовательности выполнения работы;
3. итоговый, проводимый после завершения всей учебной работы.
Механизм оценки получаемых результатов
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное
внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет
творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности,
психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на
малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого
мышления каждого учащегося.
При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты,
которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.
Диагностика проводится дважды: в начале и в конце учебного года и
позволяет определить эффективность работы, что является основой для
планирования

работы,

корректировки

образовательной

программы

и

выдвижения новых целей и задач.
Прогнозируемый результат за 3 года обучения:
В результате обучения по программе обучающиеся первого года
обучения должны знать:
1. художественные и технологические свойства некоторых видов бумаги
(цветная, писчая, оберточная и др.);
2. свойства бумаги;
3. базовые формы оригами (квадрат, треугольник, воздушный змей);
4. понятия: сторона, угол, центр, линия;
5. технику складывания в оригами;
6. правила безопасности труда при работе с колющими и режущими

13

инструментами, с клеем.
7. что такое аппликация.
Должны уметь:
1. действовать согласно инструкциям педагога;
2. складывать простейшие базовые формы по памяти (треугольник,
квадрат, воздушный змей).
3. точно совмещать стороны, углы квадрата.
4. изготавливать квадрат двумя способами;
5. четко проглаживать сгибы;
6. правильно пользоваться ручными инструментами;
7. аккуратно пользоваться клеем;
8. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
По окончании второго года обучения обучающиеся должны знать:
1. названия базовых форм квиллинга;
2. правила безопасности труда при работе с колющими и режущими
инструментами и клеем.
Должны уметь:
1. складывать простые и сложные базовые формы согласно схемам и
словесным инструкциям;
2. пользоваться шаблонами;
3. работать с различными материалами(бумага, ткань, природный
материал);
4. правильно пользоваться ручными инструментами;
5. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
По окончании третьего года обучения обучающиеся должны знать:
1. изученные базовые формы оригами и квиллинга;
2. соединение различных базовых форм;
3. что такое бумагопластика, основные виды сгибов;
4.что такое контур, пропорция, силуэт;
5.технику склеивания бумаги;
6. правила безопасности труда при работе с колющими и режущими
инструментами, с клеем.
Должны уметь:
1.самостоятельно складывать все изученные базовые формы;
2. самостоятельно работать по схеме и образцу;
3. соединять различные модули;

14

4. самостоятельно складывать фигурки,состоящие из разных базовых
форм;
5. составлять композиции;
6. применять элементарные приёмы бумагопластики;
7. правильно пользоваться ручными инструментами;
8. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Обучающиеся, прошедшие полный курс обучения по данной программе
должны:
1. Овладеть практическими навыками и приемами художественной
обработки бумаги;
2. Уметь планировать выполнение творческих работ;
3. Работать аккуратно, бережно расходуя материалы, опираясь на правила
техники безопасности;
4. Уметь четко работать с ножницами, линейкой, и другими подручными
материалами;
5. Уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами,
бумагопластики, квиллинга;
6. Стараться эстетично оформить творческую работу;
7. Уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с педагогом.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной общеобразовательной программы
Все познанное и увиденное на занятиях отражается в творческих
работах обучающихся. Итоговые работы выполняются обучающимися к
концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного
года.
Результатом работы с детьми являются участие в тематических
выставках городского и областного уровней, в выставках внутри творческого
объединения.

15
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения
№

Название темы

Вводное занятие.
История бумаги
Рваная аппликация
Аппликация
Оригами. Базовая форма- квадрат
Оригами. Базовая форма- треугольник
Оригами. Базовая форма- воздушный
змей
8. Работа с природными материалами
9. Изготовление выставочных работ
10. Посещение выставок, экскурсий
ИТОГО
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

ВСЕГО, в
т.ч.
1
1
4
17
2
2
2
2
3
36

Теория Практика
1
0,5
0,5
1
0,5
-

0,5
3,5
16
1,5
2
2

4
7

2
29

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с миром творчества. Экскурсия по Центру детского
творчества. Посещение выставки творческих работ учащихся.
Тема 2. История бумаги
Беседы о бумаге (виды бумаги, история появления бумаги). Техника
безопасности работы и гигиена труда. Материалы и инструменты.
Формы работы:беседа, игра, опыты с бумагой.
Практическая работа: опытыс бумагой по изучению различных свойств
бумаги.
Тема 3. Рваная аппликация.
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание».
Это изобразительная техника, основанная на разрывании бумаги, наложении
деталей с помощью клея. Цель: познакомить с разными видами аппликации,
научить построению многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом.
Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы
в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды
симметричного разрывания бумаги.

16

Формы работы: беседа, практическая работа – создание творческих
работ на основе демонстрационного материала, практическая работа-игра
«Подумай и наклей» (логическая аппликация), выставка детских работ.
Практические занятия, изготовление аппликаций:
3.1. «Солнышко»
3.2. «Березка»
3.3. «Елочка»
3.4. «Ветка мимозы»
Тема 4. Аппликация.
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание».
Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей
с помощью клея. Цель: познакомить с разными видами аппликации, научить
построению многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом.
Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы
в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды
симметричного вырезания. Виды аппликации: плоскостная, сюжетная,
декоративная, полуобъемная.
Формы работы: беседа, практическая работа – создание творческих
работ на основе демонстрационного материала, практическая работа-игра
«Подумай и наклей» (логическая аппликация), выставка детских работ.
Практические занятия, изготовление аппликаций:
4.1. «Овощи»
4.2. «Фрукты»
4.3. «Первый снег»
4.4. Поздравительная открытка «С Новым Годом»
4.5. «Ангел»
4.6. «Корабль»
4.7. «Ракета»
4.8. «Самолет»
4.9. «Поздравительная открытка «С 8 Марта»
4.10. «Анютины глазки»
4.11. «Акквариум»
4.12. «Космос»
4.13. «Рыбки»
4.14. «Веселые мотыльки»
4.15. «Ландыши»
4.16. «Гусеницы на листочке»
4.17. «Божья коровка»

17

Тема 5. Оригами. Базовая форма «Квадрат».
Оригами развивает пространственное воображение, память, творческие и
исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру
кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и
способностях;
знакомит
с
основными
геометрическими
понятиями; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический
вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Содержание: Основная терминология. Основные приемы складывания.
Условные обозначения. Понятие «базовая форма». Это - бумажная
заготовка, сложенная из квадратного листа бумаги определенным
способом, на основе которой изготавливаются модели оригами,
объединенные по принципу складывания в одну группу.
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Отработка
действий, этапы складывания.
Формы работы:рассказывание сказки о волке; конкурс «Кто быстрее»;
отгадывание кроссвордов;
Практическая работа: основные приемы складывания бумаги,
изготовление квадрата двумя способами.
5.1. Изготовление волка.
5.2. Изготовление салфетки.
Тема 6. Оригами. Базовая форма «Треугольник».
Знакомство с базовой формой. Этапы и последовательность складывания.
Отработка действий.
Формы работы: просмотр иллюстраций с изображением домашних
животных;пальчиковые игры;чтение стихов о животных, беседа «Интересное
рядом, только посмотри!».
Практическая работа: основные приемы складывания бумаги.
6.1. Изготовление «Кошки-мурлыки».
6.2. Изготовление собачки.
Тема 7. Оригами. Базовая форма «Воздушный змей».
Знакомство с базовой формой. Этапы складывания. Отработка
действий.
Формы работы: Беседа, сказка про 7 гномов, самостоятельная работа.
Практическая работа:
7.1.
Изготовление гномика.
7.2.
Изготовление дерева
Тема:8. Работа с природными материалами
Работа с природными материалами включают в себя нетрадиционное,
самобытное и новаторское творчество. Работы по созданию композиций из
природных материалов расширяют представления детей об окружающем

18

мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного
материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.
Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует
умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и
внимания. Собирая с детьми природный материал, не следует забывать и об
охране природы.
Природные материалы по происхождению делятся на три группы:
● растительного происхождения,
● животного происхождения,
● минерального происхождения.
Содержание: развитие и формирование навыков работы с природными
материалами.Самостоятельное рассматривание иллюстраций, выбор цвета и
вида бумаги. Выполнение работы с применением творчества, фантазии и
воображения. Развитие эстетического вкуса и творческого воображения.
Оборудование: цветной картон, шаблоны, цветная бумага, природный
материал, фломастеры, простой карандаш, ножницы, клей, образцы изделий,
полоски цветной бумаги.
Формы работы: игры, рисование, слушание музыки. Беседа о временах
года. Загадки, стихи.
Практические занятия:
8.1. Изготовление композиции «Осень»
8.2. Изготовление композиции «Снеговик»
Тема 9. Изготовление выставочных работ.
Подготовка работ учащимися к тематическим выставкам. Оформление
выставочных экспозиций.
Тема 10. Посещение выставок, экскурсий.
Учебно-познавательные экскурсии и посещение выставок прикладного
творчества проводятся для формирования творческой активности, интереса к
детским работам, представленным на выставке, для обмена творческими
идеями с детьми, занимающимися в других объединениях.

19
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№

Название темы

ВСЕГО, в
т.ч.

1.
2.
3.
4.

Вводное занятие.
Аппликация
Объемные изделия
Квиллинг. Базовая форма -бумагокручение,
полоски
Квиллинг. Базовая форма- завиток, плотный
рулон, лист, круг
Квиллинг. Базовая форма треугольник,
квадрат, прямоугольник.
Работа с комбинированными материалами с
применением смешанных техник.
Изготовление выставочных работ
Посещение выставок, экскурсий
ИТОГО

1
9
7
4

-

1

0,5

1,5

6

-

3

1

-

4

4

0,5

1,5

4
36

0,5
3

4
3,5
33

5.
6.
7.
8.
9.

Теория Практика

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Продолжение знакомства с миром творчества. Посещение выставки
творческих работ учащихся. Беседы о бумаге (виды бумаги). Техника
безопасности при работе и гигиена труда.
Практическая работа: опыты с бумагой по изучению различных свойств
бумаги.
Тема 2. Аппликация.
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание».
Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей
с помощью клея. Познакомить с разными видами аппликации, научить
построению многопредметных композиций.
Рациональные способы работы с материалом. Технические приемы,
изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ
образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания.
Виды аппликации: плоскостная, сюжетная, декоративная, полуобъемная.
Оборудование:Бумага, ножницы, шаблоны, карандаш, клей, образцы.
Формы работы: беседа, практическая работа – создание творческих
работ на основе демонстрационного материала, практическая работа-игра
«Подумай и наклей» (логическая аппликация), выставка детских работ.
Практические занятия, изготовление аппликаций:

20

№

Тема

Количество Примечание
часов
2

2.1. «Домик в деревне»
2.2. «Осенняя березка»

2

2.3. «Корабль в море»

1

2.5. Поздравительная
открытка
2.6. «Тюльпаны в рамке»

1

2.7. «Посуда»

1
Итого:

2

9 занятий

Тема 3. Изготовление объемных композиций.
Изучение свойств различных материалов. Их использование. Природные
и искусственные материалы. Правила пользования линиями видимого и
невидимого контура, сгиба. Условные обозначения. Научить: работать по
шаблону, изготовлению конусных форм, составлять композиции с
использованием природных материалов.
Оборудование:
Формы работы:беседа, сбор природного материала, просмотр
композиций в иллюстрациях,самостоятельная работа,
Практические занятия, составление объемных композиций на тему:
3.1. «Кукла из салфеток»;
2
3.2.

«Маки»

2
Итого: 4 часа

Тема 4. Квиллинг. Базовая форма - бумагокручение, полоски.
Знакомство с видом творчества - квиллинг. Основа квилинга-базовые формы.
Квиллинг-это искусство выполнения бумажный композиций, плоский и
объёмных, заключается в скручивании длинных полосок бумаги в
спиральки(модули), иначе называется бумагокручением. Квиллинг схемы
состоят из контуров конкретного рисунка (мотива) и элементов его
заполняющих. В качестве элементов для заполнения схем служат базовые
формы, а также дополнительные формы – производные от
базовых.Определение последовательности выполнения работы по образцу с
использованием шаблона. Самостоятельный выбор шаблонов, вида и цвета
бумаги. Расположение и наклеивание украшений на елку. Выставка детских
работ.

21

Оборудование:Бумага, картон, клей, пинцет, зубочистки, линейка,
ножницы.Специальное приспособление для закрутки лент.
Формы
работы:просмотр
иллюстраций
с
изображением
животных;пальчиковые игры;чтение стихов о животных;беседа о
лесе,знакомство с породами деревьев,народные традиции,пословицы,
загадки.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
4.1. «Ежик»;
2
4.2.

«Елочка»

2

Итого: 4 часа
Тема 5. Квиллинг.Новые базовые формы - плотный рулон, лист,
завиток, глаз. Последовательность и приемы изготовления базовых
форм.Закрепление умений работать с изученными базовыми формами
квиллинга: полоски, плотный рулон, лист. Развитие мелкой моторики рук.
Формирование пространственных представлений. Выбор материала,
шаблонов, подбор материалов, сборка и наклеивание деталей. Анализ
образца, из каких деталей и базовых форм состоит изделие. Работа по
шаблону, вырезание и наклеивание рукавички на картон.
Оборудование: Бумага (полоски нарежьте шириной от 3 до 10 мм),
картон, клей, пинцет, зубочистки, линейка, ножницы, специальное
приспособление для закрутки лент.
Формы работы:просмотриллюстраций;пальчиковые игры; загадки и
пословицы.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
5.1. Изготовление открытки2
сувенира «Рукавичка».
5.2. Изготовление медведя.
1
5.3. Изготовление
зимнего
1
леса.
5.4.
Изготовление зайчика.
1
5.5. Изготовление ангела
1
Итого: 6 занятий
Тема 6. Квиллинг. Базовая форма –треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг. Анализ образца, из каких деталей и форм состоит
образец. Определение последовательности выполнения работы по образцу.
Развитие эстетического вкуса, художественное оформление работы.

22

Оборудование: Бумага(продаются даже специальные наборы лент или
нарежьте их сами шириной от 3 до 10 мм), картон, клей, пинцет, зубочистки,
линейка, ножницы.
Специальное приспособление для закрутки лент.
Формы работы:просмотр иллюстраций, пальчиковые игры, беседа
«Интересное рядом, только посмотри!», пословицы, загадки.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
6.1. Изготовление ракеты
1
Итого: 1 час
Тема:7. Работа с комбинированными материалами с применением
смешанных техник.
Смешанные техники включают в себя нетрадиционное, самобытное и
новаторское творчество.Актуальность занятия заключается в том, что
целенаправленная и систематическая работа с детьми методами смешанных
нетрадиционных
техник
способствует:развитию
воображения
и
фантазии,снятию эмоциональных напряжений, страхов, развивает
уверенность в своих силах,учит детей свободно выражать свой
замысел,побуждает детей к творческим поискам и решениям,развивает
мелкую моторику рук.
Познакомить детей с различными смешанными нетрадиционными
техниками;научить создавать свой образ, используя смешанные
нетрадиционные техники;развитие воображение методами смешанных
техник; изготовление сувениров с декоративным оформлением.
Закрепление навыков и приемов изготовления изделий с
использованием смешанных техник
в составлении композиции.
Самостоятельное рассматривание иллюстраций по теме лето, выбор базовых
форм и шаблонов, цвета и вида бумаги. Выполнение работы с применением
творчества, фантазии и воображения. Развитие эстетического вкуса.
Оборудование: цветной картон, шаблоны, цветная бумага, природный
материал, фломастеры, простой карандаш, ножницы, клей, образцы изделий,
полоски цветной бумаги.
Формы работы: игры, рисование, слушание музыки.Беседа о времени
года. Загадки, стихи, песни о лете, самостоятельная работа.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
7.1. Изготовление
композиции
1
«Лебеди»
7.2. Изготовление
композиции
1
«Дельфины»

23

7.3. Изготовление панно «Грибы»
7.4.
Изготовление открытки «День
Победы»
Итого: 4 часа

1
1

Тема 8. Изготовление выставочных работ.
Подготовка работ учащимися к тематическим выставкам. Оформление
выставочных экспозиций.
№
Тема
Количество Примечание
часов
8.1. Изготовление
композиции
1
«Ежик»
8.2. Изготовление
композиции
1
«Рукавичка»
Тема 9. Посещение выставок, экскурсий.
Учебно-познавательные экскурсии и посещение выставок прикладного
творчества проводятся для формирования творческой активности, интереса к
детским работам, представленным на выставке, для обмена творческими
идеями с детьми, занимающимися в других объединениях.

24

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения
№

Название темы

1. Вводное занятие.
2. Квиллинг. Закрепление знаний, умений и
навыков.
3. Квиллинг. Базовая форма – двойной
завиток, спираль, полукруг, глаз.
4. Квиллинг. Базовая форма –тройной
завиток, сердце, ромб.
5. Работа с комбинированными
материалами с применением смешанных
техник.
6. Изготовление выставочных работ
7. Посещение выставок, экскурсий
ИТОГО

ВСЕГО, в Теория Практика
т.ч.
1
0,5
0,5
8
1
7
4

0,5

3,5

7

0,5

6,5

12

1

11

4
36

3
6

1
30

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Третий год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство учащихся с работами на III год обучения. Новые свойства
бумаги.
Повторение
предыдущего
материала.
Материалы
и
инструменты.Техника безопасности работы и гигиена труда.
Практическая работа: опыты с бумагой по изучению различных свойств
бумаги, повторение изготовления базовых форм, изготовление простейших
фигурок.
Тема 2. Квиллинг.
Закрепление знаний, умений и навыков работы с базовыми
формами:бумагокручение, полоски,плотный рулон, лист, завиток, глаз,
треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.Определение последовательности
выполнения работы по образцу с использованием шаблона. Развитие мелкой
моторики рук. Формирование пространственных представлений. Выбор
материала, шаблонов, подбор материалов, сборка и наклеивание деталей.
Выставка детских работ.
Оборудование:Бумага, картон, клей, пинцет, зубочистки, линейка,
ножницы.Специальное приспособление для закрутки лент.

25

Формы
работы:просмотр
иллюстраций
с
изображением
насекомых;пальчиковые игры;чтение стихов о животных, растениях.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
2.1. Изготовление поделки
2
«Стрекоза»
2.2. Изготовление поделки
2
«Бабочка»
2.3. Изготовление поделки
2
«Грибы»
2.4. Изготовление цветов.
2
Итого: 8 занятий
Тема 3. Квиллинг. Базовая форма –двойной завиток, полукруг,
спираль. Анализ образца, из каких деталей и форм состоит образец. Развитие
мелкой моторики рук. Формирование пространственных представлений.
Выбор материала, шаблонов, подбор материалов, сборка и наклеивание
деталей. Анализ образца, из каких деталей и базовых форм состоит изделие.
Работа по шаблону, вырезание и наклеивание рукавички на картон.
Определение последовательности выполнения работы по образцу.
Развитие эстетического вкуса, художественное оформление работы.
Оборудование: Бумага, картон, клей, пинцет, зубочистки, линейка,
ножницы.Специальное приспособление для закрутки лент.
Формы работы:просмотр иллюстраций, пальчиковые игры, беседа,
анализ образцов.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
3.1. Изготовление поделки
2
«Снежинка»
3.2. Изготовление поделки
2
«Подснежники»
Итого: 4 занятия
Тема 4. Квиллинг. Базовая форма –тройной завиток, сердце, ромб.
Анализ образца, из каких деталей и форм состоит образец. Развитие мелкой
моторики рук. Формирование пространственных представлений. Выбор
материала, шаблонов, подбор материалов, сборка и наклеивание деталей.
Анализ образца, из каких деталей и базовых форм состоит изделие. Работа по
шаблону, вырезание и наклеивание рукавички на картон.
Определение последовательности выполнения работы по образцу.
Развитие эстетического вкуса, художественное оформление работы.

26

Оборудование: Бумага, картон, клей, пинцет, зубочистки, линейка,
ножницы.Специальное приспособление для закрутки лент.
Формы работы:просмотр иллюстраций, пальчиковые игры, беседа,
анализ образцов.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
4.1. Изготовление поделки
2
«Осенние листья»
4.2. Изготовление поделки
2
«Ежик»
4.3. Изготовление поделки
1
«Снеговик»
4.4. Изготовление поделки
2
«Танк»
Итого: 7 занятий
Тема:5. Работа с комбинированными материалами с применением
смешанных техник.
Повторение и закрепление знаний умений и навыков применять
смешанные техники и творчество. Актуальность занятия заключается в том,
что целенаправленная и систематическая работа с детьми методами
смешанных нетрадиционных техник способствует: развитию воображения,
снятию эмоционального напряжения, страхов, развивает уверенность в своих
силах, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к
творческим поискам и решениям, развивает мелкую моторику рук.
Закрепление навыков и приемов изготовления изделий с
использованием смешанных техник в составлении композиции,научить
создавать свой образ, используя смешанные нетрадиционные техники;
развитие воображения, изготовление сувениров с декоративным
оформлением.
Самостоятельное рассматривание иллюстраций, выбор базовых форм и
шаблонов, цвета и вида бумаги. Выполнение работы самостоятельно с
применением творчества, фантазии и воображения. Развитие эстетического
вкуса и творческого воображения.
Оборудование: цветной картон, шаблоны, цветная бумага, природный
материал, фломастеры, простой карандаш, ножницы, клей, образцы изделий,
полоски цветной бумаги.
Формы работы: игры, рисование, слушание музыки. Беседа о времени
года. Загадки, стихи, песни о лете.
Практические занятия:
№
Тема
Количество Примечание
часов
5.1. Изготовление
2

27

поздравительной открытки
«С новым годом»
5.2. Изготовление
поздравительной открытки
«С днем 8 Марта»
5.3. Изготовление
поздравительной
открытки«С
днем
Победы»
5.4. Изготовление панно
«Цветы»

2

2

2

5.5. Изготовление композиции
«Снегири»

2

5.6. Изготовление композиции
«Цыпленок»

2

Итого:

12 занятий

Тема 7. Изготовление выставочных работ.
Подготовка работ учащимися к тематическим выставкам. Оформление
выставочных экспозиций.
Тема 8. Посещение выставок, экскурсий.
Учебно-познавательные экскурсии и посещение выставок прикладного
творчества проводятся для формирования творческой активности, интереса к
детским работам, представленным на выставке, для обмена творческими
идеями с детьми, занимающимися в других объединениях.

28

29

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование:
1. Столы для занятий.
2. Стулья.
3. Доска.
4. Телевизор.
5. Магнитофон.
6. Ноутбук.
7. Видеоматериалы, презентации.
8. Наборы шаблонов.
9. Образцы изделий.
10. Игрушки.
11. Наглядные пособия.
12. Фотоальбомы, журналы, иллюстрации.
13. Тематическая литература.
Инструменты и приспособления:
1. Ножницы;
2. Линейка;
3. Бумага;
4. Картон;
5. Цветная бумага;
6. Гофрированная бумага;
7. Бархатная бумага;
8. Белая бумага А-4;
9. Инструменты для изготовления базовых форм квиллинга;
10. Салфетки;
11. Карандаш простой;
12. Фломастеры;
13. Клей;
14. Природные материалы;
15. Пластилин;
16. Синтепон.

30

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения

3 и более лет
обучения

11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

1 сентября

1 сентября

36 учебных недель

36 учебных недель

7-8 лет: 30 минут

9 -11 лет: 30 минут

11-17 лет: 30 минут

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая -24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:
1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10.2025 по 04.11.2025 (11 календарных дней с учетом
праздничных дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12.2025 по 11.01.2026 (12 календарных дней с учетом
праздничных дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

Зимние каникулы

3 четверть
Дополнительные
каникулы для детей
с ОВЗ

с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
С 16.02. по 22.02. ( 7 дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

Весенние каникулы

с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

4 четверть

с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории, имеющий среднее специальное

31

педагогическое образование, прошедший курсы повышения квалификации
по работе с детьми ОВЗ. Стаж педагогической работы более 30 лет.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной организационной формой обучения является занятие. Эта
форма обеспечивает организационную четкость и непрерывность процесса
обучения. Знание индивидуальных особенностей обучающихся позволяет
эффективно использовать стимулирующее влияние на учебную деятельность
каждого обучающегося.
Формы занятий: занятие-игра, практикум, беседы, выставки, занятия
проверки и коррекции знаний и умений.
Мониторинг отслеживания знаний, умений и
развития творческих способностей детей
I. Общие сведения о ребенке:
Ф.И.______________________________________
Возраст __________________________________
II. Особенности усвоения программного материала в 20___ - 20___ учебном году:
№

Начало года
1.

2.

3.

Развитие зрительного восприятия:
Цвет
Форма
Величина
Чередование двух цветов
Развитие ручной моторики:
Захват двумя пальцами мелких предметов
Проведение прямых линий
Пальчиковые игры
Координация движений пальцев рук
Сформированность пространственных
представлений (ориентировка на листе бумаги)

4.

Посредине
К углу
Вверху
Внизу
Сформированность навыков работы с аппликацией

5.

Освоение последовательности действий
Соотношение элементов предмета
Создание орнамента
Умения соединять детали изделия
Работа с шаблоном

Конец года

32
Умение правильно разместить на листе бумаги
Умение обвести шаблон
6.

Выполнение правил ТБ (умение пользоваться )

7.

Выполнение инструкции при работе с ножницами
Выполнение инструкции при работе с карандашом
Выполнение инструкции при работе с клеем
Организация рабочего места
Умение правильно разложить инструменты
Умение разложить материалы

8.

Проявление творческих способностей
Развитие мышления
Воображение
Проявление индивидуального восприятия

Итого баллов:
7-8 баллов - высокий уровень - ребенок может выполнить работу самостоятельно по
образцу с применением элементов творчества, придумать название, умение применить
работу в игровой ситуации.
4-6 баллов – средний уровень - ребенок может выполнить работу самостоятельно по
образцу с незначительной помощью педагога.
1-3 балла – низкий уровень – ребенку задание недоступно, выполняет только при помощи
педагога.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Вывод:
Имя

1
2
3
4
5
6
7

Проявление
творческих
способностей

Организация рабочего
места

Умение выполнять
правил ТБ

Работа с шаблоном

Сформированность
пространственных
представлений
(ориентировка на
Сформированность
листе бумаги)
навыков работы с
аппликацией

Развитие ручной
моторики

Развитие зрительного
восприятия

33

Срез знаний, умений и развития творческих способностей учебной группы _ года обучения
__________ учебный год
Система оценок:

8

«7-8»-высокий уровень
«4-6»-средний уровень
«1-3»-низкий уровень

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).

35
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».

36

Литература для детей
1.

Афонькина, Е. Ю,

Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]:

экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.:
Аким, 1995г.
2.

Букина С., Букин М. Квиллинг для начинающих. Издание 2, Ростов на Дону:

Феникс,2013г.
3.

Васина Н.С. Бумажные цветы/Васина Н.-М:Айрис-пресс, 2013г.

4.

Васина Н.С. Бумажные чудеса/Васина Н.-М:Айрис-пресс, 2014г.

5.

Верхопа А. «Чудеса из природных материалов». Делаем вместе с мамой.-СПб.: Питер,

2014,-Серия «Ручная работа».
6.

Данилова А. Объемные игрушки из картона.Гофроквиллинг для детей и родителей.-

СПб.: Питер, 2014,-Серия «Вы и ваш ребенок».
7.

Дайн Г.Л. «Детский народный календарь». Издательство «Детская литература», 2001г.

8.

Зайцева А.А. Бумажная аппликация: идеи для творческих уроков./Анна Зайцева.-

Москва:эксмо,2014г.
9.

Коротеева Е.И. Азбука аппликации.-М:Олма Медиа Групп, 2009г.

10. Пойда О.В. Необычные поделки из обычных материалов. Мастерим вместе с детьми.
/О.Пойда.-М:ЗАО «Олма Медиа Групп»,2013г.
11. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи./Т.Б.Сержантова-М:Айрис-пресс, 2012г.
12. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона,яичной скорлупы и природных
материалов.(А. Тойбнер, Н. Бопгерт, Р.Крумба- Ярославль: Академия развития,2012г.

Литература для педагога дополнительного образования
1.

Афонькина, Е. Ю,

Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю.

Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
2.

Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги[Текст]

/ Е.Ю. Афонькина,

С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
3.

Белкин

Кащенко
Киселева

А.С.

«Основы

В.П.
М.В.

возрастной

«Педагогическая
«Арт-терапия

в

педагогики»

коррекция»
работе

с

М.
М.

детьми»

Академия.
Академия.

СПб

Питер.

2000.
2000.
2006.

Коррекционная педагогика. М. изд-во «Коррекционная педагогика. 2004 г. № 3.
Косарецкий

С.Г.

Направления

психолого-педагогического

сопровождения

37
//(http://humanities/edu.ru).
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., «Возрастная психология» М. Творческий центр, 2001.

4. Гордеева А.В. «Реабилитационная педагогика» : учеб.пособие для студ. пед.
вузов / А.В. Гордеева. - М. : Академический Проект ; Королев : Парадигма,
2005. - 320 с.: ил. - (Учебное пособие для вузов).
5.

Головинова Г.Н., Карелина С.В. Настольная книга педагога дополнительного

образования детей. Справочник-М: УЦ «Перспектива»,2012г.
6. Дайн Г.Л. «Детский народный календарь». Издательство «Детская литература», 2001г.
7.

Дмитриев А. А. «Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы

учащихся с нарушением интеллектуального развития» : учеб.-метод. пособие / А.А.
Дмитриев ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК",
2004. - 224 с. : табл.
8.

Долженко Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей

начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
9.

Жидкина Т.С. «Методика преподавания ручного труда в младших классах

коррекционной школы VIII вида» : учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031700
(050714) - Олигофренопедагогика / Т.С. Жидкина, Н. Н. Кузьмина. - М. : Академия, 2005. 192 с. : рис. - (Высшее профессиональное образование. Пед. специальности).
10. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: для
родителей и педагогов дошкольных учреждений / Ин-т коррекционной педагогики РАО ;
ред.: Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - Изд. 2-е. - М. : Экзамен, 2006. - 159 с. - (Ранняя
помощь)
11. Основы коррекционной педагогики : учеб.пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев,
Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; ред. В.А. Сластенин ; Междунар. акад. пед. образов. - 3-е изд.
- М. : Академия, 2004. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Пед.
специальности)
12. Черкасова И.А., РуснакВ.Ю.,Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные
техники работы с бумагой.-М.:Издательство «Скрыпторий-2003»,2014г.
13. Методическое

пособие.

Творческая

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества./Составители:
З.А.Ровнова, Е.В. Устинова - Екатеринбург,2005г.
14. Методическое

пособие.

Сборник

психологических игр

и

упражнений

«Грани

успеха»/Составители:В.Н.Нохрина, Н.А.Уварова, Н.А. Штырц: Екатеринбург: ГОУ ДОД
ЦДОД «Дворец молодежи»,2006г.

38
15. Методическое

пособие.

Нетрадиционная

техника

изодеятельности.

Творческая

реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Выпуск 4: Сборник
методических материалов./ Составители: З.А.Ровнова, Е.В.Устинова - Екатеринбург:
ГБОУСО «Дворец молодежи», 2010г.
16. Методическое

пособие.

реабилитационный

потенциал

Образная

и

(творческая

народная

игрушка:

реабилитация

детей

воспитательный
с

и

ограниченными

возможностями здоровья, средствами традиционной народной культуры)/ Составители:
З.А.Ровнова, Е.В.Устинова - Екатеринбург: ГБОУСО «Дворец молодежи», 2007г.
17. Методическое пособие. Студия декоративно-прикладного творчества: программы,
организация работы, рекомендации./ Автор-составитель Л.В. Торпова и другие – Волгоград:
Учитель, 2008г.

39

Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
1. Аппликация – это художественная техника создания произведения ДПИ
способом наклеивания кусочков бумаги, картона ткани, соломки, листьев на
лист бумаги, по заранее подготовленному рисунку (композиции).
2. Блёстки – маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки другой
формы для украшения одежды и предметов быта.
3. Квиллинг – аппликация из полосок бумаги
4. Композиция – в переводе с латинского языка означает – располагать
какие-либо предметы красиво.
5. Оригами – изготовление красочных поделок из бумаги приёмами
многократного складывания и сгибания.
6. Объёмная аппликация – то есть максимально создающая иллюзию
подлинности передаваемого явления.
7. Объёмные игрушки – это мягкие игрушки, которые выполняются из
нескольких деталей каждая набивается ватой или паралоном.
8. Основные (главные) цвета – те, которые не могут быть составлены из
других цветов (это красный, желтый, синий).
9. Плоскостные игрушки – их основой служит картон, на задней стороне
которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену.
10. Полуплоскостные (полуобъёмные) игрушки – для изготовления такой
игрушки между основой (картоном) и бумагой или тканью делают мягкую
прокладку, которая придаёт игрушке объём.
11. Природный материал12. Пайетки – плоские разноцветные металлические кружочки.
13. Пуговицы – застёжки разнообразной формы с ушками или
отверстиями для пришивания.
14. Теплые-цвета– красный, оранжевый, желтый.
15. Тоновые (бесцветные)цвета – черная, белая.
16. Холодныецвета– синий, голубой, фиолетовый.

40

Приложение 2

Гимнастика для глаз
Длительная работа с мелкими материалами вызывает утомление, поэтому
необходим перерыв, во время которого можно выполнить гимнастику для глаз.
Обучающимся предлагается удобно сесть на стул, выпрямить спину,
облокотиться на спинку стула, руки положить на колени и выполнить
следующие упражнения:
1. не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10
раз);
2. посмотреть влево – вправо, не двигая головой (5-10 раз);
3. упражнение «восьмерка» (5-6 раз);
4. закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30
секунд);
5. открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном
предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10
раз);
6. поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что
находится за спиной;
7. запрокинув голову, постараться максимально увидеть, что находится сзади;
8. глубоко вдохнуть, выдохнуть, 2-3 раза поднимая руки на вдохе вверх и
опуская их вниз на выдохе;
9. походить по кабинету.
Приложение 3

ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
1. Рабочее место для работы должно быть хорошо освещено, причём свет
должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до
работы не должно быть меньше 35 – 40 см, чтобы не развивалась
близорукость.
3. Образец работы находится на отдельном столе перед учащимся.
4. Ножницы должны лежать справа в верхнем углу.
5. Карандаши или фломастеры в подставке посредине в верхней части
рабочего стола.
6. Материалы (бумага, шаблоны, заготовки и.т.д.) лежат слева в верхнем
углу.

41

7. По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую
коробку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».