Муниципальное бюджетное образоватеьное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНА на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
Протокол №6 от «09» июня 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 - од «09» июня 2025г.
« ПЕТЕЛЬКА ЗА ПЕТЕЛЬКОЙ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст детей: 7-13 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень реализации: базовый
Автор-составитель:
Миронова Надежда Владимировна,
педагог дополнительного образования
Муниципальный округ Заречный, 2025
1
Паспорт ДООП «Петелька за петелькой»
Полное наименование
Публичное наименование
Направленность
Профиль
Краткое описание
Тип программы
Форма обучения
Источник финансирования
Язык образования
Уровни программы
Тип местности
Продолжительность
Возрастные ограничения
Размер группы, чел.
Участие программы в значимом
проекте
Оплата сертификатом:
ОВЗ:
Контакты организации:
Адрес проведения
Муниципалитет
Описание
Содержание программы
Цель программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа "Петелька за петелькой"
Петелька за петелькой
Художественная
Декоративно-прикладное искусство
Обучение основам вязания крючком и спицами
Общеразвивающая
Очная форма обучения
Бюджетное (бесплатное)
Русский язык
Базовый
Городская
3 года
7-13 лет
до 12
Нет
Нет
Нет
8 (343) 773-14-90, 8 (343) 773-12-06
cdt_zar@mail.ru
http://чу-детство.рф
г Заречный, ул. Островского, д. 4
Муниципальный округ Заречный
На занятиях обучающиеся учатся вязанию крючком и
спицами изделий из нитей: декоративных вещей,
предметов обихода, одежды. Учатся свободно владеть
крючком
и
спицами.
Программа включает в себя: обучение технике, способам и
приемам вязания. Вязание позволяет обучающимся
создавать композиционные решения, мастерить свои
собственные мягкие игрушки на любой вкус, красивые и
полезные изделия, тонкие ажурные салфетки, подарки
своим
близким.
Так же обучающиеся получают ценный опыт, участвуя в
различных творческих конкурсах и выставках.
1. Тематические блоки программы: изучение основ вязания
крючком и спицами, материаловедение, цветоведение.
2. Практический блок программы: изготовление изделий с
применением разных техник вязания крючком и спицами.
Работа по инструкционным схемам и картам. Изготовление
изделий
по
собственному
замыслу.
3. Проектная деятельность.
Создание условий для творческой самореализации
личности ребенка.
2
Ожидаемые результаты
Особые условия
Преподаватели
Материально - техническая база
Профориентация
1. Совершенствование навыка и умения вязать крючком и
спицами.
2. Умение самостоятельно изготавливать изделия по
собственному
замыслу.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, что
способствует общему интеллектуальному развитию.
4. Рост показателей волевых качеств: усидчивость,
терпеливость.
5. Развитие фантазии и воображения, цветового
восприятия,
абстрактного
мышления.
6. Развитие познавательных способностей: внимания,
мышления,
память,
восприятие.
7.
Формирование
положительной
мотивации
к
деятельности,
развитие
творческой
инициативы.
8. Участия в конкурсах, выставках. Реализация
собственных творческих проектов.
Нет
Миронова Надежда Владимировна
Инструменты и материалы: спицы и крючки для вязания,
пряжа для вязания, ножницы, иглы, канцелярские
принадлежности (бумага, ручка, карандаш, линейка,
ластик).
Наглядные пособия и материалы – образцы изделий,
схемы, таблицы по обработке изделия, цветовой круг,
видеоматериалы по темам, фотографии моделей изделий,
рекомендации по проведению гимнастики для глаз и
пальчиковой гимнастики.
Знания и навыки: работа руками, искусство и творчество.
Направления профессионального развития: искусство и
культура, художественное ремесленничество.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за
петелькой» - художественной направленности.
Актуальность
Приобщение детей к художественному вязанию – это подготовка в рамках
дополнительного образования к будущей семейной жизни, формирование культуры одежды,
развитие таких качеств, как настойчивость, терпения, а также формирование хорошего
эстетического вкуса.
Вязание прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно
массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и
народов. Традиционный вид русского вязания узорное (орнаментное) вязание встречается в
народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих
Россию. Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. В
последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной
многоцветности народного искусства: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы
завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах рукоделие наших бабушек и прабабушек
одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.
Вязание - это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота.
Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или
обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно
учиться. Необходимо свободно владеть спицами, крючком, овладевать технологиями вязания,
плетения и создавать композиционные решения. Для того, чтобы создавать своими руками
желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание
это целая наука народного мастерства.
При разработке образовательной программы учитывались нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
4
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5
августа 2020 г.
№882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Новизна и оригинальность
Умение правильно подобрать цветовую гамму, научиться применять многоцветие – это
всегда красиво и оригинально. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием,
но и является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую
индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека. В процессе освоения
различных техник вязания у воспитанников формируется эстетический вкус, развиваются
трудовые умения и навыки, осуществляется подготовка к труду, к выбору профессии.
Адресат программы
Программа «Петелька за петелькой» предназначена для детей 7-13 лет.
Программа объединения является образовательной, по целевому назначению развивающей,
направление декоративно-прикладное. Обучаться могут как девочки, так и мальчики.
5
Возрастные особенности
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Посещение занятий в центре детского творчества детьми младшего школьного возраста
рассматривается как первая ступень подготовки учащихся к полезному труду. В этом возрасте
дети проявляют свою высокую активность в игре. Поэтому изготовление игрушек, поделок,
которые можно применить в игре, осуществляет индивидуальный подход к обучающимся,
оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения в работе, используя совет или напоминание.
Для младших школьников характерно непосредственное восприятие мира. Учитывая эту их
закономерность, учебный материал объясняется предельно конкретно и наглядно. Образцы
изделий демонстрируются в различных положениях, обращается внимание детей на его формы,
величину, цвет на предмет в целом и на соотношение его частей. Дети младшего школьного
возраста стремятся проявить независимость и самостоятельность. Эта возможность им
предоставляется при выполнении практических заданий, когда репродуктивная деятельность
детей выражается в форме упражнений. Система упражнений построена таким образом, что в них
постоянно присутствует элемент новизны. В результате постоянных тренировок ребенок учится
свободно владеть рабочими инструментами, что способствует развитию пальчиков рук, развивает
координацию движения рук. Заметив ошибку в приемах работы, педагог проводит
дополнительный инструктаж.
Средний школьный возраст (11-13 лет)
Средний школьный возраст 11-13 лет подростковый, отроческий возраст, для которого
характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Отсюда типичные
возрастные конфликты. В этом возрасте объем внимания, способность длительно сохранять его
интенсивность и переключать его с одного предмета на другой увеличивается. В связи с этим на
занятиях для детей среднего школьного возраста используется частично поисковый метод,
который включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть метода
заключается в том, что обучающимся не дается окончательное решение задачи, часть вопросов им
предлагается решить самостоятельно. Для развития самостоятельности и творческой инициативы
педагог использует различные приемы. На первом этапе дети выполняют задания по
технологическим карточкам с подробным описанием работы и расчетом петель. На следующем
этапе, используется принцип «вяжу то, что мне нравится». Дети в процессе частично-поисковой
деятельности выбирают изделие, затем планируют последовательность работы и выполняют все
необходимые расчеты, а затем осуществляют вязание изделия сначала под руководством педагога,
потом самостоятельно.
Режим занятий
Для проведения занятий используется групповая и индивидуальная формы работы с
детьми. Дети в группах могут быть разновозрастные. Группы разделяются по годам обучения:
1 год обучения 2 часа -2 раза в неделю;
2 год обучения 2,5 часа – 2 раза в неделю;
3 год обучения 2,5 часа – 2 раза в неделю.
1-й год (группа: 12 чел.) –144 часа в год.
2-й год (группа: 12 чел.) –180 часов в год.
3-й год (группа:10-12 чел.) - 180 часов в год.
Общий объем образовательной программы составляет 504 часа.
Продолжительность обучения 3 года (1-й год обучения - ознакомительного уровня: 2 часа
- 2 раза в неделю; 2-й и 3-й год обучения - базового уровня, 2,5 часа – 2 раза в неделю).
Обучение идет по 2-м направлениям: вязание крючком, вязание спицами.
Принцип «от простого к сложному» соблюдается. Программа предусматривает изучение
теоретического и практического материала.
В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, обучающихся корректируются
сроки прохождения той или иной темы. Время, затрачиваемое на изготовление одного и того же
6
изделия, может быть различным в зависимости от умений обучающихся и используемых
материалов. Программа предусматривает получение обучающимися нового дополнительного
материала: посещение выставок участие в них, экскурсии, беседы воспитательного и
образовательного характера. В объединении обязательно выполнение правил для обучающихся,
поддержание дисциплины, воспитание культуры поведения. Обучающиеся должны чувствовать
полную ответственность за сохранение имущества в кружке.
Цель программы «Петелька за петелькой» является: создание условий для творческой
самореализации личности ребенка.
Для достижения цели предполагается решение ряда задач:
Обучающие:
- обучить способам вязания крючком и спицами;
- обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего панно,
поздравительных открыток;
- научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники
безопасности.
Развивающие:
- развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
- способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- развить чувство цвета, пропорции;
- развить моторику рук.
Воспитательные:
- сформировать умение общаться со сверстниками;
- воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
- приучать к аккуратности в работе;
- сформировать умение работать в коллективе;
- предоставить возможность социализации каждому ребёнка.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения «Вязание крючком»
№
1
2
3
4
Раздел темы
Вводное занятие:
1.1 История вязания
1.2 Техника безопасности
1.3 Виды пряжи и крючков)
Основные приемы техники
вязания крючком:
2.1 Набор воздушных петель
начального ряда, столбики без
накида
2.2 Полустолбик с накидом
2.3 Столбики с 1, 2, 3, накидами
2.4 Пышный столбик
Способы вязания крючком:
3.1 Плоскостное (прямое)
вязание
3.2 Вязание по кругу
(прибавление и убавление
петель)
Увлекательный мир
игрушки:
Мягкие игрушки амигуруми
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
2
-
Форма аттестации и контроля
Фронтальный опрос
Входная диагностика
Самостоятельная работа
Анализ
Наблюдение
8
2
6
4
1
3
44
10
34
7
Фронтальный опрос
Анализ
Тест «Способы вязание
крючком»
Мини – выставка выполненных
работ, коллективное
обсуждение;
5
6
7
8
4.1 Мышка
4.2 Кошка
4.3 Заяц
4.4 Снеговик
4.5 Подготовка и участие в
новогодней выставке
Праздничные сувениры:
5.1 Изделия для дома
5.2 Ко дню мамы, 23 февраля, 8
марта
5.3 Новогодние и
рождественские украшения
Головные уборы для
любимой куклы:
6.1 Вязание шарфика
6.2 Ажурные шапочки
6.3 Я и моя кукла
Подготовка и участие в
итоговой выставке:
«Наш вернисаж»
Итоговое занятие:
Итого:
групповая оценка
72
10
62
Передача роли педагога
самоанализ
Творческий отчет
«День творчества»
Самостоятельная работа Анализ
наблюдение
10
2
2
1
8
1
2
1
1
144
29
115
Коллективное обсуждение
Групповая оценка
Тесты, кроссворд
Презентация по итогам года,
Защита исследовательской
работы
СОДЕРЖАНИЕ
Первый год обучения «Вязание крючком»
Тема 1. Вводное занятие
1.1 История вязания
1.2 Техника безопасности
1.3 Виды пряжи
Экскурсия по ЦДТ, ознакомление детей с планом работы кружка, техникой безопасности,
историей техники вязания крючком. Беседа о видах пряжи и крючка, как выбрать хорошую пряжу.
Игра на знакомство. Игра: «Моя эмблема, мой девиз»
Тема 2. Основные приемы техники вязания
2.1 набор петель начального ряда;
2.2 полустолбики;
2.3 столбики без накида;
2.4 столбики с 1, 2, 3 накидами;
2.5 пышный столбик.
Положение рук во время работы. Способ набора петель начального ряда, полустолбики, столбики
без накида, столбики с 1, 2, 3 накидами, пышные столбики.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для
подъёма, столбик, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом. Вязание образцов
различных узоров.
Тема 3. Мотивы
3.1. Мотивы-круги
Вязание по кругу. Подбор пряжи, крючка. Последовательность выполнения изделия по схеме.
Вязание от центра по кругу.
Практическая работа. Вязание отдельных кругов по схеме и их соединение.
3.2 Мотивы-квадраты
Подбор пряжи, крючка. Последовательность выполнения изделия по схеме. Вязание от центра по
кругу
8
Практическая работа. Вязание отдельных квадратов по схеме и их соединение.
Игра: «Шпаргалка - вспоминалка»
Тема 4. Праздничные сувениры
Мягкие игрушки:
4.1 Заяц
4.2 Снеговик
4.3 Овечка
Подбор пряжи, крючка. Последовательность выполнения изделия по схеме. Техника вязания
каждой детали
Практическая работа. Вязание изделий, сборка игрушки. Оформление внешнего вида игрушки.
4.4 Декоративные цветы.
Подбор пряжи, цветовой гаммы, крючка. Изучение схемы узора. И разбор техники вязания.
Практическая работа. Вязание изделий, оформление внешнего вида.
Тема 5. Изделия
5.1 Ажурные шарфы
Определение размера изделия. Подбор пряжи и крючка и схемы. Расчёт петель, выбор узора.
Практическая работа. Вязание и отделка изделия. Вязание из отдельных мотивов, и оформление
его кисточками.
5.2 Ажурные шапочки
Выбор модели. Выбор узора. Подбор пряжи и крючка. Изучение схемы узора и разбор техники
вязания. Построение чертежа для шапочки. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с
макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для
отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.
Практическая работа. Вязание образца и расчет петель Вязание изделия с последующим
оформлением.
Тема 6. Экскурсии
Посещение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев, театров.
Тема 7. Итоговое занятие
Подведение итогов работы детей за год. Кроссворд «Кое-что о вязании». Показ моделей, выставка
работ за год. Награждение лучших кружковцев.
№
1
2
3
4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения «Вязание крючком и спицами»
Форма аттестации и контроля
Раздел темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел I - Вязание крючком
Фронтальный опрос
Вводное занятие:
1.1 История вязания
Тест «вязание крючком»
2
2
1.2 Техника безопасности
собеседование
1.3 Виды пряжи и крючков
Фронтальный опрос
Основные приемы техники
Практическая работа на
вязания:
2.1 Длинные петли
10
4
6
заданную тему
2.2 Ажурные узоры
Анализ
2.3 Рельефные столбики
Фронтальный опрос, анализ
Мотивы:
3.1 Филейное вязание
Домашнее задание на
10
4
6
3.2 Двухцветное вязание
самостоятельное выполнение
3.3 Тамбурное вязание
Фронтальный опрос,
Вязаные мягкие игрушки:
4.1 Кукла
24
4
20
Самостоятельная работа
4.2 Медведь
Мини – выставка выполненных
9
4.3 Снегурочка
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Праздничные вязаные
сувениры:
5.1 Изделия для дома
5.2 К дню мамы,
5.3 Новогодние и
рождественские
украшения
.54 Подготовка к новогодней
выставке и участие в
конкурсе
Вязаные изделия:
5.1 Ажурный берет
5.2 Ажурные пинетки
Раздел II – Вязание спицами
Вводное занятие:
7.1 История вязания
7.2 Техника безопасности
7.3 Виды пряжи и спиц
Основные приемы вязания
спицами:
8.1 набор петель начального
ряда на 2-х спицах;
Лицевые петли;
Закрытие петель;
8.2 Изнаночные петли
8.3 Вязание с накидом
8.4 Узор «Путанка»
8.5
Прибавление
и
убавление петель
(в начале и в конце полотна);
Вязание узоров из лицевых
и изнаночных петель:
9.1 Узор резинка 1/1
9.2 Узор резинка 2/2
Накиды, снятые петли:
10.1Узор английская резинка
10.2 Узор мережка
10.3 Снятые или вытянутые
петли,
и их разновидность
Праздничные
вязаные
сувениры:
11.1 Цветочные мотивы
11.2 Прихватки
Подготовка и участие в
итоговой выставке:
«Наш вернисаж»
Итоговое занятие:
Итого:
30
10
2
6
3
24
7
работ, коллективное
обсуждение
Индивидуальный опрос,
самоанализ,
Передача роли педагога
Соревнование
Наблюдение, решение
проблем.
Фронтальный опрос,
Самостоятельная работа,
анализ
Фронтальный опрос
Тематический кроссворд
2
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа
Тест
28
10
36
14
13
3
6
2
15
7
30
12
2
1
1
2
180
1
50
10
1
130
Передача роли педагога
Наблюдение
собеседование
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа
групповой анализ
Самостоятельная работа
Мини – выставка выполненных
работ, коллективное
обсуждение
Индивидуальный опрос,
самоанализ
Творческая выставка
Самостоятельная работа,
анализ
Коллективное обсуждение
СОДЕРЖАНИЕ
Второй год обучения «Вязание крючком и спицами»
Тема 1. Вводное занятие:
1.1История вязания
1.2Техника безопасности
1.3 Виды пряжи и крючков
Ознакомление детей с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания.
Беседа о видах пряжи и крючка, как выбрать хорошую пряжу.
Игра на знакомства: «Вместе, дружно, …»
Тема 2. Основные приемы техники вязания:
2.1 Длинные петли
2.2 Ажурные узоры
2.3Рельефные столбики
Выбор узора. Подбор пряжи крючка и цветовой гаммы. Изучение схемы узора и разбор техники
вязания. Просмотр журналов по теме.
Практическая работа. Вязание изделий, оформление внешнего вида
Игра: «Угадай рисунок или узор и свяжи».
Тема3. Мотивы:
3.1 Филейное вязание
3.2 Двухцветное вязание
3.3Тунисское вязание
Выбор узора. Подбор пряжи крючка и цветовой гаммы. Правила чтения схем узора и разбор
техники вязания. Беседа о соединении мотивов разными способами (сеткой - это воздушные
петли, соединительной петлёй, столбик с 1,2,3мя накидами). Понятие «раппорт» Просмотр
журналов и книг со схемами, ажурных узоров.
Практическая работа. Вязание изделий, оформление внешнего вида. Влажно – тепловая
обработка. (приложение6)
Игровой момент: «Найди и назови».
Тема 4. Вязаные мягкие игрушки:
4.1. Кукла
4.2. мягкая игрушка (символ года)
4.3. Снегурочка
4.4 Подготовка к новогодней выставке и участие в конкурсе
Беседа выбора игрушки и узора. Подбор пряжи крючка и цветовой гаммы. Изучение схемы узора
и разбор техники вязания. Загадки, просмотр журналов со схемами и вязаными игрушками.
Практическая работа. Вязание игрушки, оформление внешнего вида. Участие мини - выставке.
Игра: «Кто в вперёд».
Тема 5. Праздничные вязаные сувениры:
5.2. Ко дню Мамы, 23 февраля, 8 марта
5.3. Новогодние и рождественские украшения
Беседа выбора игрушки, изделия и узора. Подбор пряжи крючка и цветовой гаммы. Изучение
схемы узора и разбор техники вязания. Форма описания работы: словесная и схематическая.
Загадки, просмотр журналов со схемами и вязаными игрушками и изделия.
Практическая работа. Вязание игрушки, изделия и оформление внешнего вида.
Игра: «Пойми меня».
Тема 6. Вязаные изделия:
6.1 Ажурный берет
6.2 Ажурные пинетки
Выбор узора. Подбор пряжи крючка и цветовой гаммы. Изучение схемы узора и разбор техники
вязания. Два способа вывязывания ажурного берета: с макушки и от ободка. Убавление и
11
прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота берета. Зарисовка схем
выполнения узоров. Просмотр в модных журналах.
Практическая работа. Вязание изделий, оформление внешнего вида. Демонстрация вязаных
изделий ТО «Петелька за петелькой»
Тема 7. Основные приемы вязания спицами:
7.1 Набор петель начального ряда на 2-х спицах
Лицевые петли; закрытие петель;
7.2 Изнаночные петли
7.3 Вязание с накидом
7.4 Узор «Паутинка»
7.5 Прибавление и убавление петель (в начале и в конце полотна)
Знакомство с понятиями набор петель, лицевая петля, изнаночная петля, чулочное вязание,
платочное вязание, кромочные петли, кровный край прибавление и убавление петель (в начале и в
конце полотна), закрытие петель. Изучить вязание обычного накида и способы его провязывания в
следующих рядах.
Практическая работа. Учить правильно, держать спицы и набирать петли, вязать лицевые и
изнаночные петли, (за переднею и заднею стенку) чулочное, платочное вязание, прибавление и
убавление петель закреплять петли, несколько способов.
Тема 8. Узоры из лицевых и изнаночных петель:
Виды узоров
8.1 Узор резинка 1/1;
8.2 Узор резинка 2/2;
Беседа выбора пряжи, спиц, схемы образцов.
Практическая работа. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель.
(приложение8)
Игра: «Мой напарник»
Тема 9. Накиды, снятые петли:
9.1Узор английская резинка
9.2 Узор мережка
9.3 Снятые или вытянутые петли и их разновидность
Накиды и способы их выполнения. Английское вязание. Снятые, или вытянутые, петли, их
разновидности. Работать со схемой и образцами.
Практическая работа. Обучение выполнению накидов и снятых петель, а также вязанию
различных узоров, используя эти элементы
Игра: «Фанты»
Тема10. Праздничные вязаные сувениры:
10.1 Цветочные мотивы
Беседа по выбору пряжи, спиц, схемы цветочных мотивов. Показ образцов. Работа с журналами и
книжками. Игра: «Цвета».
Практическая работа. Вязание цветочных мотивов.
10.2 Прихватки
Беседа о выборе пряжи, спиц, схемы для прихватки. Показ образцов. Работа с журналами
книжками.
Практическая работа. Умение работать со схемой. Вязание прихватки. Выставка изделий,
изготовленных учащимися.
Тема 11. Подготовка и участие в итоговой выставке: «Наш вернисаж»
Отбор изделий. Завершение незаконченных изделий, и их эстетическое и художественное
оформление.
Тема 12 Итоговое занятие:
Подведение итогов работы детей за год. Показ моделей, выставка работ за год. Награждение
лучших кружковцев.
12
№
1
2
3
4
5
6
7
Третий год обучения «Вязание крючком и спицами»
Форма аттестации и контроля
Раздел темы
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
Фронтальный опрос
Вводное занятие:
1.1 Материаловедения
Тест «Диагностический
1.2. Раппорт
инструментарий»
2
2
1.3 Цветовая гамма
1.4 Оборудование и
инструменты
Фронтальный опрос
Приемы техники
Самостоятельная работа
вязания:
2.1 Орнамент вязаном
Анализ
изделии
Передача роли педагога
2.2 Брумстик или
18
5
13
перуанское вязание
2.3 Вязание в технике
«нукинг»
2.4 Ленточные кружева
Фронтальный опрос,
Мотивы:
3.1 Цветочные мотивы
Индивидуальный опрос
6
2
4
3.2
Кайма,
бордюры,
Анализ
обвязка.
Фронтальный опрос,
Предметы, одежды:
4.1 Сумочки, клатчи,
Самостоятельная работа
рюкзаки
Мини – выставка
26
6
20
4.2 Ажурные носки или
выполненных работ,
перчатки
коллективное обсуждение
4.3 Органайзеры
Индивидуальный опрос,
Праздничные вязаные
Самостоятельная работа
сувениры:
5.1 Изделия для дома
Мини – выставка
5.2 К дню мамы,
выполненных работ,
5.3 Новогодние и
коллективное обсуждение
36
8
28
рождественские
Передача роли педагога
5.4 Украшения
5.5
Подготовка
к
новогодней выставке и
участие в конкурсе
Фронтальный опрос,
Вводное занятие:
6.1 Основные приёмы
Наблюдение
вязания спицами
Самоанализ,
6.2. Раппорт
2
2
Групповая оценка
6.3 Трикотажные швы и
способы их выполнения
6.4 Техника безопасности
Фронтальный опрос
Предметы,
одежды,
Самостоятельная работа
подарки и сувениры:
7.1 Снуд и шапки
32
6
26
Анализ (мини выставка
7.2 Тапочки и носки
готовых изделий)
7.3 Подарки и сувениры
13
8
9
10
11
Оформление домашнего
интерьера
8.1 Картины и панно
8.2Мини
коврики,
и
подушки
8.3
Полый
шнур,
спиральные мотивы
Выполнение
творческого проекта
Подготовка и участие в
итоговой выставке:
«Наш вернисаж»
Итоговое занятие:
Итого:
28
8
20
26
14
12
2
1
1
2
180
1
55
1
125
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа
Передача роли педагога
Анализ
Наблюдение, групповая
оценка
Самостоятельная работа,
анализ
Коллективное обсуждение
СОДЕРЖАНИЕ
Третий год обучения «Вязание крючком и спицами»
Тема 1. Вводное занятие:
Содержание программы 3 года обучения, режим работы кружка, организация рабочего места.
Правила поведения, и обязанности обучающихся.
1.1. Материаловедение;
Беседа об натуральных и химических волокнах. Свойство пряжи: толщина, длина, крутка,
упругость и др.)
1.2 Раппорт; Разбор с детьми о понятии раппорт при технике вязание с крючком. Раппорт – это
повторяющая часть узора в полотне.
1.3. Цветовая гамма; Беседа спектрального круга, сочетание светов, гармония красок.
Практическая работа. Изучения нитей, материала. Подборка цветов по спектральному кругу.
Просмотр книг и журналов на заданную тему.
1.4. Оборудование и инструменты; Просмотр и изучение оборудование и инструмента,
необходимое для вязания, техника безопасности при работе.
Практическая работа. Упражнение (приобретение практических навыков по использованию и
правильному применению инструментов при вязании).
Игра на знакомства: «на сплочение коллектива»
Тема 2. Приемы техники вязания:
2.1. Орнамент вязаном изделии; Просмотр журналов со схемами орнаментальных узоров,
ритмическое построение орнамента, орнаментальная композиция; одноцветный и многоцветный
орнамент. (приложение 11)
Практическая работа. Построение, зарисовка, составление схемы и вязание самостоятельно
составленного орнамента.
2.2 Брумстик или перуанское вязание;
2.3 Вязание в технике «нукинг»
2.4 Ленточные кружева
Выбор узора. Подбор пряжи крючка и цветовой гаммы. Изучение схемы узора и разбор техники
вязания. Просмотр журналов по теме. (приложение 12)
Практическая работа. Вязание изделий, оформление внешнего вида.
Игра: «Угадай и свяжи».
Тема 3. Мотивы:
3.1 Цветочные мотивы
3.2 Кайма, бордюры, обвязка.
14
Предназначение цветочных мотив, каймы, бордюры, обвязки в изделии. Выбор узора, подбор
пряжи крючка и цветовой гаммы. Правила чтения схем узора и разбор техники вязания. Беседа о
соединение мотивов разными способами (сеткой - это воздушные петли, соединительной петлёй,
столбик с 1,2,3мя накидами). Понятие «раппорт». Просмотр журналов и книг со схемами,
ажурных узоров.
Практическая работа. Вязание изделий, оформление внешнего вида. Влажно – тепловая
обработка. (приложение 12)
Игровой момент: «Найди и назови».
Тема 4. Предметы, одежда:
4.1 Сумочки, клатчи, рюкзаки
4.2 Ажурные носки или перчатки
4.3 Органайзеры
Просмотр модных журналов со схемами и описанием. Беседа с детьми о фасонах, формах и видах
изделия и предметов, Какие видов пряжи, нитей, можно применить работе.
Практическая работа. Дети самостоятельно выбирают, каким способом они будут вязать то или
другое изделия (прямоугольным, квадратным, овальным или круглой формой). Работают по схеме
или описанию, а могут создать авторскую работу. Зачётное занятие по разделу «Предметы
одежды, подарки и сувениры» (мини-выставка работ обучающихся)
Игра: по станциям «Делу время – потехи час»
Тема 5 Праздничные вязаные сувениры:
5.1 Изделия для дома
5.2 К дню мамы,
5.3 Новогодние и рождественские
5.4 Украшения
5.5 Подготовка к новогодней выставке и участие в конкурсе
Беседа выбора игрушки, изделия и узора. Подбор пряжи крючка и цветовой гаммы. Изучение
схемы узора и разбор техники вязания. Форма описания работы: словесная и схематическая.
Загадки, просмотр журналов со схемами и вязаными игрушками и изделия.
Практическая работа. Вязание игрушки, изделия и оформление внешнего вида.
Игра: «Пойми Меня».
Тема 6.
6.1 Основные приёмы вязания спицами
Повторение: набор начального ряда, лицевые и изнаночные петли, накид, прибавление петель
начального ряда, в середине и в конце ряда, закрытие петель
Практическая работа. Выполнение образцов вязания по заданной теме.
6.2 Раппорт; Беседа с детьми о понятии раппорт - это повторяющееся количество петель в ряду
для создания узора. Например, резинка 2x2 - 2 лицевые и 2 изнаночные. Затем рисунок
повторяется в ряду столько, сколько нужно. Кромочные петли не учитываются. Так вот, эти две
лицевые и две изнаночные и есть раппорт узора и отмечается звёздочкой *. То, что заключено
между * повторяется в ряду. То, что написано до первой * вяжется только в самом начале ряда, а
то что после второй * вяжется только в конце ряда. Это горизонтальный раппорт.
Но есть ещё и вертикальный раппорт, когда узор состоит из нескольких рядов. Тогда даётся
описание узора по рядам, а в конце говорят повторять с таково-то ряда, то есть раппорт
закончился и со следующего ряда он повторяется, начиная с указанного ряда. (приложение 13)
6.3 Трикотажные швы и способы их выполнения
виды трикотажных швов (стебельчатый шов, шов «петля», тамбурный шов);
Практическая работа. Выполнение различных видов трикотажных швов.
6.4 Техника безопасности
Беседа с детьми о правильном использование инструмента и материалов.
Практическая работа. Упражнение (приобретение практических навыков по использованию и
правильному применению инструментов при вязании).
Игра: «Моя эмблема, мой девиз»
15
Тема 7. Предметы, одежды, подарки и сувениры:
7.1 Снуд и шапки
Просмотр модных журналов, книг на заданную тему Обсуждение и выбор модели фасона.
Практическая работа. Вязание образца по схеме или описанию, влажно тепловая обработка.
Расчёт петель на рисунке образца. Набор петель на круговых спицах, вязание по кругу, с учётом
прибавление и убавление петель. Закрытие петель.
7.2 Тапочки и носки
Беседа с детьми о видах и форм носочных изделий. Просмотр схем и описаний на заданную тему.
Практическая работа. Набор петель на пяти спицах. Вязание по кругу резинкой 1/1 - 7см., затем
переходим на лицевую гладь - 4см, далее вяжем пяточку на трёх спицах нужной длины и опять
переходим на пять спиц и продолжаем вязать носок до убавления петель для носка, закрываем
петли. Вытягиваем нить и прячем в изделие.
7.3 Подарки и сувениры
Самостоятельно выбираем творческий проект, обсуждаем о выполнение проекта, подбираем
инструмент и материал, схему или описание.
Практическая работа. Педагог контролирует обучающих о правильном подборе и применение
инструмента к пряже, о технике исполнения прибавления и убавление петель. Пропорции в
изделии.
Анализ по выполненным работам (мини-выставка работ обучающихся.
Игра: «Не смейся»
Тема 8. Оформление домашнего интерьера.
8.1 Картины и панно
8.2Мини коврики, и подушки
8.3 Полый шнур, спиральные мотивы
Самостоятельная творческая работа обучающихся с применением на практике полученных
знаний, умений и навыков
Практическая работа. Зачётное занятие по разделу «Оформление домашнего интерьера» (минивыставка работ обучающихся).
Игра: «Мой напарник»
Тема 9. Выполнение творческого проекта:
Выбор темы проекта Обоснование возникшей потребности, выбор технологии реализации
проекта, оформление творческого проекта.
Практическая работа. Выполнение творческого проект, защита творческого проекта.
Игра: «Фанты»
Тема 10. Подготовка и участие в итоговой выставке: «Наш вернисаж»
Отбор изделий. Завершение незаконченных изделий, их эстетическое - художественное
оформление. Коллективное обсуждения о проделанной работе.
Тема 11. Итоговое занятие:
Участие в городских и областных выставках ЦДТ и всероссийских конкурсах. Подведение итогов
работы детей за год. Награждение лучших кружковцев
16
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
по окончании программы обучающиеся будут:
- знать историю художественного вязания;
- знать основные термины;
- знать технику вязания спицами;
- знать материалы для вязания и их свойства;
- уметь работать с различными инструментами (иголки, спицы, крючок);
- уметь конструировать и моделировать вязаные изделия;
- уметь самостоятельно изготавливать изделия по замыслу.
Метапредметные результаты:
- проявлении аккуратности, культуры труда;
- овладении трудовыми и эстетическими навыками;
- проявлении мотивации к занятиям художественным вязанием
- планировании процесса познавательно-трудовой деятельности;
- проявлении инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования
изделия или технологического процесса;
- самостоятельной организации и выполнению различных творческих работ по созданию изделий;
- согласовании и координации совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её
участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих
задач коллектива;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного
труда.
Личностные результаты:
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе творческой
деятельности;
- формирование и развитие художественного вкуса;
- формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма;
- формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания
художественных работ;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе
знакомства с национальным творчеством разных стран;
- формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Условия реализации программы
Для занятий предоставляется хорошо проветриваемый, светлый кабинет, с хорошим
естественным и искусственным освещением. В нём имеются рабочие столы, стулья, шкафы,
стеллажи, стенды и витрины с наглядными материалами и пособиями.
Оборудование:
доска, экран;
Инструменты:
вязальные крючки различной толщины;
спицы различной толщины и длины;
ножницы;
швейные иглы;
булавки;
сантиметровая лента;
Материалы:
пряжа и нитки разной толщины и цветов;
17
наполнитель – синтепон
фурнитура –глазки, носики;
Наглядные пособия:
схемы, технологические карты, инструкционные карты;
раздаточный материал;
журналы;
проектные работы обучающихся;
таблицы по технике безопасности.
Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
5
6.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество недель в 1 полугодии
Начало занятий
Осенние каникулы: образовательно воспитательный процесс с изменением форм
работы с учётом учебного плана учреждения
Зимние каникулы: образовательно воспитательный процесс с изменением форм
работы с учётом учебного плана учреждения
Количество недель во 2 полугодии
Весенние каникулы: образовательно воспитательный процесс с изменением форм
работы с учётом учебного плана учреждения
Промежуточная аттестация/по окончанию курса
образовательной программы
Итоговая аттестация
Выходные, праздничные дни
Окончание занятий
Летние каникулы: реализация содержательно досуговых программ, экскурсии, посещение
выставок ДПТ в условиях оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
Дата, сроки
36 недель
17 недель
01.09.
26.10.-04.11.
31.12.-11.01.
19 недель
23.03.-31.03.
12.05.- 19.05.
12.05.-23.05.
04.11.;31.12.; 01.01. - 08.01.;
23.02.; 09.03.; 01.05.; 05.06.;
09.05.
25.05.
26.05.-31.08.
Кадровое обеспечение
Образовательную программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён Приказом Министерством труда России от 22.09.2022г. № 652-н). Образование:
среднее специальное, педагогическое.
Стаж педагогический деятельности: 30 лет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы подведения итогов реализации программы
Эффективность образовательного процесса оценивается по формированию духовнонравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному
18
творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках,
конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях (мини-выставках творческих работ по
пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой). Проведение обучающимися
мастер-классов и участие в творческих мастерских.
Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе обучения.
Форма и реализация занятий
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания;
- участие в творческих выставках (промежуточные и итоговые).
Организационно-педагогические условия реализации программы
Реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося
через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение
общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение
сформировать личную позицию творца. Педагог ориентирует обучающегося на высокое качество,
помогает определиться с выбором своего увлечения, приобрести первоначальные навыки в
мастерстве и открывает для него мир творчества.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формой подведения итогов Программы является итоговая аттестация в форме выставки, (1ый и 2-ой год обучения) и творческого отчета (3-ий год обучения).
В целях улучшения освоения Программы проводится промежуточная и итоговая
аттестация. Промежуточная аттестация проводится индивидуально и строгих сроков не имеет.
Итоговая –обязательная проводится в конце учебного года. Обучающийся может сам вести учет
своих творческих достижений. Для этого в рабочей тетради, где воспитанник отмечает свои
достижения, можно использовать следующую схему:
Карточка самооценки:
Тема.
Что мною сделано
Мои успехи и достижения
Над чем мне нужно работать
Обучающийся учится формировать самооценку, что очень важно для его развития. Все
приходят с разными навыками и способностями, поэтому сроки реализации программы могут
быть индивидуальны. Если ребенок успешно освоил программу, то ему создается отдельное
направление с учетом его запросов, интересов и потребностей. Также осуществляется
индивидуальный подход к детям, не успевшим реализовать программу.
Критерии умений и навыков технологических приемов в различных разделах
программы (первый год обучения по 10-бальной шкале)
Вид работы
Умение пользоваться
инструментами
Низкий уровень
2-3 балла
Не знает и путает
инструменты, не умеет
ими пользоваться
19
Средний уровень
4-7 баллов
Знает
предназначение, но
не уверенно держит в
руках
Высокий уровень
8-10 баллов
Хорошо знает и
применяет в
работе
Знания основных
свойств материалов.
Умение подбирать
нужные материалы.
Не различает виды
материалов по свойствам
Овладение основными
приемами вязания
крючком.
Не владеет технологиями
выполнения различных
столбиков, не знает
назначения
Владение способами
художественного
оформления.
Имеет поверхностные
знания о способах
художественного
оформления.
Изготовление поделок к
выставкам
Нет желания проявить
фантазию, выполняет
работу без инициативы и
не аккуратно
Различает виды
материалов по
свойствам, но не
умеет правильно
применить их к
изделию
Хорошо
разбирается в
свойствах
материалов,
грамотно
применяет к
разным видам
изделий
Владеет
Владеет всеми
технологиями
основными
выполнения
приемами вязания
столбиков, умеет
крючком, умело
правильно применять сочетает их в
их в изделии
изделии
Знает некоторые
Знает все
приемы
основные приемы,
художественного
умело применяет в
Оформления и только изделии,
их применяет в
соблюдает
изделии
точность и
аккуратность.
Выполняет работу
Всегда проявляет
аккуратно, но не
инициативу и
умеет проявить
фантазию,
фантазию и
выполняет работу
самостоятельность.
заинтересованно и
аккуратно
Критерии оценивания личности обучающегося
Низкий
уровень
1-3 балла
Средний
уровень
4-6 баллов
Отношение к себе и к окружающим
1.Находится на занятиях без желания, не
принимает участия в коллективном
творческом процессе
2. Пришел в творческое объединение «за
кампанию», не может определиться,
зачем ему это нужно
3. В творческое объединение привели
родители, редко проявляет интерес к
творческой деятельности
1.Периодически стремится к творческой
деятельности, побуждаемый желанием
выделиться среди других
2.Часто стремится к совместной
творческой деятельности в целях
общения с друзьями и самовыражения
3. Регулярно стремится к творческой
деятельности в целях, старается хорошо
выполнить дело
20
Отношение к делу
1. Не проявляет старательность, работу
не доводит до конца, присутствует
больше как наблюдатель
2. Берется за работу с желанием, но не
доводит до конца, присутствует ради
общения
3. Изредка проявляет старательность,
чтобы избежать осуждения
1. Участвует в творческой работе,
пытается справиться с трудностями, но
не хватает знаний и умений
2.Может работать с интересом,
особенно, если хочет выделиться перед
другими
3.Работает добросовестно, ждет
одобрения педагога
Высокий
уровень 7-10
баллов
1. Участвует в творческом процессе,
проявляет мотив самореализации.
2. Участвует в творческом процессе,
потому что получает от этого
удовольствие
3. Участвует в творческом процессе
побуждаемый потребностью
самореализации
4. Активно стремится к совместной
творческой работе, имеет высокий
творческий потенциал
1.Работает добросовестно, старательно,
любую работу доводит до конца,
считает, что иначе нельзя.
2.Проявляет интерес и активно
участвует в коллективной работе,
проявляет творчество и фантазию
3. Может возглавить творческую
группу
Механизм оценки полученных результатов
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам
обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные
качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. Эффективность
образовательного процесса оценивается по форсированности духовно-нравственных качеств
личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню
развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях,
массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка и
отслеживается в системе разнообразных форм аттестаций.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
21
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Литература для педагога
1.Власова. А.А. Вязание от умения к мастерству. – СПб.: Лениздат,1993.
2.Козодаева. В.В. Иванова. А.В. «Вяжите Сами». - М.: Изд-ФАБР,1993.
3. Максимова. М. В. «Азбука вязания». Кемеровское книжное издательство 1987 г.
4.Сычева. Л. В. «Вязание» Горно–Алтайск 1991 г.
5.Сюзи.О. Рейли. Уроки детского творчества. Вязание на спицах и крючком. Санкт-Петербург
1998 г.
6.Ханашевич. Д. Альбом по вязанию спицами и крючком «Подружки–рукодельницы» г. Москва
1992 г.
7.Фомичева. Э.А. «Начинаем вязать спицами и крючком». Москва «Просвещение»1991.
Литература для детей
1. Краузе А. «Вязание спицами», 1983 г.
2. Кузьмина М. Максимова М. «Быстрый крючок», 2000 г
3. Максимова М.В. «Азбука вязания», 1985 г.
4. Максимова М.В., Кузьмина М. «Дружные спицы», 1999 г.
5. Столяров А. «Вязание игрушки», 2000 г.
6. Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами», 1992 г.
22
Журналы: для педагога и детей
1. Журналы по вязанию «Золушка». –1998г.
2. Журналы «Диана» маленькая. – 2000 г.
3. Валентина. Журнал Издательского дома ОВА–ПРЕСС «Игрушка» № 1/95
4. Валя–Валентина. Журнал 2007 г.
5. Лена–рукоделие. Специальный выпуск 2001, 2005 г. «Идеи к Новому году и Рождеству»
6. Лена–рукоделие. Специальный выпуск № 1 2002 г. «Филейное вязание».
Интернет - ресурсы
Интернет-ресурс
Адрес
Дата просмотра
Как связать первую
петлю
https://yandex.ru/video/preview/7100124831978630187
03.06.2025
Научись вязать
крючком
https://yandex.ru/video/preview/18040819347074510008
03.06.2025
Вязание Круга
крючком
https://yandex.ru/video/preview/1879816919426921029
03.06.2025
Столбики без накида
https://yandex.ru/video/preview/12052566944543810125
03.06.2025
Столбики с 1,2,3
накидами
https://yandex.ru/video/preview/7908984488123042041
03.06.2025
Мышка крючком
https://yandex.ru/video/preview/15673548692551000086
03.06.2025
Тигренок крючком
https://yandex.ru/video/preview/5589303223112610322
03.06.2025
Зайчик крючком
https://yandex.ru/video/preview/8658584748846226047
03.06.2025
Набор петель на спицы
https://yandex.ru/video/preview/13567137767250910952
03.06.2025
Как научиться вязать
спицами
https://yandex.ru/video/preview/7567780785585463290
03.06.2025
23