ДООП Инженерия из бумаги

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Инженерия из бумаги» относится к технической направленности и рассчитана на
реализацию в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, чтобы развить творческое
мышление, коммуникативные навыки, уважение к мастерству и культурным
ценностям, для формирования социально ценной личности. Программа помогает
занять досуг детей в свободное время, предлагая им творческое и увлекательное
занятие.
Данная программа опирается на следующие нормативные правовые акты и
государственные программные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно2

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.
№ 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении

Правил

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

обучения,

осуществляющими
дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г.

№882/391

«Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
3

16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

«Создание

современного

инклюзивного

образовательного

пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/ 04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20.

Устав

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования муниципального округа Заречный Свердловской
области «Центр детского творчества».
Новизна программы состоит в интеграции двух образовательных областей:
технической и художественной деятельности. Программа позволяет детям учиться
не только создавать пространственные объекты и конструкции, но и развивать
навыки рисования и художественно-эстетического вкуса, при помощи различных
художественных материалов, техник и приемов рисования. Благодаря сочетанию
двух направлений у детей формируются навыки конструирования, выполнения
несложного чертежа, построение простых разверток, а также развиваются
художественные навыки, работа с различными материалами, цветом, формой.
4

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из
бумаги с использованием разнообразных техник «Pop-up» (двигающиеся
конструкции (плоские и объемные анимации), объемные конструкции (раскрытие на
90, 180 градусов)) и различных техник рисования (по-сырому, рисование
пальчиками, оттиск, рисунок с помощью мятой бумаги, пленки).
«Pop-Up» — это техника создания трехмерных бумажных конструкций,
которые «всплывают» при открытии книг, открыток, карточек или других изделий
из бумаги.
В основу программы включена работа с бумагой – материалом,обладающим
конструктивными и пластическими свойствами и знакомымкаждому ребенку.
Занятия

по

созданию

изделий

в

технике

«Pop-Up»

развивают

пространственное воображение, фантазию и изобретательность, логику, моторику
рук, усидчивость и художественные навыки. «Pop-Up» способствует развитию
социальных навыков: работа в группе над созданием pop-up проектов учит детей
сотрудничеству, общению, обмену идеями и умению находить компромиссы.
Таким образом, изучение «Pop-Up»искусства представляет собой ценный и
интересный опыт для детей, который поможет им развить техническое мышление,
творческий потенциал, улучшить навыки изобразительного искусства, а также
научиться важным социальным и коммуникативным навыкам.
Отличительные особенности данной программы заключаются в совмещении
технической и изобразительной деятельности. В процессе освоения программы дети
учатся работать с бумагой, резкой, склеиванием, учатся создавать объемные формы,
что развивает у детей технические навыки.При оформлении готовых формдети
учатся подбирать цвета, создавать гармоничные композиции, использовать
различные техники рисования и художественные материалы, что развивает их
изобразительные навыки.
Программа включает в себя не только изучение «Pop-up» искусства, но и
создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
Работа в группе над созданием коллективных проектов способствует развитию
коммуникативных навыков, сотрудничеству и обмену идеями.
5

Работа с «Pop-up» искусством предоставляет детям возможность погрузиться
в творческий процесс, где они могут глубже понять искусство создания объемных
композиций из бумаги. Через создание «Pop-up» работ дети узнают множество
начальныхзнаний об объемности, пространстве, пропорциях и композиции, что
способствует развитию их технического ихудожественного мышления. Они могут
экспериментировать, творчески подходить к созданию и находить новые способы
выражения своей фантазии и воображения. «Pop-up» искусство стимулирует
развитие у детей не только творческих и технических навыков, но и способности к
самовыражению, самостоятельности и креативному мышлению, которые будут
полезны им в дальнейшей жизни.
Адресат программы: Программа рассчитана на работу с детьми 7-12 лет.
Психолого – педагогические особенности детей 7-10 лет
В период младшего школьного возраста происходит интенсивное физическое
и психофизиологическое развитие ребенка.
Ведущей

в

младшем

деятельность.Младший
развития

и

школьном

школьный

качественного

возраст

преобразования

возрасте
является

становится
периодом

познавательных

учебная

интенсивного

процессов:

они

становятся осознанными и произвольными.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться
мышление. Происходит переход от наглядно - образного к словесно - логическому
мышлению.
Возрастная особенность младших школьников – слабость произвольного
внимания.

Значительно

лучше

в

младшем

школьном

возрасте

развито

непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой
привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность,
складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Психолого – педагогические особенности детей 11-12 лет

6

В

это

время

характерны

отвзрослых, негативизм – стремление

усиление независимости детей

противостоять, не поддаваться любым

влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Ведущей ролью в подростковом возрасте играет социально-значимая
деятельность.
Дети активно развивают свои когнитивные способности: абстрактное
мышление

становится

более

сложным,

а

интерес

к

саморефлексии

и

самовыражению усиливается. Изменения в нервной системе сопровождаются
ускоренным ростом и физическим развитием.
Младшие подростки начинают осознавать себя как индивидов, активно ищут
свое место в обществе и формируют собственную идентичность. Они часто
переживают эмоциональные всплески, непоследовательное поведение и перепады
настроения.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа, 1
час в неделю отводится на подготовку к конкурсам. Продолжительность
академического часа – 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.
Формы обучения: Очная. Обучение проходит в малых группах по 12-14
человек.
Объем

и

срок

освоения

программы:

программа

«Инженерия

из

бумаги»рассчитана на 144 учебных часа в течение одного года.
Срок реализации программы: 1 год
Особенности организации образовательного процесса: Традиционная
форма обучения. В случаи отсутствия ребенка на занятии по болезни, он всегда
имеет возможность по средствам дистанционных образовательных технологий
заниматься удаленно вместе с родителями.
Уровневость: стартовый.
Для усвоения стартового уровня программы «Инженерия из бумаги»
необходимо взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимым для
него носителем знаний, умений и теоретических навыков, а также взаимодействие
детей между собой; знакомство с основными техниками «Pop-up» искусства;
7

усвоение первоначальных умений, навыков работы с материалами и техниками
«Pop-up».
Цель: Развитие у детей технического мышления, изобразительных навыков,
креативности и моторики рук через изучение и освоение техник «Pop-Up»
искусства.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с основными понятиями, условными обозначениями, материалами;
- обучить основным технологическимприемам, которые используются при создании
книг и открыток с объемными иллюстрациями;
- обучить техникам работы с бумагой, резке, склеиванию;
- изучить различные техники рисования;
- обучить работе с различными материалами;
- сформировать умения поэтапного создания объемной иллюстрации в технике
«Pop-Up».
Развивающие:
- формирование навыка применения полученных знаний на практике;
- формированиеумений планировать и регулировать свои действия;
-развитие

у

детей

элементов

технического

мышления,

изобретательности,

творческой инициативы;
- развитие навыков сотрудничества с педагогом, умение работы в команде.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, работы на результат;
- воспитание аккуратности, бережному отношению к работе;
- воспитание, культуры труда, технике безопасности.

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование

п\

разделов и тем

п

Количество часов
7-11 лет

Формы
аттестации/контро

12-13 лет

Теори

Практик

Всег

Теори

Практик

Всег

я

а

о

я

а

о

1.

Вводное занятие.

1

-

1

1

-

1

1.

Вводное занятие.

1

-

1

1

-

1

1

Инструктаж по

17

55

72

17

55

72

9

29

38

9

29

38

1

3

4

1

3

4

ля

Беседа

технике
безопасности.
Введение в
искусство pop-up.
2.

Pop-up искусство.
Основные
конструкции.

2.

Уголок.

1

Раскрытие на 90
градусов.
Уголок. Веселые
мордочки.
Уголок.

Наблюдение,
беседа

1

3

4

1

3

4

Удивительная

Наблюдение,
беседа

улыбка.
Уголок.Зачарованн

1

3

4

1

3

4

ые сокровища.
Уголок. Бабушкина

беседа
1

3

4

1

3

4

лейка
Многоярусная

Наблюдение,
Наблюдение,
беседа

1

3

4

-

-

-

конструкция на

Наблюдение,
беседа

основе элемента
«Уголок». Замок
Многоярусная

-

-

-

1

конструкция на

3

4

Наблюдение,
беседа

9

основе элемента
«Уголок».
Сказочный лес.
Конструкция на

1

3

4

1

3

4

основе элемента

Наблюдение,
беседа

«Уголок». Город,
где я живу.
Объемная

1

5

6

1

5

6

конструкция. Город

Наблюдение,
беседа

будущего
Открывающийся

1

3

4

1

3

4

механизм. Где

Наблюдение,
беседа

живут животные.
Уголок.

1

3

4

1

3

4

Открывающийся

Наблюдение,
беседа

механизм. Комната
волшебника.
2.

Всплывающие

2

конструкции.

8

26

34

8

26

34

1

5

6

1

5

6

Раскрытие на 180
градусов.
V-образный сгиб.
Сказочное

Наблюдение,
беседа

королевство.
V-образный сгиб.

1

5

6

1

5

6

Многоярусная

Наблюдение,
беседа

конструкция.
Джунгли.
Спираль. Дракон

1

1

2

1

1

2

Наблюдение,
беседа

ЗаостренныйV-

1

3

4

1

образный сгиб.

3

4

Наблюдение,
беседа

Торт

10

V-образный сгиб.

1

1

2

1

1

2

Букет для мамы.
Рычаг. Снегири

беседа
1

3

4

1

3

4

прилетели
Зигзагообразный

Наблюдение,
беседа

1

3

4

1

3

4

сгиб. Зимний город
Автопортрет.

Наблюдение,

Наблюдение,
беседа

1

1

2

1

1

2

Новогодний

Наблюдение,
беседа

костюм.
Праздничный

1

3

4

1

3

4

маскарад.

Наблюдение,
беседа

3

Анимации

4

16

20

4

12

16

3.

Основные виды

2

8

10

2

8

10

1

плоской

1

3

4

1

3

4

анимации
Слайдер.
Новогодняя

Наблюдение,
беседа

открытка.
Дисковая

1

5

6

1

5

6

анимация. Катание

Наблюдение,
беседа

с горы
3.

Основные виды

2

объемной

2

8

10

2

8

10

1

3

4

1

3

4

анимации
Всплывающая
коробка.

Наблюдение,
беседа

Новогодний
подарок.
Изогнутая форма.

1

5

6

1

5

6

Зимняя ярмарка.
4

Совмещение

Наблюдение,
беседа

10

39

49

объемных
конструкций и
11

10

39

49

анимации

4.

Создание

1

открыток с

7

26

33

7

26

33

1

5

6

1

5

6

совмещением
объемных
конструкций и
анимации
V-образный сгиб.
Многоярусная

Наблюдение,
беседа

конструкция.
Анимация. Зимние
забавы.
V-образный сгиб.

1

3

4

1

3

4

Многоярусная

Наблюдение,
беседа

конструкция.
Открытка на 23
февраля.
V-образный сгиб.

1

3

4

1

3

4

Многоярусная

Наблюдение,
беседа

конструкция.
«Пожарная
безопасность».
Всплывающая

1

2

3

1

2

3

конструкция

Наблюдение,
беседа

«Цветы». Открытка
на 8 марта.
Меняющаяся

1

5

6

1

5

6

картинка. Весна

Наблюдение,
беседа

пришла.
V-образный сгиб.

1

5

6

1

Конструкция на

5

6

Наблюдение,
беседа

основе уголка.
Первые цветы
12

весны.
Открытка ко дню

1

3

4

1

3

4

космонавтики.
4.

Создание макетов

2

мини-книжек

Наблюдение,
беседа

3

13

16

3

13

16

1

5

6

1

5

6

панорам.
Создание миникнижки по

Наблюдение,
беседа

пословицам.
Открытка к 9 мая.

1

3

4

1

3

4

Наблюдение,
беседа

Создание мини-

1

5

6

1

5

6

книжки

Наблюдение,
беседа

«путешествие в
деревню».
5

Подведение

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

36

36

-

36

36

-

36

36

-

36

36

32

148

180

32

148

180

итогов
5.

Участие в итоговой

1

выставке
«Весенний
вернисаж».

6

Подготовка к
конкурсам и
выставкам.

6.

Подготовка к

1

конкурсам и
выставкам ДПИ,
участие в акциях и
пр.

ИТОГО:

13

Выставка

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в
искусство pop-up.
Теория: знакомство с детским коллективом, просмотр работ в технике Pop-up.
Знакомство

с

искусством

Pop-up.

Основные

инструменты,

материалы

и

приспособления для изготовления объемных конструкций. Техника безопасности
работы и гигиена труда. Правила подготовки рабочего места. Техника безопасности
при работе с ножницами, клеем, правила работы с линейкой и карандашом, правила
уборки рабочего места.
Практика. Рисование иллюстрации «Мое настроение».
Формы работы:
- Просмотр фильма.
Раздел 2.Pop-up искусство. Основные конструкции.
Тема 2.1.Уголок. Раскрытие на 90 градусов.
Теория: Виды конструкций «Pоp-up». Основная терминология. Условные
обозначения сгиб «к себе», сгиб «от себя», «разрез». Качества, необходимые для
работы. Основной элемент – уголок. Знакомство с элементом «Уголок». Знакомство
с простыми конструкциями. Знакомство с техниками и приемами в акварели.
Основы цветоведения (11-13).
Практика:
- Изготовление «Веселой мордочки» - лиса, мышь;
- Изготовление работы «Удивительная улыбка»;
- Изготовление сундука сокровищами;
- Изготовление бабушкиной лейки;
- Изготовление многоярусной конструкция на основе элемента «Уголок» –«Замок»
(7-11);
- Изготовление многоярусной конструкция на основе элемента «Уголок» –
«Сказочный лес» (12-13);
14

- Изготовление конструкция на основе элемента «Уголок» – «Город, где я живу»;
- Изготовление объемной конструкции «Город будущего»;
- Изготовление конструкции с открывающимся механизмом – «Где живут
животные»;
-

Изготовление

конструкции

с

открывающимся

механизмом–

«Комната

волшебника»;
Формы работы:
- просмотр презентаций и мультфильмов;
- просмотр иллюстраций с изображением животных, зданий;
- беседа «Мой любимый город»;
- игра «Кто я?» (7-11);
- викторина «Из цвета в цвет» (12-13);
- игра «Кто в домике живет» (7-11);
- конкурс «Самый необычный дом»;
- загадки о животных (7-11).
Тема 2.2. Всплывающие конструкции. Раскрытие на 180 градусов.
Теория: виды конструкций всплывающих окон. Основная терминология.
Дополнительные

элементы

техники

«Pop-up»,

создающие

конструктивное

разнообразие (спираль, рычаг, раскладывающиеся элементы). Приемы акварелью и
цветными карандашами. Сюжетное рисование. Основы цветоведения.
Практика:
- Изготовление конструкции с V-образным сгибом– «Сказочное королевство»;
- Изготовление многояруснойконструкции с V-образнымсгибом – «Джунгли»;
- Изготовление открытки со спирали– «Дракон»;
- Изготовление конструкции с заостреннымV-образным сгибом –«Торт»;
- Изготовление открытки с V-образным сгибом – «Букет для мамы»;
- Изготовление модельки с помощью рычага – «Снегири прилетели»;
- Изготовление конструкции с зигзагообразным сгибом – «Зимний город»;
- Изготовлении открытки – «Автопортрет. Новогодний костюм»;
- Изготовление открытки с V-образным сгибом– «Праздничный маскарад».
15

Формы работы:
- просмотр мультфильмов;
- пальчиковые игры (7-11);
- просмотр иллюстраций;
-отгадывание загадок;
-игра «Угадай цветок» (7-11);
- игра «Что я вижу за окном»(12-13);
-игра «Достопримечательности моего города»;
- игра «Самый необычный новогодний костюм»;
-беседа о новогодних костюмах.
Раздел 3. Анимации
Тема 3.1. Основные виды плоской анимации.
Теория: Знакомство с подвижными конструкциями Pop-up. Плоские виды анимации
(слайдер, дисковая анимация). Повторение акварельных техник. Сюжетное
рисование.
Практика:
- Изготовление новогодней открытки с простым слайдером;
- Изготовление конструкции с дисковой анимацией –«Катание с горы»;
Формы работы:
-выставка открыток;
-беседа о зимних забавах.
Тема 3.2. Основные виды объемной анимации.
Теория: Знакомство с подвижными конструкциями Pop-up. Объемные виды
анимации (всплывающая коробка, изогнутая форма). Повторение акварельных
техник. Сюжетное рисование.
Практика:
- Изготовление открытки с конструкцией «Всплывающая коробка»– «Новогодний
подарок»;
- Изготовление конструкции с изогнутой формы – «Зимняя ярмарка».
16

Формы работы:
-игра «Что в коробке»;
-беседа о ярмарках.
Раздел 4. Совмещение объемных конструкций и анимации
4.1. Создание открыток с совмещением объемных конструкций и анимации
Теория: Самостоятельное изготовление простых конструкций. Сюжетное рисование
на заданные темы. Самостоятельное применение акварельных техник и других
изобразительных материалов. Изготовление конструкций, состоящих из простых
статичных и динамичных элементов.
Практика:
- Изготовление

многоярусной конструкции сV-образным сгибом и анимацией–

«Зимние забавы»;
- Изготовление открытки на 23 февраля с V-образным сгибом и многоярусной
конструкцией;
- Изготовление открытки с V-образным сгибом и многоярусной конструкцией на
тему – «Пожарная безопасность»;
- Изготовление открытки на 8 марта с использованием всплывающей конструкцией
«Цветы»;
- Изготовление меняющейся картинки – «Весна пришла»;
- Изготовление открытки «Первые цветы весны»;
- Изготовление открытки ко дню космонавтики.
Формы работы
-Игра «Снежный ком»;
- Игра «Цветочное лото» (7-11);
- Беседа о пожарной безопасности;
-Разгадывание загадок (7-11);
- Викторина (12-13);
- Самостоятельная работа (12-13);
- Просмотр изображений космических кораблей.
17

4.2. Создание макетов мини-книжек панорам
Теория: Основные этапы создания объемной иллюстрации в технике «Po-up».
Замысел. Образ. Выбор оптимальных конструкций. Самостоятельное изготовление
простых конструкций. Выполнение необходимых изображений в деталях. Выбор
вариантов декорирования и оформление готовой книжки.
Практика:
- Изготовление мини-книжки по пословицам;
- Изготовление открытки к 9 мая;
- Изготовление мини-книжки «путешествие в деревню».
Формы работы:
- игра «Продолжи пословицу»;
- Беседа «У бабушки на даче»;
- Беседа «9 Мая - День Победы»;
- Самостоятельная работа (11-12 лет);
- Выставка книжек.
Раздел 5. Подведение итогов
5.1. Участие в итоговой выставке «Весенний вернисаж».
Раздел 6. Подготовка к конкурсам и выставкам.
6.1. Подготовка к конкурсам и выставкам ДПИ, участие в акциях и пр.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
Теория:
- знание основныхпонятий, условных обозначений, материалов для работы в
технике «Pop-Up»;
- знание этапов создания изделий с применением «Pop-up» технологий;
- знание различные техники рисования.
Практика:
18

- владение основными технологическими приемами «Pop-Up», анимации, раскрытие
90, 180 градусов;
- умение работать с бумагой, клеем, ножницами;
- умение работать с различными художественными материалами;
- умение применять различные техники рисования.
Метапредметные результаты:
- умение применять полученные знания в области «Pop-up» искусства на практике;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, организовать свою
деятельность;
- умение мыслить технически, изобретательно и творчески подходить к заданиям;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками.
Личностные результаты:
- наличие интереса и мотивации ктруду, работе на результат;
- осознанное отношение к своим и чужим работам;
- способность к соблюдению техники безопасности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Необходимыми условиями для реализации программы является наличие
помещения, соответствующее Сан ПиН. В помещение предусмотрены:
- шкаф-купе со стеллажами для хранения детских контейнеров с материалами для
работы;
- витрина для выставки готовых изделий;
- место для хранения методического комплекта материалов (дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Интерактивное творчество»,
технологические карты) и дополнительных дидактических материалов.

19

Материально-техническое обеспечение программы
Таблица 1 - Материально - техническое оснащение кабинета
№ п/п

Наименование

Количество

Учебно-производственное оборудование
1

Рабочее место педагога (стол, стул)

1

2

Ученические столы и стулья

7 парт и 14 стульев

3

Доска

1

4

Проектор

1

Инструменты и материалы
1

Баночка для воды.

2

Бумага для черчения

3

Гуашь

4

Кисти

5

Клей карандаш

6

Ластик точилка

7

Линейка 20см.

8

Ножницы

9

Палитра

10

Простой карандаш

11

Фломастеры

12

Цветная бумага

13

Цветной картон

14

Цветные карандаши

Информационное обеспечение
Для занятий используются разработанные педагогом презентации, схемы, технологические
карты по изготовлению изделий, раздаточный материал.

Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения
11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

1 сентября
36 учебных недель

20

Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация

7-10 лет: 40 минут

11-12 лет: 40 минут

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая -24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:

по окончанию курса
образовательной программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10.2025 по 04.11.2025 (11 календарных дней с учетом
праздничных дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12.2025 по 11.01.2026 (12 календарных дней с учетом
праздничных дней 31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

Зимние каникулы

3 четверть
Весенние каникулы

с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения

4 четверть

с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

Кадровое обеспечение:
Дополнительную
«Инженерия

из

общеобразовательную

бумаги»

реализует

педагог

общеразвивающую
дополнительного

программу
образования,

прошедший курсы повышения квалификации в данной сфере по данному
направлению деятельности. Образование: среднее специальное, педагогическое.

21

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения, в основе которых лежит организация занятий:
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем,
проектная деятельность.
Формы организации учебного занятия:
В процессе освоения программы предполагаются занятия, сочетающее в себе
как типовое (объяснения и практическое упражнение), а также беседы, наблюдения,
самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия, практические
занятия.
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы
занятий:
- экскурсии;
- выставки;
- викторины;
- групповые игры;
- соревнования.
Педагогические технологии, используемые в ходе реализации программы:
- технология индивидуализации обучения;
22

- технология группового обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дистанционного обучения;
- технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающая.
Программа предлагает следующий алгоритм проведения занятий:
- теоретическая часть – обсуждение темы занятия, знакомство с новой техникой;
-практическая часть – освоение приемов работы в материале, выполнение учебного
задания.
Итогом

каждой

пройденной

темы

становится

композиция

или

образовательный продукт.
Для организации и проведения занятий необходим дидактический материал:
- шаблоны, развертки деталей, схемы конструкций;
- технологические карты по темам;
- видеоматериалы (Таблица 2).
Таблица 2 - Видеоматериалы
№
Наименование

п/п

Ссылка

1

Сказка - Лиса и Волк (1958)

https://youtu.be/Q9uhXnZDzHs

2

Сказка гадкий утенок (1939)

https://youtu.be/9v8KXPUUPRc

3

Сокровища затонувших

https://youtu.be/D1XY965beBA

кораблей (1973)
4

Маугли(Книга джунглей)

https://youtu.be/gutTg7SS75k?si=Xk1UupIxvQMvf3WG

(1967)
5

Тайна третьей планеты (1981)

https://youtu.be/VyXykkFc_Gk

6

Элемент «уголок».

https://youtu.be/fYTYsBFwr6s?si=xsJpgPT_johZG6z7

Разновидности элемента.

https://youtu.be/OdZir7W6fkk?si=HPBEuTse9kfY376z
https://youtu.be/FHq-zHnvhNo?si=5945U8OAgZL1OsTB
https://youtu.be/z8wtddRtPK8?si=EBj0WvCaryBeAUyX
23

https://youtu.be/tSBhTHaHdME?si=5hRRYgWMdqFIgmHh
7

V-образный сгиб

https://youtu.be/Lm2RYojO-q8?si=gY7Ny4Hs1QIldQ67
https://youtu.be/lhfyNe-MvYE?si=5CcyTMxoSEPGd--8

8

Спираль

https://youtu.be/q5YzFR82bV0?si=iRTAGWW0qiW_p8pf

9

Объемная конструкция «Торт»

https://youtu.be/QJs5o3-vmGU?si=uU9GFzaGqfOe5sc2

10

Конструкция «Букет для мамы»

https://www.youtube.com/shorts/LhOmP0ZM3Rc

11

Автопортрет «Маскарад»

https://www.youtube.com/shorts/uX-cTOT1vkE

12

Конструкция для темы

https://www.youtube.com/shorts/hz3Q3fF19ZQ

«Снегири»
13

Космическая станция

https://youtu.be/7tMSkSt2BxQ?si=quvbAdERiD77ZG4S

14

Новогодняя открытка

https://youtu.be/vBNOOChsjdM?si=Lnz-9OVT8URG4jln

15

Дисковая анимация

https://youtu.be/HFtJ386rAOA?si=Ngiu7j1oxV3J0L3O
https://youtu.be/HFtJ386rAOA?si=kjsIfJtu-xFP7mGc
https://youtu.be/z0Bet1aVh0Q?si=XRCwv7gnDqRhZXad

16

Всплывающая коробка

https://youtu.be/kzcH67mkz44?si=i3JCi1gpx03MqDpy

17

Изогнутая форма

https://youtu.be/prfPIIcENNY?si=Fo11XcSUnelQP7ml

18

Меняющаяся картинка. «Весна

https://youtu.be/InCniggtFqg?si=UomzrR7040Yte0Hs

пришла»

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, проводится в самом начале года для выявления уровня творческих
способностей обучающихся, а также наиболее способных, одаренных детей;
выявление различных областей интересов, склонностей, мотивацию обучения;
- текущий, проводится по окончании изучения базовой темы, закрепляет знания по
данной теме, при этом у учащихся происходит усвоение последовательности
технологических операций;
- коррекционный, позволяет по мере необходимости корректировать программу,
изменить методику организации учебно-воспитательного процесса;
- итоговый, проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства,
изобретательности, самостоятельности, развитие творческого и технического

24

мышления, освоение основ работы с бумагой и техникой «Pop-up» художественных
навыков.
Мониторинг образовательных результатов состоит из четырех блоков:
- предметные результаты – критерии знаний, умений, навыков основных
технологических приемов «Pop-up».
- метапредметные результаты – мониторинг активности на занятиях, мотивациях,
способность организовать свою деятельность.
- личностные результаты – мониторинг воспитательных и здоровьесберегающих
результатов в творческом объединении, умений работать в команде.
- мониторинг результатов по реализации образовательной программы.
ОЦЕННОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
В первом блоке «Предметные результаты» рассматриваются следующие
критерии: знание условных обозначений и терминологии; знание базовых элементов
«Pop-up»; умение пользоваться инструментами; умение работать с различными
художественными материалами; знание и умение использовать различные техники
рисования;

знание

этапов

технологий.(Приложение.

создания

Таблица

1).

изделий

с

применением

Критерии определяются

«Pop-up»

следующими

уровнями: низкий (н) –1 балл; ниже среднего (н/ср.) – 2 балла; средний (ср.) – 3
балла; выше среднего (в/с) – 4 балла; высокий (в) – 5 баллов.
Во втором блоке «метапредметные результаты» рассматривается умение
применять полученные знания в области «Pop-up» искусства на практике; умение
организовать

свою

деятельность;

познавательныеспособности;

навык

сотрудничества с педагогом и сверстниками
(Приложение. Таблица 2). Критерии определяются следующими уровнями: низкий
(н) –1 балл; ниже среднего (н/ср.) – 2 балла; средний (ср.) – 3 балла; выше среднего
(в/с) – 4 балла; высокий (в) – 5 баллов.
Третий блок «Личностные результаты» и четвертый блок «Мониторинг
результатов

по

реализации

образовательной

программы»,

оценивается

по

следующим уровням: низкий (н) – 1 балл; средний (ср.) – 2 балла; высокий (в) – 3
25

балла (Приложение. Таблица 3, 4). Используются следующие критерии: наличие
интереса и мотивации к труду, работе на результат; осознанное отношение к своим
и

чужим

работам;

навыки

соблюдения

в

процессе

деятельности

правил

безопасности, забота о здоровье.
Таблица 1
Уровни развития
Критерии

Предметные результаты

1. Знание
условных
обозначени
йи
терминолог
ии

Низкий
Имеет слабые
знания по
содержанию
курса, не знает
терминов,
условных
обозначений.

Ниже
среднего
Имеет
недостаточн
ые знания по
содержанию
курса,
неуверенно
использует
специальную
терминологи
ю, условные
обозначения

Средний

Имеет
достаточные
знания по
содержанию
курса,
владеет
специальной
терминолог
ией,
ориентирует
ся в
условных
обозначения
х;
2. Знание
Не знает, что
Знает, что
Знает, что
Знает все
основных
такое «Pop-up»
такое «Popтакое «Pop«Pop-up»
«Pop-up»
конструкций, не
up»
up»
конструкци
конструкци различает их по
конструкций, конструкций й, их
й
внешнему виду.
не может
, знает
названия,
назвать их.
названия,
различает
неуверенно
их по
выполняет
внешнему
основные
виду,
конструкции уверенно
выполняет
основные
конструкци
и
3. Умение
Отсутствует
Имеет
Имеет
Знает
пользоватьс умение
слабые
отдельные
предназначе
я
пользоваться
технические технические ние
инструмент инструментами;
навыки;
умения и
инструмент
ами и
не умеет
частично
навыки;
ов; умеет
материалам организовать
может
умеет
оборудовать
и
рабочее место;
организовать правильно
рабочее
неаккуратно
рабочее
пользоваться место;
работает. Не знает место;
ножницами; правильно
какие бывают
неуверенно
может
использует
художественные
пользуется
организовать инструмент
26

Имеет
неполные
знания по
содержанию
курса,
использует
терминологи
ю, условные
обозначения

Выше
среднего

Высокий
Имеет
широкий
кругозор
знаний по
содержанию
курса;
свободно
владеет
терминологие
й, уверенно
использует
условные
обозначения
Хорошо знает
«Pop-up»
конструкций,
их названия;
умело
выполняет
основные
конструкции

Имеет четкие
технические
умения и
навыки;
умеет
правильно
использовать
инструменты,
уверенно
работает с
ними;

материалы, кроме
основных
испытываетзатруд
нения при работе
с худ.
материалами.

ножницами.
Знает какие
бывают худ.
материалы,
но
испытывает
сложности в
их
использован
ии.

рабочее
место. Знает
о свойствах
и
возможностя
х разных
материалов.
Неуверенно
сочетает их.

3. Умение
самостояте
льно
придумать
и
изобразить
сюжетную
композици
ю

Сложности с
самостоятельным
разработкой и
реализацией
сюжетной идеи

Сложности с
самостоятель
ным
разработкой
сюжетной
идеи.
Требуется
поддержка и
направление
от педагогов

Может
придумыват
ьи
разрабатыва
ть
несложные
сюжетные
композиции
в рамках
задания

5. Знание и
умение
использова
ть
различные
техники
рисования

Не знает какие
бывают техники
рисования. Не
знает технологию
выполнения.

Знает какие
бывают
техники
рисования,
но не может
назвать их и
использовать

Знает какие
бывают
техники
рисования,
не может
назвать их,
неуверенно
использует

Знает какие
бывают
техники
рисования,
различает
их по
внешнему
виду, может
назвать их,
уверенно
использует

Знает
основные
этапы
создания
конструкций,
не может
самостоятель
но
выполнить
простейшие
27

Знает
основные
этапы
создания
конструкций
, но путается
в этапах при
самостоятел
ьном
изготовлени

Знает
основные
этапы
создания
конструкци
й, может
самостоятел
ьно
выполнить
простую

6. Знание
Не знает этапов
этапов
создания
создания
конструкций
изделий с
применение
м «Pop-up»
технологий

ы. Уверенно
работает с
худ.
материалам
и. Знает
техники и
приемы
использован
ия
материалов.
Комбинируе
ти
использует
несколько в
своих
работах.
Может
придумыват
ь более идеи
для
сюжетных
композиций.
Умение
воплощать
сюжетные
композиции
на хорошем
художествен
ном уровне.

правильно
организует
рабочее
место.
Хорошо знает
техники и
приемы
использовани
я материалов.
Самостоятель
но подбирает
и
эксперименти
рует с ними
Способность
придумывать
оригинальны
е идеи для
сюжетных
композиций
Умение
воплощать
сложные
сюжетные
композиции с
высоким
художественн
ым качеством
Хорошо знает
какие бывают
техники
рисования,
различает их
по внешнему
виду, может
назвать их,
умело
использует
Хорошо знает
основные
этапы
создания
конструкций,
может
выполнять
более
сложные
конструкции

конструкции

и.

конструкци
юи
применить
ее в
изделиях.

и
самостоятель
но применить
их в
изделиях.
Таблица 2

Уровни развития

Критерии

Ниже
среднего
1. Умение
Не имеет
Имеет
применять
навыков и
базовые
полученные знаний о
навыки и
знания в
«Pop-up»
знания, но не
области
искусстве и
может
«Pop-up»
не может
самостоятельн
искусства
применить их о применить
на практике на практике
их на
практике

Метапредметные результаты

Низкий

2. Умение
организоват
ь свою
деятельност
ь

Часто
теряется
взаданиях, не
может
правильно
распределить
своё время.
требует
постоянной
помощи
педагога

3.
Познавател
ьные
способност
и

Не соотносит
цвет, форму,
величину; не
развита
мелкая
моторика
рук; не
может
ответить на
вопрос,
сформулиров
ать ответ.

Средний

Имеет базовые
навыки и
знания, может
самостоятельн
о создавать
простые
работы в
технике «Popup», следуя
инструкциям
Не всегда
Проявляет
удается
интерес к
самостоятельн организации
о планировать своей
свои действия. деятельности.
Часто
Способен
отвлекается на следовать
мелочи.
плану
Требует
выполнения
напоминания
задач. Может
и указаний от испытывать
педагога
трудности с
соблюдением
расписания.
Плохо
соотносит
цвет, форму,
величину;
мелкая
моторика
развита;
слабо, редко
отвечает на
вопросы;
внимание не
устойчиво

28

Выше
среднего
Имеет
достаточные
навыки и
знания, чтобы
самостоятельн
о, без
инструкций
создать
простую
конструкцию
Умеет
организовыват
ь свою
деятельность.
Проявляет
самостоятельн
ость в
выполнении
задач.Способе
н
распределять
свое время.

Высокий

Имеет
хорошие
навыки и
знания,
может
самостоятель
но создать
более
сложную
конструкцию
Хорошо
организовыва
ет свою
деятельность.
Проявляет
высокий
уровень
самоорганиза
ции и
самодисципл
ины.
Способен
распределять
свое время и
определять
приоритеты
Не всегда
Достаточно
Полное
может
полное
восприятие
соотнести
восприятие
цвета,
цвет, форму,
цвета и
величины;
величину
величины;
хорошее
недостаточно
хорошее
развитие
развитамелкая развитие
мелкой
моторика
мелкой
моторики
репродуктивно моторики;
рук; умеет
е
репродуктивн точно
воображение;
ое
отвечать на
не всегда
воображение с поставленны
может точно
элементами и е вопросы,
ответить на
творчества;
обладает

4. Навык
сотрудниче
ства с
педагогом и
сверстника
ми,
Умение
работать в
коллективе

Низкий
уровень
коммуникати
вных
качеств, не
проявляет
желания
интересовать
ся делами
коллектива

Имеет
коммуникатив
ные качества,
но редко
проявляет
активность и
заинтересован
ность в работе
с коллективом
и педагогом

29

вопрос,
внимание не
устойчиво.

умеет
отвечать на
поставленные
вопросы;
внимание не
всегда
устойчиво

творческим
воображение
м; имеет
устойчивое
внимание.

Имеет
коммуникатив
ные качества,
не всегда
проявляет
активность и
заинтересован
ность.

Имеет
коммуникатив
ные качества,
проявляет
активность и
заинтересован
ность в работе
с коллективом
и педагогом

Высокий
уровень
коммуникати
вных
качеств,
активно
интересуется
делами
коллектива и
идет на
контакт с
педагогом

Таблица 3
Уровни развития

Критерии

Личные результаты

Низкий

Ниже
среднего

Средний

1. Наличие
интереса и
мотивации к
труду, работе
на результат

Не проявляет
активности и
самостоя
тельностии;
часто
пропускает
занятия; не
заинтересован
в достижении
цели и успеха;

Проявляет
интерес к
деятельности; не
всегда проявляет
самостоя
тельность и
активность;
недостаточно
настойчив в
достижении
цели; редко
пропускает
занятия.

2. Осознанное
отношение к
своим и чужим
работам

Не осознает
значимость и
ценность
усилий,
вложенных в
создание своих
и чужих работ.
Неуверен в
своих
творческих
способностях

3. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности,
забота о
здоровье

Соблюдает
технику
безопасности
при
постоянном
контроле со
стороны
педагога;
физминутки и
гимнастику
выполняет с
трудом, под
чётким
контролем
педагога.

Начинает
проявлять
некоторое
понимание и
оценку своих
творческих
работ.
Имеет
затруднения в
адекватной
оценке своих
работ и работ
других детей.
Сложно
выражать своё
мнение о чужих
работах
Ребёнок
соблюдает
правила ТБ; при
напоминании, но
неохотно
выполняет
физминутки и
гимнастику.

30

Выше
среднего

Высокий
Проявляет
активный
интерес к
деятельности,
проявляет
фантазию,
творчество в
изготовлении
изделия;
самостоятелен и
активен;
проявляет
настойчивость в
достижении
цели
Оценивает свои
работы с
пониманием и
уважением к
своему труду.
Способен четко
выражать свои
мысли о своих
работах и их
качестве.
Проявляет
уважение к
работам других
детей и способен
оценивать их
справедливо
Ответственно
относится к
соблюдению
правил ТБ при
работе с
инструментами;
с желанием
выполняет
физминутки,
упражнения,
гимнастику

Таблица 4
Уровни развития
Критерии
Творческие
достижения

Ниже
среднего

Низкий
Не активен, редко
принимает участие
в выставках и
конкурсах внутри
кружка

Средний
Участвует в
конкурсах внутри
кружка и
учреждения

Выше
среднего

Высокий
Систематически
и с желанием
принимает
участие в
выставках и
конкурсах
городского,
областного и
окружного
уровней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно31

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.
№ 2 « Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении

Правил

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

обучения,

осуществляющими
дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г.

№882/391

«Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
32

16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

«Создание

современного

инклюзивного

образовательного

пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/ 04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20.

Устав

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования муниципального округа Заречный Свердловской
области «Центр детского творчества».
Литература для педагога:
1. Birmingham D. Pop up!: a manual of paper mechanisms. – [S.l.] : Tarquin Publications,
1997. – 98 p.
2. HarrisonH. Энциклопедия акварельных техник / Х. Харрисон. – М. : АСТ, 2005. –
192 с. : ил.
3. Jackson P. The pop-up book: step-by-step instructions for creating over 100 original
paper projects / Paul Jackson. – New York: Henry Holt and Company, 1993. – 160 p.
4. Сокольникова Н.М. Основы живописи / Н.М. Сокольникова. – Обнинск : Титул,
1996. – 80 с.
33

5. Сокольникова Н.М. Основы композиции / Н.М. Сокольникова. – Обнинск : Титул,
1996. – 80 с.
6. Соловьёва О.Н. Необыкновенное рисование / О.Н. Соловьёва. – М. : Арт-пресс,
2010. – 48 с.
7. Столярова М. Архитектурное оригами : 26 моделей в технике pop-up / М.
Столярова. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 80 с.
8. Чупрова Д.А., Патрушев Д.В., Патрушева Л.К. Основные конструкции и элементы
для создания объемных иллюстраций для авторских книг и открыток в технике
«Pop-up» // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 27. – С. 268–280. –
URL: https://e-koncept.ru/(дата обращения: 17.06.2025).
Литература для детей:
1. Сеф Р.С. Скоморохи / Р.С. Сеф ; худож.-констр. В. Нагаев. – М. : Малыш, 1989. –
5 с.
2. Шуства И.Б. СевериноБальди / И.Б. Шуства ; ил. С. Бальди. – М. : РОСМЭНЛИГА, 1996. – 6 с.
Интернет источники:
№
п/п

Наименование

Ссылка

19

Сказка - Лиса и Волк (1958)

https://youtu.be/Q9uhXnZDzHs

20

Сказка гадкий утенок (1939)

https://youtu.be/9v8KXPUUPRc

21

Сокровища затонувших кораблей (1973)

https://youtu.be/D1XY965beBA

22

Маугли(Книга джунглей) (1967)

https://youtu.be/gutTg7SS75k?si=Xk1UupIxv
QMvf3WG

23

Тайна третьей планеты (1981)

24

Элемент «уголок». Разновидности элемента. https://youtu.be/fYTYsBFwr6s?si=xsJpgPT_jo

https://youtu.be/VyXykkFc_Gk

hZG6z7
https://youtu.be/OdZir7W6fkk?si=HPBEuTse9
kfY376z
https://youtu.be/FHqzHnvhNo?si=5945U8OAgZL1OsTB
34

https://youtu.be/z8wtddRtPK8?si=EBj0WvCar
yBeAUyX
https://youtu.be/tSBhTHaHdME?si=5hRRYg
WMdqFIgmHh
25

V-образный сгиб

https://youtu.be/Lm2RYojOq8?si=gY7Ny4Hs1QIldQ67
https://youtu.be/lhfyNeMvYE?si=5CcyTMxoSEPGd--8

26

Спираль

https://youtu.be/q5YzFR82bV0?si=iRTAGW
W0qiW_p8pf

27

Объемная конструкция «Торт»

https://youtu.be/QJs5o3vmGU?si=uU9GFzaGqfOe5sc2

28

Конструкция «Букет для мамы»

https://www.youtube.com/shorts/LhOmP0ZM3
Rc

29

Автопортрет «Маскарад»

https://www.youtube.com/shorts/uXcTOT1vkE

30

Конструкция для темы «Снегири»

https://www.youtube.com/shorts/hz3Q3fF19Z
Q

31

Космическая станция

https://youtu.be/7tMSkSt2BxQ?si=quvbAdERi
D77ZG4S

32

Новогодняя открытка

https://youtu.be/vBNOOChsjdM?si=Lnz9OVT8URG4jln

33

Дисковая анимация

https://youtu.be/HFtJ386rAOA?si=Ngiu7j1oxV
3J0L3O
https://youtu.be/HFtJ386rAOA?si=kjsIfJtuxFP7mGc
https://youtu.be/z0Bet1aVh0Q?si=XRCwv7gn
DqRhZXad

34

Всплывающая коробка

https://youtu.be/kzcH67mkz44?si=i3JCi1gpx03
MqDpy

35

Изогнутая форма

https://youtu.be/prfPIIcENNY?si=Fo11XcSUn
elQP7ml

36

Меняющаяся картинка. «Весна пришла»

https://youtu.be/InCniggtFqg?si=UomzrR7040
Yte0Hs
35

Приложение 1.

Основные понятия
Складка в виде равнины

Складка в виде горы

Центральная линия, расстояния слева и справа от нее равны

Место для клея

Согнуть к лицевой стороне
Линия среза
Линия сгиба

36

Приложение 2

Основные элементы
«Уголок»
Простейшая форма, с помощью которой можно создать разнообразные
сюжеты.
1. Сложите лист бумаги пополам. С помощью карандаша
проведите линию от сгиба до середины листа. Сделайте
надрез по этой линии.
2. Аккуратно сложите по линии от края разреза до центральной
складки, образуя треугольник. Плотно прижмите.
3. Разверните треугольник так, чтобы он занял
прежнее положение, затем отогните его к обратной стороне листа,
снова аккуратно сложив по той же линии.
4. Снова разверните треугольник, затем расправьте желобчатую
складку, полностью раскрыв открытку.
5. Приподнимите треугольник, одновременно
снова сворачивая бумагу. Все складки
должны образоваться одновременно - они
должны выглядеть так, как показано на фото. Обратите внимание,
что в центре треугольника есть только одна поднятая (горная)
складка, остальные – плоские (долины).
6. Наконец, закройте всплывающее окно и
прижмите его, чтобы выровнять все складки.

37

Видео - заниятие:
https://www.youtube.com/watch?app=desktop&si=HPBEuTse9kfY376z&v=OdZir7W6fk
k&feature=youtu.be
Примеры разновидности формы и ее использование:

«Квадрат»
Базовая форма, позволяющая превратить любую задумку в живую картинку.
1. Сложите лист плотной бумаги пополам. Проведите две
горизонтальные линии от сгиба желоба до центра листа, затем
соедините их. Разрежьте вдоль двух горизонтальных линий.
2. Аккуратно сделайте складку
двумя прорезями, отогнув бумагу
вперед.
3. Затем отогните клапан назад по той же линии сгиба.
4. Верните клапан в прежнее
38

между

положение, затем разверните открытку.
5. Чтобы сформировать
всплывающий элемент,
приподнимите центральную часть
желобчатой складки, чтобы
получилась горка. Все остальные складки остаются в виде
углублений. Закройте всплывающее окно и прижмите его,
чтобы укрепить все складки.
Примеры работ с применением элемента «Уголок»:

Многоярусная конструкция на основе «Квадрат»
Эта конструкция более сложная в сравнении с предыдущими, она сочетает в
себе предающие техники и позволяет создавать сложные и эффектные работы.
1. Сложите лист плотной бумаги пополам. Нарисуйте

два

горизонтальные линии от центрального сгиба (рис. 1) и
соедините их. Сделайте надрезы по

этим

линиям.
2. Сделайте складку между концами разрезов, сгибая бумагу
вперед, а затем назад по одной и той же линии.
3. Раскройте лист бумаги. Создайте обычное
всплывающее окно, потянув за форму ступеньки вверх

и

одновременно закрывая открытку - все складки должны
образоваться одновременно. У всплывающего окна будет одна складка в виде горы
(объемная), а остальные - в виде долин (плоские).
39

4. Снова закройте всплывающее окно и повторите шаг 1 (рис. 2).
Разрежьте все четыре слоя бумаги, закончив на середине
оставшегося листа.
5. Повторите шаг 2 и сделайте
складку между концами разрезов. Разверните бумагу еще
6. Создайте два новых всплывающих

раз.
окна

меньшего размера, используя тот же
метод, что и в шаге 3.
7. Повторите процедуру, на этот раз, чтобы сделать
четыре новых всплывающих окна (см. рис. 3).
8. И повторите еще раз, на этот раз, чтобы получилось восемь
новых всплывающих окна (см. рис. 4).

40

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Видео урок с использованием данной техники:
https://www.youtube.com/watch?v=OSG3_Wa-xLA&t=14s
Примеры использования:

Горизонтальный V-образный сгиб.
Это простая, но самая используемая техника. С помощью нее можно сделать
объемной любую форму.
1. От нижнего края прямоугольника отмерьте 2см и
проведите пунктирную линию (линию сгиба). Эта
кромка послужит язычком для склеивания, и она
всегда должна быть выполнена аккуратно,
чтобытехника сработала (рис. 1).
2. Согните кромку так, чтобы
получилась складка в виде углубления.
3. Сложите прямоугольник пополам.
4. Разверните его. Сделайте разрез от
средней складки до складки на подоле, чтобы разделить
41

подолна две "ножки". Это базовый элемент, готовый к приклеиванию на подложку.
5. Закройте элемент и нанесите клей на нижнюю
сторону обеих ножек.
6. Очень аккуратно
приклейте одну ножку к

сгибу

основы так, чтобы точка основания всплывающего окна,
где сходятся ножки, точно совпадала с центральным
сгибом на листе основы, центральный сгиб элемента
также должен совпадать с
центральным сгибом основы. Обратите внимание, что вторая
ножка находится сверху конструкции, клеевой стороной вверх.
7. Сложите лист основы пополам так, чтобы вторая
приклеенная лапка приклеилась к
пустойстороне листа.
8. Надавите на всплывающее окно, чтобы
усилить сцепление обеих ножек с подложкой,
затем откройте его. Обратите внимание, что
при соблюдении описанной выше
последовательности сборки выдвижной
элемент автоматически складывается ровно, и две ножки всегда будут находиться
под равными углами по обе стороны от центрального сгиба основы.

Рис. 1

Видео урок с использованием данной техники:
https://www.youtube.com/watch?v=UXrn94siCZ4
Примеры использования:

42

Многослойный горизонтальный V-образный сгиб.
Идеальный и простой способ создания многослойных конструкций.
1. Сделайте обычный горизонтальный V-образный

сгиб.

Это будет основа, благодаря которой конструкции

будут

складываться ровно.
2. Сделайте опорный
выступ, следуя указаниям
чертеже шаблона под
углом 90 градусов (рис. 1). Приклейте его к стене
параллельно основному листу.
3. Измерьте длину язычка H по горизонтали и расстояние по
вертикали между листом основы и язычком V (см. рис. 2).
Приклейте декорации к лицевой стороне язычка таким
образом, чтобы расстояния H и V были воспроизведены
вдоль листа основы и под передней частью язычка. Таким
образом, язычок расположен параллельно подложке, а плоская поверхность параллельно стенкам.

43

на

Рис. 1

Рис. 2

Примеры использования:

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».