ДООП Эврикум. Робототехника+

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНА на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
Протокол №6 от «09» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68- од «09» июня 2025г.

«ЭВРИКУМ. РОБОТОТЕХНИКА+»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Возраст детей: 11 -16 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень реализации: базовый

Разработчик:
Колосов Алексей Михайлович,
педагог дополнительного образования

Муниципальный округ Заречный, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

«Эврикум.

Робототехника+»

-

дополнительная

общеразвивающая

программа образования детей технической направленности, предметом изучения которой
является основы инженерной деятельности.
Программа предназначена для ознакомления детей с основами инженерных
профессий будущего, связанными с разработкой, программированием, эксплуатацией
робототехнических устройств в этом её актуальность. Основной вид деятельности детей в
объединении – занятия техническим творчеством.
Нормативно-правовая база обеспечения образовательной программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».

2

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

3

19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Новизна программы состоит во влечении детей в творческую эвристическую
атмосферу на основе комплексного и системного использования информационных
технологий и метода быстрого принятия решения, метода мозгового штурма при
коллективном решении, метода проектов как средства модернизации познавательного
процесса и способа интеллектуального развития ребёнка. Многолетний педагогический опыт
показывает, что мотивация к деятельности, а затем и к обучению возникает на фоне
эмоционально благоприятного состояния, когда способностям ребёнка брошен вызов.
Задания во время обучения для ребёнка подбираются от простого к сложному, но являются
всегда на пределе его возможностей (не тривиальные, дающие ребёнку возможность
поразмыслить - найти оптимальное решение на основе своих знаний и умений). Именно это
и является ключевым моментом, организующим и формирующим самостоятельную
творческую деятельность. Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в
рамках организованной среды и при наличии необходимого руководства создаёт
оптимальные условия для обучения.
На территории муниципального образования Заречный присутствуют предприятия
АО «ИРМ», Белоярская АЭС им. И. В. Курчатова, на этих предприятиях есть зачатки
робототехнических технологий – есть потребность в квалифицированных инженерных
специалистах, образовательная программа может стать хорошим стартом для таких
специалистов, также обучающиеся школ должны иметь возможность в свободное время
заниматься серьёзным делом с воспитательными элементами для отвлечения негативного
влияния свободного времяпрепровождения.
Обучение по программе помогает детям в интеллектуальном и личностном развитии,
способствует повышению познавательного уровня, идёт в дополнении и освоении знаний,
полученных на уроках в школе, повышает их мотивации к учёбе, увлекает интересными
полезным занятием, способствует самоорганизации.
Обучающемуся важно видеть результаты своей деятельности и влиять на эти
результаты, что вполне реализуется в рамках образовательной деятельности, при

4

взаимодействии с родителями корректируется индивидуальное участие ребёнка в реализации
программы.
Отличительной

особенностью

программы

также

является

свободное,

не

ограниченное жёсткими рамками решение творческих задач, в процессе которого
обучающиеся делают модели по собственным проектам на третьем году обучения. Обычное
занятие

из

рутинного

получения

знаний

превращается

в

увлекательную

игру,

соревновательные мероприятия, что активизирует и получение, и усвоение знаний, так как от
этого зависит его успех в мероприятиях.
Данная программа предназначена для детей в возрасте преимущественно с 11 до 16
лет.
Педагогическая целесообразность: в процессе разработки, программирования и
тестированияроботов

обучающиеся

приобретают

важные

навыки

творческой

и

исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики, прикладной
математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения
возникающих текущих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и
проверки гипотез, анализа неожиданных результатов. Обучение в процессе данной
программы позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные
идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Форма занятий – групповая. Обучающиеся формируются в группы по возрастному
признаку. Занятия каждой группы проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2
академический часа с 10-ти минутной переменой. Количество детей в группе обусловлено
количеством оборудованных рабочих мест – 12 человек.
Общий объём образовательной программы – 432 часа.
Продолжительность обучение за год – 144 часа.
Программа рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений.
Срок реализации программы – 3 года.
Цель программы: формирование технически грамотной личности в процессе
овладения учащимися навыками инженерной деятельности, программирования и участия в
технических мероприятиях.
Задачи программы:
Обучающие:
 Формирование умения читать графические изображения.
 Формирование умения работать с инструкционными картами.
 Обучение основным принципам механики: конструкции и механизмы для передачи и
преобразования движения;

5

 Формирование умения строить модели по схемам и без схем.
 Формирование умения работать с компьютерными программами.
 Научить устанавливать причинно-следственные связи: решение логических задач;
 Формирование умения создавать самостоятельно реально действующие модели роботов.
Формирование

умения

управлять

поведением

роботов

при

помощи

приёмов

программирования.
 Научить проводить экспериментальные исследования с оценкой (измерением) влияния
отдельных факторов, а также научить анализировать результаты и находить новые
решения: создание проектов.


Получить

практические

навыки

конструктивного

воображения

при

разработке

индивидуальных или групповых проектов.
 Проектирование технического, программного решения идеи, и её реализации в виде
функционирующей модели.
Развивающие:
 Развитие мелкой моторики.
 Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Развитие образного, технического, логического мышления, конструкторских способности
детей;
 Мотивировать к изучению наук естественнонаучного цикла: технологии, физики,
информатики

(программирование

и

автоматизированные

системы

управления)

и

математики;
 Развитие творческих способностей.
 Ориентировать на инновационные технологии и методы организация практической
деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;
 Развивать умение довести решение задачи от проекта до работающей модели;
 Развивать умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить ответы на
вопросы путём логических рассуждений;
 Развивать словарный запас и навыки общения детей, умение работать над проектом в
команде, эффективно распределять обязанности.
Воспитательные:
 Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности, усидчивости, силы воли.
 Вежливое отношение к инструменту и используемым деталям.
 Воспитание ответственного отношения к труду.

6

 Привить трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность, активность,
стремление к достижению высоких результатов;
 Воспитание упорства, стремления доводить начатое дело до конца.
 Формирование стремления поддерживать порядок на рабочем месте.
 Получить

опыт

самостоятельной

образовательной,

общественной,

проектно-

исследовательской деятельности;
 Научить корректно отстаивать свою точку зрения;
 Сформировать культуру общения и поведения в коллективе.
Содержание программы
Так как роботов можно программировать не только через блок управления, но и при
помощи компьютера, часть времени отведена на изучение основ программирования роботов
на ПК. Это времени достаточно для освоения принципов работы с программой LabView,
языком G-EV3, языком программирования ROBOC и C++. Запись в объединение
осуществляется в течение всего учебного года на свободные места, поэтому используется
индивидуальный подход к проведению занятий. Занятия, как правило, состоят из
теоретической и практической частей. Основное время отводится на практическую часть
занятий. На занятиях широко используются проектный и частично-поисковые методы
обучения.
Первый год обучения (11-12 лет): знакомство с конструктором, начальные приёмы
создания конструкции, программирование на G-EV3, механика и кинематика движения,
знакомство с датчиками, выполнение индивидуальных заданий, проектная деятельность.
Второй год обучения (12-14 лет): углубленное конструирование и программирование
на G-EV3, соревновательные мероприятия, знакомство с программированием на ROBOТC.
Задания и проекты LME-EV3, Matrix, Tetrix. Первоначальное знакомство с Ардуино.
Третий год обучения (14-16 лет): углубленное изучение Ардуино, знакомство с
программированием на C++. Соревновательные мероприятия. Задания и проекты Ардуино.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема
теоретические
Введение
в
мир
робототехники
ИОТ по безопасной работе.

2

Количество часов
практические
всего

2

1

4
1

7

Форма
аттестации и
контроля

опрос

Правила
поведения
в
кабинете.
Робототехника и её законы.
Передовые
направления
робототехники
Знакомство
с
конструктором.
Способы
соединения
деталей
Понятие
механической
передачи,
передаточного
отношения
Способы
соединения
деталей.
Изготовление
простейших моделей.
Конструкции и силы
Понятия конструкции и
силы
Складное
кресло
и
подъемный мост
Рычаги, колеса и оси
Рычаг, условия равновесия
Модели
на
условия
равновесия, с
использованием различных
колес и осей
Зубчатые,
ременные
передачи
Понятие
зубчатой,
ременной передачи
Изготовление моделей с
использованием зубчатой и
ремённой передачи.
Другие механизмы
Кулачковый
механизм,
червяк, зубчатая рейка,
редуктор
Изготовление моделей с
использованием
кулачкового
механизма,
зубчатой рейки и др.
Датчики и сенсоры
Области
применения
датчика
звука,
освещенности,
цвета,

опрос
1

1

1

1

2

1

3

4
опрос

1

1

2
наблюдение

2

2

2

2

4

2

2

2
2

2

2

4

6
2

наблюдение

наблюдение

4

4

4

8

12

4

4

опрос
наблюдение

2

8

8

6

8

2

2
наблюдение

4
4

6

6

8

12
4

8

касания,
гироскопа,
ультразвукового датчика.
Изготовление моделей с
использованием различных
датчиков.
Работа
с
датчиками.
Алгоритм
Понятие
алгоритма.
Свойства алгоритма
Линейный алгоритм
Алгоритм условия
Цикл
Программирование
в
среде EV3
Обзор
среды
программирования
Создание первого проекта.
Подключение робота к
компьютеру.
Моторы.
Программирование
движений по различным
траекториям
Работа
с
подсветкой,
экраном, звуком
Программные структуры
Работа с датчиками
Первые модели
Изготовление
усложнённых моделей.
Соревнования роботов.
Проект «Мой робот»
Итоговое занятие. Игра
Итого

наблюдение
8

8

8

14

22

2

2

4

2
2
2

4
4
4

6
6
6

18

32

50

4

4
4

4

2

2

4

2

2

4

10

20
4
20

30
4
20

5

5

10

10

5

5

98

2
144

2
46

опрос,
наблюдение,
инд.задания

опрос,
наблюдение,
инд.задания

оценка
защиты
проекта

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема: Введение в мир робототехники.
Теория. Обзор современных достижений в области робототехники. Демонстрация моделей
роботов, видеоматериалов. Знакомство с конструкторами. Конструктор EV3.
Практическое занятие. Выполнение заданий, способствующих освоится с конструктором.
Тема: Способы соединения деталей.

9

Теория. Рассказ, беседа: изучение способов соединения деталей, механической передачи,
передаточного отношения.
Практические занятия. Изготовление простейших моделей: высокая башня, манипулятор,
фантастические животные.
Тем: Конструкции и силы.
Теория.

Лекция,

объяснения

педагога:

знакомство

с

конструкциями

жёсткими

(треугольными), нежёсткими (прямоугольные), способами придания жесткости форме, а
также с силами, действующими на формы (сжимающие, растягивающие).
Практические занятия. Изготовление модели складного кресла и подъемного моста.
Тема: Рычаги, колеса и оси.
Теория. Лекция, объяснения педагога, устный опрос: изучение понятий: «рычаг», «нагрузка»,
«опора»; применение для изменения направления силы, приложения силы на расстояние,
увеличения силы, увеличения перемещения. Использование колес и осей.
Практические занятия. Изготовление роликового транспортера. Игра «гонки на колесах».
Тема: Зубчатые, ременные передачи.
Теория. Лекция, объяснения педагога, устный опрос: изучение возможностей зубчатых
передач, таких как: изменение скорости вращения и вращающего момента, изменение
направления вращения, передачи вращающего момент под углом 90 о. Знакомство с
понятиями «ведущий/ведомый шкив», «подвижный/неподвижный блок», «передаточное
число». Изучение способов изменения скорости вращения, вращающего момента,
направления вращения с помощью шкивов.
Практические занятия. Конструирование простых моделей с использованием зубчатой,
ременной передачи (карусель, турникет, волчок).
Тема: Другие механизмы.
Теория. Лекция, объяснения педагога, устный опрос: изучение таких передач, как червячная
(увеличивает крутящий момент), зубчатая рейка (движется прямолинейно и поступательно),
кулачок (позволяет преобразовывать вращение в возвратное движение вверх-вниз, например,
рычага).
Практические занятия. Конструирование простых моделей с использованием зубчатой,
цепной и ремённой передачи вместе, в одном механизме.
Тема: Датчики и сенсоры.
Теория. Рассказ, беседа: области применения датчиков звука, освещенности, цвета, касания,
гироскопа, ультразвукового датчика.
Практические занятия. Построение различных моделей с использованием датчиков звука,
освещённости, цвета, ультразвукового, гироскопа.

10

Тема: Алгоритм.
Теория. Лекция, беседа: введение в программирование. Изучение понятия алгоритма, свойств
алгоритма. Линейный алгоритм. Алгоритм с условием. Цикл.
Практические занятия. Составление простейших алгоритмов.
Тема: Программирование в среде EV3.
Теория. Лекция, объяснения педагога, устный опрос: знакомство с интерфейсом среды
программирования. Изучение типов команд, базовых команд. Применение различных
команд для управления моторами. Программирование движений по различным траекториям.
Программные структуры. Работа с подсветкой, экраном, звуком.
Практические занятия. Создание первого проекта. Подключение робота к компьютеру.
Использование среды программирования EV3 для усложнения простых моделей.
Тема: Первые модели.
Практические занятия. Построение усложненных моделей с использованием различных
конструкций, передач, датчиков, способов крепления деталей, построение робота для
соревнования, участие в соревновании, разработка собственного проекта «Мой робот»,
защита проекта с демонстрацией.
Тема: Итоговое занятие. Игра «Мир роботов»

11

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема

Современный
мир
робототехники
ИОТ. Робототехника и её
законы.
Передовые
направления робототехники
Знакомство
с
дополнительными
компонентами и ресурсным
набором конструктора.
Способы
соединения
деталей
Соединение «шарнир»
«Прочное»
соединение
Изготовление моделей.
«Быстрое»
построение
модели
с
указанными
характеристиками
Методы быстрого соединения.
РОБОТЫ-пятиминутки
Практикум по быстрой сборке
моделей
Программирование в среде
EV3
Использование
датчика
касания
Работа с датчиком расстояния
Датчик цвета
Датчик угла
Датчик-компас.
Датчик инфракрасный.
Соревновательная
робототехника
Соревнование «Hello, Robot!»
«Чертёжник»
Соревнование «Hello, Robot!»

Количество часов
теоретические
практические

2

2

2

всего

Форма
аттестаци
ии
контроля

4
2

-

2

2

1

3

4

1

1

2

-

2

2

2

2

4

1

-

1

3

3

6

12

18

1

2

3

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

3
3
3
3
3

18

96

114

2

10

12

2

10

12

12

наблюден
ие

наблюден
ие,
инд.задан
ия

наблюден
ие,
инд.задан
ия

опрос,
наблюден
ие,
инд.задан
ия

опрос,
наблюден
ие,

«Короткий трек»
Соревнование «Hello, Robot!»
«Сортировка»
Соревнование «FLL»
Соревнование
«RRO».
Свободная категория.
Соревнование
«RRO».
Основная категория.
Соревнование «RRO». Футбол
роботов.
Соревнование
«RRO».
Роботраффик.
Соревнование
«RRO».
Творческая категория.
Итого

2

10

12

2

6

8

2

10

12

2

10

12

2

12

14

2

14

16

2

14

16

29

115

144

регистрац
ия
результат
а

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема: Современный мир робототехники.
ИОТ. Робототехника и её законы. Передовые направления робототехники.
Знакомство с дополнительными компонентами и ресурсным набором конструктора.
Тема: Способы соединения деталей.
Соединение «шарнир».
Теория. Знакомство со способами соединения деталей.
Практические занятия. Умения и навыки быстрого и корректного соединения деталей как
этап конструктивного решения.
«Прочное» соединение Изготовление моделей.
Теория.Знакомство с быстрыми и надёжными соединениями деталей, «нестандартные
решения». Практические занятия. Умения и навыки быстрого и корректного соединения
деталей как этап конструктивного решения.
Тема: «Быстрое» построение модели с указанными характеристиками.
Теория. Методы быстрого соединения. РОБОТЫ-пятиминутки. Знакомство с возможными
конструкциями «роботележек», особенности конструкций для конкретного применения.
Практика. Практикум по быстрой сборке моделей. Разработка собственной конструкции
роботележки.
Тема: Программирование в среде EV3.
Теория. Использование датчика касания. Характеристика датчика, особенности применения,
программное использование. Конструктивное крепление к роботележке (место
расположения). Практическое занятие. Задания на использование датчика.
Работа с датчиком расстояния.
Теория. Характеристика датчика, особенности применения, программное использование.
Конструктивное крепление к роботележке (место расположения).
Практическое занятие. Задания на использование датчика.
Датчик цвета.

13

Теория. Характеристика датчика, особенности применения, программное использование.
Конструктивное крепление к роботележке (место расположения).
Практическое занятие. Задания на использование датчика.
Датчик угла.
Теория. Характеристика датчика, особенности применения, программное использование.
Конструктивное крепление к роботележке (место расположения).
Практическое занятие. Задания на использование датчика.
Датчик-компас.
Теория. Характеристика датчика, особенности применения, программное использование.
Конструктивное крепление к роботележке (место расположения).
Практическое занятие. Задания на использование датчика.
Датчик инфракрасный.
Теория. Характеристика датчика, особенности применения, программное использование.
Конструктивное крепление к роботележке (место расположения).
Практическое занятие. Задания на использование датчика.
Тема: Соревновательная робототехника.
Соревнование «Hello, Robot!» «Чертёжник».
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «Hello, Robot!» «Короткий трек».
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «Hello, Robot!» «Сортировка».
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «FLL».
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «RRO». Свободная категория.
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «RRO». Основная категория.
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «RRO». Футбол роботов.
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «RRO». Роботраффик.
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
14

Практические занятия. Проведение соревновательной деятельности для тренировки и
приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.
Соревнование «RRO». Творческая категория.
Теория. Знакомство с положениями, судейство.
Практические занятия. Проведение исследовательской и проектной деятельности для
тренировки и приобретения устойчивых навыков соревновательной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема

Введение в мир электроники
ИОТ по безопасной работе.
Правила поведения в кабинете.
Теоретические
основы
электростатики
Электронные элементы.
Резистор
Электронные элементы.
Конденсатор
Электронные элементы.
Катушка индуктивности
Электронные элементы.
Диод, светодиод
Электронные элементы.
Термистор
Электронные элементы.
Кварцевый резонатор
Электронные элементы.
Фоторезистор
Электронные элементы.
Транзистор
Знакомство с конструктором.
Плата Ардуино Уно
Остальные элементы набора
Двигатели
Датчики
Знакомство со средой S4A
Знакомство с рабочей панелью
Блоки программ

Количество часов

теоретические
12

практические
7

Форма
аттестаци
ии
контроля
всего
21

1

1

4

4

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

5
1
1
1
2
8
1
3

5
1
1
1
2
19
2
3

10
2
2
2
4
24
3
6

15

опрос,
наблюден
ие
инд.задан
ия

опрос,
наблюден
ие,инд.зад
ания
опрос,
наблюден

Навыки работы
Разработка программ
Основы программирования
С/С++
Структура программы
Основные операторы
Синтаксис языка
Семантика языка
Среда
программирования
RoboC
Объявление переменных
Цикл
Условный оператор
Управление двигателями
Работа с датчиками
Проекты на Ардуино
Знакомство с темой проекта.
Сбор материала.
Определение
алгоритма
действий.
Разработка алгоритма действия
модели.
Определение элементной базы.
Разработка и конструирование
модели.
Создание, отладка программы
управления.
Тестирование и доработка.
Презентация и защита.
Итого

2
1

6
6

8
7

6

10

16

1
1
2
2

2
2
3
3

3
3
5
5

13

27

40

2
2
2
3
4
2

2
5
5
7
8
31

4
7
7
10
12
33

1

3

4

3

3

6

7

2

2

6

6

7

7

3

3

1

1

98

144

1

46

ие,инд.зад
ания

опрос,
наблюден
ие,инд.зад
ания

опрос,
наблюден
ие

опрос,
наблюден
ие

оценка
защиты
проекта

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема: Введение в мир электроники.
Теория. Обзор, теоретические основы электростатики: ток, сила тока, напряжение,
сопротивление, закон Ома, соединение проводников Правило Кирхгофа, демонстрация и
элементарные приёмы работы с основными электронными компонентами набора «Амперка».
Практика. Сборка простых схем с рассматриваемыми электронными элементами.
Тема: Знакомство с конструктором «Амперка».

16

Теория. Перечень и применение элементов конструктора, демонстрация функциональных
особенностей.
Практика.Навыки работы с мультиметром. Знакомство с книгой о работе с конструктором.
Сборка и программирование проектных схем.
Тема: Знакомство со средой S4A.
Теория.Получение знаний и навыков работы в графической среде программирования
микропроцессоров. Демонстрация простых программ
Практика.Самостоятельная разработка простых программ управления в электронных
схемах.
Тема: Основы программирования С/С++.
Теория. Ознакомительный обзор профессионального языка программирования. Основные
понятия и приёмы работы. Данные, операторы, функции, синтаксис и семантика.
Практика. Выполнение заданий по составлению программ.
Тема: Среда программирования RoboC.
Теория. Получение навыков работы в базовой среде программирования роботов.
Практика. Выполнение заданий по программированию роботов в виртуальном и реальном
режимах.
Тема: Проекты на Ардуино.
Теория.

Выбор

объекта

для

проектной

деятельности.

Этапы

проектной

работы.

Представление результата.
Практика. Самостоятельная работа по разработке проекта на Ардуино с помощью
конструктора «Амперка» и дополнительных средств. Проектная деятельность: идея,
проверка идеи на полезность, актуальность, реализуемость.

планирование разработки,

процесс создания продукта в виде конструкции и программы, испытания, отладка и
доработка, демонстрация, защита.

Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Результаты освоения
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Эврикум.Робототехника+»:
Предметные результаты:
 знание правил техники безопасности;
 знание правила и порядок чтения схем, наглядных изображений и инструкционных карт;
 знание основные приёмы конструирования;

17

 знание способов и приёмов соединения деталей;
 знать цифровую раскладку клавиатуры;
 знать «горячие клавиши» программы LabView, RobotC, С++;
 знать основные элементы конструктора и способы их соединения;
 знать назначение основных блоков и команд.
Регулятивные:
 уметь планировать этапы работы над проектами.
 Читать графические изображения.
 Самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
 Создавать реально действующие модели.
Коммуникативные:
 Объяснять принцип действия узлов механизма.
 Демонстрировать работу моделей.
 корректно отстаивать свою точку зрения;
 Защищать творческие проекты на конкурсах разного уровня.
Метапредметные результаты:
 формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
 формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными
задачами;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 овладение основами конструирования, проектирования, механики, программирования в
компьютерной среде EV3.
Личностные результаты:
 ответственное

отношение

к

учению,

готовностииспособности

обучающихся

саморазвитию и самообразованию;
 достаточный уровень самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;

18

к

 мотивация детей к познанию, творчеству, труду;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе разных видов деятельности.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Реализация образовательного процесса основана на материальной базе: Ноутбуки для
обучающихся с соответствующим ПО и доступом в интернет - 10 шт, Проектор
интерактивный – 1 шт., ноутбук педагога, маркерная доска, наборы «LEMainstormsEV3» – 10
шт, стол робототехнический испытательный 250 см х 125 см – 2 шт., наборы
электротехнические «Амперка» - 10 шт.,набор «TetrixPrime» - 1 шт., набор «Tetrix» - 1 шт.
набор «VEXEDR» - 1 шт., парты большие с поверхностью 60 см х 120 см.
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения
11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель

3 и более лет
обучения

1 сентября

1 сентября

36 учебных недель

36 учебных недель

11-12 лет: 40 минут

12-14 лет: 40 минут

14-16 лет: 40 минут

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая

Итоговая аттестация
Окончание учебного
года
Период учебного графика:
1 четверть

с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)

Осенние каникулы

с 25.10. по 04.11.
(11 календарных дней с учетом праздничных дней 03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения

2 четверть

с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01.
(12 календарных дней с учетом праздничных дней
31.12.,01.01.,07.01.)

Зимние каникулы

19

Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
3 четверть
Весенние каникулы

с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03. по 05.04. (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения

4 четверть

с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)

Кадровое обеспечение. Педагог с высшим техническим и педагогическим образованием со
стажем работы 13 лет, 1 квалификационной категории.
Методические материалы. Комплект электронных презентаций, методические
справочники, раздаточный иллюстративный материал, поля для выполнения заданий и
соревнований.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Предполагается, что к концу обучения по данной программе обучающиеся: будут
знать основные принципы механики,

и

роботов;познакомятся

развития

робототехники;будут

с

историей

определять

применять

конструктивные

и

их для

построения моделей

передовыми

особенности

направлениями

различных

моделей,

сооружений имеханизмов;освоят основы программирования в компьютерной среде LabView,
RobotC, С++;научатся читать элементарные схемы, а также собирать модели как по
предложенным схемам и инструкциям, так и по собственному замыслу;научатся решать
логические задачи;научатся проводить экспериментальные исследования с оценкой
(измерением) влияния отдельных факторов;научатся анализировать результаты и находить
новые решения.
При

подведении

итогов

по

каждому

разделу

образовательной

программы

используются следующие формы контроля: беседа, наблюдение, конкурс.
По степени правильности выполнения заданий педагог делает выводы об усвоении
детьми программного материала и на основании этого может вносить коррективы как в саму
программу, так и в материал преподавания. При необходимости может увеличивать
количество часов на изучение одной темы за счёт уменьшения времени на другую тему.

20

Подведение итогов освоения программы проводится на основе индивидуального
рейтинга ребёнка (максимальный, средний, минимальный).
Оценка результатов обучения детей по программе проводится на основе критериев
оценивания:
 Максимальный – 8-10 баллов – уверенное и точное выполнение работ, владение приемами
работы;
 Средний – 7-5 баллов – в выполнении заданий имеются ошибки, исправленные вместе с
педагогом;
 Минимальный – 0-4 балла – задания выполнены с существенными ошибками.
Входной контрольосуществляется в начале учебного года в виде устного опроса. Текущий
контрольосуществляется в середине учебного года в виде тестов, наблюдения педагога,
проведения промежуточных мини-соревнований.
Итоговый контрольпроводится в конце учебного года по результатам реализации проектов,
выполнения

исследовательских

практических

работ,

участия

в

робототехнических

соревнованиях.
Критериями оценки являются правильные ответы на вопросы, успешная защита проекта,
успешное выступление в соревнованиях.
УСЛОВИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерий

Условия оценки
Средний

Минимальный
Знание основных
элементов
конструктора, умение
использовать его в
своих задачах
Знание конструкций и
механизмов для
передачи и
преобразования
движения
Умение использовать
схемы, инструкции

Имеет минимальные
знания, сведения

Частично знает

Имеет минимальные
знания

Знает порядка
десяти
конструкций и
механизмов

Знает обозначение
деталей, узлов

Может
самостоятельно по
схеме собрать
модель

21

Максимальный
Знает и может
назвать все элементы
и способы их
соединения
Знает и может
объяснить основные
конструкции и
механизмы, а также
применить по
назначению
В процессе сборки
модели может
заменить некоторые
узлы и детали на
подобные

программирование

Решает задачи
минимальной
сложности

Знает основные
элементы и
принципы
программирования
Знает некоторые
понятия, термины,
умеет поставить
задачу, подобрать
необходимые
инструменты для
реализации,
изготовить модель
Решает
стандартные
логические задачи

Имеет минимальные
знания, сведения

Знает основные
понятия, термины

Может запустить
среду, знает
некоторые элементы

Создание проекта
Имеет минимальные
знания, сведения

Умение решать
логические задачи
Знание основных
алгоритмов

Может
самостоятельно
создать программу
Может подготовить
проект
самостоятельно с
анализом
результатов

Решает задачи
повышенной
сложности
Может применять
алгоритмы в
практических
действиях

Формы подведения итогов реализации программы. Итоги реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Эврикум.Робототехника+»проводятся
в форме участия в соревнованиях на различных уровнях, реализации проектов.

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.

Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплениютрадиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».

23

13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391«Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельностипри

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание

современного

инклюзивного

образовательного

пространства для

детейс

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
21. Положение от 22.03.2022 г. «О требованиях к дополнительным общеразвивающим
программам в МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ».

24

22.

Положение

«Правила

внутреннего

распорядка

обучающихся

Муниципального

бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования городского округа
Заречный «Центр детского творчества»» от 16.04.2020 44-од;
23. Положение «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации воспитанников» от 16.04.20 №44-од.
Список литературы для педагога
1. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С.
Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2011. – 120 с.:
ил. — (ИКТ в работе учителя).
2. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. –М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012. – 286 с.: ил., [4] с. цв. вкл.
3. Копосов Д.Г. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2014. –
88 с.
4. Машины, механизмы и конструкции с электроприводом. ПервоРобот LEGOWeDo. Книга
для учителя. – М.: ИНТ. – 80 с.
5. Овсяницкая Л.Ю., Овсяницкий Д.Н., Овсяницкий А.Д. Курс программированияробота
Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры,секреты
мастерства. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014. – 204 с.
6. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полныйсборник
информации о робототехнике. [Электронный ресурс]

– Режим доступа:свободный

http://robotics.ru/.(пр.10.06.23)
7. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений иобъектов
реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
8. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб: Наука, 2013. – 319с.
9. Куличкова А.Г. Информатика 2-11 классы: внеклассные мероприятия. –Волгоград:
Учитель, 2011. – 152 с.
10.Робототехнический ресурс. http://www.int-edu.ru.
11. LUGNET (http://www.lugnet.com)
12. BricxCC (http://bricxcc.sourceforge.net)
13. leJOS NXJ (http://lejos.sourceforge.net)
14. Programmable Brick Utilities (http://bricxcc.sourceforge.net/utilities.html)
15. Programming Solutions for the LEGO MINDSTORMS NXT: Which approach is best for you?
NBC and NXC (http://bricxcc.sourceforge.net/nbc)
16. Sergei Egorov’s LEGO Geartrains (http://www.malgil.com/esl/lego/geartrains.html)

25

17. FIRS T LEGO League (http://www.firstlegoleague.org)
18. LEGO Education (http://www.legoeducation.com)
19. LEGO Engineering (http://www.legoengineering.com)
20. US FIRS T Curriculum Collection: http://www.usfirst.org/community/fll/content.aspx?id=798
Список литературы для обучающихся
1. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. –М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012. – 286 с.: ил., [4] с. цв. вкл.
2.

Каталог

сайтов

по

полныйсборникинформации

робототехнике
о

-

полезный,

робототехнике.

качественный

[Электронный

и

ресурс]

наиболее
–

Режим

доступа:свободный http://robotics.ru/.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений иобъектов
реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
5. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб: Наука, 2013. – 319 с.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».