Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального округа Заречный
Свердловской области
«Центр детского творчества»
Рассмотрена на заседании
методического совета
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
№ 6 от «09» июня 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДО МО Заречный «ЦДТ»
______________ Г.Ф Петунина
Приказ
№ 68 -од «09» июля 2025г.
«ЭВРИКУМ. С++»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Возраст детей: 14 - 16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Колосов Алексей Михайлович,
педагог дополнительного образования
Муниципальный округ Заречный, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы: техническая.
Актуальность программы
Язык программирования С++ используется современными программистами в реальных
проектах и является основным профессиональным инструментом для создания множества
программных продуктов от простых прикладных программ до операционных систем.
ИзучениеС++школьниками откроет возможности дальнейшего развития в области IT и
поможет профориентации в старших классах. Как минимум, эти знания пригодятся на
олимпиадах по программированию и при решении заданий ЕГЭ.
Нормативно-правовая база обеспечения образовательной программы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
2
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации
и
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
3
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Получение навыков программирования поможет обучающимся в дальнейшем успешно
повышать свой уровень как разработчика программ, что будет способствовать в выборе
дальнейшей профессиональной деятельности.
Курс предполагает смешанный формат обучения. Сочетание групповой работы с
учителем в классе и индивидуальной работы в личном кабинете на онлайн-платформе
позволяет ученикам выработать не только технические навыки программирования, но и
навыки социального взаимодействия, особенно в финальном проекте курса.
Адресат. Возраст обучающихся: с 14-16 лет. В некоторых случаях возраст
обучающегося может быть моложе 14 лет. Обучающиеся могут не иметь начальных
представлений о программировании, однако базовые умения работы с ПК необходимы.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого
занятия 2 академических часа, с 10-ти минутным перерывом.
Число детей, одновременно находящихся в группе: от 8 до 14 человек.
Общий объём ОП 144 часа в год.
Срок реализации:Программа реализуется в течение 1 года.
Цель реализации программы– формирование у обучающихся навыков программирования
на языкеС++ и самонаправленного обучения.
Задачи реализации программы:
Обучающие
1. Изучить основы программирования на языкеС++;
Развивающие
2. Научитьсяприменять полученные знания для решения практических задач.
Воспитательные
3. Научитьсяприменять полученные знания для решения практических задач.
4. Повысить уровень самостоятельности в обучении (по четырехступенчатой шкале Г. Гроу)
4
Учебный план
№
Название темы
Количество Теорети- Практичасов
ческие
ческие
1
Знакомство сС++. Команды
ввода и вывода
2
1
1
2
Переменные и константы.
2
1
1
3-4 Работа с целыми числами
4
1
3
5-6 Условный оператор.
Логические операции and, or,
not
4
1
3
7-8 Вложенный и каскадный
условный оператор
4
1
3
4
1
3
11- Цикл for.
13
6
2
4
14- Частые сценарии при
17 написании циклов.
Расширенные операторы
присваивания.
8
2
6
18- Цикл с предусловием while
20
6
2
4
21- Операторы break, continue, else. 4
22
1
3
23- Вложенные циклы
24
4
1
3
25- Строковый тип данных
26
4
1
3
910
Типыданныхint, longint, float.
Встроенные функции.
27
Методы строк
2
1
1
28
Резервное время. Введение в
массивы
2
1
1
29- Основы работы с массивами.
30
4
1
3
31- Вывод элементов массива.
32
4
1
3
5
Формы
аттестации и
контроля
Опрос,
выполнение
индивидуальных
и групповых
заданий
33- Особенность работы с
34 массивами
4
1
3
35- Функцииvoid
36
4
1
3
37- Локальные и глобальные
38 переменные. Функцииint
возвращающие значения.
4
1
3
39- Функции возвращающие
40 значения.
4
1
3
41- Рекурсивные функции.
44
8
2
6
45- Работа над проектом
71
54
4
50
Защита проекта
2
0
2
Итого
144
29
115
72
В рамках смешанного подхода каждая из тем, изложенных преподавателем, отрабатывается в
уроках платформы Stepik и в практических заданиях.
Содержание учебного плана
№
1
2
Название
Знакомство сС++.
Команды ввода и
вывода
Переменныеи
константы.
Виды учебных занятий,
учебных работ
Краткое описание
Интерактивные занятия
Знакомство с учениками.
Сбор ожиданий учеников,
пояснение программы
курса, рефлексия.
Объяснение темы.
Работа за компьютером
Регистрация на платформе
Stepik. Решение задач.
Интерактивные занятия
Продолжение знакомства
в группе.
“Что?Где?Когда?” по
пройденной теме.
Объяснение новой темы.
Работа за компьютером
Отработка навыков
работы с переменными,
использования
комментариев в коде.
6
3
4
5
6
7
8
Работа с целыми
числами
Условный
оператор.
Логические
операции and, or,
not
Интерактивные занятия
Обсуждение правильной
работы с ошибками.
Практика взаимодействия
в группе. Объяснение
темы.
Работа за компьютером
Отработка операций с
целыми числами.
Обработка цифр числа.
Интерактивные занятия
Приоритеты и
планирование.
Объяснение темы. Разбор
задач на доске.
Работа за компьютером
Решение задач с
использованием условного
оператора и логических
операций.
Вложенный
Интерактивные занятия
условный оператор
Типыданныхint,
float, shar
Цикл for.
Частые сценарии
при написании
циклов.
Повторение. Объяснение
темы. Разбор задачи.
Рефлексия “Повар”
Работа за компьютером
Решение задач с
использованием
каскадного условного
оператора и вложенных
ветвлений.
Интерактивные занятия
Анонс нестандартных
форм работы с классом.
Объяснение темы.
Групповая работа над
презентацией.
Работа за компьютером
Самостоятельное изучение
темы в малых группах и
создание презентации.
Решение задач на
платформе.
Интерактивные занятия
Повторение. Объяснение
новой темы. Подвижная
игра с функцией range().
Рефлексия.
Работа за компьютером
Решение задач на
платформе.
Интерактивные занятия
Игровое повторение
предыдущей темы.
Самостоятельное изучение
7
Расширенные
операторы
присваивания
9
10
11
12
13
Цикл с
предусловием
while
Операторы break,
continue, else
Вложенные циклы
Символьные
данные
Работа с
новой темы в командах.
Объяснение новой темы.
Работа за компьютером
Самостоятельное
исследование частых
сценариев
программирования.
Решение задач на
платформе на отработку
частых сценариев.
Интерактивные занятия
Игра на вопросы с
бинарной логикой
“данетка”. Объяснение
новой темы.
Работа за компьютером
Решение задач на
использование цикла с
предусловием.Самостояте
льное изучение процедуры
обработки цифр
натурального числа.
Интерактивные занятия
Объяснение темы. Разбор
устных задач. Работа в
командах над ревью кода.
Работа за компьютером
Решение задач на
платформе: отработка
применения оператора
break в циклах.
Интерактивные занятия
Объяснение темы
“Вложенные циклы”.
Разбор задач. Рефлексия.
Работа за компьютером
Решение задач на
платформе: отработка
применения вложенных
циклов.
Интерактивные занятия
Повторение темы
“Циклы”. Короткое
объяснение темы.
Рефлексия.
Работа за компьютером
Самостоятельное изучение
темы “Строковый тип
данных”, решение задач на
платформе.
Интерактивные занятия
Повторение темы
8
символьными
данными
14
15
16
17
Резервное время.
Введение в
массивы
Основы работы с
массивами
Вывод элементов
массива
Работа с
массивами
“Строки”. Устный разбор
методов строк и их
функционала. Рефлексия.
Работа за компьютером
Решение задач на
платформе: использование
методов строк.
Интерактивные занятия
Индивидуальная работа с
учениками. Объяснение
новой темы “Списки”.
Работа за компьютером
Решение задач на
платформе: сначала всех
пропущенных, потом - на
использование списков.
Интерактивные занятия
Повторение прошлой
темы. Подведение итогов
самостоятельной работы
учеников, рефлексия.
Работа за компьютером
Самостоятельное изучение
теории. Решение задач на
отработку методов работы
со списками.
Интерактивные занятия
Повторение предыдущей
темы. Подведение общих
итогов самостоятельного
изучения теории.
Объяснение методов split
и join. Игра в парах с
образцами кода.
Работа за компьютером
Самостоятельное изучение
теории. Решение задач на
работу со списками.
Интерактивные занятия
Разминка, повторение
предыдущей темы.
Групповое подведение
итогов темы “Методы
списков”.
Соревновательное
подведение итогов
изучения темы
“Списочные выражения”.
Рефлексия командной
работы.
Работа за компьютером
Самостоятельное изучение
темы “Методы списков”.
9
В парах: изучение темы
“Списочные выражения”
18
19
20
Функции
Локальные и
глобальные
переменные.
Функцииint,
возвращающие
значения
Интерактивные занятия
Объяснение темы
“Функции без
параметров”. Объяснение
темы “Функции с
параметрами”
Работа за компьютером
Решение задач на
платформе.
Интерактивные занятия
Повторение предыдущей
темы. Постановка личной
цели на урок “Дерево
цели”. Объяснение темы
“Локальные и глобальные
переменные. Рефлексия с
оценкой процента
выполнения поставленных
целей.
Работа за компьютером
Самостоятельное изучение
темы “Функции,
возвращающие значения”.
Решение задач на
платформе.
Интерактивные занятия
Игра “Шляпа” на
глобальное повторение.
Дискуссия об
использовании функций.
Финализирующая
рефлексия “Палитра”.
Игра на введение в
проектную деятельность.
Работа за компьютером
Решение задач на
отработку темы
“Функции, возвращающие
значения”
21
Рекурсивные
функции
Интерактивные занятия
Решение задач на
рекурсию.
Игра на введение в
проектную деятельность.
22
Работа над
проектом
Интерактивные занятия
Объяснение проектного
подхода к заданиям.
Работа за компьютером
Работа над общим
проектом-образцом на
платформе.
10
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Понимать алгоритмы, знать алгоритмические структуры различные по типам
переменные.
разрабатывать
собственные
алгоритмы
для
решения
конкретной
задачи,
реализовывать алгоритмы на языке Python.
Практическим результатом работы служит финальный проект каждого обучающегося: серия
самостоятельно разработанных мини-проектов на С++.
Метапредметные:
● Ставить учебные цели.
● Формулировать достигнутый результат.
● Планировать
свою
самостоятельную
учебно-познавательную
деятельность;
выбирать индивидуальную траекторию достижения учебной цели.
● Определять подходы и методы для достижения поставленной цели.
● Отбирать необходимые средства для достижения поставленной цели.
● Осуществлять
самооценку промежуточных и итоговых результатов
самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
● Проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности.
Личностные:
По окончании курса обучающийся сможет:
● Программировать на языке С++
● Использовать инструменты разработки среды.
● Самостоятельно реализовывать проекты, связанные с разработкой игр.
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
помещение (предпочтительно, изолированное);
10—15 рабочих мест: стол, стул, розетка, ноутбук на каждое рабочее место;
Интерактивный проектор;
Интернет-соединение, скорость загрузки не менее 2 Мбит/сек;
магнитно-маркерная доска.
11
своей
Требования к ПO:
Операционная система Windows 7 или 10;
Приложения Google Chrome, Gimp, Brackets;
интерактивная оболочка (бесплатная IDE или онлайн платформа).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
11 сентября (по Уставу)
года
Продолжительность 36 учебных недель
учебного года:
Продолжительность
12-16 лет: 40 минут
занятий
Промежуточная
по окончанию курса образовательной программы
аттестация
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая -24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:
1 четверть
с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)
Осенние каникулы
с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных дней
03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
2 четверть
с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01. (12 календарных дней с учетом праздничных дней
31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
Зимние каникулы
3 четверть
Весенние каникулы
с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм работы
с учетом учебного плана учреждения
4 четверть
с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)
Кадровое обеспечение: педагог с высшим образованием, 1 квалификационной категории,
стаж работы 15 лет.
Методические материалы курса состоят из:
1. Презентаций с иллюстративным изложением теоретического материала;
12
2. Набора заданий на онлайн-платформе с теоретическим изложением принципов
работы языка Python и практическим материалом для отработки навыков;
3. Ролевых игр, для закрепления знаний, полученных на занятии;
4. Материалов для проведения рефлексии процесса обучения с обучающимися.
Основные формы организации занятий программы «С++»:
● Практические занятия с использованием онлайн-платформы;
● Работа в IDE;
● Прохождение опросов в приложениях Kahoot и LearningApps;
● Домашние практические занятия с использованием онлайн-платформы; направленные
на отработку навыков программирования на языке Python.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Промежуточный и итоговый контроль в форме выполнения индивидуальных и
групповых заданий по пройденному материалу. Отметочная форма контроля отсутствует.
Для заданий на онлайн-тренажере указан необходимый минимум — 60% выполненных
заданий, чтобы тема считалась пройденной успешно и был открыт доступ к следующей теме.
После каждой темы в курсе стоит итоговая работа: от обучающегося требуется в
ограниченное время (шесть часов) решить набор задач по пройденной теме. В среднем,
ученик справляется с решением за 60-90 минут.
Условия оценки знаний обучающихся.
Критерий
Условия оценки
Средний
Минимальный
Знание структуры
данных
Знание основных
алгоритмов
Программирование
Создание проекта
Имеет
минимальные
знания, сведения
Частично знает
Имеет
минимальные
знания
Знает порядка
пяти основных
алгоритмов
Может запустить
среду, знает
некоторые
элементы
Проект создан,
слабо проработан
Знает основные
элементы и
принципы
программирования
Знает некоторые
понятия, термины,
13
Максимальный
Знает и может
назвать все типы
данных и
продемонстрировать
работу с ними
Знает и может
объяснить более пяти
алгоритмов работы с
данными
Может
самостоятельно
создать программу
Может подготовить
проект
программа
выполняет
основные функции.
Умение решать
логические задачи
умеет поставить
задачу, подобрать
необходимые
инструменты для
реализации,
создать программу
Решает
стандартные
логические задачи
Решает задачи
минимальной
сложности
Итоги реализации дополнительной
программы в форме защиты проекта.
общеобразовательной
самостоятельно с
анализом
результатов
Решает задачи
повышенной
сложности
общеразвивающей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
14
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391«Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного образовательного
пространства
для
детейс
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации
и
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
15
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
21. Положение от 22.03.2022 г. «О требованиях к дополнительным общеразвивающим
программам в МБОУ ДО ГО Заречный «ЦДТ».
22.
Положение
«Правила
внутреннего
распорядка
обучающихся
Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования городского округа
Заречный «Центр детского творчества»» от 16.04.2020 44-од;
23. Положение «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации воспитанников» от 16.04.20 №44-од.
Список литературы для педагога
1. Страуступ, Б. Язык программирования С++. Специальное издание / Б. Страуступ. — М.:
Бином, 2015. — 1136 c.
2. Кауфман, В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы / В.Ш. Кауфман. — М.:
ДМК, 2017. — 464 c.
3. Голицына, О.Л. Языки программирования: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л.
Партыка, И.И. Попов. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 400 c.
4. Баженова, И.Ю. Языки программирования: Учебник для студентов учреждений высш.
проф. образования / И.Ю. Баженова; Под ред. В.А. Сухомлин. — М.: ИЦ Академия, 2018. —
368 c.
5. Абельсон Х., Сассман Д. Структура и интерпретация компьютерных программ. — М.:
Добросвет, 2010
Литература для обучающихся:
1. Страуступ, Б. Язык программирования С++. Специальное издание / Б. Страуступ. — М.:
Бином, 2015. — 1136 c.
16