ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Киностудия
«Юниор» и направлена на создание обучающимися игрового и документального кино.
Это одно из самых значимых направлений при работе с детьми. Кино - целая палитра,
которая затрагивает духовно-нравственный, психологический и творческий мир ребенка.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность
Нормативно-правовые основания для проектирования образовательной программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№
28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
2
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
образовательной
(вместе
с
деятельности
«Методическими
с
рекомендациями
использованием
сетевых
по
организации
форм
реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/
04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
3
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной
услуги
в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Известна значимость влияния кинематографа на зрителя и общество в целом.
Фильмы несут в себе ценности, установки и идеологию, которые затем проникают в
сознание зрителей. Кинематограф, по словам советского режиссера Андрея Тарковского,
должен духовно возвышать зрителя. В этом он видел ее главную задачу. Кинематограф —
это способ рассказать о жизни, выразить свое отношение к ней, проанализировать ее
процессы. Это и искусство, и философия.
Актуальность данной программы состоит в формировании духовно-нравственных
ценностей у молодых производителей кинопроектов и преподнесение знаний для создания
собственных кинопроектов. Роль педагогического воспитания в данной области огромна.
Вышедший в прокат фильм – это результат мировоззрения и отношения к жизни
режиссера. Чем больше будет глубоких и нравственно мыслящих режиссеров, тем будет
лучше общество.
Адресат
Состав групп:
Режиссерско-сценарное: 12-17 лет.
Кинооператорское: 13-17 лет.
Актерское – 11-17 лет (разновозрастные).
Характеристика детей среднего школьного возраста (11-14 лет)
Средний школьный возраст (от 11-ти до 14-ти лет) — переходный от детства к юности.
Психологическая особенность данного возраста - избирательность внимания. Они
откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том
же деле. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У
ребенка, который всегда и со всеми соглашался, появляется свое мнение, которое он
демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и
возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю,
родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в
семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и
вести себя по-старому.
4
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом
возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Исследования внутреннего мира подростков
показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного
возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с
поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных
идеалов неустойчива. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Ребят привлекает возможность самим организовывать
дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения .
Характеристика детей старшего школьного возраста (15-18 лет)
Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений,
формирования мировоззрения. В отличие от подростков юноши гораздо более
обеспокоены формированием собственных убеждений, развитием философского
мировоззрения.
У подростков открывается свой внутренний мир. Обретая способность погружаться
в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту
природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я». Вместе с
сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит
чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно
повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в
молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой
будничной повседневностью.
Режим занятий:
Режиссерско-сценарное: 6 часов в неделю, 216 часов в год.
Кинооператорское:
1 год обучения:4 часав неделю, 144 часа в год
2 год обучения: 4 часав неделю,144 часа в год
Актерское: 4часав неделю, 144 часа в год
Продакшн: 4,5часав неделю, 162 часа в год
Общий объем часов по программе – 810 часов.
Количество детей в группе - 12 человек.
Срок реализации программы: 3 года обучения
Работа над фильмом требует разбора внутреннего мира героев, их цели,
препятствий на пути. Это повод обсудить волнующие подростков темы. Для реализации
задумок требуютсяи знания по режиссуре, кинооператорскому мастерству, работе со
светом, звуком, гримом и т.д. Каждый из обучающихся может найти среди
кинематографических специальностей свое призвание, получить знания и раскрыть свои
способности.
5
Цель программы – формирование духовно-нравственных ценностей, а также
помощь
в
раскрытии
творческих
способностей
обучающихся
по
направлению
кинематографии.
В работе с детьми ставятся следующиезадачи:
- обучающие получают базовые знания в области кинематографических
специальностей.
- развивающие задачи. У обучающихся формируется умение самостоятельного
творческого мышления, анализа, умению из полученных знаний самостоятельно
принимать решения по тем или иным вопросам в написании сценария и съемке фильма.
-воспитательные задачи Работа над сценарием
предполагает обсуждение
внутреннего мира героя. Они могут переплетаться с проблемами и авторов фильма.
Подросток имеет возможность обсудить волнующие его вопросы с педагогом. Через
сценарий педагог может ненавязчиво рассказать о важности гармоничных отношений в
семье, сострадании к ближним, вреде курения и алкоголя, патриотизме.
Один из важнейших аспектов воспитания является работа в команде. Фильм – это
коллективный труд. Каждый выполняет свою функцию. Он помогает умению находить
друг с другом общий язык и нести ответственность за порученную работу.
Содержание программы
Данная программа «Киностудия «Юниор» разработана на основе программ:
«История кинематографа», составленной педагогом дополнительного образования Крыловским В.Ю. г. Москва, 2012 г.; "Видеостудия в школе", автор Целищев В.Ю.
Петрозаводск, 2008 г. В структуре и содержании программы использованы концепции и
методики, взятые из сборника программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в
школе», под редакцией ВартановойЕ.Е, Смирновой О.В., М., 2010г.
Программа значительно переработана и дополнена с учетом педагогического опыта
в работе с обучающимися.
Отличительной особенностью программы является её практико-ориентированный
характер.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Киностудия «Юниор» состоит из модулей:
Модуль «Режиссерско-сценарный» включает:
Сценарное мастерство и режиссура.
Введение в деятельность скрипт-супервайзера.
Введение в деятельность второго режиссера.
Введение в деятельность ассистента по актерам.
6
Модуль «Кинооператорский»:
Кинооператорское мастерство.
Введение в деятельность механика кинокамеры.
Введение в локейшн-скаут.
Введение в деятельность звукорежиссера.
Основы колористики в кино.
Модуль «Актерский»:
Актерские тренинги
Учебный процесс предполагает III этапа обучения:
I этап (стартовый) - 1-й год обучения (режиссерский, кинооператорский и актерский);
II этап (базовый) – 2-й год обучения для модуля: кинооператорское мастерство;
III этап (продвинутый) – включает интеграцию всех модулей. Практико-ориентированный
характер занятий.
МОДУЛЬ «РЕЖИССЕРСКО-СЦЕНАРНЫЙ»
Цель модуля:
-донести понимание ответственности режиссерского замысла с духовно-нравственной
точки зрения в создании кино;
-умение воплощать свои идеи в кинопродукт.
Задачи модуля:
-освоить основы драматургии;
-научиться переносить идеи в сценарный вид;
-научиться организовывать все этапы кинопроизводства;
-научиться работать в команде и взаимодействовать с ней;
-научиться работать с актерами и доносить до них идеи о персонаже в фильме;
-уметь представлять кинопродукт на премьерных показах, кинофестивалях, ТВ.
Ожидаемые результаты по реализации модуля
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение
анализировать и излагать свои мысли. Модуль предполагает расширение социального
круга общения, умение находить общий язык, как с молодым, так и со старшим
поколением, нести ответственность за коллективный проект.
Предметные:
7
Освоение основ драматургии, написание интересного и содержательного сценария,
умение работать с актерами и прорабатывать их роли в фильме, умение представлять
кинопродукт на премьерных показах, кинофестивалях, ТВ.
Метапредметные:
Помощь в написании сочинений в школе и других учебных заведениях, умение
разбираться в ситуациях, которые требуют анализа и подбора необходимого решения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуль «Режиссерско-сценарный»
1 год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
название тем, разделов
количество часов
Теорети Практич
ческие
еские
Итого
занятия занятия
Введение в программу. Задачи
2
года. Правила т/б на занятиях
Как придумать историю?
4
Герой. Цель. Арка
Герой. Антогонист.
Препятствия
Внешний и внутренний мотив.
Психотипы персонажей
Конфликт
Трехактная структура
Кадр. Сцена. Эпизод
Акт. Их виды
Диалог
Функции диалогов
Синопсис. Заявка. Сценарий
Сценарная запись
-
2
-
4
2
2
4
2
4
6
2
4
6
2
2
4
2
4
6
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
6
8
2
2
4
2
4
6
Формы
аттестации/контроля
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Проигрывание
персонажей по ролям
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
8
14
15
Сценарные приемы
Жанры
2
4
6
2
2
4
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
16
Структуры сценариев.
Нестандартная структура.
2
2
4
Задание. Совместное
обсуждение
17
Теория зрительского
восприятия
2
2
4
Задание. Совместное
обсуждение
18
Работа режиссера. Функции и
задачи
2
2
4
2
8
10
2
2
4
Опрос
19
20
Работа режиссера с актерами
Организация съемочного
процесса
Работа над сценарием.
Индивидуально-групповое
консультирование
Задание. Совместное
обсуждение
Задание. Совместное
обсуждение
8
26
34
Написание учебного
сценария.
Обсуждение
22
Введение в деятельность
скрипт-супервайзера
2
2
4
Задание. Совместное
обсуждение
23
Введение в деятельность
второго режиссера
2
2
4
Задание. Совместное
обсуждение
24
Введение в деятельность
ассистента по актерам
2
2
4
Задание. Совместное
обсуждение
2
68
70
Работа над ошибками
21
25
26
Практическая работа над
учебным фильмом
Подведение итогов года
Всего за год:
2
60
2
156
216
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ «РЕЖИССЕРСКО-СЦЕНАРНЫЙ»
1. ТЕМА: Введение в программу. Задачи года. Знакомство с историей киностудии.
Правила ТБ на занятиях
Практика:просмотр фильмов киностудии
9
2.ТЕМА: Как придумать историю?
Теория: Источники для идей: СМИ, рассказы знакомыx, собственный опыт жизни …
Практика: Разработка идей фильма
3. ТЕМА:Герой. Цель. Арка
Теория: Разработка главного персонажа фильма
Практика: разработка главного персонажа с учетом заданной темы
4. ТЕМА: Антагонист. Препятствия.
Теория: Разработка антагониста
Практика: разработка антагониста с учетом заданной темы
5. ТЕМА: Внутренние и внешние мотивы главного персонажа
Теория: Мотивация поступков персонажа.
Практика: разработка персонажей с учетом заданной темы
6. ТЕМА: Психотипы персонажей
Теория: Эпилептоидный, паранойяльный, шизоидный, эмотивный…
Практика: разыгрывание сцен согласно психотипам персонажей
7.ТЕМА:Конфликт
Теория: внутренний и внешний конфликт
Практика: разработка конфликта в учебной истории
8. ТЕМА:Трехактная структура сценария.
Теория: завязка, конфронтация и развязка
Практика: разработка трехактного сценария
9. ТЕМА:Кадр. Сцена. Эпизод
Теория: Отличительные особенности кадра, сцены и эпизода
Практика: вычленение из готового сценария кадра, сцены, эпизода.
10. ТЕМА:Акт. Их виды
Теория: последовательности сцен, логически связанных между собой
Практика: нахождение актов в сценариях и фильмах
11. ТЕМА:Диалог
Теория: правила написания диалогов
Практика: запись диалогов из жизни, написание диалогов согласно заданиям
12. ТЕМА:Этапы написания сценария
Теория: синопсис. Логлайн, поэпизодник, диалоги.
Практика: написание учебного синопсиса
10
13. ТЕМА:Сценарная запись
Теория: правила составления сценарной записи
Практика: написание нескольких сцен согласно правилам сценарной записи
14. ТЕМА:Сценарные приемы.
Теория: элементы, которые используются в сценариях фильмов для создания истории,
развития персонажей.
Практика: Анализ просмотренного фильма.Использование сценарных приемов в
самостоятельной работе
15. ТЕМА:Жанры
Теория: комедия, драма, мелодрама, детектив…
Практика: определение жанров из просмотренных фильмов
16. ТЕМА:Структуры сценариев. Нестандартная структура.
Теория:
Практика: разбор примеров нестандартных структур
17. ТЕМА:Теория зрительского восприятия
Теория: Псиxологическая особенность восприятия фильмов зрителем
Практика: оценка восприятия по заданным фильмам
18. ТЕМА:Работа режиссера. Функции и задачи
Теория: Этапы работы режиссера над фильмом
Практика: игровые ситуации для режиссера по работе над производством фильма
19. ТЕМА:Работа режиссера с актерами. Кастинг
Теория: Особенности общения режиссера с актерами, постановка задач
Практика: работа с актерами по заданным сценам
20. ТЕМА:Организация съемочного процесса.
Теория: Процесс создания фильма от сценария до постпродакшена.
Практика: 21. ТЕМА:работа над сценарием. Индивидуально-групповое консультирование
Теория:
Практика: работа над сценарием.
22. ТЕМА:Введение в деятельность скрипт-супервайзера
Теория: Меxанизм работы скрипт-супервайзера.
Практика: подготовка презентации с локаций
23. ТЕМА:Введение в деятельность второго режиссера
11
Теория: Меxанизм работы второго режиссера. Права и обязанности. Составление КПП,
вызывныx листов
Практика: Составление КПП и вызывныx листов.
24. ТЕМА:Введение в деятельность ассистента по актерам
Теория: Меxанизм работы ассистента режиссера по актерам. Права и обязанности.
Практика: работа с актерами на съёмочной площадке
25. ТЕМА:Практическая работа над учебным фильмом
Теория: Разработка сценария, составление режиссерского сценария, организация работы
над фильмом
Практика: Практическая работа над учебным фильмом
26. ТЕМА:Подведение итогов года.
Практика: проведение мониторинга
МОДУЛЬ «КИНООПЕРАТОРСКИЙ» - 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель модуля:
-Научить визуально-художественно мыслить;
-Выстраивать кадр согласно режиссерским замыслам
Задачи модуля:
-Освоить работу с фото и телевизионной техникой;
-Научиться правилам композиции;
-Научиться работать со светом, звуком
-Освоить основы монтажа
Ожидаемые результаты по реализации модуля
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение
относится к вещам бережно. Модуль предполагает расширение социального круга
общения, умение находить общий язык как с молодым, так и старшим поколением, нести
ответственность за коллективный проект.
Предметные:
Предполагает освоение кино-инструментов, которые позволяют проводить
фотосъемку и несложную видеосъемку.
Метапредметные:
12
Подготовленность проводить фото и видеосъемку в школе, в кругу семьи и друзей
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МОДУЛЬ «КИНООПЕРАТОРСКИЙ» - 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
количество часов
№
название тем, разделов
1
Введение в программу.
Задачи года. Правила т/б на
занятиях.
Формы
аттестации/к
онтроля
Теорет
ически
е
заняти
я
Практич
еские
занятия
Ито
го
2
2
4
Вопрос/ответ
по т/б
14
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
Фотоаппарат. Устройство.
Меню.
2
6
8
Объективы.
3.
2
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
8
14
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
16
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
Экспозиция: iso,
диафрагма, выдержка
4
6
Композиция кадра
5
8
8
13
задания
Освещение. Виды света
6.
6
4
Знакомство с программами
по обработке фото.
4
8
4
12
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
8
Практическая
работа с
программами
16
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
20
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
30
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
38
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненного
задания
Операторское
оборудование
7.
6
10
10 принципов монтажа
8
10
10
Знакомство и работа с
монтажным программами
9.
10
20
Работа над учебными
проектами
10
18
20
Подведение итогов года
11
2
всего за год:
78
2
108
186
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ «КИНООПЕРАТОРСКИЙ» -1 ГОД
14
1. ТЕМА:Введение в программу киностудии «Юниор». Задачи первого года
обучения. Правила ТБ на занятиях.
Теория: Понимание важности курса. Знакомство с основными темами данного
учебного года. Правила обращения с теxникой и электрическими приборами.
2.ТЕМА: Фотоаппарат. Устройство. Меню
Теория: Строение фотоаппарата. Функции, настройки.
Практика: настройка камеры с заданными параметрами
3.ТЕМА:Объективы
Теория: Длиннофокусные, стандартные, широкофокусные объективы. Переменнофокусные и фиксы.
Практика: фотосъемка с разными объективами
4.ТЕМА: Экспозиция
Теория: Работа со значениями iso, диафрагмы, выдержки
Практика: фотосъемка с различной экспозицией
5. ТЕМА: Композиция кадра
Теория: Освоение правил «Золотого сечения», уравновешенности кадра…
Практика: фотосъемка с учетом композиции кадра
6. ТЕМА: Освещение. Виды света
Теория: Моделирующий, заполняющий, рисующий, контровой, фоновый свет
Практика: установка художественного света по конкретным задачам.
7. ТЕМА: Знакомство с программами по обработке фото.
Теория: Photoshop и его возможности по работе с фото
Практика: обработка фотографий
8. ТЕМА: Операторское оборудование
Теория: камера, штатив, свет, как основные инструменты для работы с
видеосъемок
Практика: использование оборудования для конкретных задач
9. ТЕМА: 10 принципов монтажа
15
Теория: Монтаж по крупности, по смещению осей, по ориентации в пространстве,
по направлению движения объекта по фазе движения, темпу, композиционному
центру, свету, цвету, по направлению основной движущейся массы
Практика: съемка и монтаж с учетом правил 10-и принципов монтажа
10.ТЕМА: Знакомство и работа с монтажным программами
Теория: «DaVinciResolve» и его вкладки
Практика: выполнение простых задач по монтажу
11.ТЕМА: Работа над учебными проектами
Теория:Сценарий в рукаx оператора- постановщика. Весь алгоритм работы над ним
Практика: Выезды на локации, совместная работа с режиссером по раскадровке.
Работа на этапе продакшена
12.ТЕМА:Подведение итогов года
Практика: проведение мониторинга
МОДУЛЬ «КИНООПЕРАТОРСКОЕ» - 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель модуля:
-Научить визуально-художественно мыслить;
-Выстраивать кадр согласно режиссерским замыслам
Задачи модуля:
-Освоить работу с кинооператорским оборудованием;
-Ознакомление работой с кинокамерой;
-Иметь практическое понимание по работе со светом, звуком
-Уметь работать с монтажными программами и колористикой
Ожидаемые результаты по реализации модуля
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение
относится к вещам бережно. Модуль предполагает расширение социального круга
16
общения, умение находить общий язык как с молодым, так и старшим поколением, нести
ответственность за коллективный проект.
Предметные:
Предполагает освоение кино-инструментов, которые позволяют снимать игровое и
документальное кино
Метапредметные:
Подготовленность проводить фото и видеосъемку в школе, учебных заведениях, в кругу
семьи и друзей, выполнять съемку для телевидения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
количество часов
№
название тем, разделов
1
Введение в программу. Задачи
года. Правила т/б на занятиях.
2.
Операторское оборудование
Теоретичес Практ
кие занятия ическ
ие
Итого
занят
ия
4
6
8
4
Вопрос/ответ
14
Вопрос/ответ
4
Задание. Обсуждение
по качеству
выполненного задания
2
Задание. Обсуждение
по качеству
выполненного задания
6
Задание. Обсуждение
по качеству
выполненного задания
16
Задание. Обсуждение
по качеству
выполненного задания
Меню кинокамеры
3.
4.
2
Введение в задачи механикакинокамеры
1
2
1
Фокус -пуллер
5.
2
4
Звукорежиссура
6.
6
10
Формы
аттестации/контроля
17
Цветокоррекция
7.
8.
8
Знакомство с программой по
монтажу и цветокоррекции:
DaVinciResolve Studio
8
16
Задание. Обсуждение
по качеству
выполненного задания
4
4
8
Выполнение
практических заданий
по монтажу и
цветокорекции
9.
Введение в локейшнменеджемент
4
6
10
Опрос по теме
10.
Работа над фильмом
22
40
62
Работа над ошибками
11.
Подведение итогов года
2
Всего за год:
61
83
144
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль «Кинооператорское» -2 год
1. ТЕМА: Введение в программу «Киностудии «Юниор». Задачи второго года
обучения. Правила ТБ на занятиях.
Теория: Понимание важности курса. Знакомство с основными темами данного
учебного года. Правила обращения с теxникой и электрическими приборами.
2.ТЕМА:Операторское оборудование
Теория: камера, освещение, видеосендер, систенд,флаг, фрост…
Практика: выбор теxники по заданию
3. ТЕМА:Меню кинокамеры
Теория: настройка параметров камеры, экспозиции, включениеНД фильтров…
Практика: съемки по заданию с самостоятельной настройкой кинокамеры
4. ТЕМА:Введение в задачи механика-кинокамеры
Теория: Права и обязанности меxаника-кинокамеры.
Практика: установка, настройка кинокамеры, правильное обслуживание камеры…
5. ТЕМА:Фокус -пуллер
Теория: Права и обязанностифокус -пуллера. Инструменты для его работы.
Практика: установка фокуса на объектах
6. ТЕМА:Звукорежиссура
18
Теория: Основы звука, теxника для звукозаписи в кино
Практика: запись звука с учетом поставленных задач
7.ТЕМА:Цветокоррекция
Теория: Правила вычленение важного в кинокадре. Цветовое решение в фильме.
Практика: колористика кадров с учетом поставленной задачи
8. ТЕМА:Знакомство с программой по монтажу и цветокоррекции:
DaVinci Resolve Studio
Теория: ВкладкиDaVinci Resolve Studio: Cut, Edit и Color, Fairlight Page
Практика: Монтаж и цветокоррекция отснятого материала
9.ТЕМА:Введение в локейшн-менеджемент
Теория: Права и обязанностилокейшен-менеджера.
Инструменты для его работы. Составление презентации по локациям.
Практика: Поиск локаций для учебного сценария и составление презентации.
10.ТЕМА:Работа над фильмом
Теория: Работа над фильмом
Практика: Работа над фильмом
11.ТЕМА:Подведение итогов года
Практика: просмотр снятыx за учебный год кинопроектов.
Проведение мониторинга по учебному году
МОДУЛЬ «АКТЕРСКОЕ»
Цель модуля:
Дать основные навыки по работе актеров на съемочной площадке
Задачи модуля:
Работа на развитие внимания,
Работа на развитие воображения;
Работа на развитие умения взаимодействовать с другими актерами;
Работа на развитие дикции;
Отработка навыков работы перед камерой
Ожидаемые результаты по реализации модуля
19
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение быть
контактным и общительным. Модуль предполагает расширение социального круга
общения, умение находить общий язык как с молодым, так и старшим поколением, нести
ответственность за коллективный проект.
Предметные:
Предполагает знание специфики актерской игры в кино и работе над ролью.
Метапредметные:
Не боязнь выступать на публике, у обучающихся может наблюдаться более высокий
уровень сосредоточенности на поставленных задачах, социальной активности и умению
взаимодействовать с окружающими как в школе, так и в социальной среде.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ «АКТЕРСКОЕ»
1 год обучения
количество часов
№
название тем, разделов
Теоретич
еские
занятия
1
Введение в программу. Задачи года.
Правила т/б на занятиях.
2
Практ
ическ
ие
Итого
занят
ия
-
2
Вопрос/отве
т
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
Актерское мастерство
2
2
8
Упражнения на развитие внимания
3
Воздействие.
Выбор
объекта
общения.
Виды сценического
общения. Выбор партнера
2
4
Сила сценического восприятия
партнера
2
8
8
Формы
аттестации/
контроля
20
го задания
Тренинг интеллекта
5
2
8
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
10
Задание.
Обсуждение
по качеству
выполненно
го задания
2
Обсуждение
по качеству
выполненно
Тренинг воображения и
фантазирования
6
2
8
Тренинг эмоций
7
2
8
Тренинг двигательных и
чувственных ощущений
8
2
8
Сценическое движение
9
2
8
Упражнения для развития дикции
10
2
8
Навыки работы перед камерой
11
2
8
Кинопроизводство
12
2
21
го задания
13
Участие в съемках кино-упражнений
14
Подведение итогов года
2
всего за год:
26
38
38
2
118
144
МОДУЛЬ «АКТЕРСКОЕ»
1.Теория: Введение в программу «Киностудия «Юниор». Задачи года. Правила ТБ
на занятиях.
Практика: просмотр фильмов киностудии.
2.ТЕМА:Упражнения на развитие внимания
Теория: Игры на развитие визуального и слуxового внимания.
Практика: упражнения«Переходы», «Фигуры перестановок», «Держи свою
мелодию» и другие
3.ТЕМА:Воздействие. Выбор объекта общения. Виды сценического общения.
Теория: Воздействие на парнера, окружающую материальную среду, самого себя.
Практика: Упражнение «Общение с невидимым объектом», «Наблюдение за
объектами ближнего круга» и другие
4.ТЕМА:Сила сценического восприятия партнера
Теория: Образование невидимой связипри словесном и бессловесном общении между
артистами, ее развитие, доверие между партнерами.
Практика: упражненияПриветствие»,«Пристройка»,«Двойной перехват» и другие
5.ТЕМА:Тренинг интеллекта
Теория: развития эмоционального интеллекта, воображения, внимания и речи
Практика: упражнение«Эмоциональная память»,«Одно действие»,«Антагонист» и
другие
6.ТЕМА:Тренинг воображения и фантазирования
Теория: упражнения, которые развивают гибкость мышления, ассоциативное восприятие
и умение создавать образы
22
Практика: упражнения«Космическое путешествие»,«Необитаемый остров»,«Сказочное
животное (растение)» и другие
7.ТЕМА:Тренинг эмоций
Теория: отработка спонтанной реакции на внешние раздражители,освоениемгновенныx
эмоциональныx переключений,наполнение слов скрытым смыслом…
Практика: упражнение«Смех и плач»,«Текст и подтекст»,«Смерть и воскрешение» и
другие
8.ТЕМА:Тренинг двигательных и чувственных ощущений
Теория: Тренинг двигательных и чувственных ощущений. Развитие кинестетической и
реактивной памяти
Практика: упражнение«Психологический жест»,«Атмосфера»,«Импульсы» и другие
9.ТЕМА:Сценическое движение
Теория: упражнения, направленные на развитие баланса, координации, пластики и чувства
ритма
Практика: Стояние на одной ноге,движения под разные ритмы,работа с предметом
10.ТЕМА:Упражнения для развития дикции
Теория: упражнения, которые работают над дыханием, артикуляцией, скороговорками и
интонацией
Практика: упражнение «Свеча»,развитие подвижности губ и челюсти,Интонационные
разминки и другие
11.ТЕМА:Навыки работы перед камерой
Теория: Не боязнь камеры, умение работать на камеру
Практика: упражнение на умениедвигаться относительно камеры, держание пауз в
кадре и другие
12.ТЕМА:Кинопроизводство
Теория: этапы создания фильма. Профессии в кино.
Практика: возможность «примерить» одно из направлений в кино
13. ТЕМА:Участие в съемках кино-упражнений
Практика:использование полученныx знаний и умений в
практическиxработаxюныxкинорежиссеров
14. ТЕМА:Подведение итогов года
Практика: рефлексия, мониторинг по окончанию учебного года
МОДУЛЬ «ПРОДАКШН»
23
(производство фильмов) -3 ГОД
Цель модуля:
-Ориентирование на практическое применение полученных знаний;
Задачи модуля:
Организовать с минимальным участием педагога процесс написания сценария, съемок и
постпродакшна.
Ожидаемые результаты по реализации модуля
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение
относится к вещам бережно. Модуль предполагает расширение социального круга
общения, умение находить общий язык как с молодым, так и старшим поколением, нести
ответственность за коллективный проект.
Предметные:
Предполагает практическое использование кино-инструментов, которые позволяют
проводить фото, кино и видеосъемкуна уровне «продвинутом»
Метапредметные:
Подготовленность проводить фото и видеосъемку на телевидении и в компаниях.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ «ПРОДАКШН»
3 год обучения
количество часов
№
название тем, разделов
1.
Введение в программу. Задачи
года. Правила т/б на занятиях.
2.
Работа над сценарием
Формы
аттестации/контроля
Теоре
тичес
кие
занят
ия
Практич
еские
занятия
Ито
го
2
-
2
20
20
40
Обсуждение сценария,
работа над ошибками
24
Препродакшн (подготовительная
работа к съемкам фильма)
3.
Совместное
20
20
40
36
Совместное
анализирование
съемок, работа над
ошибками.
40
Обсуждение по
качеству выполненного
задания
Продакшн (Съемка фильма)
4.
18
5.
Постпродакшн (монтаж, озвучка,
цветокоррекция, подготовка к
премьерному показу)
20
6.
Подведение итогов года
2
всего за год:
82
18
20
анализирование
подготовки к съемкам,
работа над ошибками
2
78
160
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ «ПРОДАКШН» (производство фильмов)
1.ТЕМА:Введение в программу киностудии «Юниор». Задачи третьего года
обучения. Правила ТБ на занятиях.
Теория: Понимание важности курса. Знакомство с основными темами данного
учебного года.
2.ТЕМА:Работа над сценарием
Теория: написание сценария, препродакшн (подготовительный этап к съемкам)
Практика: работа над сценарием, подготовительные работы к съемкам фильма
3.ТЕМА:продакшн (производство)
Практика: Съемка фильма
4.ТЕМА:Постпродакшн (работа над фильмом после съемок)
Практика: монтаж, покраска, переоззвучка фильма
.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ «ПРОДАКШН»
4 год обучения
25
количество часов
№
название тем, разделов
1.
Введение в программу. Задачи
года. Правила т/б на занятиях.
2.
Работа над сценарием
Формы
аттестации/контроля
Теоре
тичес
кие
занят
ия
Практич
еские
занятия
Ито
го
2
-
2
20
20
40
Препродакшн (подготовительная
работа к съемкам фильма)
3.
Совместное
20
20
40
18
5.
Постпродакшн (монтаж, озвучка,
цветокоррекция, подготовка к
премьерному показу)
20
6.
Подведение итогов года
2
всего за год:
82
18
20
анализирование
подготовки к съемкам,
работа над ошибками
36
Совместное
анализирование
съемок, работа над
ошибками.
40
Обсуждение по
качеству выполненного
задания
Продакшн (Съемка фильма)
4.
Обсуждение сценария,
работа над ошибками
2
78
160
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ «ПРОДАКШН» (производство фильмов)
1.ТЕМА:Введение в программу киностудии «Юниор». Задачи 4года обучения.
Правила ТБ на занятиях.
Теория: Понимание важности курса. Знакомство с основными темами данного
учебного года.
2.ТЕМА:Работа над сценарием
Теория: написание сценария, препродакшен (подготовительный этап к съемкам)
Практика: работа снад сценарием, подготовительные работы к съемкам фильма
26
3.ТЕМА: продакшен (производство)
Практика: Съемка фильма
4.ТЕМА:Постпродакшн (работа над фильмом после съемок)
Практика: монтаж, покраска, переоззвучка фильма
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ «ПРОДАКШН»
5 год обучения
количество часов
№
название тем, разделов
1.
Введение в программу. Задачи
года. Правила т/б на занятиях.
2.
Работа над сценарием
Формы
аттестации/контроля
Теоре
тичес
кие
занят
ия
Практич
еские
занятия
Ито
го
2
-
2
20
20
40
Препродакшн (подготовительная
работа к съемкам фильма)
3.
Совместное
20
20
40
18
5.
Постпродакшн (монтаж, озвучка,
цветокоррекция, подготовка к
премьерному показу)
20
6.
Подведение итогов года
2
всего за год:
82
18
20
анализирование
подготовки к съемкам,
работа над ошибками
36
Совместное
анализирование
съемок, работа над
ошибками.
40
Обсуждение по
качеству выполненного
задания
Продакшн (Съемка фильма)
4.
Обсуждение сценария,
работа над ошибками
2
78
160
27
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ «ПРОДАКШЕН» (производство фильмов)
1.ТЕМА:Введение в программу киностудии «Юниор». Задачи 5года обучения.
Правила ТБ на занятиях.
Теория: Понимание важности курса. Знакомство с основными темами данного
учебного года.
2.ТЕМА:Работа над сценарием
Теория: написание сценария, препродакшн (подготовительный этап к съемкам)
Практика: работа снад сценарием, подготовительные работы к съемкам фильма
3.ТЕМА: продакшн (производство)
Практика: Съемка фильма
4.ТЕМА:Постпродакшн (работа над фильмом после съемок)
Практика: монтаж, покраска, переоззвучка фильма
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДООП «КИНОСТУДИЯ
«ЮНИОР»
1. Предметные
Освоение теоретических и практических знаний по каждому из модулей.
2. Метапредметные и личностные:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение быть контактным и
общительным. Модули предполагают расширение социального круга общения, умение
находить общий язык как с молодым, так и старшим поколением, нести ответственность
за коллективный проект.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-технические условия:
Специальное помещение для киностудии c шумоизоляцией
Canon EOS 5D Mark III
Объектив Sigma AF 18-35 mm F1.8 DC HSM Art для Canon
28
ШтативManfrotto MVKN8C
Стабилизатор DJI RS 3 Pro
ОсветительGodox VL300II
СветодиодныйсветAputureAmaran T4C 2500-7500K 120 см–2 шт.
СветодиодныйсветAputureAmaran T2C 2500-7500K 60 см-2 шт.
Стойка-журавльDigitalfoto DF-T01S C-stand 2 шт.
СофтбоксAputure Lantern China Ball
Микрофоны;
Ноутбук
Компьютеры и мониторы
Видеомонтажное оборудование
Хромакейная стена или ткань (2Х3).
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
учебного года:
Продолжительность
занятий
Промежуточная
аттестация
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
2 год обучения
3 и более лет
обучения
11 сентября
(по Уставу)
36 учебных недель
1 сентября
1 сентября
36 учебных недель
36 учебных недель
7-8 лет: 40 минут
9 -11 лет: 40 минут
11-12 лет: 40 минут
по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая
по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
10 мая -24 мая
25 мая
по окончанию курса
образовательной
программы
10 мая – 20 мая
Итоговая аттестация 10 мая -24 мая
Окончание учебного 25 мая
года
Период учебного графика:
1 четверть
с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)
Осенние каникулы
с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных дней
03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
2 четверть
с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01.(12 календарных дней с учетом праздничных дней
31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
Зимние каникулы
29
3 четверть
Весенние каникулы
с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
4 четверть
с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа
реализуется
педагогом
дополнительного
образования
1
квалификационной категории, имеющим среднее - специальное образование, навыки
работы с социальными сетями, режиссёрской и сценарной деятельности.
Для
эффективной
реализации
программы
могут
привлекаться
также
профессиональные журналисты для проведения мастер-классов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Фильммейкер: https://disk.yandex.ru/d/aYK3uqUD67XMXQ
2.
Сценаристика: https://disk.yandex.ru/d/ZmDbNampBMOfAw
3.
Монтаж и цветокоррекция:https://disk.yandex.ru/d/tE3cSuufcMcZ0A
4. Фильмы киностудии:https://disk.yandex.ru/d/soXNuI-bkqfkzA
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
30
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036
года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№
28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «
Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
31
образовательной
деятельности
с
использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/
04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной
услуги
в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Литература для педагога
1.Ушинский К: О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической
педагогики. М.: Амрита, 2018. 212 с.
2.Тарковский А.А. Уроки режиссуры.М.: ВИПиПКРК, 1993
3.Попова Э. Курс лекций по звукорежиссуре в кино. М.: Канон, 2022.280 с.
4.Полищук В.Б. Большая книга актерского мастерства, АСТ, 2024.800 с.
ЛИТЕРАТУРА ИГРОВОЙ РЕЖИССУРЫ
32
1.Тарковский А.А. Уроки режиссуры. М.: ВИПиПКРК, 1993
2. Кулешов Л.В. Азбука кинорежиссуры. М.: ЁЁ Медиа, 2013.132 с
2. Эйзенштейн С.М. Мемуары. Яуза.: Яуза, 2018.384 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО
1.Рабигер М. Режиссура документального кино.М,; Гуманитарный ин-т телевидения и
радиовещания им. М. А. Литовчина, 2006
2. Абдуллаева З. Постдок. Игровое/неигровое М.:Новое литературное обозрение, 2011.
3. Медынский С. Мастерство оператора-документалиста» (в двух частях)М.: 625, 2004
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ
1. Вендерс В., Логика изображения. Спб, 2003.
2. Кракауэр З., Реабилитация физической реальности. М, 1974.
3. Тынянов Ю., Поэтика. История литературы. Кино. М, 1977.
4.Ржешевский А, Жизнь. Кино. / Сц. "Очень хорошо живется. М, 1982.
5. Пропп В., Морфология волшебной сказки. Спб. 2000
6. Фрейлих С., Теория кино 2. М, 2004.
7. Превер Ж., Дети райка, киносценарии. М, 1986.
8.Феллини Ф. Феллини о Феллини. М, Радуга, 1988. 478 с.
9.Антониони А. Антониони об Антониони. М, Радуга, 1986. 400 с.
10. Говард Д, Мабли Э. Как работают над сценарием в Южной Калифорнии.М.:
Интеллектуальная Литература, 2021
11. Воглер К Путешествие писателя. М.: Альпина, 2020
12. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Питер, 2018
33
13. Ширяев В. Сценарное мастерство.М.: Альпина, 2020
14. Ширяев В. Дебют в кино. М.: Бомбора, 2022
15. Митта А. Кино между адом и раем. М.: Подкова, 1999
16.. Трюффо Ф. Хичкок/Трюффо. М, 1996.
17. Арабов Ю. Кинематограф как теория восприятия. М, 2003.
18. Лоусон Д.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария . М, 1960.
19. Макки Р. История на миллион долларов. М, 2011.
20. Молчанов А.Букварь сценариста. Как написать интересное кино и телесериал. М, 2009.
21. Пресс С. Как пишут и продают сценарии в США для видео, кино и телевидения. М,
2003.
Литература для обучающихся «Кинооператорского» модуля
1. Блок Б. Визуальное повествование
2. Медынский С. Компонуем кинокадр
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие
4. Головня А. Мастерство кинооператора
5. Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении М. А. Литовчин, М., 2004
6. Железняков В. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор
7. Самуэльсон Д. Киновидеокамеры и осветительное оборудование
8. Волынец М. Профессия: оператор
9. Гудридж М, Грирсон Т Профессия: кинооператор
10. Сыромятникова И. С. Технология грима: Практическое пособие. М.: Высшая школа,
1991.
34
11 Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения, М.: ВГиК,
1987
Монтаж:
1. Соколов А.Г., "Монтаж: телевидение, кино, видео".
2. Эйзенштейн С, "Монтаж".
3. Ромм М, "Вопросы киномонтажа".
4. Арнхейм Р, "Искусство и визуальное восприятие".
5. Стивен К, Кадр за кадром \ StevenKatz "Shotbyshot" (ENG).
6. Лекция Андрея Тарковского о роли монтажа в кино.
7. Воль М., Техника монтажа в Final Cut Pro.
8. Иттен И., Искусство формы, Искусство цвета.
9. С.Е.Медынский, "Компонуем кинокадр".
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ЗВУКОРЕЖИССУРЕ КИНО
1.Попова Эванс Екатерина Джоновна - Курс лекций по звукорежиссуре в кино
2. Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения, М.: ВГиК,
1987
Литература для обучающихся «Актерского» модуля
1. Пиз А. Язык тела и жестов. Воронеж, 1992.
2. Вановская Е. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. Л, 1989.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М, 1986.
4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. М, 1967.
5. Грачева Л.В. Воспитание чувств // Диагностика и развитие художественной
одаренности. СПб.: Сборник, 1992.
35
6. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М, 1966.
7. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М, 1965.
8. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М, 1982.
9. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М, 1964.
10. Корогодский З.Я. Начало. Спб, 1996.
11. Корогодский З.Я. Режиссер и актер. М, 1967.
12. Корогодский З.Я. Этюд и школа. М, 1975.
13. Мелик-Пашев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М, 1991.
14. Станиславский К.С. Собр. сочинений: в 9 т. М, 1958.
15. Чехов М.А. Путь актера: в 2 т. М., 1986.
16. Шмойлов М.Г. Мастерство актера (Упражнения и игры начального этапа обучения)".
Методическая разработка. – Л, 1990.
17. Штаркин В. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности. М.,
1971.
18. Эфрос А. "Репетиция – любовь моя". – М, 1993.
19. Эфрос А. "Профессия режиссер". – М, 1993.
20. Эфрос А. "Продолжение театрального романа". – М, 1993.
21.Эфрос А Книга четвертая. – М., 1993.
22. Соколов А.Г. Монтаж – телевидение, кино, видео. М, 2005.
23. Грачева Л.В. Тренинг в работе актера над ролью. СПб, 2010.
24. Полищук В.Б. Большая книга актерского мастерства, АСТ, 2024.800 с.
Литературадля родителей
1.Константин Ушинский: «О воспитании детей и юношества. Традиции русской
гуманистической педагогики» Издательство: Амрита, 2018 г.
36
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
ссылки
Игровые фильмы
https://disk.yandex.ru/i/G8saYQjH_mkV3w
Пойдем домой
https://disk.yandex.ru/i/yZhw16SCg7bfQQ
Ванька
https://disk.yandex.ru/i/RHXkSc4YwIOA_g
Еще раз
https://disk.yandex.ru/i/viJNY_C1AyIrHg
Последний звонок
https://disk.yandex.ru/i/PxPsONucc-NBpA
Окно
https://disk.yandex.ru/i/fymelN7teidHQw
Щенок
https://disk.yandex.ru/i/WI24AcRFYptwXQ
Темнота
https://disk.yandex.ru/i/Tq4wIX74tLqJ0g
5 кабинет
https://disk.yandex.ru/i/WsKpMpDZKwvtiw
С праздником, Ма!
https://disk.yandex.ru/i/exRH8oiXx-PtnQ
Как кошка с собакой
37