1. Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная.
Программа
направлена
нравственное,
на
развитие
интеллектуальное
творческих
развитие
способностей
подростков
через
детей,
активное
обеспечивает
вовлечение
обучающихся в редакционную деятельность.
Актуальность
Образовательная деятельность осуществляется на основании нормативно-правовой базы
для проектирования дополнительных общеобразовательных программ:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036 года и на
перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 « Об
утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
2
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации
социализации
по
и
реализации
внеурочной
общеобразовательных
деятельности,
программ
с
программы
применением
воспитания и
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
3
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
В современных условиях образование «становится не только средством освоения
всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для
реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения
человеком самого себя» («Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года. (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р).
«Создание
необходимых
условий
для
выявления
и
развития
творческих
и
интеллектуальных способностей, обучающихся...» - одна из основных задач развития системы
образования в Свердловской области («Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»).
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его
творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только
адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно
взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения,
оценивать свою деятельность.
За последнее десятилетие журналистика стала если не массовой, то, во всяком случае,
весьма распространенной профессией. Среди школьников все больше тех, кто проявляет
интерес к журналистике и хочет попробовать свои силы в этой сфере деятельности, хотя
далеко не каждый из них стремится непременно стать журналистом-профессионалом. Одной
из главных особенностей обучения журналистов традиционно является наличие и работа
учебных редакций: телевидения, блогинга и учебной газеты, где каждый, в зависимости от
выбранного им направления, обучается и участвует в выпуске какого-либо вида СМИ. Однако
сегодня для молодого поколения естественно обмениваться информацией на сайтах
Интернета, и появляется необходимость создания молодежных конвергентных редакций,
которые бы совмещали в себе работу каждого из начинающих журналистов во всех видах
СМИ, а также выпуск конвергентного продукта, чаще всего группы в ВК, содержащего
журналистские материалы в текстовом и аудиовизуальном формате.
Актуальность
предлагаемой
программы
определяется
возросшим
интересом
подрастающего поколения к интернет ресурсам, СМИ, а также необходимостью помочь
обучающимся,
желающим
попробовать
свои
силы
в
работе журналиста,
блогера,
сориентироваться, личностно определиться в многообразии и противоречивости мнений и
представлений о выбранном ими виде деятельности.
Курс журналистики и блогинга «Атом МЕДИА» учитывает всевозрастающую роль СМИ
4
в системе общественных отношений. Занятия по программе помогают детям преодолевать
такие психологические барьеры, как скованность, замкнутость, застенчивость. Приобщают
подростков к «взрослому делу» - выпуску печатных текстов, телесюжетов, блогов различной
направленности, где они учатся быть ответственными за свою работу. Кроме того, занятия
являются серьезным стимулом для расширения базы знаний, стремления применить
приобретенные знания и навыки в творческом процессе. Эта программа ориентирована на
организацию интеллектуального, социально-полезного досуга для всех желающих подростков.
Родители, заинтересованные в развитии ребёнка, соответствующем общей динамике жизни
постинформационного общества, поддержат обучение в связи с его актуальность.
Отличительные особенности общеразвивающей программы, новизна. Отличительной
чертой данной образовательной программы является то, что она предусматривает изучение
теоретических основ журналистики в сочетании с практической реализацией полученных
знаний и умений в подготовке собственных продуктов. В программу также включены
элементы
социологии
(практика
рейтинговых
опросов,
трактовка
социологических
исследований и т.п.), дискуссионная программа, постоянная работа в монтажных программах.
Занятия по программе строятся так, чтобы подросток овладел не только теоретическими
знаниями, полученными в ходе занятия, но и смог их проиллюстрировать в работе с текстом, в
подборке информации, в выборе методов соцопроса и т.д. При подготовке текстов, сюжетов,
блогов (новости, тематических, интервью), важны не только собранный материал, но и умения
и навыки работы с микрофоном, хорошая и грамотная речь, дикция, умения вести себя на
публике, технические умения: монтаж, вёрстка, обработка фото.
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучения
подростков 10 - 17 лет. Группы формируются из разновозрастных детей по заявлению
обучающихся или их родителей на добровольной основе. Наполняемость групп первого года
обучения - не менее 12 человек.
Характеристика детей 10 - 14 лет
Познавательная деятельность подростков 10 - 14 лет развивается очень интенсивно.
Внимание и восприятие подростка становятся избирательными, целенаправленными,
анализирующими. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет
лучшего
запоминания
материала,
но
и за
счет
его
логического
осмысления.
В
интеллектуальной деятельности нарастает способность к абстрактному мышлению, активно
формируется самостоятельное, творческое мышление.
Характеристика детей 15-17 лет
Возраст 15 - 17 лет - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования
мировоззрения,
созревания
когнитивных
и
эмоционально-личностных
предпосылок.
Существенно расширяется кругозор подростка, появляется потребность свести многообразие
5
фактов к немногим принципам, что дает толчок юношескому «философствованию». Отсюда потребность в поиске смысла жизни, формирование жизненных планов, определение
перспективы своего существования и развития всего человечества.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа,
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между академическими часами - 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 4 часа.
Объем общеразвивающей программы - 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Обучающиеся работают над проектами сначала под руководством педагога, а затем уже
как самостоятельная редакция создают проекты новостные и тематические, в соответствии с
планом мероприятий «Школы Росатома». Самостоятельно монтируют сюжеты. Содержание и
методика выполнения практической работы зависят от специфики учебного материла: на
первом этапе обучающиеся осмысливают работу, планируют ход ее проведения. На втором
этапе - самостоятельно выполняют работу по заданному или составленному плану. Третий
этап - контрольный, на котором обучающиеся предъявляют результат, при необходимости,
корректируют работу. Метод проектов - метод поиска, такая организация обучения, при
котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических
заданий - проектов, что позволяет тесно сочетать теорию с практикой. Проектные технологии
имеют
определенные
преимущества:
одновременное
сочетание
индивидуальной
и
коллективной деятельности, возможность самореализации, работа в команде, реализация
возрастных потребностей в самостоятельной и практической деятельности, оценка результатов
и их общественная значимость, возможность видеть результаты своей деятельности.
Возможность применения в процессе работы над проектом современных технологий,
использование
всемирной
сети
Интернет,
использование
разнообразных
форм
взаимодействия, в том числе интерактивных, позволяет практически реализовывать
педагогику сотрудничества; глобализации образовательного процесса, ориентацию на
конкретный
результат,
возможность
реальной
межпредметной
интеграции,
новые
возможности для неформального контроля за уровнем достижений обучающихся и др..
Обучающиеся приобретут опыт подготовки и выпуска продуктов в рамках проекта «Школа
Росатома», для социальных сетей (группа ВК «АтомМедиа», участия в социально-значимой
деятельности детского самоуправляемого коллектива.
Уровень дополнительной общеразвивающей программы - начальный, обеспечивает
знакомство с курсом в рамках содержательно тематического направления, стандартное
6
изучение содержания, около профессиональные, профессиональные знания.
Перечень форм обучения - очная, с возможностью реализации некоторых разделов с
применением дистанционных технологий, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, тренинг,
мастер-класс, экскурсия.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы. Опросы, открытые занятия, отчеты, портфолио, просмотры, презентация
журналистских материалов общественности на фестивалях, конкурсах.
1.2. Цель и задачи
Цель общеразвивающей программы: личностное самоопределение и самореализация
детей и подростков через включение в редакционную деятельность в процессе создания
тематических и новостных проектов на основе интеграции содержания различных
образовательных областей.
Задачи:
Обучающие. Способствовать:
- овладению основами знаний, умений и навыков в области журналистики;
- формированию умения оперативно собирать информацию и обрабатывать ее;
- формированию умения связно и грамотно излагать мысли в устной и письменной
форме;
- формированию практических навыков создания медиапродукции: статей, сюжетов,
блогов.
Развивающие задачи:
- Способствовать формированию навыков самоорганизации и самоконтроля;
- Развивать умение управлять собственными эмоциями, выявлять и анализировать
причины эмоций, принимать себя и других;
- Развивать
готовность
осуществлять
познавательную
деятельность
на
основе
логических и исследовательских умений;
- Развивать умение осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию информации;
- Развивать умение осуществлять как личную, так и деловую коммуникацию,
совместную деятельность.
Воспитательные задачи:
- Содействовать гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
- Стимулировать участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, в детском
самоуправлении и гуманитарной деятельности;
- Способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью, навыков
безопасного поведения в том числе в интернет-среде;
7
- Способствовать формированию интереса к практическому изучению профессий;
- Содействовать развитию понимания ценности отечественного и мирового искусства;
- Содействовать участию в практической экологической деятельности на основе
повышения уровня экологической культуры.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Уровень
Год
Разделы
(модули)
Сложности обучени
я
первый
базовый
Учебноразвивающий
блок
Учебно творческий
блок
Социокультурный
Количество часов
Всег Теория
Практика
о
36
10
26
98
10
18
2
80
8
Итого 144
30
114
Формы
аттестации
Педагогическ
ое
наблюдение,
анализ
творческих
работ (статей,
блогов,
репортажей),
участие в
конкурсах ШР
8
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№
п.п. Наименование тем, разделов
Учебно-развивающий блок
1
Организационные
мероприятия. Инструктажи
по ТБ, ПБ, ПДД
Введение в журналистскую
2
деятельность
«Кухня» журналиста
3
4
Рабочие направления
4.1
Репортаж: важное и разное
4.2
4.3
Жанры блогинга
Жанры печатной
журналистики
5
5.1
5.2
5.3.
Развитие творческих
способностей, креативности
Мыслительная деятельность
журналиста.
Наблюдательность - одно из
важных качеств
радиоведущего.
Внимание как необходимое
профессиональное качество
радиоведущего.
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория Практика
36
10
26
1
1
0
Педагогическое
Наблюдение
2
1
6
16
2
3
1
4
13
опрос,
собеседование
Тестирование
анализ творческих и
проверочных работ
Педагогическое
Наблюдение
Опрос
анализ творческих и
проверочных работ
11
3
8
Педагогическое
наблюдение,
собеседование,
опрос,
собеседование
9
Какая
память
у
радиожурналиста?!
5.5. Речевая
подготовка
радиоведущего
5.6. Формы общения
5.7. Основы техники речи
5.8. Индивидуальная
работа:
речевая
подготовка
радиоведущего
Учебно-творческий блок
6
Выпускаем медиа продукт
6.1
Тематический блог,репортаж
опрос,
собеседование
опрос,
собеседование
собеседование,
Опрос
Педагогическое
Наблюдение
5.4.
Индивидуальная работа
сценарием
6.3. Подготовка и проведение
стримов с мероприятий
(работа по плану)
6.4
Речевые разминки
6.5
Внимание! Работаем!
Социокультурный блок
6.2.
7
8
9
со
98
6
18
3
6
3
6
3
6
3
3
6
68
10
3
3
3
65
8
Участие в мероприятиях ЦДТ
4
Реализация личных проектов
Участие в конкурсах ШР
2
2
80
3
3
3
4
2
0
4
Собеседование
опрос,
собеседование
опрос,
собеседование
Педагогическое
Наблюдение
Опрос
анализ работ
Педагогическое
Наблюдение
Педагогическое
Наблюдение
6
анализ творческих и
проверочных работ
Итого:
144
30
114
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Организационные мероприятия. Инструктажи по ТБ, ПБ, ПДД
2. Азы журналистской деятельности
Вводное занятие.
Теория: Вводное занятие: подготовка к восприятию курса «Юный журналист».
Что такое радиожурналистика. СМИ, тематическая специализация. Понятия «современность»,
«актуальность». Понятие «Журналист». Журналист - мастер своего дела, творческая личность.
Практика: Игры на знакомство. Дискуссия «можно ли стать журналистом без специального
образования?» «Хочешь подражать: кому и чему?» - обзор блогов и телепередач.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, собеседование
3. «Кухня» журналиста.
Теория. Методы сбора информации и профессиональная атрибутика. Знакомство и ввод в
активный словарный запас терминов журналистики и рекламы.
Практика: упражнения «Исключи лишнее слово», «Найди общее между словами», «Выскажи
10
мысль другими словами», «Исправь логические ошибки» и т.п.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, тестирование
4. Информационные сюжеты.
Теория. СМИ - самое оперативный источник информации. Активизация интереса к
окружающему миру и стимулирование поиска новых тем и идей. Запись новостей, которые
кажутся любопытными.
Практика: упражнения «Информация одной строкой», «Необычные рекламные объявления»,
«Репортаж от лица сказочного героя», «Что думает стрелка, когда часы остановились?»,
«Рассказ, «расшифровывающий» фразеологический оборот».
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ творческих и проверочных работ
5. Репортаж: важное и разное
Теория: Дать определения понятиям: репортаж, интервью.
Рассмотреть основные виды репортажа, интервью, видеокомпозиции.
Практика: Написание репортажа, интервью. Анализ образцов интервью для разных целевых
групп. Написание сценария. Конкурс творческих работ.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ творческих работ
6. Жанры печатной журналистики
Теория: Виды статей и публикаций: «Открывашка» и её роль. Что такое макетирование.
Продающие тексты. Работа с соцсетями.
Практика: знакомство со статьями, обсуждение. Творческая работа (индивидуальное
задание). Групповая работа «Создание сценария».
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ творческих и проверочных работ
7. Блогинг
Теория: Дать определения понятиям: блогинг, стрим.
Рассмотреть основные виды блогинга.
Практика: идея репортажа, написание сценария. Конкурс творческих работ.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ творческих работ
8. Развитие творческих способностей
8.1 Мыслительная деятельность журналиста
Теория:
Что
такое
мышление?
Типы
мышления:
«техническое»,
«гуманитарное»,
«творческое». Понятия «круг интересов, увлечений», «широты кругозора», информационные
тенденции.
Практика: Творческая дискуссия «Быть на волне». Задания и упражнения для развития
креатива: «Сформулирую определение» и т.д.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, собеседование, диагностические игры
11
8.2. Наблюдательность - одно из важных качеств блогера и репортёра.
Теория: Наблюдение - метод познания окружающего мира. Виды наблюдения. Необходимость
знаний о наблюдаемом предмете, явлений, умение анализировать полученный материал.
Практика: упражнения на развитие наблюдательности: «Измеряем на глазок», «Узнай, кто
там», «Таможня» и др.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, диагностическая игра
8.3. Внимание как необходимое профессиональное качество журналиста.
Теория: Свойства, функции и виды внимания. Роль внимания в восприятии, мышлении,
памяти и общении человека.
Практика: упражнения на развитие внимания: «Исправь ошибки». Игры, конкурсы.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, тестирование, диагностическая игра
8.4. Какая память у журналиста?!
Теория: Память - необходимое условие накопления опыта. Виды памяти: двигательная,
эмоциональная, образная, словесно-логическая. Долгосрочная и краткосрочная память.
Практика: Тренировка памяти: игровой тренинг. Игры: «Запоминаем слова», «Что
изменилось?» и др.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, тестирование, диагностическая игра
8.5. Речевая деятельность журналиста.
Теория: Что такое общение. Виды общения: передача информации, беседа на определенную
тему, откровенный разговор, конфликт. Формы общения: диалог, монолог, собеседование.
Практика: Тестирование «твой словарный запас». Упражнение «Рассказ на заданную тему».
Сюжетно-ролевые игры с целью развития качеств, которые помогают людям при общении:
умение слышать, слушать, выходить из конфликтов.
8.6. Формы общения.
Теория: диалог, монолог, собеседование. Специфика общения с собеседниками разных
возрастов, интересов. Речевой этикет журналиста. Специфика общения с собеседниками
разных возрастов, интересов.
Практика: вопросы-экспромты, вопросы-уточнения.
8.7. Основы техники речи. Речевые разминки. Дыхательная гимнастика. Скороговорки.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, тестирование, диагностическая игра
9. Выпускаем репортаж (печатный, блогинг, видео).
Практика: подготовка, выпуск, обсуждение. Творческая работа мозговой штурм. Групповая
работа «Создание сценария».
Сбор материала, макетирование, написание сценария, печать, съёмки.
Формы
контроля:
педагогическое
наблюдение,
тестирование,
анализ
продукта,
диагностическая игра. Работа над темой репортажа, сбор необходимого материала, написание
12
сценария, редактирование, подбор музыкального материала, работа в студии, выпуск
репортажа, продвижение.
10. Внимание! Работаем! Сбор информации. Редактирование. Техника речи. Съёмка.
Монтаж и обработка. Анализ работы команды
11. Социокультурный блок.
Постоянная работа по формированию и сплочению группы: психологические игры на
знакомство и сплочение коллектива (на каждом занятии), досуговые мероприятия, участие
единой командой в мероприятиях Центра, участие в конкурсах, экскурсии, освещение работы
объединений и различных мероприятий Центра, школьной жизни, участие в социологических
опросах.
Мониторинг. Входной, текущий, итоговый.
Входной (сентябрь, октябрь) - определение уровня мотивации и степени готовности к
освоению программы: анкетирование, тестирование на общую эрудицию.
Текущий (декабрь) - контроль качества освоения программы:
кроссворды и чайнворды по темам радио жанров, тесты, игры «Терминологическое лото»,
ролевые игры «Верю - не верю», конкурсы «Рекламный турнир».
и развития личностных качеств: «Ромашка настроения», педагогическое наблюдение
(протоколы).
Итоговый (апрель, май) - контроль качества освоения программы, развития личностных
качеств, удовлетворенности процессом и качеством образовательных услуг:
- творческий отчет в форме комплексной деловой игры "Радиоэфир";
- анализ работы своей группы, пожелания самим себе;
- педагогическое наблюдение (протоколы), анкетирование детей и родителей.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты. По окончании обучения по программе подростки
- Уважительно относятся к достижениям своей Родины, к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию;
- Активно участвуют в жизни семьи, организации, в детском самоуправлении;
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
- Оценивают свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- Ответственно относятся к своему здоровью, соблюдают правила безопасности, в том
числе в интернет-среде;
- Проявляют интерес к изучению профессий на основе применения изучаемого
предметного знания, осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
13
- Стремятся к самовыражению в искусстве, понимают ценность отечественного и
мирового искусства;
- Участвуют в практической экологической деятельности на основе повышения уровня
экологической культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- Владеют навыками самоорганизации и самоконтроля;
- Умеют управлять собственными эмоциями, выявлять и анализировать причины эмоций,
принимать себя и других;
Познавательные
- Демонстрируют готовность осуществлять познавательную деятельность на основе
логических и исследовательских умений;
- Умение осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию информации;
Коммуникативные
Осуществляют как личную, так и деловую коммуникацию, совместную деятельность.
Предметные результаты. Завершив курс обучения по данной программе, обучающиеся
научатся:
- создавать
журналистские
материалы
радиоэфиров
на
основе
использования
коммуникативно-эстетических возможности русского языка;
- свободно выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации и стилю общения на
основе обогащения активного и потенциального словарного запаса, расширения объёма
используемых выразительных средств;
- создавать устные и письменные высказывания, используя основные стилистические
ресурсы
лексики
и
фразеологии
языка,
основные
нормы
литературного
языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормы речевого этикета;
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать материалы
СМИ, осознавать реалии жизни, отражённые в журналистских произведениях, на уровне не
только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- процедурам смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий публицистического текста от научного, делового, художественного
и жанров радиожурналистики.
14
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Этапы образовательного
1 год обучения
процесса
Начало учебного года
11 сентября (по Уставу)
Продолжительность учебного
36 учебных недель
года:
Продолжительность занятий
12-16 лет: 40 минут
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Период учебного графика:
10 мая -24 мая
25 мая
1 четверть
с 01.09. по 24.10. (7 недель 6 дней)
Осенние каникулы
с 25.10. по 04.11. (11 календарных дней с учетом праздничных дней
03.11-04.11.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
2 четверть
с 05.11. по 30.12. (8 недель)
с 31.12. по 11.01. (12 календарных дней с учетом праздничных дней
31.12.,01.01.,07.01.)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
Зимние каникулы
3 четверть
Весенние каникулы
с 12.01. по 27.03. (10 недель 5 дней)
с 28.03.2026 по 05.04.2026 (9 календарных дней)
Образовательно-воспитательный процесс с изменением форм
работы с учетом учебного плана учреждения
4 четверть
с 06.04. по 25.05. (7 недель 1 день)
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Учебный кабинет (включая типовую мебель) - требуется 1 единица на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Ноутбук - требуется 2 единицы на группу, используется 60% времени реализации
программы;
- Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка,
ластик - требуется 12 комплектов на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Цифровая камера - требуется 3 штуки, используется 70% времени реализации
программы;
15
- Карты памяти для оргтехники - требуется 3 единицы на группу, используется 20%
времени реализации программы;
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования:
- имеющим высшее педагогическое образование;
- навыки работы с социальными сетями, режиссёрской и сценарной деятельности.
Для эффективной реализации программы могут привлекаться также профессиональные
журналисты для проведения мастер-классов.
Методические материалы
Программа ориентирована на развитие интеллектуального и творческого потенциала
ребенка в процессе углубленного изучения ряда предметов. Нижняя граница возраста
обусловлена тем, что с этого периода у подростков начинает формироваться потребность в
самоопределении, в экспериментальной апробации собственных возможностей, а также
намечается переход к абстрактному мышлению.
Освоение программы
не требует
предварительной подготовки и специального отбора детей. Программа «Радиожурналистика»
рассчитана на ребят в возрасте 10-17 лет, интересующихся русским языком, литературой,
журналистикой, делающих свои первые «пробы пера», увлекающихся выразительным чтением
и декламацией. Программа предназначена для практического изучения журналистики и
филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей,
формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной,
а также работе с одаренными детьми.
В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного
образования.
Программа
по
целевой
направленности
является
профессионально-
прикладной, развивающей, личностно ориентированной, она предполагает изучение основ
журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе
практической деятельности. Программа носит комплексный характер и включает в себя
различные элементы:
- обучение основам журналистских специальностей;
- развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в
творческом редакционном процессе;
- участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Радиожурналистика»
обеспечивает формирование у обучающихся компетенций:
- личностных: знания, умения и навыки самосовершенствования;
- коммуникативных:
речевые
умения
и
навыки
на
основе
использования
коммуникативно-эстетических возможностей и стилистических особенностей русского языка;
16
взаимодействие и сотрудничество;
- информационных: поиск, отбор, обработка,
использование,
аргументация
информации для создания текста как вторичного, так и собственного;
- ценностно-смысловых:
воспитание
нравственности,
формирование
духовных
ценностей, рефлексивное мышление;
- социально-трудовых:
профориентация,
активная
гражданская
и
социальная
деятельность;
- учебно-познавательных: логика, критическое и креативное мышление, планирование.
Краткое описание методики
Образовательный процесс ориентирован на освоение учебного материала в ходе
практической деятельности. Практическая работа имеет важное учебно-познавательное
значение, способствуют формированию, умений и навыков, необходимых для будущей жизни
и самообразования. Выполнение таких работ помогает конкретизации знаний, развивает
умение наблюдать и объяснять явления. Содержание и методика выполнения практической
работы зависят от специфики учебного материла: на первом этапе обучающиеся осмысливают
работу, планируют ход ее проведения. На втором этапе - самостоятельно выполняют работу по
заданному или составленному плану. Третий этап - контрольный, на котором обучающиеся
предъявляют результат, при необходимости, корректируют работу.
Метод проектов - метод поиска, такая организация обучения, при котором учащиеся
приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов,
что позволяет тесно сочетать теорию с практикой. Проектные технологии имеют
определенные преимущества: одновременное сочетание индивидуальной и коллективной
деятельности, возможность самореализации, работа в команде, реализация возрастных
потребностей в самостоятельной и практической деятельности, оценка результатов и их
общественная значимость, возможность видеть результаты своей деятельности. Возможность
применения в процессе работы над проектом современных технологий, использование
всемирной сети Интернет, использование разнообразных форм взаимодействия, в том числе
интерактивных,
позволяет
практически
реализовывать
педагогику
сотрудничества;
глобализации образовательного процесса, ориентацию на конкретный результат, возможность
реальной межпредметной интеграции, новые возможности для неформального контроля за
уровнем достижений обучающихся и др.
Программа предоставляет большие возможности для обучения детей самоорганизации,
самоуправлению, социальному проектированию.
Фонд оценочных средств описание форм диагностики
Для отслеживания результативности реализации программы используется мониторинг
17
образовательной деятельности.
Входной мониторинг проводится в начале учебного года и включает:
- статистический мониторинг
- диагностику степени готовности ребенка к освоению программы;
- выявление уровня мотивации к предстоящей деятельности.
Промежуточный мониторинг проводится по итогам первого полугодия и включает:
- уровень освоения программы: предметные и метапредметные результаты.
Итоговый мониторинг проводится по окончании текущего учебного года (до 10 мая) и
включает:
- уровень освоения программы: предметные и метапредметные результаты.
- уровень достижений ребенка (на основе анализа участия детей в творческой и
социально-значимой деятельности);
- степень удовлетворенности процессом обучения и результатом совместной
деятельности.
Личностные
2.3 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Планируемые
Критерии
результаты
оценивания
Виды контроля/
промежуточной
аттестации
Диагностический
инструментарий
(формы, методы
диагностики)
Анкеты,
тестирование,
творческие работы
Каждый
Анализ и
критерий
педагогическое
оценивается по
наблюдение;
бальной системе. Защита идеи или
2 балла проекта.
качество
выражено ярко 1
балл - качество
присутствует 0
баллов - качество
отсутствует.
- Проявляют интерес к Итог
Деловые
игры; Педагогическое
определяется по защита
изучению профессий
проекта; наблюдение,
следующим
на
результаты
тестирование,
критериям:
- Уважительно
относятся к
достижениям своей
Родины, к символам
России,
государственным
праздникам,
историческому и
природному
наследию;
18
основе применения
изучаемого
предметного знания,
осознание важности
обучения на
протяжении всей
жизни;
Стремятся к
самовыражению в
искусстве,
понимают ценность
отечественного и
мирового искусства;
Предметные
- создавать
журналистские
материалы
радиоэфиров на
основе
использования
коммуникативноэстетических
возможности
русского языка;
- воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать и
интерпретировать
материалы СМИ,
осознавать реалии
жизни, отражённые
в журналистских
произведениях, на
уровне не только
эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального
осмысления.
- свободно выражать
свои мысли и
чувства адекватно
ситуации и стилю
общения на основе
обогащения
активного и
потенциального
словарного запаса,
расширения объёма
Высокий –
10 - 12 баллов;
Средний –
6 - 9 баллов;
Низкий –
менее 5 баллов.
Каждый критерий
оценивается по
бальной системе.
2 балла - качество
выражено ярко 1
балл - качество
присутствует 0
баллов - качество
отсутствует.
Итог определяется
по следующим
критериям:
Высокий - 10 - 12
баллов;
Средний - 6 - 9
баллов;
Низкий - менее 5
баллов.
конкурсных
заданий
диагностическая
игра
Педагогическое
наблюдение,
Результаты
тестирование,
итоговых занятий и диагностическая
защиты проектов, игра
олимпиадные и
конкурсные
результаты
Итоговые занятия. Карта наблюдений,
Выполнение и
тесты, дневник
результаты
самооценки
конкурсных работ.
Работа на радио.
Проведение
прямых эфиров
Анализ и
рефлексия своей
деятельности и
работы в команде
редакции
Карта наблюдений,
тесты, дневник
самооценки
Работа в редакции, Карта наблюдений,
выполнение
тесты, дневник
определенных
самооценки
заданий. Ведение
своей рубрики на
радиоэфирах
19
используемых
выразительных
средств;
Метапредметные
Регулятивные.
Владеют
навыками
самоорганизации
и
самоконтроля;
У меют управлять
собственными
эмоциями, выявлять
и анализировать
причины эмоций,
принимать себя и
других;
Познавательные
- Демонстрируют
готовность
осуществлять
познавательную
деятельность на
основе логических и
исследовательских
умений;
- Умение
осуществлять поиск,
отбор, анализ,
систематизацию
информации;
Коммуникативные
Осуществляют как
личную, так и
деловую
коммуникацию,
совместную
деятельность.
Каждый критерий
оценивается по
бальной системе.
2 балла - качество
выражено ярко 1
балл - качество
присутствует 0
баллов - качество
отсутствует.
Итог определяется
по следующим
критериям:
Высокий - 10 - 12
баллов;
Средний - 6 - 9
баллов;
Низкий - менее 5
баллов.
Карта
наблюдений,
карта
мониторинга,
дневник
самооценки
Карта
наблюдений,
карта
мониторинга,
дневник
самооценки
Карта
наблюдений,
карта
мониторинга,
дневник
самооценки
Педагогическое
наблюдение,
тестирование,
диагностическая
игра.
Оценка открытых и
закрытых ответов в
тестировании.
Портфолио
обучающихся.
Педагогическое
наблюдение,
тестирование,
диагностическая
игра.
Оценка открытых и
закрытых ответов в
тестировании.
Портфолио
обучающихся.
Педагогическое
наблюдение,
тестирование,
диагностическая
игра.
Оценка открытых и
закрытых ответов в
тестировании.
Портфолио
обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
20
2.
Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года» и на перспективу до 2036 года и на
перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 « Об
утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
21
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/ 04
«Рекомендации
социализации
по
и
реализации
внеурочной
общеобразовательных
деятельности,
программ
с
программы
применением
воспитания и
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
20. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального округа Заречный Свердловской области «Центр детского
творчества».
Список литературы и других информационных источников
Литература для педагогов:
1. Журналист с микрофоном. Цвик В.Л. / vk.com/topic-69044671 30000970
2. Как разговаривать с кем угодно когда угодно и где угодно. Кинг Л. / vk.com/topic-
69044671 29785389?post=305
3. Мастерство эфирного выступления. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И.,
Оссовская М.П. / vk.com/topic-69044671 30001596
4. О культуре и логике речи. Емельянова Е., Левитан Ю. и др. / https://vk.com/topic- 69044671
33691814
5.
Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. Ситников В.П. /
vk.com/topic-69044671 29822970
22
6.
Эфирные тайны. Бубукин А.В. / vk.com/topic-69044671 29790365
Информационное обеспечение. Аудиосредства и видеосредства Уроки Академии Первого
канала:
1. https://vk.com/video5319295 170362273;
2. https://vk.com/wall-726232 90184 ;
3. https://vk.com/video-158780 456239919?list=3d47dff935029d1ba7
Литература для учащихся:
1.
Вартанов
А.С.
Ярмарка
эфирного
тщеславия.
Электронный
ресурс:
livelib.ru
review/347008
2. Ворошилов В. В. Журналистика. - СПб: Издательство Михайлова, 2008.
3. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П.Мастерство эфирного
выступления. Электронный ресvрс:/vk.com/topic-69044671 30001596
4. Емельянова Е., Левитан Ю. и др О культуре и логике речи.. /https://vk.com/topic- 69044671
33691814
5.
Засурский
Я.Н.
Система
СМИ
в
России.
Электронный
ресурс:
StudFiles.ru
>preview/4282867/
6. Кинг Л.Как разговаривать с кем угодно когда угодно и где угодно. Электронный ресурс:/
vk.com/topic-69044671 29785389?post=305
7. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. Ситников В.П. /
vk.com/topic-69044671 29822970
Приложение 1
Мониторинг входной:
1. Диагностика в виде тестирования, проверяющая уровень подготовки обучающихся по
речеведческим дисциплинам: речевые разминки, проверяющие возможности дикции, стили
речи, типы речи, лексика функциональных стилей речи, средства выразительности
(фонетические, лексические, синтаксические)
2. Мотивационная анкета определяет готовность к учебной деятельности: творческая работа
(Приложение №1)
23
Мониторинг промежуточный:
1
2
Предметное освоение материала по программе: обучающийся умеет
создавать журналистские материалы (печатные и видео)
ФИО
ФИО
формулировать свое мнение по поднятым проблемам современной
жизни и уметь этически корректно аргументировать свою точку
зрения при создании текста
3
создавать устные и письменные высказывания, используя основные
стилистические ресурсы лексики и фразеологии языка, основные
нормы литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормы
речевого этикета;
24
Метапредметные результаты
1.
2.
3.
4.
Регулятивные
ФИО. ФИО.
Самостоятельно определяет цели и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
Целенаправленно регулирует весь процесс выполнения учебных
действий
Определяет и формулирует адекватные промежуточные задачи
познавательной деятельности, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты.
Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
Осознает качество и уровень усвоения учебного материала
Своевременно и правильно вносит необходимые изменения и
дополнения в план и способ действия.
ИТОГО
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Познавательные
ФИО. ФИО.
Осуществляет развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Самостоятельно выбирает основания и критерии для сравнения,
классификации.
Анализирует объекты с целью выделения существенных и
несущественных признаков; составляет целое из частей,
восполняя недостающие компоненты.
Устанавливает причинно-следственные связи, выстраивает
логическую цепь рассуждения.
Может выделить, сформулировать и предложить способы
решения проблем творческого и поискового характера
ИТОГО
Коммуникативные
ФИО. ФИО.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так
и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия.
Позитивно относится к процессу общения, понимать
относительность оценок, выборов, совершаемых людьми,
обосновывает свою точку зрения.
При осуществлении групповой работы быть выступать в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
Умеет планировать общие способы работы, контролировать
деятельность участников группы, оказать помощь при
затруднении.
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных языковых средств
Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
25
образовательную коммуникацию,
ИТОГО
Личностные
ФИО. ФИО.
1 . Готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
2.
Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества,
3.
Готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма; коррупции и другим негативным социальным
явлениям.
4.
Принятие гуманистических ценностей, уважительное отношение
к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
5.
Готовность к участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах
самоуправления, общественно значимой деятельности;
6.
Проявление в поведении нравственной позиции, способности к
сознательному выбору добра и поведения на основе
общечеловеческих ценностей
ИТОГО
Ключ.
Каждый критерий оценивается по бальной системе.
2 балла - качество выражено ярко.
1 балл - качество присутствует .
0 баллов - качество отсутствует.
Итог определяется по следующим критериям:
Высокий - 10 - 12 баллов;
Средний - 6 - 9 баллов;
Низкий - менее 5 баллов.
Итоговые суммы баллов заносятся в электронные таблицы мониторинга качества
дополнительного образования
26